Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

18. Как Вы думаете, какая наиболее частая причина увольнения сотрудников с нашего предприятия?

а) не устраивает заработная плата

б) пугает неуверенность в завтрашнем дне, непредсказуемость решений руководства

в) напряженные отношения с коллегами

г) руководство неуважительно относится к сотрудникам

д) выполняемая работа не интересна сотруднику

е) не устраивает график работы

ж) нет возможности карьерного роста

з) другое, укажите, что именно _______________

19. Работа, которую я выполняю:

а) скучна и неинтересна

б) мало кому нужна

в) результаты, которые я получаю, не соответствуют затраченным мной усилиям

г) моя деятельность важна для организации

д) я горжусь тем, чем я занимаюсь

20. Какая форма оплаты труда для Вас наиболее предпочтительна?

а) сдельная

б) стабильный оклад и небольшая переменная часть (премия)

в) небольшой фиксированный оклад и значительная премиальная часть, которая полностью зависит от результатов Вашей работы

21. Как Вы обычно тратите свою заработную плату?

а) сразу трачу большую часть зарплаты на приобретение какой-нибудь вещи (предмета мебели, бытовую технику и т.д.)

б) составляю список необходимых на этот месяц расходов и стараюсь придерживаться его, а если остаются деньги, откладываю их

в) трачу не задумываясь, если не хватает до получки, занимаю у знакомых

г) открыл(а) счет в банке и с каждой получки откладываю часть зарплаты

22. Вам больше нравится:

а) работать в сплоченном коллективе коллег, где результаты деятельности зависят от каждого члена команды

б) работать индивидуально, мало пересекаясь с коллегами по работе

23. Представьте себе, что за успешно выполненную по проекту работу руководство выплатило Вам премию и поместило Вашу фотографию на доску лучших сотрудников месяца, Вы:

а) гордитесь тем, что Вашу фотографию поместили на доску

б) конечно, Вам приятно, что Вашу фотографию поместили на доску, но Вы бы предпочли получить еще большую надбавку к зарплате

24. Представьте, что Вам 17 и Вы решаете, куда пойти учиться, Вы:

а) выбрал(а) бы то же учебное заведение и ту же специальность

б) выбрал(а) то же учебное заведение, но другую специальность _____________________

(укажите какую)

в) выбрал(а) бы другое учебное заведение и другую специальность

г) затрудняюсь ответить

25. Вы считали бы, что достигли вершины своей карьеры, если бы занимали должность ______________________________________

26. Представьте себе, что Вы участвовали в каком-либо конкурсе и выиграли 1 миллион долларов. Как бы Вы им распорядились?

а) обустроил(а) быт, завел(а) семью и наслаждался (наслаждалась) отдыхом

б) реализовал(а) свой проект, над которым долго работал(а)

в) положил(а) бы в банк и жил(а) на проценты

г) другое___________________________________________

27. Как Вы думаете, может ли современная женщина успешно совмещать профессиональную деятельность, создание крепкой семьи и полноценный отдых?

а) думаю нет, для начала нужно построить карьеру, встать на ноги, а уже потом обзаводиться семьей

б) думаю нет, прежде всего, нужно построить крепкую семью, родить детей, а потом заниматься карьерой

в) можно, если не рожать детей сразу после замужества, а сначала добиться успехов на работе

г) нет ничего невозможного

28. Как Вы относитесь к проекту создания на предприятии Совета молодежи

а) работа Совета молодежи необходима на нашем предприятии

б) считаю, что создавать Совет молодежи не имеет смысла

в) затрудняюсь ответить

г) другое________________________________________________

29. Если Вы считает, что Совет молодежи должен существовать, то чем бы мог заниматься Совет, какие проблемы решать, чему способствовать_______________________________________________________________________________________________________________________

30. Готовы ли Вы активно участвовать в работе Совета?

а) да

б) нет

в) другое____________________________________________


Обработка результатов блока № 2 заключается в следующем: каждому варианту ответа на входящие в блок вопросы присваивается определенное значение в баллах, далее баллы суммируются по каждому испытуемому, и исследователь получает числовое значение, которое свидетельствует об уровне адаптации молодого специалиста на предприятии. Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый по всем вопросам, отнесенным к блоку адаптации – 39, минимальное – 4 (Приложение № 1).

Ответы на вопросы блока № 3 позволяют судить об удовлетворении доминирующих потребностей, как базовых, так и потребностей более высоких уровней.

Ответы на вопросы открытого типа обрабатывались методом контент-анализа.

А. В. Филиппов [52] выделяет следующие виды поведенческо-деятельностной адаптации: профессиональная, социально-организационная, социально-психологическая.

В соответствии с данными видами нами были выделены критерии, позволяющие судить об уровне адаптации молодого специалиста:

1. Соответствие знаний и потенциала работника уровню сложности выполняемых задач.

2. Удовлетворенность содержанием выполняемой работы.

3. Включенность в неформальные межличностные отношения.

4. Планирование связать свое будущее с организацией.

5. Предложения по усовершенствованию способа выполнения своих профессиональных обязанностей.

6. Эмоциональная удовлетворенность тем, что сотрудник работает в данной организации.

7. Удовлетворенность выбранной специальностью.

2. Методика "Карта оценки удовлетворенности работой" (автор В. Смирнова) [48].

Организация, принимающая на работу молодого специалиста, должна понимать, что те условия, которые она создает для своих сотрудников, являются факторами успешности их адаптации на предприятии. Если организация сумеет создать условия работы, позволяющие сотруднику удовлетворять его потребности в полной мере, у него не появится желания покинуть свое место работы, сотрудник достигнет высокого уровня адаптации в наименьшие сроки и будет эффективно работать с максимальной отдачей для организации.

Методика позволяет оценить степень удовлетворенности сотрудников тринадцатью аспектами профессиональной деятельности в данной организации: 1. организация и условия труда, 2. содержание труда (выполняемая работа), 3. степень вашего участия в принятии решений, 4. заработная плата, 5. распределение премий, 6. отношения в коллективе, 7. отношения с руководителем, 8. стиль и методы работы руководителя, 9. возможность влиять на дела коллектива, 10. отношение администрации к нуждам сотрудников, 11. перспективы роста, 12. перспективы повышения квалификации, 13. объективность оценки вашей работы руководителем.

По результатам опроса исследователь получает определенное значение в баллах, которое позволяет судить об уровне удовлетворенности сотрудников перечисленными аспектами работы на предприятии. При этом самый высокий балл, который может дать испытуемый по каждому из представленных аспектов – 5, самый низкий – 1.

3. Методика "Тест смысложизненных ориентаций" (СЖО) (адаптация Д.А. Леонтьева).

Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Потребность в смысле жизни раскрывается в осознании своей жизни не как серии случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает в юношеском возрасте в связи с актуализацией проблемы личностного и профессионального самоопределения, в результате самоопределения жизнь молодого человека становится более или менее осмысленной, уровень осмысленности жизни в дальнейшем будет оказывать влияние на успешность адаптации молодого человека, в том числе и к новому для него виду деятельности, деятельности профессиональной.

Тест СЖО является адаптированной версией теста "Цель в жизни" Дж. Крамбо и Л.Махолика. Тест СЖО позволяет непосредственно определить количественную меру осмысленности жизни. Методика представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых на своих полюсах имеет два противоположных утверждения, между которыми расположена шкала предпочтения с семью симметричными градациями.

Осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой, поэтому наряду с общим показателем осмысленности жизни (ОЖ), методика включает также пять субшкал, которые разбиваются на две группы. В первую входят субшкалы, отражающие собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Две оставшиеся субшкалы характеризуют внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни тесно связана, причем одна из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а вторая отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль

4. Методика "Интерпретация притчи" (Романенко В.А., 2007).

Методика является проективной и направлена на выявление локуса контроля испытуемых. За основу интерпретации методики взята теория Дж. Роттера и выделенная им шкала интернальности — экстернальности. Об интернальном локусе контроля речь идет тогда, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Об экстернальном локусе контроля речь идет, если человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде [41].

Респондентам предлагалось прочитать текст притчи и ответить на вопрос: "Как Вы считаете, в чем смысл притчи?" (ответы испытуемых интерпретировались методом контент-анализа) (Текст притчи см. Ев. от Матфея, гл. 13, 1-23).

Методики и бланки представлены в Приложении № 2.


2.3 Результаты исследования


2.3.1 Результаты анализа документов

В результате анализа документов было выяснено, что на предприятии успешно функционируют корпоративные социальные программы, одной из которых является программа мотивации сотрудников и закрепления молодых специалистов, прежде всего на предприятии стремятся закрепить студентов, совмещающих работу и обучение. В программу входит предоставление наставника, доплата, возможность получения кредита после окончания вуза, а также предоставление оплачиваемого учебного отпуска при получении второго и последующего образования.

Проанализировав результаты социологического исследования, проведенного на студентах МГТУ им. Баумана моно сделать следующие выводы: несмотря на достаточно широкий круг возможных для дальнейшего трудоустройства предприятий и близость г. Калуги от г. Москвы, около 20% будущих специалистов рассматривают предприятие как предпочтительное место работы в будущем. Среди факторов, привлекающих молодых специалистов на предприятие, интерес к работе в автомобильной промышленности, современное оснащение производства, стабильный заработок, хороший коллектив. Размер желаемой стартовой заработной платы около 12000 рублей для 71% опрошенных студентов. Если данные ожидания студентов не будут оправданы после трудоустройства на предприятие, это, скорее всего, станет фактором низкой адаптации молодых специалистов, что в результате может привести к их увольнению.

На предприятии функционируют системы по привлечению и закреплению молодых специалистов, однако для более успешной адаптации необходимо учитывать ожидания потенциальных работников.


2.3.2 Результаты исследования уровня психологической адаптации

Блок № 2 "Успешность адаптации".

1. Одним из важнейших компонентов профессионального становления для молодых специалистов является удовлетворенность выбранной специальностью.

Вопрос анкеты: "Представьте, что Вам 17 и Вы решаете, куда пойти учиться, Вы":


Таблица 2.2 Распределение ответов сотрудников на вопрос: "Представьте, что Вам 17 и Вы решаете, куда пойти учиться, Вы"

Варианты ответов

Специалисты, %

Рабочие, %

а) выбрал(а) бы то же учебное заведение и ту же специальность

65

46

б) выбрал(а) то же учебное заведение, но другую специальность

5

7

в) выбрал(а) бы другое учебное заведение и другую специальность

15

27

г) затрудняюсь ответить

15

20


Из ответов видно, что большинство сотрудников выбрали бы тот же вуз и ту же специальность, если бы снова решали, куда пойти учиться. Это свидетельствует об их удовлетворенности профессиональным самоопределением, 15% специалистов и 20% рабочих испытали разочарование в выбранной профессии.

2. Значительную роль в процессе профессиональной адаптации играет наличие наставника.

Именно в первые дни работы на предприятии у сотрудника формируется основное представление о нем, и человек принимает решение о том, останется ли он и дальше работать в организации или покинет ее. Поэтому очень важно разработать эффективную систему наставничества, помогающую сотрудникам с первых дней работы чувствовать себя более комфортно и быстрее адаптироваться на предприятии.

Вопрос анкеты: "В период адаптации на новом рабочем месте":


Таблица 2.3 Распределение ответов сотрудников на вопрос: "В период адаптации на новом рабочем месте"

Варианты ответов

Специалисты, %

Рабочие, %

а) у меня был наставник, который помогал мне

85

80

б) пришлось разбираться во всем самому (самой), хотя я был(а) бы рад(а), если бы у меня был наставник

5

0

в) разбирался (разбиралась) во всем сам(а), и помощь наставника мне не требовалась

10

7

г) у меня был наставник, но он скорее мешал, чем помогал

0

13


Рис. 2.1. Оценка молодым специалистом эффективности наставничества: а) наставник помогал, б) наставник отсутствовал, хотя в нем была потребность, в) помощь наставника не требовалась, г) наставник мешал.


Из рис. 2.1. видно, что у большинства сотрудников был наставник, который помогал им в работе. Однако 13% рабочих не удовлетворены существующей системой наставничества. Вероятно, не всякий опытный работник может быть наставником и в этой области необходимо обучение. Также следует обратить внимание на то, что 15% молодых специалистов, не имевших наставника, лишены помощи при адаптации.

3. Важным элементом адаптации считается и профессиональная подготовка. Так, наиболее адаптированы на предприятии сотрудники, чьи знания и способности соответствуют уровню сложности выполняемых ими задач.

Вопрос анкеты: "Работа, которую я сейчас выполняю":


Таблица 2.4 Распределение ответов сотрудников на вопрос: "Работа, которую я сейчас выполняю"

Варианты ответов

Специалисты, %

Рабочие, %

а) соответствует моему опыту и способностям

24

31

б) я мог(ла) бы выполнять более сложную работу

66

63

в) требует дополнительного опыта и знаний

10

6


Большинство сотрудников считают, что могли бы выполнять более сложную работу. Из чего следует, что у данной категории молодых специалистов, скорее всего, выражена неудовлетворенная потребность в карьерном росте. Также есть сотрудники (10% специалистов и 6% рабочих), которые считают, что обладают недостаточным количеством знаний и умений для выполнения своих должностных обязанностей, для данной группы, вероятно, будет желательным обучение и повышение квалификации.

4. Потребность в совершенствовании и оптимизации способа выполнения своих непосредственных обязанностей важный критерий адаптации к профессиональной деятельности.

Вопрос анкеты: "Возникают ли у Вас идеи по усовершенствованию способа выполнения Ваших профессиональных обязанностей?"


Таблица 2.5 Распределение ответов сотрудников на вопрос: "Возникают ли у Вас идеи по усовершенствованию способа выполнения Ваших профессиональных обязанностей?"

Варианты ответов

Специалисты, %

Рабочие, %

а) да, у меня много новых идей

5

20

б) да, некоторые моменты в своей работе я бы изменил(а)

90

60

в) нет, я не вижу ничего, что бы я мог(ла) изменить

5

20


Из ответов видно, что 90% специалистов и 60% рабочих считают, что могли бы в некоторой степени усовершенствовать способы выполнения своей работы.

5. Включенность в неформальные межличностные отношения является благоприятным фактором для социально-психологической адаптации молодого специалиста.

Вопрос анкеты: "Завязались ли у Вас за время работы дружеские отношения с кем-либо из сотрудников?"


Таблица 2.6 Распределение ответов сотрудников на вопрос: "Завязались ли у Вас за время работы дружеские отношения с кем-либо из сотрудников?"

Варианты ответов

Специалисты

Рабочие

а) да, со всеми сотрудниками, с которыми я непосредственно работаю

60

53

б) да, с несколькими сотрудниками

35

40

в) да, с одним человеком

0

0

г) нет, у меня нет времени на общение с коллегами

0

7

д) нет, я не вижу в коллективе людей, с которыми мне было бы интересно общаться

5

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты