Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...

Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...

Министерство образования Республики Беларусь

 

Белорусский Национальный Технический Университет

 

Кафедра “Технология и методика преподавания”

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По теории педагогики

Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:                                                                                   А.С. Баранова

                                                                                                         

Исполнитель:

студент III курса, гр. 109503                                                                А.П.Титова



 

Минск 2005

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………………4-5

1.     Особенности развития личности по Э.Эриксону………………………….6

1.1  Проблема личности в психологии……………………………………..6-7

1.2  Многообразие теорий личности……………………………………….8-9

1.3  Теория личности Э.Эриксона…………………………………………10

1.3.1 Особенности развития личности………………………………10-17

1.3.2 Эго-идентичность и ролевое смешение в подростковом  возрасте………………………………………………………………..18-20

2. Методика исследования…………………………………………………….21

    2.2 Анализ результатов…………………………………………………...22-23

Заключение……………………………………………………………….24-25

Список использованных источников…………………………………….26

Приложения……………………………………………………………..…27




Введение.

 

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Её изучением занимается особый подраздел академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использоввания разнообразных исследовательских стратегий. Другая отличительная черта психологии личности- особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности предполагает использование той или иной техники оценки. [11, 21]

Ребёнок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит её духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности и общению.[3, 89]

Существует большое количество теорий личности. В своей курсовой работе я рассмотрю теорию личности Э. Эриксона. Центральным для эраксоновской теории эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через восемь универсальных для всего человечества стадий. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определённое для неё время ( «критический период» ), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. [5, 128]

В курсовой работе мною изучается актуальная прблема, связанная с эго-идентичностью и ролевым смешением. Актуальность изучения эго-идентичности у подростков определяется значимостью для каждого человека данного периода в развитии личности.

Целью работы является исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте.

В соответстии с целью, выделяются следующие задачи:

–       Изучить литературу по теме курсовой работы;

–       Подготовить методику для изучения эго-идентичности и ролевого смешения;

–       Провести исследование;

–       Проанализировать результаты, сделать выводы.


Объектом исследования является эго-идентичность и ролевое смешение.

Предмет –  подростки.

Курсовая работа состоит из: введения, теоретической, практической части, заключения, списка использованных источников и приложений. Объём курсовой работы - 31  страница. Использованно 15 источников.

Ключевые слова: личность, психология личности, эго-идентичность, ролевое смешение, теория личности, критический период, эпигенетическая концепция, кризис идентичности.

Исследование проводилось на базе 10 ”O” класса СШ № 199.



 



1. Особенности развития личности по Э.Эриксону.

1.1 Проблема личности в психологии.


Пси­хология личности, как отрасль общей психологии, об­ращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:

— структура или устойчивые качества в психической реальности человека;

— мотивы и потребности как источники индивидуаль­ной активности;

—развитие личности или возможности ее качествен­ного изменения под влиянием воздействия разных факторов;

 —понятие о норме и патологии психической реаль­ности как обоснование возможностей воздействия человека на человека;

—понятие о психическом здоровье как ответственности человека за осуществление собственной жизни.

В современной психологической науке широко используются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека, разработанные З.Фрей­дом, А.Маслоу, Э.Берном, К.Юнгом, А.Адлером, Э.Фром­мом, К.Роджерсом и многими другими авторами. [1, 220]

В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В более узком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные от­ношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. Данная категория являет­ся центральной в отечественной и зарубежной психологии. Основные психологические тео­рии личности прошли достаточно длительный путь развития. [7, 33]

Феномен личности как специфические особенно­сти психической реальности описывает множество теорий личности.

Теории личности, которые создают психологи, не­сут отпечаток конкретного времени их создания, так как ни один ученый не может избежать его влияния Прикасаясь в своем мышлении к истине, он может по­лучить то знание, которое можно назвать абсолютно ис­тинным. Тогда это знание будет транслироваться во времени как основание и обоснование самой науки. Так происходит, например, с идеями Аристотеля, которые в той или иной форме практически воспроизводятся в психологических теориях личности. Изучение его тек­стов — это работа по прояснению проблем и успехов своременных психологов в понимании, изучении лич­ности. [1, 218]

В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологи­ческих основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического зна­ния о личности важно всесторонне учесть достижения отечественной и зарубежной психоло­гии. Объективный подход к этому вопросу указывает на то, что основы психологического зна­ния изначально закладывались в зарубежной психологии. Поэтому целесообразно, прежде всего, на них обратить внимание.






Типы теорий личности










Способ выяснения поведения





 



Психодинамические

 

Социодинамические

 

Интеракционистические
















Экспериментальные

 

Способы получения данных о личности

 

Неэкспериментальные











Структурные


Угол зрения на личность


Динамические











Дошкольный    Школьный период жизни


Возрастной диапозон


Вся жизнь от рождения  до последних лет











Черты, качества, свойства

 

Понятия, в которых описывается личность

 

Формы поведения


Рис.1 Теории личности. Основание для классификации.


Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические кон­цепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористс­кие концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концеп­ции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эк­лектические и другие. [7, 33-34]



 

 

 

 

 

 

 

1.2 Многоообразие теорий личности.

 

Как уже говорилось выше, существуют следующие теории личности: психоаналитические кон­цепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористс­кие концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концеп­ции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эк­лектические и другие.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ, behaviour - поведение) как науку о поведении обосновал аме­риканский психолог Дж. Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психо­логии (человека) является поведение человека от рождения до смерти», - писал основопо­ложник бихевиоризма.

Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие не отрицалось. Счита­лось, что сознание не может быть предметом научного изучения, поскольку при объективной изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он йог бы назвать сознанием».

ФРЕЙДИЗМ (ПСИХОАНАЛИЗ). Направление, объясняющее развитие и структуру личнос­ти иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими фактора­ми. Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъек­том психических сил, процессов, механизмов. Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, психолог, основатель АНА­ЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. В психике выделял «сознательное» и «бессознательное», которому при­надлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, су­ществует в двух формах:

а)  индивидуальной (личной);

б)  коллективной - ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предше­ствующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.

Альфред Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог. Он стал родоначальником ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. . Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является поло­жение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.Он подчеркивал социальные детерминанты личности: способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством само­познания.

НЕОФРЕЙДИЗМ, или ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.

Направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм клас­сического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К этому на­правлению принадлежат Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон.

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ направление в рамках неофрейдизма ярко представляет Эрих Фромм, который выразительно обрисовал социальные детерминанты личности.Фромм первым сформулировал теорию типов характе­ра, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Основным положением этой школы психологии стало утверж­дение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры (геш-тальты). Представители: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Зародилась в Калифорнии в 1950-е годы. Данное направление в психологии называют гуманистическим, т. к. оно основано на вере в возмож­ность расцвета каждой личности, если предоставить ей самой выбирать свою судьбу и направ­лять ее. Таким образом, стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.

В развитие гуманистической психологи особый вклад внесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт. Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная кон­цепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.

Отечественные психологи подходили к предмету психологии с различ­ных точек зрения: Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию; С. Л. Рубин­штейн - принцип единства сознания и деятельности; А. Н. Леонтьев развил их идеи в концеп­цию деятельностного подхода. Б. Г. Ананьев предложил системно-целостный поход, на осно­ве которого сформировалась акмеология.

Рассмотренные представления о психике, характерные для основных направлений раз­вития психологического знания в зарубежных и отечественных школах, подчеркивают не столько их противоречивость, сколько многообразие взглядов психологической науки на психику че­ловека. Основные пути развития российской психологии связаны с системным подходом к анализу психологических проблем.

В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубинные тайны человека, его поведения и деятельности. Знание достижений зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктив­ного развития и использования творческого потенциала. [7, 34-45]







 

1.3 Теория личности Э.Эриксона.

 

1.3.1 Особенности развития личности.


Прошло почти десятилетие, прежде чем Эриксон сис­тематизировал свои клинические наблюдения. Он выдви­нул три новых положения, ставших тремя важными вкла­дами в изучение человеческого Я. Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фалли­ческой и генитальной), в ходе которого меняется направ­ленность влечения (от аутоэротйзма к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития Я, в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не закан­чивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. И наконец Эриксон говорил, что каж­дой стадии присущи свои собственные параметры разви­тия, способные принимать положительные и отрицатель­ные значения. [9, 316]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты