Ответы на экзамене по общей психологии

15.Принцип детерминизма в психологии.

Принцип детерминизма и единства сознания и деятельности в теории Л.С. Рубинштейн (1899 - 1960).

Рубинштейном     в   1934  году  были  сформированы   два методологических принципа психологии:

1. Принцип единства сознания и деятельности (деятельностный подход).

Рубинштейн немного раньше сформулировал данный принцип ,чем Леонтьев, но их варианты были различны. Леонтьев попытался идею деятельности отнести к животным в том числе. Рубинштейн отстаивал неправомерность такого подхода, связывая деятельность только с человеком. По Леонтьеву - психика -это результат интериоризации. У Рубинштейн есть положение о том, что « человек и его психика развиваются в деятельности  изначально практической ». Данный принцип основывается на раннем положении Рубинштейна о « принципе творческой самодеятельности » , где деятельность является самостоятельной • и творческой. У Рубинштейна изначально начинал с того самого принципа, главным является идея активности. Психическая деятельность формируется в активном преобразовании среды, преобразовании мира. Именно это он имеет введу пол практической деятельностью.

2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма. Детерминизм - это учение о причинности, т . е. что является факторами , определяющими что-либо иное. Рубинштейн поставил вопрос о том, как внешние факторы влияют на поведение.(этот вопрос обсуждался в рефлексологии , бихевиоризме и т. д.). Ответ Рубинштейна звучит следующим образом:

Внешние факторы действуют через внутренние условия. Имеется введу, что внешние воздействия определяют поведение, но   только будучи интегрированными, переработанными во внутренней системе личности и тогда это влияние осуществляется.

Собственно говоря , эти внутренние условия и есть личность по Рубинштейну. Любое внешние воздействие может повлиять на предмет только постольку, поскольку оно как-то включается в личностную среду и перерабатывается там.

Внутренние условия, составляющие основание развития , - это исходные наследственные (генетические) и врожденные задатки, мотивация , способности, весь прошлый опыт и целостная система многообразных видов активности субъекта на данный момент его жизненного пути. Эксперименты , проведенные с позиции принципа детерминизма , показали, что внешняя причина - подсказка экспериментатора или само подсказка испытуемого -поможет последнему решать мыслительную задачу лишь в меру сформированное 1 и внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека.


16.Культурно-исторический подход в психологии.

Культурно-историческая теория развития психики. (1896-1934)

Выготский в 20-30-е годы выдвинул теорию культурно-исторического развития психики. «человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания, новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

У человека есть 2 лпнзш развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

Выготский разделил психику на 2 части:

1. НизшиеПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВысшиеПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление,

речь, произвольная память, произвольное вгимание, воображение.

Сознание необходимо изучать экспериментальном путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления сбоим повелением и поведением других. Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова). Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления.

Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизатооской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества. Оно создает ЗБР (зону ближайшего развитая),

Выготский в основу своих исследований положил 2 гипотезы:

1. Гипотеза об опосредованном характере психических функций человека.

2. Гипотеза о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической».


 

17.Закон в психологии.

Проблема закона много раз стояла в науке. Первым закон был закон Фехнера 186…, назвал он это уравнение основным психофизическим законом. Законы не имеют широкого действия, по сранению с законами физики, химии или биологии. Вот почему одни и теже зависимости описываются разными формулами. 2 вида психофиз закона : 1)Фехнер, 2) Стивенс.

Разные вещи все равно называются законами..



18.Методы психологического исследования.

Основные исследовательские методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды.

НАБЛЮДЕНИЕ  Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства —объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.

ОПРОС — метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных. АНКЕТА — Методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации — средство опроса.. ИНТЕРВЬЮ — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различаются два вида интервью:1) интервью свободные — не регламентированные темой и формой беседы;2) интервью стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:1) респондент — (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов — интервью клиническое и интервью диагностическое.

ТЕСТ — система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида — объекта наблюдения. Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения: 1) по предмету тестирования — качеству, оцениваемому тестом — различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные;2) по особенностям используемых задач — различаются тесты практические, тесты образные и тесты словесные;3) по характеру материала для испытуемых — различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;4) по объекту оценивания — различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств. Характеристика теста — к таковым относятся: адаптированность социокультурная, валидность, достоверность, надежность, однозначность, сопоставимость, стандартизованность, точность. Кроме требований к собственно тестам, существуют определенные строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов.

ЭКСПЕРИМЕНТ —Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи — корреляции — между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:1) традиционные — когда меняется лишь одна переменная независимая;2) факторные — когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство — возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — в психологии — исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — 1. Построение моделей протекания некоих психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.2. Воссоздание деятельности психической в лабораторных условиях для исследования ее структуры. Выполняется путем предоставления испытуемому различных средств, кои могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств наряду с прочим применяются различные тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал.

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ — в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности  Их использование предполагает получение информации, источники коей — методики автобиографические (опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности   Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека.


18/Основные методы психологических исследований

Длительный период психология определялась как наука о субъективном мире человека. И этому содержанию соотв. и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы и общества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективных состояний сознания. В них явление совподало с сущностью - т.е. формы сознания, которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время как основные св-ва духа / сущность псих. процессов. Это совпадение определило метод - субъективное описание явлений сознания, получаемое в процессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное, причинное объяснение психических процессов.

Пересмотр самонаблюдения как метода психол. исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, являющейся продуктом психического развития, использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченное применение. Последнее связано с тем, что не все псих. процессы протекают сознательно + самонаблюдение за своими псих. процессами может внести значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки объективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальных наук приемами за протеканием

деятельности + экспериментальное измерение условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях + анализ изменений, задаваемых экспериментатором.


19.Наблюдение в психологическом исследовании.

Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и ограничения

НАБЛЮДЕНИЕ  Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства —объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.

. Интроспекция – это наличие ясного переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения (интроспекция=психологическое (ясное переживание – отчет).

Титченер: самые большие ограничения на интроспекцию. Очистил сенсорные процессы. Отрицательные стороны: функциональная бесполезность, недостоверность.

Вюрцбурская школа – систематическая интроспекция. Надо изучать мышление. Вундт считал, что мысль невозможно исследовать экспериментально. Кюльпе: можно – лишь бы были испытуемые, готовые мыслить в контролируемых условиях, а затем получить у них интроспективный отчет о своих мыслительных процессах.

Уотт: чтобы сделать интроспекцию эффективнее изобрел прием дробления, разделял психологическое событие на несколько следующих друг за другом периодов и исследовал каждый из них в отдельности. Отсюда редукция памяти и заключений, которые заключались в интроспективный отчет.

Систематическая экспериментальная интроспекция – дробление с хроноскопическим контролем (Ах). Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин «сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания. (расширил классическую интроспекцию – исследовал своеобразные функции сознания – что сближает его с Брентано. Сознание для него – это функции и содержание).

Феноменологическое описание. Свободное беспристрастное описание опыта (видимое движение). Феноменологическое наблюдение – непосредственное, естественное описание наблюдателем своего восприятия, своего переживания.

Протоколы пациентов: интервью и кушетка используются как средства особого рода интроспекции, которая тщательно исследует сознание и стремится перевести забытое через порог.

Поведение животных: поведение животных рассматривалось как некий язык, говорящий о сознании. Интроспекция – прямое наблюдение. О сознании животных мы можем судить с помощью заключений по аналогии.

Вербальный отчет: отчет или поведение. Интроспекция – вся тяжесть на испытуемом (это больше чем переживание). Бихевиоризм сместил локус контроля на экспериментатора. Отсюда возможность наивного испытуемого.

Критика (Гиппенрейтер): 1. Бессмысленность классической интроспекции (публичная демонстрация).

2. Противоречия в результатах (несовпадения у разных авторов или у одного экспериментатора).

3. Находились новые элементы сознания. (вюрцбурская школа, гештальтпсихология, неосознаваемое). Опровержение предположений интроспекционизма:  возможность раздвоения сознания (при рефлексии наши чувства бледнеют, искажаются или исчезают. Специальные исследования показали, что осуществление двух деятельностей возможно при быстром переходе от одной к другой, либо при высоком автоматизме одной из них). Возможности интроспекции ограничены: интроспекцию настоящего полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Приходится наблюдать не сам процесс, а его затухающий след. (появление дробной интроспекции). Насколько можно увидеть причинно-следственные связи при интроспекции: если произвольный акт, то это возможно, но существуют бессознательные причины, внезапные воспоминания, озарения. Искажение опыта из-за вмешательства интроспекции. (скорее находили то, что искали). Самонаблюдение: берется наивный испытуемый; обычный отчет о себе. Наука в руках экспериментатора. Все зависит от используемого им экспериментального приема. Что и как наблюдается: интроспекция: рефлексия, или наблюдение (как вторая деятельность) за деятельностью своего ума; самонаблюдение: непосредственное постижение фактов сознания. Как используется в научных целях: интроспекция: основной способ получения научных знаний; самонаблюдение: факты сознания рассматриваются как сырой материал для дальнейшего научного исследования. Отчеты о виденном - это экстроспекция. Регистрация внешних данных.(отсутствие наблюдения за собственным наблюдением). Познание себя: 1. Типичность наблюдаемого – тогда только заключение (процессы познания себя более сложны, чем простой акт интроспекции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты