Ответы на экзамене по общей психологии

Фрейд разглядел в содержимом бессознательного смысл и намерение. Такие внешне безобидные и непреднамеренные акты, как оговорки, забывчивость и потеря предметов (вследствие того, что они не были положены на обычное место), м. б. мотивированы на бессознательном уровне. А коль скоро это так, ранее принятое определение С. как преднамеренной и целенаправленной психич. активности оказывается в равной мере применимым и к бессознательному.

К. Юнг пошел еще дальше в сглаживании различия между С. и бессознательным. Бессознательное, по Юнгу, есть совершенный источник нашей общности и креативность. Коллективное бессознательное — это «образ мира, на формирование к-рого ушла вечность... [Оно] состоит из совокупности инстинктов и их коррелятов, архетипов. Подобно тому как каждый из нас обладает инстинктами, он тж обладает запасом архетипических образов».

Достижения когн. психол. говорят о том, что сложная психич. деятельность, в т. ч. наша способность приобретать, хранить и извлекать информ. из памяти, в основном реализуется посредством бессознательных и недоступных для самонаблюдения операций.

Исслед. «слепого зрения» и «несознаваемой памяти» (memory without awareness) тж свидетельствуют о наличии противоречий в разграничении С. и бессознательного. Слепое зрение — это способность нек-рых людей с поврежденной зрительной корой мозга распознавать и реагировать на зрительные стимулы, не сознавая их. Вейскранц провел серию тестов с испытуемым, у к-рого была удалена правая область зрительной коры. Как и следовало ожидать, испытуемый сообщал о том, что он ничего не видит, когда стимулы предъявлялись в левой части его зрительного поля. Однако когда его попросили угадать вид стимула (X или О), этот испытуемый дал правильные ответы в 27 попытках из 30, — свидетельство того, что он все же воспринимал стимулы на каком-то уровне.

Следовательно, умственные процессы, такие как восприятие, представление, намерение, вспоминание и т. п., можно обнаружить и на бессознательном уровне, где они недоступны для интроспекции, а граница между С. и бессознательным не столь резка, как некогда считалось.

Как только исследователи осознали эти факты, обсуждение феномена С. превратилось в достаточно сложное занятие. Простота основанного на здравом смысле понимания С. как текущего знания, или сознавания (awareness), оказалась обманчивой и пустой. Если можно обоснованно указать как на сознаваемое, так и на неосознаваемое знание (awareness), полезность понятия «awareness» как дескриптора С. (consciousness) становится проблематичной. С. как одно только интроспективное сознавание (или самоотчет) становится простым качеством, накладываемым на определенные содержания опыта. В действительности это качество может оказаться всего лишь определенными корковыми процессами, так как их нарушение приводит к утрате интроспективного сознавания (awareness). Тем не менее обычно признается, что С. как определяющая характеристика психич. явлений включает нечто большее, нежели просто интроспективное сознавание




12.Принцип единства сознания и деятельности. (С.Л.Рубинштейн)

Принцип детерминизма и единства сознания и деятельности в теории Л.С. Рубинштейн (1899 - 1960).

Рубинштейном     в   1934  году  были  сформированы   два методологических принципа психологии:

1. Принцип единства сознания и деятельности (деятельностный подход).

Рубинштейн немного раньше сформулировал данный принцип ,чем Леонтьев, но их варианты были различны. Леонтьев попытался идею деятельности отнести к животным в том числе. Рубинштейн отстаивал неправомерность такого подхода, связывая деятельность только с человеком. По Леонтьеву - психика -это результат интериоризации. У Рубинштейн есть положение о том, что « человек и его психика развиваются в деятельности  изначально практической ». Данный принцип основывается на раннем положении Рубинштейна о « принципе творческой самодеятельности » , где деятельность является самостоятельной • и творческой. У Рубинштейна изначально начинал с того самого принципа, главным является идея активности. Психическая деятельность формируется в активном преобразовании среды, преобразовании мира. Именно это он имеет введу пол практической деятельностью.

2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма. Детерминизм - это учение о причинности, т . е. что является факторами , определяющими что-либо иное. Рубинштейн поставил вопрос о том, как внешние факторы влияют на поведение.(этот вопрос обсуждался в рефлексологии , бихевиоризме и т. д.). Ответ Рубинштейна звучит следующим образом:

Внешние факторы действуют через внутренние условия. Имеется введу, что внешние воздействия определяют поведение, но   только будучи интегрированными, переработанными во внутренней системе личности и тогда это влияние осуществляется.

Собственно говоря , эти внутренние условия и есть личность по Рубинштейну. Любое внешние воздействие может повлиять на предмет только постольку, поскольку оно как-то включается в личностную среду и перерабатывается там.

Внутренние условия, составляющие основание развития , - это исходные наследственные (генетические) и врожденные задатки, мотивация , способности, весь прошлый опыт и целостная система многообразных видов активности субъекта на данный момент его жизненного пути. Эксперименты , проведенные с позиции принципа детерминизма , показали, что внешняя причина - подсказка экспериментатора или само подсказка испытуемого -поможет последнему решать мыслительную задачу лишь в меру сформированное 1 и внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека

Принцип единства сознания и деятельности — один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30–е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
12. ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

- основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство". При этом и сознание, и деятельность понимается иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.

Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимамого как "явления" и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание "живет" в деятельности, которая составляет их "субстанцию"; сознание как образ является "накопленным движением", т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и "внешними", т. е. сознание не просто "проявляется и формируется" в деятельности как отдельная реальность - оно "встроено" в деятельность и неразрывно с ней.

13. Психологическая структура деятельности. Деятельность. Действия. Операции.

А. Н. Леонтьев, деятельностьформа активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив — то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом.

Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (-> концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.


Основные концепции деятельности в современной психологии.

Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента:

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (-> психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (-> бихевиоризм; необихевиоризм);

2) введение принципов развития и историзмав которых предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.

  Предметность, инструментальность и субъектность деятельности.

Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности — в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных. Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности и др.

Пpи анализе Д. выделяются тpи плана а) Генетический. В нем исходной фоpмой любой человеческой Д. является социальная, совместная Д, а механизмом pазвития психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая yсвоение опыта. пyтем Д. Пеpехода внешней Д. во внyтpеннюю.

б) Cтpyктypно-фyнкциональный ypовень. В его основе pассмотpения          лежит пpинцип анализа Д. "по единицам" (Выготский) Пpи котоpом та или иная pеальность pазлогается на единицы, содеpажащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy.

в) Динамический ypовень. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой Д. - надситyативная активность, опpеделяющая  самоpазвитие Д.

Строение деятельности. Внутри различных типов деятелности можно выделить отдельные деятельности. Предмет деятельности является тем, что побуждает ее = мотивом. Он переживается в виде желаний .... Эти формы переживаний - форма отражения отношения субъекта к мотиву, формы переживания смысла деятельности. По характеру мотивации деятельности можно выделить: 1)идеально-мотивированные деятельности (высшие потребности) и 2)витально-мотивированные.

Сложные деятельности включают в себя действия. Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на кот. оно направлено, не совпадает с его мотивом. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву  = смысл действия; форма переживания смысла действия = осознание его цели. Действие по форме м.б. практическим, идеальным и теорет. Практическое действие = внешнее, а теор. м.б. внутренним. Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Оно характеризуется подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки. Д. - моляpная (целостная) не сyммиpованная единица жизни. У Толмена иУотсона Действие - составляющая часть любой деятельности, подчинено сознатльной цели. Действие - пpоцесс, подчиненный пpедставлению о pезyльтате, котоpый должен быть достигнyт. Действие -          пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования,    пpоцессы поиска сpедств. (Задача - цель, достигаемая в yсловиях.) Действие - центpальный ypовень Деятельности. Особенности действия: 1) Действие включает в себя в качестве необходимого компанента акт сознания, в виде yстанови и yдеpжания цели.Цель pаскpывается в действии. 2) Действие неpазpывно связано с поведением.

3) Теоpия деятельности yтвеpждает, что действия зависят от внyтpенней активности. 4) Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели. Цель задает действие, действие обеспечиват pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, соледовательно и действие подpазделяются на более мелкие, обpазyю иеpаpхическyю стpyктypy. Cпособ выполнения действия - опеpация, она хаpактеpизyет техническyю стоpонy выполнения действия. Хаpактеp действия зависит от yсловий, в котоpых они совеpшаются. Цель, данная в опpеделенных yсловиях -     задача.

Виды опеpаций: 1) Возникают пyтем адоптации, пpилаживания, непосpедственного подpажания. Пpактически не осознаются. (пpиспособительные) 2) Возникают из действия, пyтем доведения последнего до автоматизации. Hе осознаются, но могyт, если yсловия изменятся (сознательные). Cледyющий ypовень - психофизические фyнкции - способности к ощyщению, обpазование и фиксация следов пpошлых воспоминаний,

мотоpная способность. Cюда же относятся вpожденные способности + способности, котоpые закладываются в пеpвый год жизни. Поступок - сложномотивированное действие, имеющее сложный смысл (это происх. если действие входит в двоякую деятельность, но мотивация обеих этих деятельностей, будучи различной, не является противоположной). Деятельность м. иметь цель, которая будучи данной в условиях, определяющих способ деятельности, есть задача. Содержание действия, которое определяется не самой целью, а условиями, в которых она дана, есть операция. Операция приобретает формы умения или навыка. Виды операций: Автоматизированные действия и врожденные инстинкты.

В осущ. любой деятельности, действия или операции обнаруживают себя многочисленные психофизиологические р-ции, без кот. не возможно осущ. деятельности. Они явл. условием деятельности, но к ним не сводятся деятельность и др.

Другими словами, в деятельности действий и операций не исчерпывается анализ деятельности. За деятельностью и регулир. ее псих. образами открывается физиологическая работа мозга.


 

14.Принцип целостности в гештальт психологии.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы.

Законы восприятия: 1. Закон фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон); 2. Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к упрощению восприятия; 3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

14.Принцип целостности в гештальт психологии.

Самый  принцип   целостности  получает несколько существенно различных реализаций. Для  В .Дильтея и его продолжателей он означает прежде всего  целостность  личности, которая является активным носителем определенной идеологии. Для берлинской школы гештальтпсихологии это  целостность  динамической ситуациии ее формальной структуры. Для лейпцигской школы  принцип   целостности  реализуется не  в  структурности, а вдиффузной комплексности, и его существеннейшим выражением является "народная"  целостность , поглощающая личность.

Гештальтпсихология (М.Вертхаймер,  В .Кёлер, К.Коффка, К.Левин), выдвинув  в  качестве первого основного  принципа   принцип   целостности , противопоставила его механистическому  принципу   психологии  элементов (Und-Verbindung, по Вертхаймёру). Под "гештальт" представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих  в  его состав частей.

Идею  целостности  гештальтпсихологи первоначально развили  в   психологии  восприятия,  в  которой они прежде всего попытались и экспериментально ее обосновать. Построенная гештальтпсихологией на основе  принципа  структурной  целостности  теория восприятия носит ярко выраженный феноменалистический, формалистский идеалистический характер.  Принцип   целостности , первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применен гештальтпсихологами к решению исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Далее этот  принцип  был распространен на все остальные проблемы  психологии . Применение  принципа   целостности  за пределами  психологии  восприятия было обусловлено выявлением второго основного  принципа  гештальтпсихологии, тесно связанного с первым, –  принципа  динамичности. Согласно этому  принципу , течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися  в  самом процессе, а не зависимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Таким образом, каждый психофизический процесс тоже оказывается замкнутым  в  себе целым. Следовательно, действия человека представляются как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты