Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...

Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции  Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным  направлением  развития  которой является  социальная  адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Эриксон доказывал, что эго  — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (то есть от младенчества до зрелости и старости).


Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее разли­чие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности.

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). [11, 217-219]

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:

1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тен­денции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития [15, 320].

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «επi» означает «после», a «γενεσιζ  » — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после­довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-спеЦифической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. [13, 201]


Эриксон выделял основные дихотомии, характерные для раз­личных стадий психосоциального развития личности:

1) доверие — недоверие (грудной возраст);

2)  автономия — стыд и сомнения (1—2 года);

3)  инициатива — чувство вины (3—5 лет);

4)  трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст);

5) становление индивидуальности (идентификация) — роле­вая диффузия (юность);

6)  интимность — одиночество (начало взрослого периода);

7) творческая активность — застой (средний возраст);

8) умиротворение — отчаяние (старость) (табл.1)

Табл.1

Стадии развития личности (по Э.Эриксону)



Стадии

Нормальная линия

Аномальная линия

 

развития

развития

развития

 

1

2

3

 

1. Раннее мла-

ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как

НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как

 

денчество (от 0 до 1

взаимная любовь, привя-

результат плохого обращения

 

года)

занность, взаимное призна-

матери с ребенком, игнориро-

 

 

ние родителей и ребенка,

вания, пренебрежения им, ли-

 

 

удовлетворение потребно-

шения любви. Слишком раннее

 

 

стей детей в общении и дру-

или резкое отлучение ребенка

 

 

гих жизненно важных по-

от груди, его эмоциональная

 

 

требностей

изоляция

 

2. Позднее мла-

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,

СОМНЕНИЕ В СЕБЕ И ГИ-

 

денчество (от 1 года

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.

ПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВ-

 

до 3 лет)

Ребенок смотрит на себя как

СТВО СТЫДА. Ребенок чувст-

 

 

на самостоятельного, но

вует свою неприспособлен-

 

 

еще зависимого от родите-

ность, сомневается в своих спо-

 

 

лей человека

собностях, испытывает лише-

 

 

 

ния, недостатки в развитии эле-

 

 

 

ментарных двигательных навы-

 

 

 

ков (например, хождении).

 

 

 

Слабо развита речь, сильное

 

 

 

желание скрыть свою ущерб-

 

 

 

ность от окружающих людей.

 

 

 

Чувство стыда

 

3. Раннее детство

АКТИВНОСТЬ. Живое во-

ПАССИВНОСТЬ. Вялость, от-

 

  (около   3 -5 лет)

ображение, активное изуче-

сутствие инициативы, инфан-

 

ние окружающего мира,

тильное чувство зависти к дру-

 

подражание   взрослым,

гим детям и людям, подавлен-

 

 

включение в полоролевое

ность, уклончивость, отсутствие

 

 

поведение, инициативность

признаков полоролевого пове-

 

 


Дения, чувство вины

 


4. Среднее детство




ТРУДОЛЮБИЕ. Выражен-




ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ

 

(от 5 до 11 лет)

ное чувство долга и стрем-

НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Сла-

 

ление к достижениям, раз-

боразвитые трудовые навыки,

 

 

витию познавательных и

избегание сложных заданий,

 

 

коммуникативных умений и

ситуаций соревнования с дру-

 

 

навыков. Постановка перед

гими людьми, острое чувство

 

 

собой и решение реальных

собственной неполноценности,

 

 

задач, нацеленность фанта-

обреченности на то, чтобы всю

 

 

зии и игры на лучшие пер-

жизнь оставаться посредствен-

 

 

спективы, активное усвое-

ностью. Ощущение временно-

 

 

ние инструментальных и

го затишья перед бурей или пе-

 

 

предметных действий, ори-

риодом половой зрелости, кон-

 

 

ентация на задачу

формность, рабское поведение,

 

 

 

чувство тщетности прилагаемых

 

 

 

усилий при решении разных

 

 

 

задач

 

5. Половая зрелость, подростни-чество и юность (от 11 до 20 лет)

ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕ­ДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях.

ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выражен­ное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.

 

УЧЕНИЕ. Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при не­обходимости подчинение им. Становление индивидуальности.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет)

БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить се­бя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и ра­бота. Удовлетворенность лич­ной жизнью.

ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Из­бегание людей, особенно близ­ких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и не­предсказуемое поведение. Не­признание, изоляция, первые симптомы отклонений в пси­хике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил. Состояние одиночества.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность се­мейными отношениями, гор­дость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения

ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцент­ризм, непродуктивность в ра­боте. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя

8. Поздняя взрослость (свыше 60лет)

ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоян­ные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни. Способность примириться с не­избежным. Понимание того, что смерть не страшна. Состоя­ние умиротворения

ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что вре­мени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности, потеря веры в себя и других лю­дей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получе­но. Ощущение отсутствия в ми­ре порядка, наличия в нем доб­рого, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

[12, 52-54]


Эриксон выделяет восемь стадий разви­тия человека, причем с фиксацией на каж­дой стадии связан определенный паттерн личностных черт или конкретных перифе­рических  характеристик.   Первые  четыре стадии довольно тесно связаны с фрейдист­скими оральным, анальным, фаллическим и латентными периодами, хотя очевидно, что Эриксон больше интересуется их психоло­гической значимостью, а не биологической природой. Этот акцент позволяет ему рас­сматривать латентный период как важный этап жизнедеятельности взрослого, несмот­ря на то, что этот период не имеет серьез­ного   биологического   обоснования. Кроме того, вместо одного генитального периода, продолжающегося от пубертата до смерти, Эриксон выделяет еще четыре стадии раз­вития, никоим образом не соотносящиеся с биологическим анализом сексуального ин­стинкта или либидо. У Эриксона практи­чески  теряется   фрейдистский   акцент   на сексуальности, по крайней мере теряется, но все же признается важность психосексу­альных конфликтов, сопровождающих кор­мление, выделение и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты