Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с "синдромом эмоционального сгорания"

Также важным аспектом профессиональной деятельности специалиста, занятого в социальной сфере, является общение с людьми, переживающими психологический кризис, когда диапазон негативных эмоций крайне разнообразен, а интенсивность их максимально выражена. Особенно профессионально трудные случаи, источник стресса для психосоциального работника - это обращения клиентов по поводу утраты значимого другого и суицидальные обращения.

Клиент, испытывая страдание и чувство горя, стремится разделить свои эмоции с социальным работником или психологом, и тем самым перестает чувствовать себя наедине со своими проблемами. Специалист, оказывается в этом случае объектом, которому предназначаются эти негативные чувства. Он эмоционально присоединяется к ним, разделяет их с клиентом, создает атмосферу сочувствия, принятия, т.е. работает в режиме эмпатии. Психолог или социальный работник на некоторое время как бы идентифицируется с клиентом и таким образом проясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В эти моменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в виде боли, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильное психологическое переживание клиента.

Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти и собственных утрат профессионала, а при работе с суицидальным клиентом специалисту осознанно приходится принимать на себя роль спасателя.

Асимметрия ответственности, а именно переживание повышенного чувства ответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с клиентом с суицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до нескольких дней в виде чувства незавершенности.

Таковы лишь некоторые психологические составляющие проблемы эмоционального сгорания. Однако имеется еще ряд факторов, способствующих развитию этого синдрома у специалиста, занятого в социальной сфере:

- монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;

-          вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

-          строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;

-          работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям психолога или социального работника помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

-          напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

-          нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

-          работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

-          неразрешённые личностные конфликты специалиста, занятого в социальной сфере.

Таким образом, проанализировав основные причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов, мы пришли к выводу, что наиболее существенными из них являются психологические и организационные трудности, связанные с данными видами профессиональной деятельности.

Данное утверждение мы основываем на том, что столкновение с ситуациями тяжёлых потерь, горя, смерти; необходимость справляться с грузом чужых проблем; игнорирование собственных эмоциональных реакций, а в некоторых ситуациях подмена настоящих чувств на кажущиеся приемлемыми в данный момент; большое количество обращений за смену, встреча с каждым как «с единственной и неповторимой личностью» грозит психологам и социальным работникам опасностью «утонуть» во впечатлениях, потерять себя. Большое количество разнообразных ситуаций, с которыми приходится иметь дело психосоциальному работнику, часто приводит к осознаванию своей некомпетентности, страху предстать перед клиентом бессильным, неспособным оказать необходимую помощь. Также монотонность работы; конфликты с коллегами; высокие профессиональные требования к психологам и социальным работникам; большая ответственность за других людей; плохая организация и жёсткая регламентация труда; недостаточная мотивация; несформированность необходимых установок к труду; неопределённые критерии успеха профессиональной деятельности и т. д. – способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов.

Также, мы считаем необходимым отметить тот факт, что тип клиента, с которым работает специалист или особые отношения (частый и интенсивный контакт) между ними тоже могут являться источником “синдрома сгорания”. Максимальный стресс вызывает постоянный контакт с инвалидами, умственно отсталыми, пожилыми людьми. Поэтому мы более подробно рассмотрим проблему возникновения «синдрома эмоционального сгорания» в работе с клиентами пожилого возраста в следующем разделе.

1.3            Особенности возникновения «синдрома сгорания» у специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь клиентам пожилого возраста


Работа со старыми и пожилыми людьми рождает огромное число проблем для тех, кто ею занимается. Очень часто приходиться сталкиваться с ситуациями тяжёлых потерь, горя и смерти. Психологи и социальные работники, оказывая помощь людям в этих ситуациях, должны работать с клиентом, его семьёй и теми, кто ухаживает за ним. Но, не справляясь с грузом этих тяжёлых проблем, они сами могут попасть под влияние мифа «суперпсихолога», игнорируя собственные эмоциональные реакции, становясь профессионально и личностно уязвимыми.

 Также частые контакты социальных работников и психологов с пожилыми людьми могут стать сильным психотравмирующим фактором, способствующим развитию «синдрома эмоционального сгорания». В этом случае - «сгорание» является своего рода ответом на хроническое, эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми пожилого возраста. Такое эмоциональное напряжение у специалистов, работающих с пожилыми людьми, может быть обусловлено рядом психологических особенностей данной категории клиентов.

Психологические особенности клиентов пожилого возраста.

Пожилой возраст - один из самых сложных периодов жизненного пути человека. В этот период все социальные функции человека свертываются: он прекращает свою трудовую деятельность, теряет признание и авторитет, начинает чувствовать свою психологическую изоляцию. У пожилых людей возникают проблемы, связанные с трудностями в налаживании коммуникаций, тревожностью, особенностями самооценки, уровнем притязаний, самоагрессией, потерей личностной идентичности, неспособностью построить новую систему идентификаций в позднем возрасте.

По данным Гуманитарного Благотворительного Центра «Сострадание», проблема страха и тревоги в пожилом возрасте представляется особенно важной. Этот период жизни ставит человека перед многими трудными ситуациями и проблемами, которые нужно разрешать, которые уже нельзя откладывать на более позднее время. Сама перспектива приближающегося конца жизни содержит в себе элемент угрозы, которую надо как-то преодолеть. Различные причины и проявления страха накапливаются в течение всей жизни. В старости под угрозой могут оказаться ценности, которые имеют для субъекта существенное значение: не только само физическое существование, но и духовная свобода (в результате необходимости навязывания себе норм поведения и образа жизни, отличающихся от усвоенных ранее). Угроза может касаться также других ценностей, таких, как любовь конкретного человека, профессиональный престиж, любимая работа или идея. Угроза этим ценностям приводит к тревожности, беспокойству. Вместе с пожилым возрастом наступает усиление страхов биологического типа, связанных с нарастающей беспомощностью и процессами увядания функций собственного организма. Проявляются также иррациональные страхи (перед преследователями), появляются моральные страхи (дать отчет о смысле прожитой жизни). Возрастает также общий уровень страха (увеличивается число ситуаций, вызывающих страх). Усиление биологических страхов может быть также связано со снижением активности, в результате чего появляется повышенное внимание к собственной персоне, в том числе к сигналам, исходящим из собственного тела.

Близким к страху и столь же неприятным для переживания психическим состоянием клиентов пожилого возраста является тревожность. На это чувство влияют внутренняя напряженность, повышенная впечатлительность, отсутствие веры в себя, чувство неуверенности, чрезмерные трудности адаптации, пассивность. Это состояние, как и страх, сопровождают вегетативные расстройства.

Тревожность может усиливать отрицательный жизненный баланс, вызванный трудной ситуацией и обеднением эмоциональных связей с семьей. Временами тревожность может усугубляться болезненно переживаемыми моральными поступками и качествами собственных детей (например, разводы, образ жизни, отход от норм, привитых в детстве) или идентификацией с их страданиями и жизненными неудачами.

Тревожность порождается двумя факторами: чувством вины в сочетании с чувством обиды, а также внутренней напряженностью. Эти факторы связаны нарушением взаимодействия между человеком и его окружением, то есть исходят из его внешней ситуации. Они указывают на то, что человек не может удовлетворить важных духовных потребностей, чувствует себя одиноким, недоволен собой, часто расстраивается и жалуется. В конфликтных ситуациях он занимает пассивную позицию самоустранения. Чувство неполноценности или вины может вызвать скрытый гнев.

Следует добавить, что обычно чувство обиды, проявляющееся у старых людей, адекватно их переживаниям, однако у некоторых оно может быть вызвано слишком высокими требованиями и ожиданиями.

Эмоциональные переживания в старости вызывает также сам факт приближения конца жизни и осознание этого факта. Это могут быть совершенно противоположные эмоции: спокойное восприятие, нетерпеливое ожидание, игнорирование, агрессия, страх либо депрессивный пересмотр жизни.

Среди клиентов пожилого возраста часто встречаются лица, находящиеся в состоянии депрессии, возникновение которой сопряжено с воздействием психотравмирующих факторов, специфических или характерных именно для поздних возрастных периодов. Это могут быть такие факторы как: утрата лиц из ближайшего окружения, прежде всего супруга или супруги, одиночество, осознание бесполезности своего существования, ухудшение физического здоровья и т. д.

Ухудшения физического здоровья рассматривается как важнейший фактор стрессового воздействия, так как именно в этом возрастном периоде обнаруживается значительная отягощенность различными соматическими заболеваниями. Расстройство настроения при соматических заболеваниях обусловлено нередко реакцией на болезнь, а также страхом перед наступлением физической и психической несостоятельности и немощности. Для пожилых людей находящихся в состоянии депрессии характерны следующие проявления: устойчивое снижение фона настроения, снижение работоспособности, утрата аппетита, склонность, с одной стороны, к самоупрекам, а, с другой, к обвинению в своих бедах окружающих или неудачное стечение обстоятельств.

Также людям пожилого возраста свойственны такие формы поведения как – усиленные, резкие реакции, склонность к размышлениям, постепенный уход в себя, замкнутость, пониженное настроение, а также осторожность и склонность к критике окружения.

Все вышеперечисленные психологические особенности людей пожилого возраста значительно осложняют работу психологов и социальных работников. Ведь работа с пожилыми людьми предъявляет особые требования к специалистам, оказывающим помощь данной категории клиентов, так как она связана с сильным эмоциональным напряжением, большой самоотдачей, высокой степенью самообладания и контроля над своими эмоциями, требует безграничного терпения и личностных затрат.

Такие повышенные требования к работе с людьми пожилого возраста могут вызвать сильное эмоциональное истощение; хроническую усталость; разочарование в себе как в специалисте вследствие осознания своей некомпетентности и т.д. Именно данные признаки способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания» у специалистов, оказывающих помощь пожилым людям.

Также у социальных работников и психологов, работающих с клиентами пожилого возраста, могут проявляться следующие признаки «синдрома эмоционального сгорания»:

Эмоциональное истощение. Психолог или социальный работник слишком сильно вовлекается в деятельность, перегружая себя и, в конце концов, становится не в состоянии удовлетворять все эмоциональные требования, предъявляемые клиентами пожилого возраста. Бывает, что ему негде пополнить запас собственной адаптационной энергии. И он начинает чувствовать себя не способным помогать другим. Часто психолог или социальный работник, оказывающий помощь клиентам пожилого возраста пытается не вовлекаться во взаимодействие с клиентами или вовлечься в эмоциональные отношения настолько, насколько это требуется, чтобы выполнить работу. Соблюдение дистанции помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметно наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на развитие второго симптома – деперсонализации.

Деперсонализация. Специалист, работающий с пожилыми клиентами, перестает воспринимать клиентов как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляется по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы клиентов. Подобное отношение к клиентам проявляется до тех пор, пока не обратится на самого себя. Оказывающий помощь начинает страдать от чувства вины. Наступает третий симптом – сокращенная профессиональная реализация.

Сокращенная профессиональная реализация. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить депрессия. Некоторые в этой ситуации начинают искать помощь, считая, что причина – нерешенные личные проблемы. Другие склонны менять работу.

Не всегда в качестве виновника, социальный работник или психолог, работающий с клиентом пожилого возраста, видит только себя. Вина может приписываться клиенту. После выявления виновника, специалист получает обоснование своего плохого поведения. Такая реакция носит название “обвинение жертвы”. Она возникает, когда истинные причины проблем клиента трудно установить.

Итак, мы считаем, что работа с людьми пожилого возраста может стать источником постоянного стресса для психолога или социального работника, оказывающего помощь данной категории клиентов. Это связано с высокими требованиями, предъявляемыми к специалистам, оказывающим помощь пожилым людям. А именно, с большим эмоциональным напряжением; высокой степенью самоотдачи; необходимостью постоянно контролировать свои эмоциональные реакции, быть в высшей степени терпимым по отношению к клиентам пожилого возраста, уметь адекватно разрешать психологические проблемы, возникающие в работе с пожилыми и т.д. По нашему мнению, психологи и социальные работники, оказывающие помощь людям пожилого возраста, наиболее подвержены «синдрому эмоционального сгорания».

Таким образом, изучая особенности проявления "синдрома эмоционального сгорания", основные причины, способствующие развитию "синдрома сгорания" у психологов и социальных работников, "синдром эмоционального сгорания" в работе с пожилыми людьми, мы пришли к следующим выводам:

1) "Эмоциональное сгорание" – это комплекс особых психологических состояний, которые могут развиться у социальных работников и психологов, работающих в условиях эмоционального перенапряжения. Данные психологические состояния заключаются в наличии чувства эмоционального истощения, негативного отношения к себе, отрицательного отношения к клиентам и к своей работе. Также, характерными признаками "синдрома сгорания" у специалистов, занятых в социальной сфере, являются: постоянное переживание чувства усталости, сниженный фон настроения, чувство тревожности, снижение личностной и профессиональной самооценки, появление сомнений по поводу своей профессии, нарушение режима сна и бодрствования, потеря аппетита или постоянное переедание и другие проявления психосоматического характера.

2) Возникновение "синдрома эмоционального сгорания" у социальных работников и психологов обусловлено специфическими условиями их профессиональной деятельности. В данном случае мы имеем ввиду следующие психологические и организационные трудности: экстренный характер работы, необходимость всё время "быть в форме", невозможность выбора клиента, невозможность эмоциональной разгрузки, напряжённость и конфликты в профессиональной среде, работа с престарелыми, с инвалидами, лицами с асоциальным поведением и т. д.

Итак, проанализировав особенности проявления и причины возникновения "синдрома эмоционального сгорания" в литературе, мы можем утверждать, что проблема "эмоционального сгорания" актуальна для специалистов, занятых в социальной сфере, особенно – для социальных работников и практических психологов. Это обусловлено тем, что специалисты данных профессий вынуждены находиться в тесном и интенсивном взаимодействии с различными людьми в эмоционально напряжённой атмосфере, что может нанести значительный ущерб их здоровью и профессиональной деятельности.

В следующей главе описывается исследование феномена «синдрома сгорания» и его характерных особенностей в практической деятельности социальных работников и психологов.

2. Исследование феномена «синдрома сгорания» и его характерных особенностей в практической деятельности социальных работников и психологов


2.1 Методологические основы исследования


Исследование проводилось среди практических психологов и социальных работников, работающих в социально-психологических центрах г. Москвы и московской области.

Исследуемый контингент:

Общее количество испытуемых составило 37 человек, из которых 51,4% (19 чел.) социальные работники центра социального обслуживания населения «Забота» г. Щёлково и пос. Фряново и 48,6%(18 чел.) практические психологи Центра психологической помощи населению г. Щёлково и практические психологи г. Москвы. Возраст испытуемых – от 20 до 53 лет включительно, пол – женский, образование – высшее (56,8% -21 чел.) и среднее специальное ( 43,2% - 16 чел.)

Предмет исследования: особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов и их психологическая поддержка.

Цель эмпирического исследования:

Выявить основные направления психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоционального сгорания».

Практические задачи исследования:

1.)               исследовать практических психологов и социальных работников на наличие «синдрома сгорания» (Тест на профессиональный стресс, см. приложение №1);

2.)               определить наиболее часто встречающиеся признаки проявления «синдрома сгорания» у социальных работников и практических психологов (опросник САН, методика ТиД, см. приложения №2, №3);

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты