Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту

Таким образом, психологическая готовность, особенно к такому сложному виду деятельности как несение воинской службы в частях и на кораблях Вооруженных сил России представляет собой сложную динамическую структуру, являющуюся выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, волевых сторон психики человека и их соотношение с высшими условиями и предстоящими задачами.

Психологическая устойчивость - главное содержание психической готовности личности воина, она предполагает высокую надежность функционирования у него всех познавательных и эмоционально-волевых процессов в ходе воинской деятельности, особенно, при возникновении опасных для жизни, напряженных ситуаций.

Их выше изложенного можно сделать вывод, что военная служба по контракту предъявляет повышенное требование к личности солдат, матросов, сержантов, старшин в части их профессиональной подготовленности и пригодности.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании- годным к военной службе, по результатам профессионально психологического отбора, отнесенный к 1 или 2 категории соответствующий установленным требованиям;

·                    по общеобразовательному цензу;

·                    по уровню профессиональной подготовки;

·                    по уровню физической подготовки [ 47 ].

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту должен:

·                   быть дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с товарищами» уважительно относиться к старшим, командирам» свое поведение в бою и другой экстремальной обстановке строить на основе взаимопомощи и взаимовыручки;

·                   обладать разумной активностью и инициативой;

·                   уметь принимать решение при неполной и зачастую противоречивой информации, а также при дефиците времени;

·                   обладать эмоциональной устойчивостью в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, выносливостью к физическим и психическим перегрузкам (нервно-психической устойчивостью);

·                   обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на вое иную службу ( высокой военно-профессиональной направленностью).


1.4           Мотивация граждан, поступающих на военную службу по контракту


Люди постоянно вовлечены в разнообразную деятельность и осуществляют то или иное поведение . Поведение человека может быть описано с разных сторон. В процессуальном плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направленности. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции- намерения к его выполнению. Для объяснения детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на основе допущений о природе человека и устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения [ 49].

Хотя термин "мотив" использовался достаточно давно, проблема мотивации в качестве самостоятельной проблемы психологии выделилась лишь в начале XX века. Однако интерес к мотивации не ослабевает и в настоящее время:"..если проследить тенденции развития современной психологии, то нетрудно увидеть, что ее логическим центром все более и более становится проблема мотивации. "Вместе с тем высказывается мнение, что "..исследователи поведения животных постепенно начинают понимать, что нет никакой необходимости в представлениях, связанных |с мотивацией. Понятие мотивации используется как мусорная корзина разного рода факторов, природа которых недостаточно понятна." [15].

 Все это ориентирует психологию и на расширение фронта экспериментальных и прикладных исследований, и на углубление теоретического анализа основных положений теории мотивации.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных деяниях. Вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделён разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалиетичеекие идеи, следует считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором, Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики XVII—XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека, другой — для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря — материализм и идеализм,— продолжалось вплоть до конца XIX в. [ 9 ]

Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии — появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч. Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э, Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдауголл, И. П, Павлов и др.).

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавшими в то время многих ученых открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, 3. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно удовлетворительного ответа. В конце концов, дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие "инстинкт" применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые включали в анализ психических явлений. [ 10 ]

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Оба понятия — "инстинкт" и "потребность" — обладали одним существенным недостатком: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма, которые называются психическими. В силу данного обстоятельства эти два понятия были заменены понятием влечения — драйва. Влечение — стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века. Э. Толменом и К. Халлом) рассматриваемая концепция I включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения [12].

Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Бернштейна, автора оригинальной теории Психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. Н. |Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей. [ 16].

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной и первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

Американский исследователь мотивации Г. Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований, и только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается,— разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность,— упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия [28 ]

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей,

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения [26].

Рассматривая поведение граждан, поступающих на военную службу по контракту, мы задаем себе вопрос - что же является мотивом выбора ими крайне сложной и опасной деятельности, связанной с риском для жизни? Для этого рассмотрим положение молодежи на сегодняшнем рынке труда, т.к. именно эта категория является основной возрастной группой, способной поставлять кадры в Вооруженные Силы и в настоящее время, и в ближайшем будущем.

Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах в обществе, а в XI веке будет решать задачи, контуры которых трудно различимы. Эта возрастная группа, на сегодняшний день, характеризуется недостатком жизненного опыта, профессионального опыта, затрудняющих трудоустройство ее представителей, и, вместе с тем, высокой психологической мобильностью, позволяющей ей приспосабливаться к новым условиям, быстрее, чем представители других возрастных групп [ 36 ] .

Переход общества к новым экономическим отношениям вызывает кардинальное изменение профессиональной подготовки молодежи. Ранее в основе ориентирования молодежи лежали интересы государства. С этой позиции официально подчеркивалась ценность любой профессии, задача включения молодежи в структуру общества осуществлялась посредством передачи системе образования функций профессиональной ориентации подкреплявшейся профориентационными центрами, активной помощью со стороны предприятий - шефов.

Переход к рыночным отношениям и последствия кризиса, вызванного структурной перестройкой экономики привел к разрушению этого механизма и реорганизации каждого из названных элементов. Отмечается отказ от государственного патронажа данной сферы, формирование [установки на активное самоопределение молодого человека [ 10]

 Но далеко не все профессии на рынке труда рассматриваются молодежью |как желательные. Профессия для молодых - это важнейший канал социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения престижа в обществе. В настоящее время существует большой разрыв между уровнем притязаний определенной части молодых людей и реальным уровнем их возможностей.

 Уровень притязаний человек устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа " Я ") проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений [30].

Наиболее престижным, с точки зрения молодых безработных, являются профессии, связанные с предпринимательской деятельностью, малым и средним бизнесом и др. Однако для устройства по этим специальностям необходимы высшее образование, достаточно большой стаж и опыт работы, юридическая грамотность и многое другое, что достигается долгим и упорным трудом, тогда как молодые люди хотели бы как можно скорее получить хорошо оплачиваемые должности, комфортные условия труда, удобный график работы.. [33].

Ожидания и оценки молодых людей на рынке труда часто не соответствуют требованиям, которые предъявляют работодатели к своим потенциальным работникам - дисциплинированность, ответственность, способность и желание хорошо работать, умение адаптироваться применительно к конкретным условиям работы, а отсюда и безработица среди молодых людей в 1,5 раза выше чем в среднем по стране. Согласно данных Госкомстата, молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 21% населения страны в то время как среди безработных ее доля составляет 39% . Наибольшую долю среди безработных составляют специалисты с высшим и средним специальным образованием, но и среди тех, кто нашел работу, очень многие устроились не по полученной специальности [42].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты