Особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на...

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк [ 11] .

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

Ощущение исключительности у ребенка можно преодолеть с помощью его введения различных коллективов общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста, где он получит представление о построении взаимоотношений в коллективе, научится отождествлять себя с окружающими людьми.

Большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений — родителей и детей. Другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями — сестрами), тетками, дядьями и др.

4.2 Специфика воспитания в многодетной семье

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от тех личностных ресурсов, которые имеются  в семье.  Личностные ресурсы, с одной стороны, наличие обоих родителей, сиблингов — братьев и (или) сестер,, а с другой (и главным образом) — такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик — отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным  жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив.  Во- первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют  к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный  ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему,  по- своему реагируя на это. В одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов [12].

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

 С другой стороны в развитии ребенка из многодетной семьи есть свои преимущества: старшие зачастую перенимают на себя функции родителей, что при нормально развитых отношениях подготавливает их к будущему материнству и отцовству, воспитывая в них такие качества как: ответственность, гуманность, великодушие, решительность и в тоже время твердость, силу воли. Зачастую младшим детям старшие сестры и братья становятся идеалом, коим должны быть родители, но не могут в зависимости от постоянной занятости.  Если же ситуация обратна и старшие родственники не могут быть идеалом, младшие члены  могут воспринимать их как некий стимул к развитию, для того чтобы достигнуть более высоких высот в жизни.

5 Нарушение здоровых взаимоотношений в семье    

5.1 Конфликты и насилие в семье

В  отношениях   родителей   с  детьми сначала   все   радует:   беспомощность, ласковость, привязчивость,    неуклюжесть. Но  идет время,  и вот  уже  беспомощность   и  неуклюжесть  вызывают  не  симпатии,  но раздражение  и  досаду; а  выросший ребенок  либо  замыкается  в  себе, либо  ищет  компанию,  где  его  оценят  иначе,  где баланс  эмоций для  него  вновь  будет  в  пользу положительных.                       

Получается,  что   в  современной семейной  жизни,  где  все  держится  прежде  всего  на  эмоциях,  на  «люблю - не люблю»,  «нравится - не нравится», все же  не обойтись без какого-то  регулятора, ослабляющего  действие негативных    эмоций.  Такая  регуляция возможна,  конечно  же,  лишь на  основе разума,  ясного интеллектуального  понимания  причин  тех  или  иных событий, суровой честности  перед собой  и  умения   «видеть  насквозь» и себя, и  близких -  видеть реальность, а не наши представления о ней.                           

Как  правило,  мы   не  ограничиваемся   лишь констатацией  явления, породившего  то  или   иное чувство, но строим  свою «модель» происходящего. Казалось бы, все очень просто: надо понять,  нем это чувство  вызвано,  почему  оно для нас важно и какая есть возможность  изменить ситуацию.  Однако в  реальной   жизни   все  оказывается намного сложнее.

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы, которые чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

а) создания для ребенка ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

б) создания для ребенка препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

в) создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у ребенка.

Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.

Состояние вины зависит от личностных особенностей ребенка. Он чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются. Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

а) Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

б) Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

в) Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

г) Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

 По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее: всегда помнить об индивидуальности ребенка; учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения; стараться понять требования маленького ребенка; помнить, что для перемен нужно время; противоречия воспринимать как факторы нормального развития; проявлять постоянство по отношению к ребенку; чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения; совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость; дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;         логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; использовать положительный пример других детей и родителей; учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.  

Насилие в семье в его различных формах приобрело в России масштабы и глубину, угрожают безопасности общества и личности.

Главные жертвы насилия в семье – дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда – самосуды – расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.

Разумеется, что насилие в семье – явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя.

Большинство особенностей нашего поведения, развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом состоянии. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. Агрессивность развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека действовавшего агрессивно.

Американский психолог  Эрон провел обширное исследование личностных особенностей детей, пользующихся репутацией жестоких, а также их родителей и условий проживания. Таких детей, как правило, не любят. Они не интересуются школьными делами, но очень любят фильмы со сценами насилия, героям которых они подражают. Их родители, сами как правило, очень агрессивны, часто применяют к детям телесные наказания и постоянно выражают недовольство по поводу их поведения. Они также любят жестокие фильмы и высмеивают в своих детях сострадание к жертвам насилия. Маньяками не рождаются, ими становятся при определенных обстоятельствах. Условия воспитания, детство, родители маньяков имеют множество схожих черт. Существует даже научный термин «матери Чикатило». Это жестокие, деспотичные женщины с властным характером и с ярко выраженной ролью «семейного лидера» часто одинокие или постоянно унижающие своих тихих, забитых мужей, запрещающие своим детям контакты со сверстниками.

Трения,  противоречия возможны  в любой семье.  Хотя бы  потому, что  это - объединение  людей,  различных  по психическому складу,  характерам, возрасту и  ряду  других признаков. Однако одна семья  находит  в  себе морально-психологические  силы  преодолеть противоречие  в самом  его зародыше,  другая рушится подчас от самого легкого ветерка. Творческий дефицит общения со сверстниками, родительской любви и ласки, постоянное отсутствие положительных эмоций, неумение понять и выразить самого себя производят необратимые изменения в личности.


5.2 Развод.  Воспитание ребенка в неполной семье

Семья  для  ребенка  -  и социальная среда,  и  воплощение  культурных традиций,  и  источник  общественного  опыта. В  ней  он  находит  и примеры  для подражания, и  критерии оценки  первых проявлений  своего  «я»,  и  образ,  модель общества, в  которое ему  предстоит войти,  того  большого   социального  мира, где он  будет жить  и работать.  В семье происходит  как  бы  второе,  социальное рождение ребенка.                     

Глубокая   специфичность   и   принципиальная  незаменимость  семьи  как воспитательной   среды   обусловлены  тем, что  непосредственность  и устойчивость контактов  сочетаются  здесь  с эмоциональностью   общей   атмосферы.  Только в семье  дети постоянно  и непроизвольно  осваивают  опыт,   знания  старших, а  взрослые  как бы  повторяют, воспроизводят  в детях,  в их воспитании уже пройденные  этапы  своей  жизни. Семейная  среда  уникальна,  предпосылки  ее созданы  самой  природой, и  люди, если не хотят потерять все, что дала  м дает им  цивилизация,  должны в каждом новом  поколении   воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.        

Мало сказать: воспитательный потенциал  семьи  зависит  от  ее прочности. Нужно  еще,  чтобы эта  прочность обеспечивалась  такими средствами  и способами,  которые  не противоречат  целям нашего социалистического воспитания. В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребёнка меньше влияния, чем в более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей. Увеличенние числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод тяжело сказывается  и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года  или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак.

 Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Ужесточение  условий  развода  уменьшит число   матерей, воспитывающих  детей без отца в результате  расторжения брака,  но  увеличит безотцовщину  как результат внебрачных связей.

Достаточно сказать, что число расторгнутых  браков   возросло  за   период  с 1960  года с  1,3 до  3,5 на  тысячу человек,  относительное  количество неполных  семей  (главным  образом  -  матери с детьми) осталось  в основном  на прежнем  уровне  (около  12  процентов  всех семей),  суммарная  рождаемость (среднее  число  детей  на  одну  женщину) по сравнению  с  предвоенным  уровнем, несмотря на  меры  по  стимулированию многодетности,  понизилась  в  два  раза (с 4,4 до 2,2),  а дола  незамужних женщин  составила  в   возрастных  пределах 25 - 29 лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов,  40 - 49 лет - свыше 20 процентов [13 ].           

 Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

 Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

Какое - то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты