8. Военная психология / под. ред. Маклакова А.Г. – Санкт-Петербург, 2004. – 426 с.
9. Военная педагогика: учебное пособие для высших военных политических училищ. – М.: Воениздат, 1973. – 368 с.
10. Военная психология: учебное пособие / под ред. М.Ф. Феденко. – М.: ВПА, 1978. – 334 с.
11. Вопросы воинского воспитания: [сб.ст.] – М: Воениздат, 1985. – 224 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: ACT: Астрела: Люкс, 2005. – 671 с.
13. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. –148 с.
14. Глемба, Л.В. Методика работы заместителя командира по воспитательной работе по организации и обеспечению условий адаптации и социализации военнослужащих в подразделении: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 98 с.
15. Глемба, Л.В. Организация, методика подготовки и проведения основных форм воспитательной работы в подразделении (части): учебно-методическое пособие. / Л.В. Глемба, И.В. Трофимов. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 86 с.
16. Дедовщина в армии. // Сборник социологических материалов; под ред. С.А. Белановского. – М.: Воениздат, 1991. – 137 с.
17. Дьяченко, М.И. Военная психология и педагогика. – Минск, 1999. – 337 с.
18. Егоров, Л.Г. Становление личности воина социалистического типа как социальный процесс. – М.: ВПА, 1982. – 154 с.
19. Заместителю командира подразделения по воспитательной работе, вступающему в должность: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НВВКУ, 2007. –140 с.
20. Кабеле С. Психолого-педагогическое исследование адаптации молодых солдат на погpаничных заставах чехословацких пограничных войск: автоpеф. дис. канд. пед. наук. – М.,1975. – 203 с.
21. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. – М.: «Академия», 1983. – 345 с.
22. Киряшов, Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию в воинском коллективе. – М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1980. – 141 с.
23. Ковалев, В.А. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 191 с.
24. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Аспект Пресс ,1999. – 403 с.
25. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – 237 с.
26. Муцинов, С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе. – М.: Институт военной истории МО РФ, 1989. – 243 с.
27. Основы социальной работы: учебник / под ред. П.Д. Павленко; 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: Инфра-М, 2001 – 395 с.
28. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина, – 2-е изд., испр. – М.: «Академия», 2002. – 336 с.
29. Педагогические проблемы воспитания советских воинов: уч. пособ. / под ред. А.В. Барабанщикова. – М., 1974. – 324 с.
30. Психология. Словарь. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; под общ. ред. – М., 1990. – 465 с.
31. Подоляк, С.В. Практические вопросы военной психологии. – М.: Воениздат, 1998. – 244 с.
32. Покровский, А.В. Социальная психология коллектива: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1978. – 345 с.
33. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: «Дидактика Плюс», 1998. – 336 с.
34. Прошутинский, Ю.С. Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования. – СПб, 2003. – 223 с.
35. Рабочая книга практического психолога. / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. – М., 2003. – 640 с.
36. Сенокосов, Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: дис. канд. псих. наук. – М: ВПА, 1988. – 264 с.
37. Сенокосов, Ж.Г. К проблеме адаптации молодых воинов к воинской службе. // Материалы третьей научной конференции по советской военной психологии. – М.: ВПА, 1991. – 110 с.
38. Современная военная психология: Хрестоматия. / Сост. А.А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 234 с.
39. Скок, А.С. Социальные технологии в системе управления военной организации. – М.: ВУ, 1997. – 160 с.
40. Сонит, В.А. Словарь персоналий. Психология от А до Я. – М., 1997. – 134 с.
41. Технология социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", МГСУ. – 2002. – 210 с.
42. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 121 с.
43. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993. – 234 с.
44. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого “Я”. – М.: Просвещение, 1997. – 345 с.
Приложение 1
Многоуровневый личностной опросник
"Адаптивность" (МЛО-АМ)
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.
Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики.
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.
Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.
Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.
Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).
Шкала 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
-“достоверность“ (Д)
-“адаптивные способности“ (АС)
-“нервно-психическая устойчивость” (НПУ);
-“моральная нормативность” (МН).
Процедура проведения
Инструкция
«Сейчас Вам будет предложен ряд вопросов, на которые Вы должны ответить только "да" ( + ) или "нет" ( — ). Вопросы касаются непосредственно Вашего самочувствия, поведения или характера. "Правильных" или "неправильных" ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами — отвечайте исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлению о самом себе».
На каждый вопрос теста пациент должен отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов совпавших с «ключом». Каждое совпадение ответа с «ключом» оценивается в один балл.
Вопросы:
1 . Бывает, что я сержусь.
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
5. Запоры у меня бывают очень редко.
6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что
лучше о них никому не рассказывать.
11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.
13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.
19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
20. Голова у меня болит часто.
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
26. Я человек общительный.
27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
30. У меня мало уверенности в себе.
31. Иногда я говорю неправду.
32. Обычно я считаю, что жизнь—стоящая штука.
33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
37. Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим собой.
38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
41. Часто у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать всё наперекор, даже если я знаю, что они правы.
43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
44. Моя речь сейчас такая же как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.
50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
57. Я легко плачу.
58. Я мало устаю.
59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
60. С моим рассудком творится что-то неладное.
61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.
64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.
69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
70. Думаю, что я человек обреченный.
71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь
не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.
72. Я злоупотреблял спиртными напитками.
73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.
74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны
семьи.
80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
83. Кто-то управляет моими мыслями.
84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие
87. Я вполне уверен в себе.
88. Никому не доверять — самое безопасное.
89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.
92. В игре я предпочитаю выигрывать.
93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
95. Я ежедневно выпиваю много воды.
96. Счастливее всего я бываю, когда один.
97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
99. Я редко заговариваю с людьми первым.
100. У меня никогда не было столкновений с законом.
101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей — это как бы придает мне вес в собственных глазах.
102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.
103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
109. Мне, как правило, везет.
110. Меня легко привести в замешательство.
111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
115. Мне кажется, что меня никто не понимает.
116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
117. Я легко теряю терпение с людьми.
118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.
119. Часто мне хочется умереть.
120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.
121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
130. Я часто обращаюсь к людям за советом.
131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается всё хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
132. Меня довольно трудно вывести из себя.
133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.