Особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на...

В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце. На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности. С другой стороны ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто  свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Негативно сказывается на человеке лишение матери. Ее уход приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми.  Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.

Но даже при отсутствии матери и ее любви из ребенка может выйти полноценный член общества, способного к полноценному развитию и не отличающемуся высокой агрессивностью. Для этого с ребенком должен находится хотя бы один взрослый человек близкий ребенку, любящий и безоговорочно принимающий.

Что можно сделать, чтобы помочь  ребенку в разбитой семье?

Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

Если родители не живут вместе, если они разошлись, это очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как - нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва  и тем не ставить детей в самое трудное положение  [14].

 









6 Выявление индивидуально – психологических особенностей ребенка в зависимости от условий в семье

Методы исследования: наблюдение, беседа с воспитателями. Данная часть работы была выполнена на базе детского сада «Искра» г.Сочи, во второй младшей группе. Состав группы: 7 мальчиков и 9 девочек. Исследование  проводилось с подгруппой детей: Алина Г(4г) живет с мамой, Иван К (3,5) не единственный ребенок в семье, Екатерина П (4г) не единственный ребенок в семье, Аким С (3г) один  в семье.

В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (приложение А). Диагностика проводилась в две серии: исследование типов темперамента дошкольников, изучение волевых проявлений.

В целом у детей большой запас слов, хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, мышление, движения  скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвинические черты темперамента, т.к. для нее характерно: быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д. Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры.  Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.          

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.  

Изучив волевые проявления детей  можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание -  умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. Самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К.. Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К. т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций. Говоря о сформированости волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П., Иван К.. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее  в деятельности стараются преодолеть любым способом. Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.

Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., он соответствует поставленным  критериям (Приложение Б). К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет.

Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что взаимоотношения в семье и методы воспитания накладывают отпечаток на формирующуюся личность ребенка. Потому необходимо учитывать все индивидуальные особенности каждого ребенка:  и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности.

На основе проделанной работы, исходя из полученных результатов, родителям  рекомендуется провести следующую работу:

 

 7 Развитие самооценки и ее роль в формировании личности ребенка

Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмо­ционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Были протестированы   (Приложение  В) подростки, относящиеся к различным по структуре семьям. Неполная семья: Березовская Мария, Евлецкая Яна. Многодетная семья: Шавалов Георгий, Миронова Татьяна. Семья с одним ребенком: Рбань Анастасия, Григорян Анна.

Результаты опроса приведены в приложении Г. По ним можно определить, что у детей  из неполных семей наблюдаются отклонения от нормально – развитой самооценки, также как и в семье, где воспитывается только один ребенок. Что касается многодетных семей, в этом случае вопросов с самооценкой не возникает.

Переживания связаны с целым комплексом особенностей: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутвер­ждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект не­адекватности. Значение и роль самооценки в подростко­вом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Исследования обна­руживают, что дети с аффективными 'переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают ссоответствующими аффективными формами поведения.

Они склонны к преувеличенным и неадекватным реак­циям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозри­тельны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и трудно­переносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людь­ми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чер­тами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирова­ния таких черт часто относится именно к подростковому возрасту.

Предметом нашего иссле­дования и рассмотрения стали влияния самооценки на эмоциональное само­чувствие подростка и на его развитие (кроме того, фор­мирование отрицательных черт 'поведения личности тре­буют безотлагательного практического вмешательства). Однако описанные случаи антагонистического противоре­чия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности да­же в подростковом возрасте. Напротив, появление устой­чивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются 'притязания, в отно­шении моральной сферы и качеств своей личности стано­вятся важнейшими факторами их развития к концу под­росткового возраста. А это значит, что в указанный пе­риод начинают приобретать все большее и большее зна­чение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствова­ние. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к стар­шему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

Родителям можно дать соответствующие рекомендации.

Березовской Г и Григорян А и В необходимо объяснить дочерям, что мир создан не только для них, и что они как и любой человек не совершенны, кроме того далее необходимо разработать специальную систему корректировки отношения девочек к себе и окружающему миру.

Евлицкой Т и Мироновым Р и М можно порекомендовать отдать дочерей в дополнительное развивающее учреждение соответственно их наклонностям и способностям, для формирования и дальнейшего развития устойчивого уровня самооценки без отклонений; при необходимости корректно помогать детям добиваться поставленной задачи, дабы они не приписывала свои заслуги родителям и не ухудшали свое положение, зацикливаясь на своих неудачах.

Рбань Н и Шаваловых К и Е необходимо поздравить с правильной системой воспитания детей, выработанной их семьями несмотря на возникающие трудности.

  

8 Анализ теста-опроса: «Насилие в семье»

Было проведено исследование мнения 15 семей о насилии в семье (5 семей со средним общим образованием, 5 со средним специальным образованием и 5 с высшим образованием).

Цель исследования – выявить закономерность проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования родителей, образа жизни; перспективы развития насилия в российских семьях.

Неоднозначно восприятие и оценка респондентами конфликтных ситуаций. Наиболее часто они относят к семейному насилию побои (21 человек, 70%) . Около половины опрошенных (16 человек, 53.3%) полагают, что пьянство, наркомания и угрозы применения физического воздействия являются своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивают как насилие физические наказания детей (11 человек, 37%) и систематическая нецензурная брань (7 человек, 23.3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным дело большинство не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий  (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных. Главными факторами вызывающими семейное насилие респонденты называют, в первую очередь, следующее: пьянство и алкоголизм, тяжелая социально-экономическая ситуация в стране, наркомания.

Не случайно практически каждый третий опрошенный исходит из того, что причины бытовых конфликтов подпитываются самой семьей. Многие указали на возникновение таковых вследствие низкого уровня культуры семейных отношений, неумение решать проблемы мирным путем.

25 человек (83%) отмечают воздействие прессы, радио и телевидения на проявление актов агрессии и насилия в семье. При этом следует заметить, что передаваемые через СМИ сцены насилия в художественных произведениях, по мнению опрошенных, оказывают на семью более отрицательное влияние нежели сообщения о фактах насилия и преступлениях в реальной действительности. 15 человек (50%) из числа подвергшихся насилию в семье обращались за помощью. Преимущественно респонденты прибегали к помощи других родственников и милиции – соответственно 10 человек (33%) и 5 человек (16%).

Надо отметить, около 1/3 человек (33%) ответивших смотрят на перспективы снижения уровня насилия в семье пессимистически, считая что никто не в состоянии реально повлиять на этот процесс.

Но 1/5 респондентов (20%) убеждена в действенности усилий, прилагаемых в этом направлении специальными психологическими службами и милицией.

Результаты исследования вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствие их – проявлений насилия в семье, и физического, и психического. Причем значительная часть правонарушений, связанных с насилием и направленных на членов семьи, будет носить скрытый характер.













 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда родительской жизни.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развиваться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п.

         Рассматривая семейное неблагополучие (конфликты, насилие, развод) можно сделать вывод, что  для предотвращения самого надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями и только если будет принят соответствующий закон. Со своей стороны каждыый из родителей должен прекратить: побои, оскорбление, угрозы. Ведь все это не становится безобидным оттого, что совершается не на улицах, а в стенах собственных квартир.

        Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных.  Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты