6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 544 с.
8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра [Текст]: Кн. для учителей и родителей/ М.И Буянов. - М.: Просвещение 1988 - 207 с.
9. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии [Текст] / Ф.Е.Василюк //Вопросы психологии. – 2007 - №2, - С. 3-14.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]: монография - СПб.: Союз, 1997.
11. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта [Текст] / Д.В.Гоулмен //Отдел кадров – 2004 - №8 - с. 98-100.
12. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина: Москва “Просвещение” 1991 – 421с.
13. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение [Текст]: монография - Л., ЛГУ, 1985.
14. Елкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования [Текст] / Е.А.Елкина //Весник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки - 2005 - №11 - с. 14-23.
15. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности [Текст] / Ю.М.Жуков // В кн.: «Общение и оптимизация совместной деятельности» - М., 1987 (с.64-74).
16. Жукова М. Эмпатия: пережить за другого [Текст] / М.Жукова // Смена - 2007 - №6 - с. 56-59.
17. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст]: монография - Л., «Медицина», 1984.
18. Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста [Текст] / Т.Н.Карпович // Психология – 2002 - №3 - с. 78-85.
19. Киселев А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса [Текст] / А.М.Киселев //Актуальные проблемы современной науки - 2008 - №2 - с. 115-117.
20. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст]: Кн. для учителей/ С.В. Ковалев, М.: Просвещение, 1988 – 208с.
21. Ковалевская А.В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет [Текст] / А.В.Ковалевская // Психология – 2005 - № 2 - с. 31-37.
22. Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Н.В.Корчагина //Прикладная психология и психоанализ - 2006 - №4 - с. 3-6.
23. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: 9-е изд./ Г. Крайг, Д. Бокум - СПб, 2005- 632с.
24. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1983.
25. Крылов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: 2-е издание/ А.А. Крылов, С.А. Моничев - СПб 2000-342с.
26. Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица [Текст] / В.А.Лабунская (и др.)// В кн.: «Психология межличностного познания». М., «Педагогика», 1981.
27. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997- 328с.
29. Лишенные родительского попечительства [Текст] - хрестоматия. - Ленинград, 1991.
30. Лопсан Ч.И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности [Текст] / Ч.И. Лопсан //Журнал прикладной психологии – 2003 - №4-5 - с. 100-103.
31. Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию [Текст] / Н.Максимова //Воспитание школьников - 2005 - №9 - с. 54-56.
32. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта [Текст]: руководство по использованию. - СПб., ГП «Иматон», 1996.
33. Мухина, В.С. психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа [Текст] /В.С.Мухина // Вопросы психологии – 1989 - № 1 - с.34.
34. Нелипа Л.Н. Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте [Текст] /Л.Н.нелипа // Весник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова – 2008 - Т.14 - №1, с. 71 – 75.
35. Немов, Р.С. Психология. [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Р.С. Немов В 2 Кн. Кн. 2. Психология образования.-М.: Просвещение: Владос, 1994.-496с.
36. Обухов Л.Ф. детская (возрастная) психология [Тект]: Учебник/ Л.Ф. Обухов– М, 1996-374с.
37. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст]: монография. - М., Международная педагогическая академия. 1994.
38. Пономарева Л.В. Психологические особенности воспитанников детского дома [Текст] - методическое пособие. - Иркутск - Иркутский педагогический колледж № 2 - 2000 – с. 45.
39. Прихожан А.М. Дети без семьи. [Текст] А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых - М. 1990.
40. Психология [Текст]: Словарь/под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского-2-е изд., испр и доп.-М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
41. Психология межличностного познания [Текст] / Под ред. Бодалева А.А. М., «Педагогика», 1981.
42. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и Тесты [Текст]: Учебн. Пособие/ Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом, "Бахран" - М, 2004.-672 с.
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие/ Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1996- 529 с.
44. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта [Текст] / А.И.Савенков // Одаренный ребенок – 2006 - №1, с. 6-18.
45. Сидоренко Е.М. Математические методы [Текст]: Социально – психологический центр/ Е.М. Сидоренко - СПб, 1996-182с.
46. Смирнова П.В. Роль социального интеллекта в становлении профессиональной идентичности [Текст] / П.В.Смирнова //Одаренный ребенок - 2006 - №2 - с. 24-29.
47. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст]: - учебное пособие. М.: АспектПресс, 2001. 460 с.
48. Столяренко Л.Д. Основы психологии.[Текст]: 4-е изд., перераб. и доп./ Л.Д. Столяренко– Ростов н/Д: Феникс,2001-235с.
49. Структура интеллекта взрослых [Текст] // Сборник науч. трудов. - Л., НИИ ООВ АПН СССР, 1979.
50. Тарасенко М.Л. Влияние социального интеллекта студентов на адаптацию к учебному процессу в вузе [Текст] / М.Л. Тарасенко //Психотерапия - 2007 - №7 - с. 32-34.
51. Удовенко М. Развитие эмпатии у подростков [Текст] / М.Удовенко //Социальная педагогика - 2004 - №3 - с. 50-59.
52. Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей [Текст] / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии – 2005 - №6 - с. 35-45.
53. Чеснокова О.Б. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте [Текст] / О.Б.Чеснокова //Психологическая диагностика - 2008 - 3, с. 57-80.
54. Чеснокова О.Б. Развитие социального интеллекта в детском возрасте. Существующие ответы и незаданные вопросы [Текст] / О.Б. Чеснокова //Психолог в детском саду – 2004 - №2, с. 15-40.
55. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте [Текст] // В кн.: «Познание Общество. Развитие». М., ИП РАН, 1996.
56. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко– М.: Гардарики, 2007-349с.
57. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.[Текст]: 6-е изд./ Д.Шэффер - СПб.:Питер,2003 – 976с.
58. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социальной психологии [Текст] / О.В. Шешукова // Среднее профессиональное образование - 2007 - №8, с. 10-12.
59. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.И.Фельдштейн (и др.). - М.: «Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1996 г
60. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности [Текст] / В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». - Саратов, издательство Саратовского университета, 1984.
Приложение 1
Определение особенностей социального интеллекта. (Дж. Гилфорд, М. Салливен)
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.
Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.
Согласно концепции Гилфорда, СИ включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:
1) познание элементов поведения — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;
2) познание классов поведения — способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
3) познание отношений поведения — способность понимать отношения;
4) Познание систем поведения — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;
5) Познание преобразования поведения — способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;
6) Познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для менеджеров по продажам и позволяет прогнозировать успешность их деятельности.
Тестовая тетрадь
СУБТЕСТ N 1 "ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ"
В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни - это лысый мужчина, по профессии - официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.
В каждом задании слева расположен рисунок, изображающий определенную ситуацию. Определите чувства и намерения действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации.
Рассмотрим пример:
На рисунке слева Барни, зацепившийся за край крыши, испуган и просит помощи у своего маленького сына. Мальчик взволнован тем, что видит отца в таком трудном положении.
Выбор рисунка N 1 является правильным ответом в данном случае. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком. Рисунок N 1 наиболее логично и правдоподобно продолжает заданную ситуацию: жена и сын Барни приставляют к стене лестницу, для того чтобы помочь ему спуститься. Выбор рисунков N 2 и N 3 является менее корректным. Что касается рисунка N 2, то маловероятно, что, вися в воздухе в таком испуганном и беспомощном состоянии, Барни сможет залезть на крышу самостоятельно. Поскольку положение Барни опасно, жена и сын вряд ли стали бы насмехаться над ним, как это изображено на рисунке N 3.
Итак, в каждом задании Вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.
Не выбирайте рисунок для ответа только потому, что он показался Вам наиболее забавным продолжением. Предлагайте наиболее типичное и логичное продолжение заданной ситуации. Номер выбранного рисунка (обозначенный в правом нижнем углу рисунка) обходится кружком на Бланке ответов. В самих тестовых тетрадях никаких пометок делать нельзя.
На выполнение субтеста отводится 6 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
Не переворачивайте страницу, пока не получите команду «НАЧАЛИ!»
СУБТЕСТ N 2 "ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ"
В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека. Для объяснения сути задания рассмотрим пример. В этом примере три картинки, расположенные слева, иллюстрируют одно и то же состояние человека, одни и те же мысли, чувства, намерения.
Одна из четырех картинок справа выражает такое же состояние, такие же мысли, чувства или намерения. Необходимо найти эту картинку. Правильным ответом будет рисунок N 2, выражающий такое же состояние (напряжения или нервозности), что и рисунки слева. Поэтому на Бланке ответов цифра 2 обведена кружком.
Рисунки N 1, 3, 4 не подходят, так как отражают другие состояния (радости и благополучия). Итак, в каждом задании субтеста среди четырех рисунков справа Вы должны выбрать тот, который подходит к группе из трех рисунков слева, потому что отражает сходное состояние человека. Номер выбранного рисунка обводится кружком на Бланке ответов.
На выполнение субтеста отводится 7 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
Не переворачивайте страницу до команды "НАЧАЛИ"!
СУБТЕСТ N 3 "ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ"
В каждом задании этого субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл. Рассмотрим пример.
Глуховатый человек - товарищу: "Повторите, пожалуйста".
Сообщение глуховатого человека к товарищу представляет собой вежливую просьбу. Эта же фраза в ситуациях N 2, 3 будет иметь такое же значение. И только в ситуации N 1 в устах оскорбленного человека она приобретет совсем другой смысл. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком. Итак, в каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях. На выполнение субтеста отводится 5 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.
Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
Не переворачивайте страницу до команды "НАЧАЛИ"!
1. Человек - своему товарищу: "Вы великолепны". |
1. Довольный служащий - своему начальнику. |
|
2. Благодарный ученик - своему преподавателю. |
|
3. Недовольный человек - своему знакомому. |
2 . Продавец - покупателю: "Вы получите, что надо". |
1. Улыбающийся преподаватель - студенту. |
|
2. Врач - пациенту. |
|
3. Рассерженный милиционер - канючащему пьянице. |
3. Судья - победителю: "Поздравляю". |
1. Отец - победителю. |
|
2. Друг - победителю. |
|
3. Проигравший - победителю. |
4. Гордый отец - другу: "Посмотри на нее". |
1. Ревнивая девушка - другу. |
|
2. Обрадованный мальчик - другу. |
|
3. Восхищенная девушка - другу. |
5. Человек - своему другу: "Что ты делаешь?" |
1. Рассерженная мать - ребенку. |
|
2. Заинтригованный прохожий - играющему ребенку. |
|
3. Учитель - примерному ученику. |
6. Врач - больному ребенку: "Прими-ка это". |
1. Мать - сыну. |
|
2. Боец - противнику. |
|
3. Нагруженная жена - мужу. |
7. Официантка - клиенту: "Чем я могу Вам помочь?" |
1. Психиатр - пациенту. |
|
2. Прохожий - пострадавшему в аварии. |
|
3. Гид - туристу. |
8. Преподаватель - студенту: "Ты можешь сделать это лучше |
1. Жена - мужу. |
|
2. Мать - ребенку. |
|
3. Тренер - спортсмену. |
9. Отец - сыну: "Ты мне нравишься". |
1. Брат - сестре. |
|
2. Молодой человек - подруге. |
|
3. Племянник - тетке. |
10. Начальник - рабочему: "Это хорошо". |
1. Поклонник - артисту. |
|
2. Преподаватель - студенту. |
|
3. Разгневанный ребенок - побитому им сопернику. |
11. Мать - бегущему ребенку: "Тише!" |
1. Рассерженный отец - кричащему сыну. |
|
2. Пассажир - водителю. |
|
3. Прохожий - неосторожному ребенку. |
12. Страховой агент - клиенту: "Распишитесь здесь, пожалуйста". |
1. Администратор гостиницы - клиенту. |
|
2. Коллекционер автографов - "звезде". |
|
3. Кассир - вкладчику. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12