Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...

У остальных подростков, видимо, есть какие-то проблемы в вышеперечисленных сферах, и поэтому они ещё не достигли эго-идентичности, но находятся на пути к ней.

Методом беседы было выявлено, что большинство подростков ариентируются на мнение родителей и других, значимых для них людей при выборе профессии и находятся в настоящее время в стадии моротория (поиска).

О плной идентичности в профессиональном плане можно говорить только после получения профессии или во время учебной практики.




Заключение.


Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику раз­вития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирова­на на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.

Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универ­сальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каж­дая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия биологического со­зревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо­циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло­гических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автоно­мия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) эго-идентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) эго-интеграция – отчаяние. Инди­видуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.


В работах Эриксона были выделены четыре самостоя­тельных ориентации, или статуса эго-идентичности: 1) диффузия идентич­ности; 2) предрешенность; 3) мораторий; 4) достижение идентичности.


Диффузия идентичности характеризуется «отягощенностью отсутствием обя­зательств». Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не пережиивать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых индивидуумом ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты. Предрешенностъ — состояние юноши или девушки, уже утвердившихся в своих основных ориентациях. Однако при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они переживали кризис. Примером «предрешенной идентичности» может служить студент колледжа, решивший стать зубным врачом, потому что это профессия его отца и деда. Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находит­ся в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Студентка колледжа, видящая себя в будущем химиком, министром или журналисткой, - пример, иллюстрирующий состояние упорной и продолжительной внутренней борьбы с неопределенностью выбора, характерной для этого статуса. Наконец, статус достижения идентичности относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.

Данная курсовая работа позволяет определить, на какой стадии на пути к достижению идентичности находится подросток, и  проблемы в какой области мешают этому достижению.

Подросток, успешно справившийся с задачей психосоциальной идентификации, ощущает, кто он есть, где находится и куда идёт.

Список использованных источников


1.     Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для Вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.

2.     Крайг Г. ,  Бокум Д. Психология развития . – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.

3.     Лихачёв Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.   

4.     Мадди, Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. –  СПб.: Издательство “Речь”, 2002.  –  539 с.

5.      Материалы 61-й республиканской научно-практической конференции / Под ред. С.А. Иващенко, Е.Е. Петюшик, И.А. Иванов, И.И. Лобач, В.И. Молочко, В.И. Черновец, А.А. Соловянчик, В.А. Федорцев. – Мн, 2005. –      

6.     Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999. – 576 с.

7.     Психология и педагогика. Учебное пособие / под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Паптева, А.И. Подолоский, В.А. Сластёнина. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 585 с.

8.                 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.     Учебное пособие. – Самара.: Издательский Дом “БАХРАХ–М”, 2002. – 672 с.

9.     Райгородский Д.Я. Теории личности в заподно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара.: Издательский дом “БАХРАХ”, – 1996. – 480 с.

10. Теории личности: познание человека, 3-е изд./ С.Клонингер. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

11. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005.– 607 с.

12.  Шевандрин Н.И.  Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 572 с.  

13.  Эрик Эриксон Детство и общество. – СПб, 1996. – 426 с.

14.  Эрик Эриксон Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. – М.:   Издательская група “Прогресс”, 1996. – 342 с.

15.  Эрик Эриксон Молодой Лютер  / пер. с англ. – М.: Московский философский фонд “Медиум”, 1996. – 506 с.     






















ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Методики, используемые в исследовании.

1.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона.

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1.Я несчаслив, занимаясь столькими вещами в одиночкую





2.Мне не скем поговорить.





3.Для меня невыносимо быть таким одиноким.





4.Мне не хватает общения.





5.Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя.





6.Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.





7.Нет никого, к кому я мог бы обратиться.





8.Я сейчас больше нискем не близок.





9.Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.





10.Я чувствую себя покинутым.





11.Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.





12.Я чувсвую себя совершенно одиноким.





13.Мои социальные отношения и связи поверхностны.





14.Я умираю от тоски по компании.





15.В действительности никто как следует не знает меня.





16.Я чувчтвую себя изолированным от других.





17.Я несчастен, будучи таким отверженным.





18.Мне трудно заводить друзей.





19.Я чувствую себя исключённым и изолированным от других.





20.Люди вокруг меня, но не со мной.







Ключ.

Подсчитывается количество очков каждого из вариантов. Сумма ответов «Часто» умножается на три, «Иногда»- на два, «Редко»- на один и «Никогда»- на ноль. Полеченные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества- 60 баллов.[8, 397-380]



2. Методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви.


1. Думаю, что мой отец редко______________________________________________________

2. Если все против меня, то________________________________________________________

3. Я всегда хотел_________________________________________________________________

4.  Если бы я занимал руководящий пост____________________________________________

5. Будущее кажется мне___________________________________________________________

6. Мое начальство________________________________________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь_______________________________________________________

8. Думаю, что настоящий друг_____________________________________________________

9. Когда я был ребенком___________________________________________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является__________________________________

11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной_________________________________________

12. По сравнению с большинством других семей моя семья_____________________________

13. Лучше всего мне работается с___________________________________________________

14. Моя мать и я__________________________________________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть____________________________________________________

16. Если бы мой отец только захотел________________________________________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы________________________________________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы________________________________________

19. Если кто-нибудь работает под моим руковод­ством_________________________________

20. Надеюсь на__________________________________________________________________

21. В школе мои учителя__________________________________________________________

22.  Большинство моих товарищей не знают, что я бо­юсь_______________________________

23. Не люблю людей, которые______________________________________________________

24. До войны я___________________________________________________________________

25. Считаю, что большинство юношей и девушек______________________________________

26. Супружеская жизнь кажется мне_________________________________________________

27. Моя семья обращается со мной как c_____________________________________________

28. Люди, с которыми я работаю____________________________________________________

29. Моя мать_____________________________________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было_____________________________________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_____________________________________________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том______________________________________

33.Моим скрытным желанием в жизни______________________________________________

34. Мои подчиненные_____________________________________________________________

35. Наступит тот день, когда_______________________________________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник________________________________________

37. Хотелось бы мне перестать бояться______________________________________________

38. Больше всего люблю тех людей, которые_________________________________________

39.Если бы я снова стал молодым___________________________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)______________________________________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь___________________________________

42.Большинство известных мне семей_______________________________________________

43. Люблю работать с людьми, которые______________________________________________

44. Считаю, что большинство матерей_____________________________________________

45.  Когда я был молодым, то чувстврвал себя виновным, если__________________________

46. Думаю, что мой отец__________________________________________________________

47.Когда мне начинает не везти_____________________________________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни________________________________________________

49. Когда я даю другим поручение__________________________________________________

50. Когда буду старым____________________________________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю________________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня_____________________________________________

53.  Когда меня нет, мои друзья_____________________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является______________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_________________________________

56. Моя половая жизнь____________________________________________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья________________________________________________

58. Люди, которые работают со мной________________________________________________

59. Я  люблю свою мать, но________________________________________________________

60.  Самое худшее, что мне случилось совершить,это____________________________________


Подсчёт баллов производился следующим образом: +1 балл присваивался за положительный ответ, -1 балл- за негативный, отрицательный откет, 0 баллов – за безразличный ответ или уход от ответа. Подсчитывалось количество баллов за каждый критерий.

   Критерии                                                                           № предложений

1.     Отношение к отцу.                                                       1  16  31  46

2.     Отношение к себе.                                                       2  17  32  47

3.     Нереализованные возможности.                                3  18  33  48

4.     Отношение к подчинённым.                                       4  19  34  49

5.     Отношениеи к будущему.                                           5  20  35  50

6.     Отношение к вышестоящим лицам.                           6  21  36  51

7.     Страхи и опасения.                                                       7  22  37  52

8.     Отношения к друзьям.                                                 8  23  38  53

9.     Отношение к своему прошлому.                                9  24  39  54

10. Отношение к лицам противоположного пола.        10  25  40  55

11. Сексуальные отношения.                                           11  26  41  56

12. Отношение к семье.                                                    12  27  42  57

13. Отношение к сотрудникам.                                        13  28  43  58

14. Отношение к матери.                                                  14  29  44  59

15. Чувство вины.                                                              15  30  45  60

[8, 117-121]









Приложене 2.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты