Данные, представленные в таблице, свидетельствуют, что у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, чаще проявляется низкий уровень способности к познанию невербального общения и ниже среднего, чем у младших школьников, воспитывающихся в семье. У младших школьников, воспитывающихся в семье, чаще проявляется уровень к познанию невербального общения выше среднего, чем у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Одинаково часто встречается высокий и средний (φ* = 1,072; р ≤ 0,05 – различия статистически незначимы) уровень способности к познанию поведения в обеих испытуемых группах.
Таблица 18. Результаты исследования особенностей социального интеллекта (способность к анализу поведения) у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа
Уровни группа |
Уровень выраженности способности к анализу поведения |
|||||||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа |
2 чел |
12% |
12 чел |
60% |
6 чел. |
30% |
0 |
0 |
0 |
0 |
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 чел |
45% |
11чел |
55% |
0 |
0 |
Анализ данных, представленных в таблице, позволил выявить следующее: у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, чаще проявляется низкий уровень и уровень ниже среднего способности к анализу поведения, чем у младших школьников, воспитывающихся в семье. У младших школьников, воспитывающихся в семье, чаще проявляется уровень к анализу поведения выше среднего, чем у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Одинаково часто встречается высокий и средний (φ* = 0,987; р ≤ 0,05 – различия статистически незначимы) уровень способности к анализу поведения в обеих испытуемых группах.
Таблица 19. Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа
Уровни группа |
Уровень выраженности общих особенностей социального интеллекта |
|||||||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Младшие школьники, воспитывающиеся в учреждении интернатного типа |
6 |
30% |
11 чел. |
55% |
3 чел. |
15% |
0 |
0 |
0 |
0 |
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье |
0 |
0 |
2 чел |
10% |
10 чел |
50% |
8 чел |
40% |
0 |
0 |
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, чаще проявляется низкий уровень социального интеллекта и ниже среднего, чем у младших школьников, воспитывающихся в семье (φ* = 3,248; р ≤ 0,01- различия статистически значимы). У младших школьников, воспитывающихся в семье, чаще проявляется средний уровень социального интеллекта и уровень выше среднего, чем у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (φ* = 2,77; р ≤ 0,01- различия статистически значимы). Одинаково часто встречается высокий уровень социального интеллекта в обеих испытуемых группах.
Таблица 20. Результаты исследования выраженности эмпатии у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа
Уровни группа |
Уровень выраженности способности к эмпатии |
|||||||||
очень высокий |
высокий |
Нормаль-ный |
низкий |
очень низкий |
||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа |
0 |
0 |
1 чел. |
5% |
5 чел. |
25% |
12 чел. |
60% |
2 |
10% |
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье |
0 |
0 |
3 чел |
15% |
10 чел |
50% |
7 чел |
35% |
0 |
0 |
Анализ данных, представленных в таблице, позволил выявить следующее: у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, чаще проявляется очень низкий и низкий уровень эмпатийности, чем у младших школьников, воспитывающихся в семье (φ* = 3,09; р ≤ 0,01 – различия статистически значимы). У младших школьников, воспитывающихся в семье, чаще проявляется высокий уровень эмпатийности, чем у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (φ* = 2,577; р ≤ 0,01 – различия статистически значимы). Одинаково часто встречается очень высокий и средний уровень эмпатийности в обеих испытуемых группах (φ* = 1,657; р ≤ 0,01, р≤ 0,05 – различия статистически незначимы).
Таблица 21. Результаты исследования выраженности самоконтроля в общении у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа
Уровни Группа |
Выраженность самоконтроля |
|||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа |
2 чел. |
10 % |
4 чел. |
20 % |
14 чел. |
70 % |
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье |
6 чел. |
30% |
10 чел |
50% |
4 чел |
20% |
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, чаще проявляется низкий уровень коммуникативного контроля, чем у младших школьников, воспитывающихся в семье (φ* = 3,336; р ≤ 0,01 – различия статистически значимы). У младших школьников, воспитывающихся в семье, чаще проявляется средний уровень коммуникативного контроля, чем у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (φ* = 2,353; р ≤ 0,01 – различия статистически значимы). Различия в обеих группах детей с высокм уровнем коммуникативного контроля статистически незначимы (φ* = 1,629; р ≤ 0,01, р≤ 0,05 – различия статистически незначимы).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В группе младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, выявлены:
- более низкие способности к познанию поведения - плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации;
- плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения;
- более низкие способности к познанию невербального поведения – плохо владеют языком телодвижений, взглядов, жестов;
- могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции;
- более низкие способности к познанию вербального общения – часто ошибаются в интерпретации слов собеседника;
- более низкие способности к анализу поведения – плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым);
- выраженность социального интеллекта в данной группе ниже, чем у младших школьников, воспитывающихся в семье – испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей;
- более низкая социальная адаптация;
- более низкая выраженность эмпатийных тенденций – испытывают затруднения в установлении контактов с людьми; - более низкий самоконтроль в общении – не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны.
2. Для группы младших школьников, воспитывающихся в семье характерно:
- более высокие способности к познанию поведения другимх людей – способны предвосхищать дальнейшие поступки других людей на основе анализа реальных ситуаций общений (семейного, дружеского);
- знают нормо-ролевые модели и правила, регулирующие поведение людей;
- более высокие способности к познанию невербального поведения – способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
- более высокие способности к познанию вербального поведения – обладают хорошей чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений;
- развитие социального интеллекта выше, чем у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа – способны извлечь максимум информации о поведении людей, успешно прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах;
- проявляют дальновидность в отношениях с другими;
- у данной группы детей более развита эмпатия – стараются не допускать конфликтов и находят компромиссные решения, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими;
- они умеют контролировать свое поведение во время общения – гибко реагируют на изменение ситуации.
3. Для обеих групп младших школьников характерно:
- умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели;
- в общении больше ориентированы на вербальное содержание сообщений;
- плохо распознают смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от контекста ситуации общения;
- испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия;
- в межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим впечатлениям;
- эмоциональные проявления находятся под самоконтролем;
- предпочитают не высказывать свою точку зрения;
- чаще управляют выражением своих эмоций;
- способны предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
Заключение
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как с совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа. Исходя из цели дипломной работы – выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа – было проведено исследование младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа.
Гипотеза выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа полностью подтвердилась. Выявлено, что:
младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа
1. плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации;
2. плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения;
3. плохо владеют языком телодвижений, взглядов, жестов;
4. могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции;
5. часто ошибаются в интерпретации слов собеседника;
6. плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым);
7. испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей;
8. у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа более низкая социальная адаптация;
9. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми;
10. не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны.
Таким образом, задачи, поставленные в начале дипломной работы выполнены, цель достигнута.
Библиографический список
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: 2-е издание/ В.А. Аверин – СПб., 1998- 349 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: монография. - М., Аспект пресс, 1996.
3. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта [Текст]: монография - Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997.
4. Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия [Текст] / Р.Атаханов // Психологическая наука и образование - 2007 - №1, с. 93 – 102.
5. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности [Текст]: монография - М., Институт психологии РАН, 1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12