Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Кафедра “Технология и методика преподавания”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теории педагогики
Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте.
Руководитель: А.С. Баранова
Исполнитель:
студент III курса, гр. 109503 А.П.Титова
Минск 2005
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………4-5
1. Особенности развития личности по Э.Эриксону………………………….6
1.1 Проблема личности в психологии……………………………………..6-7
1.2 Многообразие теорий личности……………………………………….8-9
1.3 Теория личности Э.Эриксона…………………………………………10
1.3.1 Особенности развития личности………………………………10-17
1.3.2 Эго-идентичность и ролевое смешение в подростковом возрасте………………………………………………………………..18-20
2. Методика исследования…………………………………………………….21
2.2 Анализ результатов…………………………………………………...22-23
Заключение……………………………………………………………….24-25
Список использованных источников…………………………………….26
Приложения……………………………………………………………..…27
Введение.
Термин «личность» имеет несколько различных значений. Её изучением занимается особый подраздел академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использоввания разнообразных исследовательских стратегий. Другая отличительная черта психологии личности- особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности предполагает использование той или иной техники оценки. [11, 21]
Ребёнок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит её духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности и общению.[3, 89]
Существует большое количество теорий личности. В своей курсовой работе я рассмотрю теорию личности Э. Эриксона. Центральным для эраксоновской теории эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через восемь универсальных для всего человечества стадий. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определённое для неё время ( «критический период» ), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. [5, 128]
В курсовой работе мною изучается актуальная прблема, связанная с эго-идентичностью и ролевым смешением. Актуальность изучения эго-идентичности у подростков определяется значимостью для каждого человека данного периода в развитии личности.
Целью работы является исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте.
В соответстии с целью, выделяются следующие задачи:
– Изучить литературу по теме курсовой работы;
– Подготовить методику для изучения эго-идентичности и ролевого смешения;
– Провести исследование;
– Проанализировать результаты, сделать выводы.
Объектом исследования является эго-идентичность и ролевое смешение.
Предмет – подростки.
Курсовая работа состоит из: введения, теоретической, практической части, заключения, списка использованных источников и приложений. Объём курсовой работы - 31 страница. Использованно 15 источников.
Ключевые слова: личность, психология личности, эго-идентичность, ролевое смешение, теория личности, критический период, эпигенетическая концепция, кризис идентичности.
Исследование проводилось на базе 10 ”O” класса СШ № 199.
1. Особенности развития личности по Э.Эриксону.
1.1 Проблема личности в психологии.
Психология личности, как отрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:
— структура или устойчивые качества в психической реальности человека;
— мотивы и потребности как источники индивидуальной активности;
—развитие личности или возможности ее качественного изменения под влиянием воздействия разных факторов;
—понятие о норме и патологии психической реальности как обоснование возможностей воздействия человека на человека;
—понятие о психическом здоровье как ответственности человека за осуществление собственной жизни.
В современной психологической науке широко используются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека, разработанные З.Фрейдом, А.Маслоу, Э.Берном, К.Юнгом, А.Адлером, Э.Фроммом, К.Роджерсом и многими другими авторами. [1, 220]
В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В более узком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. Данная категория является центральной в отечественной и зарубежной психологии. Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. [7, 33]
Феномен личности как специфические особенности психической реальности описывает множество теорий личности.
Теории личности, которые создают психологи, несут отпечаток конкретного времени их создания, так как ни один ученый не может избежать его влияния Прикасаясь в своем мышлении к истине, он может получить то знание, которое можно назвать абсолютно истинным. Тогда это знание будет транслироваться во времени как основание и обоснование самой науки. Так происходит, например, с идеями Аристотеля, которые в той или иной форме практически воспроизводятся в психологических теориях личности. Изучение его текстов — это работа по прояснению проблем и успехов своременных психологов в понимании, изучении личности. [1, 218]
В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения отечественной и зарубежной психологии. Объективный подход к этому вопросу указывает на то, что основы психологического знания изначально закладывались в зарубежной психологии. Поэтому целесообразно, прежде всего, на них обратить внимание.
Типы теорий личности
Способ выяснения поведения
Психодинамические
Социодинамические
Интеракционистические
Экспериментальные
Способы получения данных о личности
Неэкспериментальные
Структурные
Угол зрения на личность
Динамические
Дошкольный Школьный период жизни
Возрастной диапозон
Вся жизнь от рождения до последних лет
Черты, качества, свойства
Понятия, в которых описывается личность
Формы поведения
Рис.1 Теории личности. Основание для классификации.
Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эклектические и другие. [7, 33-34]
1.2 Многоообразие теорий личности.
Как уже говорилось выше, существуют следующие теории личности: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эклектические и другие.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ, behaviour - поведение) как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти», - писал основоположник бихевиоризма.
Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изучения, поскольку при объективной изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он йог бы назвать сознанием».
ФРЕЙДИЗМ (ПСИХОАНАЛИЗ). Направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими факторами. Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъектом психических сил, процессов, механизмов. Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, психолог, основатель АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. В психике выделял «сознательное» и «бессознательное», которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в двух формах:
а) индивидуальной (личной);
б) коллективной - ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
Альфред Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог. Он стал родоначальником ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. . Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.Он подчеркивал социальные детерминанты личности: способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
НЕОФРЕЙДИЗМ, или ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К этому направлению принадлежат Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ направление в рамках неофрейдизма ярко представляет Эрих Фромм, который выразительно обрисовал социальные детерминанты личности.Фромм первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Основным положением этой школы психологии стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры (геш-тальты). Представители: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Зародилась в Калифорнии в 1950-е годы. Данное направление в психологии называют гуманистическим, т. к. оно основано на вере в возможность расцвета каждой личности, если предоставить ей самой выбирать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.
В развитие гуманистической психологи особый вклад внесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт. Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.
Отечественные психологи подходили к предмету психологии с различных точек зрения: Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию; С. Л. Рубинштейн - принцип единства сознания и деятельности; А. Н. Леонтьев развил их идеи в концепцию деятельностного подхода. Б. Г. Ананьев предложил системно-целостный поход, на основе которого сформировалась акмеология.
Рассмотренные представления о психике, характерные для основных направлений развития психологического знания в зарубежных и отечественных школах, подчеркивают не столько их противоречивость, сколько многообразие взглядов психологической науки на психику человека. Основные пути развития российской психологии связаны с системным подходом к анализу психологических проблем.
В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубинные тайны человека, его поведения и деятельности. Знание достижений зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и использования творческого потенциала. [7, 34-45]
1.3 Теория личности Э.Эриксона.
1.3.1 Особенности развития личности.
Прошло почти десятилетие, прежде чем Эриксон систематизировал свои клинические наблюдения. Он выдвинул три новых положения, ставших тремя важными вкладами в изучение человеческого Я. Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротйзма к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития Я, в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. И наконец Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения. [9, 316]