Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости).
Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности.
Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). [11, 217-219]
Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития [15, 320].
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «επi» означает «после», a «γενεσιζ » — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-спеЦифической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. [13, 201]
Эриксон выделял основные дихотомии, характерные для различных стадий психосоциального развития личности:
1) доверие — недоверие (грудной возраст);
2) автономия — стыд и сомнения (1—2 года);
3) инициатива — чувство вины (3—5 лет);
4) трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст);
5) становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность);
6) интимность — одиночество (начало взрослого периода);
7) творческая активность — застой (средний возраст);
8) умиротворение — отчаяние (старость) (табл.1)
Табл.1
Стадии развития личности (по Э.Эриксону)
Стадии
Нормальная линия
Аномальная линия
развития
развития
развития
1
2
3
1. Раннее мла-
ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
денчество (от 0 до 1
взаимная любовь, привя-
результат плохого обращения
года)
занность, взаимное призна-
матери с ребенком, игнориро-
ние родителей и ребенка,
вания, пренебрежения им, ли-
удовлетворение потребно-
шения любви. Слишком раннее
стей детей в общении и дру-
или резкое отлучение ребенка
гих жизненно важных по-
от груди, его эмоциональная
требностей
изоляция
2. Позднее мла-
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,
СОМНЕНИЕ В СЕБЕ И ГИ-
денчество (от 1 года
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
ПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВ-
до 3 лет)
Ребенок смотрит на себя как
СТВО СТЫДА. Ребенок чувст-
на самостоятельного, но
вует свою неприспособлен-
еще зависимого от родите-
ность, сомневается в своих спо-
лей человека
собностях, испытывает лише-
ния, недостатки в развитии эле-
ментарных двигательных навы-
ков (например, хождении).
Слабо развита речь, сильное
желание скрыть свою ущерб-
ность от окружающих людей.
Чувство стыда
3. Раннее детство
АКТИВНОСТЬ. Живое во-
ПАССИВНОСТЬ. Вялость, от-
(около 3 -5 лет)
ображение, активное изуче-
сутствие инициативы, инфан-
ние окружающего мира,
тильное чувство зависти к дру-
подражание взрослым,
гим детям и людям, подавлен-
включение в полоролевое
ность, уклончивость, отсутствие
поведение, инициативность
признаков полоролевого пове-
Дения, чувство вины
4. Среднее детство
ТРУДОЛЮБИЕ. Выражен-
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ
(от 5 до 11 лет)
ное чувство долга и стрем-
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Сла-
ление к достижениям, раз-
боразвитые трудовые навыки,
витию познавательных и
избегание сложных заданий,
коммуникативных умений и
ситуаций соревнования с дру-
навыков. Постановка перед
гими людьми, острое чувство
собой и решение реальных
собственной неполноценности,
задач, нацеленность фанта-
обреченности на то, чтобы всю
зии и игры на лучшие пер-
жизнь оставаться посредствен-
спективы, активное усвое-
ностью. Ощущение временно-
ние инструментальных и
го затишья перед бурей или пе-
предметных действий, ори-
риодом половой зрелости, кон-
ентация на задачу
формность, рабское поведение,
чувство тщетности прилагаемых
усилий при решении разных
задач
5. Половая зрелость, подростни-чество и юность (от 11 до 20 лет)
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях.
ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
УЧЕНИЕ. Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет)
БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил. Состояние одиночества.
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения
ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя
8. Поздняя взрослость (свыше 60лет)
ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Состояние умиротворения
ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.
[12, 52-54]
Эриксон выделяет восемь стадий развития человека, причем с фиксацией на каждой стадии связан определенный паттерн личностных черт или конкретных периферических характеристик. Первые четыре стадии довольно тесно связаны с фрейдистскими оральным, анальным, фаллическим и латентными периодами, хотя очевидно, что Эриксон больше интересуется их психологической значимостью, а не биологической природой. Этот акцент позволяет ему рассматривать латентный период как важный этап жизнедеятельности взрослого, несмотря на то, что этот период не имеет серьезного биологического обоснования. Кроме того, вместо одного генитального периода, продолжающегося от пубертата до смерти, Эриксон выделяет еще четыре стадии развития, никоим образом не соотносящиеся с биологическим анализом сексуального инстинкта или либидо. У Эриксона практически теряется фрейдистский акцент на сексуальности, по крайней мере теряется, но все же признается важность психосексуальных конфликтов, сопровождающих кормление, выделение и т. п.