Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. При этом любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации [ 31].

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или в материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Количество и качество потребностей, которыми обладают живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Рассматривая структуру и содержание потребностей, нельзя не сказать об известной концепции мотивации поведения человека, предложенной американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис. 1). Причем, по мнению автора, в основании данной мотивацией ной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.


рис. 1


Фактором, побуждающим к деятельности, является цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны текущий мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. При этом принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Предположим, для одного военнослужащего потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. В свою очередь, широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных послужить средством удовлетворения актуальной потребности.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Потребности, мотивы и цели неравнозначны: одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Если исходить из того, что все мотивы условно можно разделить на две большие группы материальные и социальные, то в зависимости от степени их доминирования иерархии мотивов личности конкретного военнослужащего можно говорить об общей направленности, в том числе в отношении военной службы.

Социологические и психологические исследования военнослужащих срочной службы, контрактников, курсантов военных училищ показали, что устойчивость их военно-профессиональной направленности в значительной мере определяются успехи в учебе, дисциплина, участие в общественной жизни подразделения многое другое. Поэтому наиболее значимым направлением в воспитании военнослужащего должно быть формирование устойчивой и действенной военно-профессиональной направленности [ 27].

Говоря о формировании направленности личности военнослужащего, имеют в виду, что направленность — это сложное многоплановое явление.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности .

Установка - это механизм неосознаваемой регуляции поведения, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и выражающаяся в готовности к его деятельности [ 43 ].

Установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности - с другой. Выделяют 4 уровня потребностей и ситуаций, и их удовлетворения :

1. Элементарные фиксированные установки , формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях.

2. Более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе.

3. Общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки.

4. Система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности.

При изменении соотношения между мотивом и целью деятельности для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит и социальная установка [ 2,3 ].

 Направленность человека целесообразно рассматривать по основным сферам проявления его активности - общественной, профессиональной (военно-профессиональной), бытовой.

В рамках военно- профессиональной направленности следует различать направленность на военную службу в целом и направленность на деятельность по конкретной военной специальности.

При приеме на военную службу по контракту оценку военно- профессиональной направленности следует проводить с учетом:

• выраженности отдельных ее показателей: зрелости, широты,

• осознанности, устойчивости, действенности. Зрелость при военно-профессиональной направленности определяется социальной значимостью основного стремления (выбора) личности., ее нравственной позицией, готовностью принести максимальную пользу обществу своим трудом.

 Принимая решение о выборе военной службы по контракту в качестве своей основной деятельности, кандидат должен учитывать :

а) ратный труд и воинский быт по своим целям и функциям, средам и условиям и регламентации представляет собой особый образ жизни. Военная служба является не только сложной, трудовой, но и опасной деятельностью;

б) характер военной службы, потребности обороны и безопасности государства и общества ограничивают права и свободы военнослужащих, налагают на них особые обязанности. В военное время, в условиях чрезвычайного положения права военнослужащих еще более ограничиваются;

в) установленные государством моральные и материальные компенсации за ограничение прав, а также льготы для военнослужащих не возмещают всего ущерба, наносимого ограничениями, и не уравнивают военнослужащих в правах с гражданскими лицами.

Законодательство Российской Федерации ограничивает следующие свободы граждан, проходящих военную службу:

·                   свободу личности военнослужащего. Военнослужащие, в отличие от гражданских лиц, могут быть задержаны и подвергнуты аресту без судебного решения;

·                   свободу передвижения. Изменить место жительства, место военной службы военнослужащие могут только с учетом поддержания боевой готовности воинских частей и в соответствии с заключенными контрактами;

·                   свободу слова. Военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников), им запрещено также участие в митингах, собраниях, уличных шествиях, преследующих политические цели, запрещено также участие в забастовках.

Военнослужащие ограничены в праве участвовать в управлении делами государства и общества. Это право сводится к возможности голосовать при выборах государственной власти и органов местного самоуправления. Военнослужащие не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели. Им запрещается ведение любой политической агитации, в том числе и предвыборной.

Военнослужащие ограничены также в праве на труд и отдых. Им запрещено совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься предпринимательской деятельностью. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени для военнослужащих [ 18 ]

Таким образом, сознательность военно-профессиональной направленности, в конечном счете, определяется адекватностью сопоставления своих личных возможностей и наклонностей с этими требованиями и содержанием воинской деятельности.

Устойчивость направленности характеризует постоянство профессиональных устремлений человека. Действенность направленности определяется активностью желаний и стремлений кандидата, его настойчивостью в достижении поставленных целей.

Таким образом, выявление направленности человека на военную службу в целом и на деятельность по конкретной военной профессии, предполагает тщательное изучение и комплексный анализ целого ряда социально-психологических характеристик - мировоззренческих взглядов и убеждений, познавательных и трудовых интересов, увлечений в часы досуга, отношение к окружающим и самому себе; общественной активности и практического опыта.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее значениями, умениями и навыками [ 29,32 ].

Известный отечественный психофизеолог Б.М. Теплов выделял три признака отличающих способности от других психических свойств и качеств человека.

Во-первых, под способностями следует понимать индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями являются не все индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность выполнения человеком какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Б.М. Теплова, некоторые свойства - например, вспыльчивость, вялость, медлительность и другие - хотя и являются индивидуальными особенностями человека, не могут быть отнесены к его особенностям.

