Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту

Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту

Содержание


Введение

1. Анализ литературных источников

1.1 Возникновение военной психологии

1.2 Специфика военно-профессиональной деятельности

1.3 Психологические качества личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

1.4 Поведение и мотивация граждан, поступающих на военную службу по контракту

2. Экспериментальное исследование психологических качеств личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

2.1 Гипотеза, цели, задачи, объект и предмет исследовании

2.2 Организация исследования

2.3 Методы исследования

2.4 Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Рекомендации

Литература        

Приложения



Введение

Вооруженные силы — это сложный социальный организм, являющийся неотъемлемой частью современного общества. Их развитие и состояние всегда обусловлены тенденциями развития самого общества. Однако независимо от исторических условий и социально-экономических тенденций развития для Вооруженных сил России главной задачей всегда была и остается вооруженная защита рубежей Родины.

Сегодня Вооруженные силы России призваны обеспечить надежную защиту как сухопутных, морских, так и воздушных рубежей страны. Решение данной задачи обеспечивается соответствующими соединениями, воинскими частями и подразделениями, в которых проходят действительную военную службу граждане России. Вооруженные силы — это не безликий организм или бездушный механизм, это, прежде всего, люди, которые обладают необходимым уровнем знаний и навыков, чтобы управлять сложной военной техникой, а также необходимыми качествами личности, чтобы побеждать на поле боя. Поэтому одним из центральных направлений деятельности военнослужащего сверхсрочной службы является работа с людьми, поскольку на поле боя побеждает не техника, а люди, которые управляют ею. Данное направление деятельности военнослужащих сверхсрочной службы весьма разнопланово. Оно включает в себя: руководство воинскими коллективами в дни мирной учебы и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава, подбор и расстановку кадров, и многое другое. Однако для того, чтобы успешно решать эти задачи, военнослужащий сверхсрочной службы должен владеть определенным набором психологических качеств.

Современная техника сложна. Для того чтобы в сжатые сроки научить подчиненный личный состав качественно владеть ею, военнослужащий сверхсрочной службы необходимо грамотно организовать учебный процесс. Вместе с тем для решения этой задачи организация боевой подготовки личного состава должна строиться на основе учета психологических закономерностей и механизмов учебного процесса, а также на основе учета личностных особенностей подчиненных. Поэтому современный военнослужащий сверхсрочной службы Вооруженных сил должен иметь адекватные представления о том, как психологически грамотно осуществить обучение и воспитание личного состава.

Знания, полученные военнослужащими в процессе учебной подготовки, необходимы для того, чтобы в условиях современного боя суметь выполнить боевую задачу. Однако боевая обстановка предъявляет к личностным качествам военнослужащего повышенные требования. Психогенные факторы современного боя оказывают на человека крайне негативное воздействие, что может вызывать стойкие нарушения психической регуляции поведения. Столкнувшись с реальной угрозой своей жизни, военнослужащий может растеряться и не выполнить боевую задачу. Для того чтобы этого не произошло, военнослужащий сверхсрочной службы должен хорошо знать психологические особенности своих подчиненных, какие личностные качества конкретного военнослужащего будут способствовать, а какие, наоборот, мешать достижению победы в бою.

В значительной степени это обусловлено тем, что сегодня служба в Вооруженных силах невозможна без психологического обеспечения деятельности военнослужащих. Так, одна из наиболее актуальных задач современного строительства Вооруженных сил заключается в обеспечении качественного комплектования частей и подразделений личным составом. Решение данной задачи достигается с помощью мероприятий профессионального психологического отбора. Другой весьма актуальной задачей является повышение эффективности деятельности военнослужащих в самых разнообразных, в том числе боевых, условиях. В свою очередь, ее решение осуществляется с помощью методов психологического сопровождения профессиональной деятельности личного состава частей и подразделений.

Армия в России - больше, чем Армия, она является условием существования государства. Вооруженные силы являются необходимым инструментом каждой страны мира, поскольку они обеспечивают достижение следующих целей:

- глобальный геополитический прессинг необходимый для проведения «политики сдерживания» и гарантии национальной безопасности;

- решение глобальных геополитических задач (если военные действия не имеют риска глобализации, что помимо прочего означает безусловный отказ от применения ядерного оружия;

- локализация внутренних и пограничных конфликтов

- решение специфических невоенных задач (для нашей страны, примером могут служить действия войск гражданской обороны, входящих в МЧС).

В настоящее время недостаточность и нестабильность финансирования ВС заставляет думать армию не о боеспособности и уровне профессиональной подготовки, а о самовыживании; падение престижа военной службы и привлекательности профессии военнослужащего обусловлено рядом причин и факторов, одним из которых является невозможность достижения путем военной карьеры достойного социального положения.

Низкий уровень престижа службы в ВС отчасти объясняется растущим вниманием государства к службе в других силовых ведомствах, таких как, внутренние и пограничные войска, ФСБ, ФАПСИ и другие службы. Там не только увеличилась численность сотрудников, но и гораздо выше уровень оплаты труда в сравнении с военнослужащими.

Причиной недовольства военнослужащих является несоответствие денежного содержания, интенсивности служебной деятельности, и задержки с его выплатой. В этой связи можно говорить о нарастающем обнищании семей кадровых военно-служащих. Неэффективность решения жилищной проблемы, отсутствие действенных механизмов реализации законов о социальных правах и гарантиях военно-служащих и членов их семей, тоже не способствует повышению престижа военной службы, определенность служебных перспектив, сокращение численности ВС РФ привело к тому; что количество военнослужащий сверхсрочной службы, ежегодно увольняемых в запас, уже приблизилось к числу выпускников военных училищ.

Все это свидетельствует о том, что основная цель введения добровольной службы - профессионализация ВС РФ за счет увеличения профессионального ядра армии и флота - пока не достигнута

Проблема исследования состоит в поисках мер, которые необходимо предпринять, чтобы добиться в ближайшее время существенного повышения уровня профессионализма личного состава ВС за счет комплектования военнослужащими по контракту. Особенно остро эта проблема стоит в связи с тем, что Россия постоянно участвует в пограничных конфликтах и локальных войнах, поэтому ВС РФ перешли к поэтапному комплектованию армии и флота военнослужащими по контракту. Для того чтобы наметить пути совершенствования ориентационной работы среди добровольцев и определить показатель внутреннего психологического потенциала этой категории военнослужащих необходимо составить социально-психологический портрет граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Для эффективности профессионального психологического отбора и проведения воспитательной работы среди военнослужащих важное место имеет изучение иерархии мотивов выбора добровольцами военной службы, их ценностных ориентации в этой области деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 918 «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке по контракту», Министерству Обороны Российской Федерации было поручено приступить к проведению организационных мероприятии по переходу с 1993 года к поэтапному комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту . Это постановление явилось первым правительственным решением по реализации разработаны в 1992 году Концепции строительства Вооруженных Сил России.

Социально-психрологический портрет граждан, поступающих на военную службу по контракту на должности солдат, старшин, сержантов является не только показателем внутреннего психологического потенциала этой категории военнослужащих, но также позволяет наметить пути совершенствования ориентационной работы с кандидатами для поступления на военную службу по контракту.

Гипотеза исследования: предположительно, что для основной части добровольцев приоритетом выбора военной службы является ценности материально - бытового характера.

Целью дипломной работы является определение социально - психологического портрета граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Для достижения целей исследования решались следующие основные задачи:

1. Выявить социальные и социально-психологические характеристики граждан, поступающих на военную службу по контракту.

2. Изучить структуры ценностных ориентации респондентов, как показателя мотивации выбора службы по контракту.

Объектом исследования были граждане, в возрасте от 20 до 31 года, уроженцы Тульской области, поступающие на военную службу по контракту. Количество испытуемых: 100 человек.

Предметом исследования - особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту.

База исследования: Тульский областной военкомат. Время проведения исследования: апрель-май 2007 года.

Новизна работы заключается в выявлении личностных качеств, соответствующих профессиональной деятельности военного сверхсрочной службы.


военный служба психологический мотивация ценностный



1. Анализ литературных источников

1.1           Возникновение и развитие военной психологии

Современная психологическая наука состоит из множества разнообразных отраслей, разделов и направлений, которые возникали и формировались в процессе развития психологической науки. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении всей своей истории развития психологическая наука наиболее бурно развивалась в периоды, связанные с необходимостью решать задачи обеспечения деятельности человека в необычных или очень сложных условиях. К числу таких деятельностей с полным основанием относится и военное дело.

Интерес к «солдатской душе» выказывали многие видные полководцы начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдата к бою уделяли и русские полководцы.

Особо важное значение для развития военно-психологической мысли в России сыграли прогрессивные взгляды А. В. Суворова (1730-1800). По существу, Суворов обосновал и создал на практике систему психологической подготовки войск. Понимая значение умственного развития воинов, он говорил, что с «солдатом без головы никакой баталии выиграть нельзя». Поэтому Суворов всячески ратовал за такую учебу, которая бы вызывала у солдат интерес, заставляла их думать и действовать в различных условиях, помогала им быть бодрыми, смелыми, мужественными и стойкими. Суворову принадлежит почти исчерпывающий для того времени и не устаревший и поныне перечень качеств, необходимых воину: любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе, сообразительность, находчивость, взаимовыручка, твердая воля, инициатива, военная хитрость, активность и т. д.1

Ученик Суворова М. И. Кутузов (1745-1813) постоянно претворял в жизнь суворовские идеи о решающей роли человека на войне. На флоте прогрессивные идеи о необходимости морально-психологической подготовки матросов постоянно развивали и пытались воплощать на практике Ф. Ф. Ушаков (1745-1817), Д. Н. Сеня-; вин (1763-1831), М. П. Лазарев (1788-1851), П. С. Нахимов (1802-1855) и др. Так, адмирал П. С. Нахимов говорил, что «матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами, он же наводит орудие на неприятеля; матрос бросится на абордаж, ежели понадобится; все сделает матрос.. Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство..» [ 47 ]

Существенный вклад в развитие военной психологии в конце XIX — начале XX в. внес адмирал С. О. Макаров (1848-1904) [ 2 ]. Он постоянно говорил о том, что каждый поход необходимо полностью использовать для приобретения новых знаний и навыков, для формирования таких качеств, как смелость, находчивость, хладнокровие, глазомер, выносливость, умелость. Только такие высокие морально-боевые свойства, несомненно, позволят матросу быть готовым ко всем случайностям в морском бою.

Макаров впервые предложил приспособить специальный корабль для психологической подготовки матросов и военнослужащий сверхсрочной службыов к борьбе за живучесть кораблей. Свое мнение он предварил следующими словами: «Человек так создан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до последней крайности»3. На этом учебном судне по требованию Макарова должны были тренироваться команды всех кораблей.

Большой вклад в развитие военной психологии во второй половине XIX в. внес генерал М. И. Драгомиров (1830-1905). Ему принадлежит немало работ по обоснованию психологических путей военного воспитания и обучения солдат. В подготовке войск он четко различал воспитание и обучение, но не отрывал их друг от друга. При этом первое он рассматривал как процесс закрепления определенных умственных и нравственных качеств, развития воли, формирования морально-боевых состояний и готовности к бою.

Драгомиров постоянно требовал приближения условий учений и маневров к условиям боевой обстановки. Его утверждение о том, что учебная обстановка должна быть не только «внешним подобием боя», но и реальной напряженной обстановкой, которая своим внутренним содержанием формирует у солдат и военнослужащий сверхсрочной службыов необходимые боевые и психологические качества, весьма актуальна и сегодня. В целях формирования психологической готовности к бою он рекомендовал проводить одиночное обстреливание солдат у мишеней, учения под траекториями снарядов, боевые стрельбы артиллерии на две стороны.

В системе военно-психологических взглядов Драгомирова центральное место занимают два понятия — самосохранение и самоотвержение. Причем поведение человека в бою он определял борьбой между ними: самоотвержение поддерживается и развивается волей, а самосохранение — умом. Областью воли ведает воспитание, а ума — обучение. Так как в бою необходимо в первую очередь самоотвержение, то военное дело «более волевое, нежели умовое», поэтому и воспитание воина, по мнению Драгомирова, важнее его обучения.

Следует отметить, что к исследованию психологических проблем деятельности военнослужащих и армейских коллективов были привлечены лучшие специалисты страны. Так, Б. М. Теплов — впоследствии крупнейший советский психолог — более десяти лет занимался психологическим исследованием военно-маскировочных проблем. Результаты его исследований нашли практическое применение в годы Великой Отечественной войны.

Многие психологические изыскания проводились в то время непосредственно в полевых условиях, придававших им определенную теоретическую и практическую ценность. Опыт деятельности многих научно-исследовательских лабораторий был обобщен в значительном количестве книг и в 10 выпусках Военно-медицинской академии под общим названием «Материалы по психофизиологии труда в РККА» (1933 г.). [ 17 ]

Но активная исследовательская и практическая работа в области военной психологии прекратилась в 1937 г., когда психологические и психофизиологические лаборатории были ликвидированы в ходе разгрома педологии — науки о развитии и воспитании детей, в соответствии со специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» [ 27 ]

Это, конечно, не означает, что развитие военной психологии в России прекратилось, но темпы ее развития существенно замедлились.

В годы Великой Отечественной войны достаточно многое было сделано для распространения и практического применения военно-психологических знаний. Причем значительный вклад в разработку проблем военной психологии для нужд фронта внесли гражданские психологи. Они активно участвовали в проведении военно-психологических исследований по психологии воинского коллектива, особенностям деятельности и качествам командного состава, психологии боя, специальным тренировкам в боевой деятельности и т. д. Особое направление деятельности психологов составляли вопросы медико-психологической реабилитации и восстановления боеспособности и трудоспособности раненых военнослужащих. Весьма существенный вклад в решение данной проблемы внесли советские психологи Б. Г. Ананьев, С. Г. Геллерштейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе и др.

В годы войны были проведены психологические исследования по некоторым частным проблемам, имеющим широкое практическое применение в военном деле. Так, К. X. Кекчеев разработал пути повышения зрительной и слуховой чувствительности, методы ускорения адаптации глаз, психофизиологические основы маскировки и разведки. Б. М. Теплов опубликовал военно-психологическое исследование «Ум полководца». Над вопросами мотивации поведения воинов работал С. Л. Рубинштейн.

В послевоенные годы интерес к психологии в войсках заметно вырос. Это было обусловлено необходимостью переосмыслить боевой опыт и на его основе изменить систему подготовки частей и подразделений в мирное время. В связи с этим в ряде военно-учебных заведений в 1946-1947 гг. был введен курс военной психологии и педагогики, что, в свою очередь, резко активизировало военно-психологические исследования.

В военно-педагогических институтах помимо обучения слушателей преподавателями и адъюнктами кафедр военной психологии и педагогики проводилась большая научно-исследовательская работа, в которой активное участие принимали крупные гражданские психологи Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и их сотрудники. Они оказывали помощь военным психологам в чтении лекций, разработке курсов, в подготовке научных кадров и учебно-материальной базы. На кафедре общей и военной психологии Военно-педагогического института Советской Армии и на кафедре педагогики и психологии Высшего военно-педагогического института имени М. И. Калинина проводились исследовательские работы. Разрабатывались такие темы, как психология подготовительных упражнений при обучении стрельбе, процессы мышления при решении учебных задач, психологический анализ процесса чтения топографической карты, психология формирования волевого действия, военные идеалы суворовцев, психологический анализ подвига советского воина и т. д.

Начиная с 1948 г. под руководством доктора медицинских наук, профессора К. К. Платонова проводился ряд экспериментальных исследований, итоги которых были подведены в монографии «Психология летного труда» [ 49 ]. Эти исследования не только оказали помощь в обучении летного состава, но и позволили быстрее и успешнее решать новые проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты