.
Список использованных источников
1 Ф.С.Махов "Кого мы растим" - Москва, 1989.
2 Л.Захарова "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1991.
3 Вахмянина Г. «Больше не вернусь» // Соц-защиты, 1998 №4 стр. 39-41.
4 Дашковский Х. «Словесная агрессия» // Наука и жизнь №6 1995г. стр. 99-101.
5 Зритнев В., Зритнева Е. «Все семьи несчастливы… одинаково» // Соц-защита №11-12 1981г. стр. 45-47.
6 Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).
7 Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
8 Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
9 Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.
10 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
11 Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992
12 Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.
13 Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .
14 Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 479 с.
15 Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.
16 Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000.
17 Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991.
18 Уральская школа молодых социологов (сборник тезисов научных работ студентов и аспирантов). - Екатеринбург, 1998.
19 Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994.
20 Баранов С.П. « Педагогика» - Просвещение М; 1987
21 Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.
22 Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.
23 . Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.
24 Милтс А.А. “Гармония и дисгармония личности” - М.:Политиздат, 1990
25 Фельдштейн Д.И.”Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. ПВП,1978.
26 Дашковский Х. «Словесная агрессия» // Наука и жизнь №6 1995г. стр. 99-101.
27 Зритнев В., Зритнева Е. «Все семьи несчастливы… одинаково» // Соц-защита №11-12 1981г. стр. 45-47.
28 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996.
29 Столин В., Шмелев А. Семейные трудности: какие и почему? //Семья и школа, №3, 1985
30 Харчев А. Прочность семьи - это ее культура //Семья и школа, №3, 1987
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Исследование типов темперамента дошкольников.
Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня.
Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.
Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Изучение волевых проявлений.
Проведение исследования : Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.
Обработка данных : Анализ проводят по схеме:
а) Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
б) Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).
в) Какие волевые качества у ребенка сформулированы :
1. дисциплинированность : подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
2. самостоятельность : умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;
3. настойчивость : умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
4. инициативность : умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.
Уровни сформированности волевых проявлений :
Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.
Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.
Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества.
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Тест «Самооценка»
1 Часто ли мнение окружающих о Вас совпадает с Вашим ?
А Да Б Нет В Изредка
2 Размышляя о своем предназначении…
А Вы добиваетесь определенных успехов
Б Вы призваны покорить мир
В Настанет завтра – будет видно
3 Часто ли вы прибегаете к спору?
А Иногда. Спорю тогда, когда знаю, что прав.
Б Всегда. Я не могу ошибаться.
В Редко. Не могу отстаивать свою точку зрения.
4 Легко ли Вы нажодите общий язык с окружающими?
А Да
Б Это они не находят общий язык со мной
В Не знаю. Не уверен.
5 Проснувшись утром и посмотрев в зеркало, вы думаете…
А Приведу себя в порядок и стану собой
Б Я как всегда прекрасно выгляжу
В Лучше отойду
Результат оценивается по преимуществу одной из букв ответа.
А – устойчивая самооценка;
Б – Завышенная самооценка;
В – Заниженная самооценка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.Таблица №2 Результат теста «Самооценка»
Березовская М
Евлецкая Я
Шапавалов Г
Миронова Т
Рбань А
Григорян А
1
Б
В
А
В
В
А
2
Б
В
А
В
А
Б
3
Б
А
Б
А
А
Б
4
А
А
А
В
А
А
5
Б
Б
А
А
Б
Б
Приложение Д. Тест – опросник «Насилие в семье»
1. Существует ли в вашей семье такая проблема как насилие?
2. Что принимается Вами, из предложенных вариантов поступков как проявление насилия?
3. Как часто в своей семье Вы сталкиваетесь с насилием?
4. Присутствуют ли домашние при выяснении отношений между Вами?
5. Считаете ли вы главными факторами, вызывающими семейное насилие, алкоголизм и наркоманию?
6. Влияет ли уровень образования на внутрисемейные отношения?
7. Как вы относитесь к сценам насилия, агрессии передаваемых СМИ?
8. Есть ли в воспитательном процессех детей физические наказания?
9. Какой выход из сложившейся острой конфликтной ситуации Вы приемлете:
1. Обратиться за помощью к соседям
2. Обратиться за помощью в правоохранительные органы.
3. Обратиться за помощью в кризисный центр
4. Скрывать.
Варианты ответов
Образование
Среднее общее
Среднее специальное
высшее
Побои
6
7
8
Угрозы применения физического воздействия
4
4
6
Пьянство, наркомания
5
5
6
Систематическая нецензурная брань
1
3
3
Постоянные выяснения отношений
1
2
3
Запрет заниматься тем или иным делом
1
1
2
Отказ заниматься каким-либо делом
0
1
1
Физическое наказание детей
3
3
5