В-третьих, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Но они могут определять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [ 46 ].

Необходимо различать общие и специальные способности. Общие способности - это качества личности, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности. В условиях военной службы к числу общепрофессиональных качеств можно отнести интеллект, волевые качества, ответственность и дисциплинированность, нервно-психическую устойчивость, физическую подготовленность и другие.

Специальные способности - это индивидуальные особенности, благоприятные для конкретных видов деятельности. При оценке специальных особенностей, и прогнозировании успешности человека на конкретных воинских должностях особое значение имеет тщательный анализ различных характеристик познавательных психических процессов и анализаторных систем [ 17 ].

О своеобразии способностей граждан, поступающих на военную службу прежде всего следует судить по его отношению к различным видам деятельности (учебной, производственной, общественной, спортивной и др. ) и ее результатам, по наличию элемента творчества и усилиям, затрачиваемым на достижение определенного успеха.

Характер - совокупность наиболее выраженных и устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении, в типичных для человека способах поведения. Если направленность - это тенденция человека, показатель того, к чему он стремиться, а способности - это его потенциальные возможности, определяющие пределы достижимого и темпы продвижения к цели, то характер показывает личность сегодня, то, чем она является в данное время с точки зрения отношения к окружающему и самому себе, каков индивидуальный стиль ее поведения и деятельности.

Характер человека обнаруживается, во-первых, в том, как он относится к другим людям, проявляя общительность или замкнутость, привязанность или отчужденность, тактичность или грубость, правдивость или лживость; во-вторых, в том, каково у человека отношение к самому себе (преобладают тут самолюбие или приниженность, эгоцентризм или преданность интересам коллектива и т.д.); в-третьих, в том, как человек относится к делу - отличаясь добросовестностью или легкомыслием, ответственностью или небрежностью, энтузиазмом или формальным выполнением обязанностей; в-четвертых, в том, каково отношение человека к вещам : аккуратное или небрежное, хозяйское или потребительское, ориентированные на общественные интересы или корыстное.

Для различных видов воинской деятельности, поскольку они требуют от личности не одинаковых способностей и при том в различной степени их выраженности, нужна и не одинаковая по своему содержанию , психологическая подготовка. Вместе с тем, предоставляется возможность выделить компоненты, являющимися общими для большинства военнослужащих - это:

·                   сформированность военно-профессиональной мотивации, высоких моральных качеств, соответствующих потребностей, целей, интересов, установок на военную службу;

·                   сформированность необходимых для военно-профессиональной деятельности знаний, навыков, умений и положительных привычек;

·                   сформированность и активизация профессионально-важных психических процессов, необходимых в ходе ратного труда;

·                   сформированность эмоционально- волевой устойчивости;

·                   наличие выдержки, дисциплинированности, стойкости, способности |беспрекословно подчиняться командирам и начальникам;

·                   наличие хорошей физической подготовки [19,36 ]

Физическая подготовка имеет цель сформировать физическую выносливость, высокую работоспособность, ловкость, способность к большим физическим нагрузкам. В процессе физических упражнений, особенно во время соревнований по игровым видам спорта, развиваются такие профессионально важные свойства, как устойчивость, переключаемость и распределение внимания, способность к чувственному отражению действительности в форме ощущений, восприятий и преобразования сенсорной информации. Физические упражнения способствуют развития эмоционально-волевой устойчивости [47].

Однако как ни важна физическая подготовленность будущего солдата, в современных условиях для многих военных специальностей не физические силы являются определяющими его потенциал. Определяющими и главными компонентами воинского труда являются эмоциональная и волевая сфера, устойчивость психики, готовность и способность сохранять высокую интеллектуальную работоспособность, сопротивляемость неблагоприятному воздействию психологических факторов боевой обстановки [11].

Психологические качества в известной степени зависят от свойств нервной системы, силы (слабости) возбудительного и тормозного процесса, функциональных особенностей мозга.

В связи с повышением разрушительной силы оружия, усложнением боевой техники появляется все больше и больше факторов, отрицательно влияющих на психику человека. Это обстоятельство побуждает в настоящее время подбирать кандидатов на военную службу с высоким уровнем эмоционально- волевой устойчивости [ 4, 9 ].

В каждом волевом проявлении личности человека, как показал известный отечественный психолог Пуни А.Ц., содержатся интеллектуальные (гностические) компоненты, ибо воля - деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля - деятельная сторона моральных чувств: операционные компоненты (умения), ибо проявление воли у человека обуславливается его жизненным опытом, вытекают их индивидуального своеобразия его личности и связаны с ее направленностью, моральными чертами, психологическими особенностями неровной системы, сложившимися качествами структуры волн, такими как, смелость, самостоятельность, твердость, целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание. Дисциплинированность [ 34 ]

Перечисленные волевые качества значительно усиливаются под влиянием мотивации, осознании высокой ответственности за результаты деятельности, от того, насколько человек представляет цель волевого действия, умело ориентируется в обстановке и четко видит средство достижения поставленной цели. Когда эти вопросы хорошо осознаны и продуманы, то в поведении прослеживаются такие волевые качества как инициативность, выносливость, смелость, твердость, самообладание, выдержка, решительность [ 52 ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты