Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...

Согласно Эриксону, первая (оральная) стадия развития создает основу для базово­го доверия или базового недоверия. На этой стадии ребенок беспомощнее, чем ког­да бы то ни было в жизни, он нуждается в других людях, которые должны заботиться о нем, защищать и поддерживать. Если эти потребности удовлетворяются, ребенок бу­дет смотреть на мир и на свою роль в нем с позиции общего доверия, но если он по­падает в условия жесткой депривации, он будет недоверчивым. В дальнейшем дове­рие или недоверие человека сильно влияло на смысл жизни человека.  По  признаку доверия и базового недоверия Эриксон вы­деляет группу личностных черт, что являет­ся, по крайней мере, основой типа характера, хотя он и не детализирует их ни в каком определенном направлении. Этот недоста­ток  детализации,   характерный  для  групп личностных черт,  выделяемых на восьми стадиях" развития, к сожалению, мешает Эрик­сону справиться с задачей, которую персо-нолог ставит перед собой, разрабатывая те­орию  периферии  личности.   Невозможно просто перейти от утверждений Эриксона к поведению конкретных людей, точно зная только, на что нужно обращать внимание, пытаясь определить, доверие или недоверие является частью характера человека. В лю­бом случае он предлагает интересные опи­сания  всеобъемлющей  значимости  своей позиции. [4, 269]

Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе разви­тия его мотврных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, опускать и бросать. Малыши наслажда­ются и гордятся своими новыми способностями и стре­мятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он спо­собен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощуще­ние, что он владеет своими мышцами, своими побуждени­ями, самим собой и в значительной мере, своей средой то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат – способствует развитию у них чувства неполноценности. [9, 317]

  Раннее детство, совпадающее с третьей стадией, Эриксон называл возрастом игры. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.

         Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы.

         В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола (сексуальная природа кризиса по Фрейду), на первый план выходит чувство вины у детей. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять за себя. В группе сверстников такие дети обычно ведомые и чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

         На этом возрастном этапе происходит половая индефикация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Среднее детство-предпубертанный возраст, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.

         Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилами.

Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей культуры.

 Если же достижения не велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально - экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.

         Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной индефикации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. И здесь Эриксон отмечает, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни. [2, 295]

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.

Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыду­щем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой ста­дии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность забо­титься о другом человеке и делиться с ним всем суще­ственным без боязни потерять при этом себя. С близос­тью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять дос­тижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.

Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состоя­ние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой ста­дии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность че­ловека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обя­зательно связан с наличием собственных детей – он мо­жет существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение сво­их потребностей и собственный комфорт.

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жиз­ни закончилась и для человека наступает время размыш­лений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досад­ных промахов, осознает, что начинать все сначала уже по­здно и упущенного не вернуть. Такого человека охватыва­ет отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. [10, 186-187]



1.3.2    Эго-идентичность и ролевое смешение в подростковом возрасте.


Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эрик-сона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Теоретический интерес фиксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития эго.

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе  — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т. д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную Античность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго  — то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго-идентичность можно определить следующим образом.

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три эле­мента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целост­ность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выра­ботанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотожде­ственности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумы­вать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личнос­тями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного огра­ниченного опыта. Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим». Та­ким образом, «диффузия идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представле­ний о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегр рованной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами то подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицирует.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое сме­шение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности— противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквентного поведения. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Возможно, даже в большей степени, чем другие представленные здесь персонологи, Эриксон подчеркивал, что жизнь — это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на однои жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность  — это борьба «на всю жизнь». [11, 229-231]

Успешное развитие приводит к формированию основ четкой взрослой идентичности, в то время как неуспешное развитие приводит к рассе­янному, фрагментарному, размытому, непо­стоянному ощущению собственной самости. По словам Эриксона:

«С установлением хороших отношений с миром умений и инструментов и с наступлени­ем половой зрелости детство закономерным образом приходит к своему завершению. На­чинается юность. Но в пубертате и юности все виды тождественности и целостности, до­стигнутые ранее, снова ставятся под сомнение, это связано с быстрым ростом тела, сравни­мым по скорости с ростом в раннем детстве, и с совершенно новым приобретением — физи­ческой половой зрелостью. Растущие... юноши... озабочены теперь в основном тем, как они выглядят в глазах окружающих по сравне­нию с тем, как они сами себя ощущают, и тем, как можно соединить освоенные ранее роли и навыки с профессиональными моделями сего­дняшнего дня.

Интеграция, происходящая теперь в форме эго-идептичности, — это не просто сумма дет­ских идентификаций. Это приобретенный опыт способности эго интегрировать данные иден­тификации в сочетании с превратностями ли­бидо, со способностями, развитыми на основе дарований, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Таким образом, чувство эго-идентичности- это приобретенная уве­ренность в том, что внутренняя тождествен­ность и целостность сочетаются с целостностью и тождественностью предназначения человека относительно других людей, подтверждением чему является реальная перспектива „карьеры". [14, 245]

Во многих, а может быть и во всех обществах определенной части подростковой популяции разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки в принятии ими ролей взрослых. Для обозначения этих интервалов между подростковостью и взрослостью Эриксон ввел термин психосоциальный моратории. В США и других технологически развитых странах психосоциальный мораторий институционализирован в форме системы высшего образования, что дает воз­можность молодым людям попробовать определенное количество различных со­циальных и профессиональных ролей до того, как они решат, что им нужно на самом деле. Есть и другие примеры: многие молодые люди бродяжничают, обра­щаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность. Эриксон использует термин верность в значении «спо­собности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Верность—краеугольный камень идентичности, она представляет собой способ­ность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. Здесь следует внести ясность в значение термина «идеология». Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий ре­лигиозное, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии — «со­здание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности». Идеология предо­ставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» Воодушевленные идеологией молодые люди вовлекаются в разного рода деятельность, бросающую вызов устоявшимся традициям культуры — акции про­теста, бунты и революции. В более широком смысле, считает Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил. [11, 232]


2. Методика исследования.

 

Для исследования эго-идентичности и ролевого смешения у подростков были использованы две методики. Первая- это методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсена. эта методика состоит из двадцати утверждений. И четыре варианта ответов: Часто, Иногда, Редко и Никогда. Подсчет результатов позволяет определить степень одиночества. 40-60 баллов -  высокая степень одиночества, 20-40 баллов – средний уровень одиночества, 0-20 баллов – низкий уровень одиночества. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что субъективноеощущение одиночества влияет на достижение эго-идентичности.

Вторая методика - «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, состоящая из 60 незаконченных предложений. В них заключены 15 критериев:

1.     Отношение к отцу.

2.     Отношение к себе.

3.     Нереализованные возможности.

4.     Отношение к подчинённым.

5.     Отношениеи к будущему.

6.     Отношение к вышестоящим лицам.

7.     Страхи и опасения.

8.     Отношения к друзьям.

9.Отношение к своему прошлому.

10. Отношение к лицам противоположного пола.

11. Сексуальные отношения.

12. Отношение к семье.

13. Отношение к сотрудникам.

14. Отношение к матери.

15. Чувство вины.

Которые оценивают отношения подростка в общении.


В исследовании принимало участие 23 ученика 10 «О» класса СШ №199.

2.2 Анализ результатов.

Проанализировав данные по первой методике можно составить следующую таблицу.

По уровню одиночества:



Средний уровнь одиночества

Низкий уровнь одиночества

Кол-во человек

4

19



  



У 83% исследуемых подростков низкий уровень одиночества, это говорит о том, что они, вероятно, уже близки к дотижению эго-идентичности. А 17% подростков находятся на пути к достижению идентичности.

Из результатов второй методики видно, какие области наиболее важны и какие наиболее волнуют подростка в данное время. Выделяются области, в которых, вероятно, возникла проблемная ситуация. В приложении 2 приведён график, на котором видно, какие критерии наиболее часто являются проблемными у исследуемых подростков.

Совместив результаты двух методик, можно сказать, что у исследуемой группы нет подростков, у которых бы проявлялось роленвое смешение. Это говорит о том, что есть подростки на стадии достижения идентичности (17%) и есть те, которые уже почти завершили свой путь к достижению эго-идентичности (83%). Эти подростки ясно представляют себя в будущем (74%), называют себя самостоятельными и взрослыми в будущем. У  них сформировон образ Я, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. У этих подростков сложившиеся отношения с друзьями (82,6%). Они ждут от своих друзей, что те не оставят их в беде, будут всегда помнить о друге, не будут предателями, будут помогать во всём, будут верными и сами действуют также. С семьёй у испытуемых отношения положительные (91% от выборки). Скорее всего, у них есть чёткое понимание того, что значимые близкие приняли их такими, какими они видят себя сами – эго-идентичность достигнута.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты