Основные направления деятельности командира подразделения по адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы

Основные направления деятельности командира подразделения по адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы

Введение


Становление новой военной доктрины и существенное сокращение численности армии, негативное влияние на боеспособность вооруженных сил нестабильности общественно-государственных и политических ценностей требуют адекватных компенсирующих усилий по поддержанию высокой эффективности боевой деятельности личного состава. Совершенствование индивидуальной воспитательной работы с каждым воином, разработка путей повышения эффективности морально-политической, боевой и психологической подготовки, укрепление воинской дисциплины невозможны без серьезной работы по адаптации молодых солдат к условиям прохождения воинской службы. Самым важным периодом в военной службе является адаптационный период, в котором происходит перестройка внутреннего мира личности, приспособление его жизни и быта к требованиям воинской среды. От того, насколько успешно пройдет этот период, будет зависеть и дальнейшее протекание службы. Особым моментом в этот период является то, как личность выстраивает взаимоотношения с окружающими, как ведет себя в конфликтных ситуациях, как отстаивает свое достоинство, свое «Я», какие механизмы психологической защиты использует. Непосредственное, прямое участие в этом процессе отведено заместителю командира роты по воспитательной работе, который должен, умело используя психологические и педагогические знания, приемы, методы работы, направлять процесс социально-психологической адаптации военнослужащего в нужное русло.

В настоящее время, большинство призывников не соответствуют высоким критериям физического, психического и социального развития, позволяющих безболезненно адаптироваться в новых условиях. В связи с этим на офицера подразделения возлагается задача поиска оптимальных путей осуществления процесса адаптации с учетом исходных качеств и возможностей личности и путей развития этих качеств в соответствии с нормой. Поэтому, выбранную тему можно считать актуальной и значимой.

Актуальность исследования данной темы, на современном этапе, обуславливается:

- широкомасштабным и кардинальным реформированием ВС РФ;

- массовым сокращением офицерского состава и ряда должностей, в том числе и самой важной должности в этой проблеме - заместителя командира роты по воспитательной работе;

- замена данных должностей сержантским составом, не готовым к решению сложных вопросов социальной адаптации;

Исследованность проблемы: проблемы средовой адаптации исследовались многими учеными на всем протяжении существования психологической науки. Вопросов социальной адаптации касались З. Фрейд, А. Адлер, Р. Райх, А. Маслоу, Э. Фромм. Э. Берн.

Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Также проблемы адаптации личности исследовались в работах Б.Н. Ананьева, Н.Б. Блинова, М. Вебера, В.А. Ядова. В военной педагогике проблема адаптации военнослужащих исследовалась такими учеными, как Егоров Л.Г в научном исследовании «Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах», Дьяченко М.И. «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов», Кабеле С. «Психолого-педагогическое исследование адаптации молодых солдат на пограничных заставах чехословацких пограничных войск». В современной военной педагогике наиболее полно вопрос адаптации рассматривается в трудах А.Г. Маклакова, А.А. Александрова, А.В. Барабанщикова, Ж.Г. Сенокосова, В.Я. Слепова и других известных ученых.

Проблема исследования: успех процесса адаптации военнослужащих в подразделении достижим в случае компетентной психолого-педагогической и организационной работы командиров воинских подразделений. Однако слабое владение офицерами методиками и практическими умениями в процессе адаптации, использование весьма ограниченного выбора воспитательных воздействий, препятствует достижению данной цели.

Цель исследования:

Исследовать закономерности протекания процесса средовой адаптации военнослужащих в современных условиях и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности по социальной адаптации солдат.

Объект исследования: адаптационный процесс военнослужащих.

Предмет исследования: механизмы и условия средовой адаптации военнослужащих;

Гипотеза исследования:

Обеспечить успешную средовую адаптацию военнослужащих возможно, если:

- изучить особенности протекания процесса средовой адаптации к условиям воинской службы;

- выявить условия и факторы, влияющие на данный процесс;

- на основании понимания механизмов средовой адаптации военнослужащих, с учетом выявленных условий и факторов данного процесса разработать рекомендации по совершенствованию рассматриваемой работы командира;

- учитывать индивидуальные особенности военнослужащих в применении выработанных рекомендаций.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы ставятся следующие задачи:

1.     Охарактеризовать на основе теоретического анализа общие закономерности адаптационного процесса личности к военной службе.

2.     Изучить влияние личностных особенностей военнослужащих на эффективность адаптации.

3.     Разработать методические рекомендации для офицеров – воспитателей с целью учета психологических адаптационных механизмов в профессиональной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая адаптация военнослужащих является наиболее значимым этапом в становлении личности воина.

2. Особенности социальной адаптации военнослужащих в современных ВС заключаются в явном несоответствии призывников предъявляемым воинской деятельностью требованиям, ослаблением традиционных внутриармейских институтов социальной адаптации (офицеры-воспитатели), существенным сокращением общего срока службы и, соответственно, периода адаптации.

3. Основным фактором, влияющим на обеспечение адаптации военнослужащих являются организационно-педагогическая компетентность офицера.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих в новых условиях прохождения военной службы по призыву

§1. Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации


Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым условиям среды обитания.

Возникновению термина «адаптация» (от латинского adapto - приспособляю) относится ко второй половине XVIII века. Введение его в оборот связано с именем немецкого физиолога Г.-Ф. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающего в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя [13, c.68].

Именно этот научный импульс стал началом серьезного изучения проблемы адаптации, которая в дальнейшем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в медицину, социологию, социальную психологию, другие науки.

Термин «адаптация» в социально-педагогическом контексте означает приспособление человека к условиям социальной среды, к разнообразным социальным ситуациям, сообществам, в которые он входит. [31, c.16] Социальная адаптация предполагает со стороны человека вживание в условия данной среды, соответствие её этическим, поведенческим, психологическим требованиям. Социальная адаптация – процесс и результат социальной типизации, стандартизации индивида [3, c.6].

Адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный [13, c.72]. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе "индивидуум-среда", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая заинтересована в сохранении своей численности, а также стабильности психологической структуры. Для этого группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Действует ли одна из названных причин или их совокупность или существуют иные детерминанты процесса социальной адаптации в психологии и социологии, пока эмпирически не установлено. Можно рассудить лишь гипотетически, утверждая, что причиной социальной адаптации является полезность адаптивных изменений для самого субъекта или группы, в состав которой он входит. Эффективность психической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями [5, c.36].

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности [26, c.98]. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации [26, c.99]. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства [28, c.255]. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации ("эффект Маугли") [29, c.156].

В зависимости от того, в каких условиях и на основании каких механизмов осуществляется приспособление к среде, выделяют различные виды адаптации [6, c.144]:

Физиологическую (взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

Психологическую (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний, например повышение чувствительности глаз в темноте);

Социально-психологическую (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Рассматривая этапы вхождения личности в коллектив, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию [7, c.58]. Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность коллектива, а вторичная - все последующие изменения в службе (переход на новую должность, переезд в другой город и т.д.). Адаптированность личности может иметь, в основном, два уровня, зависящих от отношения личности к ценностям коллектива и отношения к новому члену [12, c.345].

1). Уровень поверхностной адаптированности - внешнее принятие личностью норм коллектива, условное следование им в целях сохранения принадлежности к группе под давлением необходимости выполнения воинского долга. Изменения не затрагивают глубоких структур личности. При отсутствии контроля личность может легко вернуться к привычным способам поведения. Устанавливаемые контакты непрочны, мотивированы, как правило, только симпатией или антипатией. Эмоциональная удовлетворенность низкая;

2). Уровень глубокой адаптированности - внутреннее принятие личностью норм и правил коллектива в силу их тождественности личным нормам или в результате происшедшей под воздействием требований коллектива перестройки иногда ломки внутренних норм. Устанавливаются прочные и относительно многочисленные служебные и личные связи, опосредованные содержанием совместно решаемых задач. Достаточно высокая удовлетворенность личности этими отношениями и своим положением в коллективе.

Человек может успешно адаптироваться в обществе только научившись выполнять социальные обязанности. Это происходит в процессе освоения социальных ролей. Социальная роль – это сформированная способность выполнять ту или иную социальную деятельность, способность к социальному функционированию [20, c.103].

 Выделяют различные виды социализации, в процессе которых усваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую, микросоциально-статусную, возрастную [3, c.36].

Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью. В повседневной жизни проявления этой роли изменяются в зависимости от возраста и семейного положения (социальные роли - мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать, бабушка или дедушка.).

Семейно-бытовая роль приобретается в результате семейно-бытовой социализации — это исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей (социальные роли - муж, сын, отец, дедушка).

Профессионально-трудовая роль – результат профессионально-трудовой социализации. Эта роль выражается в выполнении человеком определенной профессиональной деятельности (социальная роль - военнослужащий, программист, преподаватель).

Субкультурно-групповая роль (субкультурно-групповая социализация) — отражает определенные проявления человеческой личности, обусловленные воспитанием в определенной культурной, национальной, религиозной среде среды. Даже внутри одной страны каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума (в России - казак, вологжанин, сибиряк). Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социально-культурного окружения (социальные роли – интеллигент, бизнесмен, чиновник).

Микросоциально-статусная роль (микросоциально-статусная социализация) - определяет статусное поведение человека в микросреде (малой группе), его способность управлять, организовывать, подчиняться, участвовать, влиять на социальные взаимоотношения в группе. Это роли лидера, «середняка», исполнителя, генератора идей, наблюдателя, шутника, «рубахи-парня», изгоя.

Возрастная роль (возрастная социализация)– отражает особенности взаимодействия с социумом в разные периоды жизни (статусы и роли – ребенок, юноша, взрослый, старик).

Освоив социальные роли, человек может уверенно действовать в социальной среде.

К психологическим и социально-психологическим механизмам адаптации [6, c.45] можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Освоение социальных ролей происходит в результате действия личностных, средовых и воспитательных факторов. Личностные факторы характеризуются личностными способностями и возможностями человека. Они определяются умственными, волевыми, силовыми потенциалами и состояниями человека. Наличие развитого интеллекта, сильной воли, устойчивой психики предопределяет быстрое и качественное освоение социальных ролей, освоение социальных функций. К средовым факторам относятся: стимуляция со стороны СМИ, коллектива, группы, отдельной личности. Всякая среда создает стимулы для обретения человеком тех или иных социальных качеств, вынуждает изменяться, соответствовать требованиям поведенческим нормам и ценностным стереотипам данной среды. Воспитательные факторы (влияние воспитателей, родителей) отражают содержание воспитательной деятельности в семье, образовательных учреждениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты