Коммуникативные возможности детей с ДЦП

Глава 2. Коммуникативные возможности детей с ДЦП

2.1 Методические рекомендации и оценка сформированности коммуникативных возможностей у детей с ДЦП


В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. Значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия, которые выявляют неврологическую симптоматику у ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику. Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, И.Ф. Марковская использует количественные показатели выполнения отдельных заданий, что, естественно, также уточняет диагноз.

Несомненное значение в дефектологии представляет опыт создания диагностических систем для оценки речевого развития у дошкольников.

Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.

Блок I — диагностический.

Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.

Методы: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.

Блок II — коррекционный.

Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком...

Коррекционный блок включает два этапа:

— подготовительный, цель которого — создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, под готовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;

— основной этап, включает коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.

Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, методика групповой родительской коррекции: «Родительский семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.

Блок III— оценочный, контрольный.

Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.

Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.

Диагностика проводилась в группе состоящей из 10 детей. Площадью для экспериментальной работы стало государственное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной детский психоневрологический санаторий».


Таблица 1. Медицинский анализ

Ф.И.О.

Возраст

Медицинский диагноз

1.

Валерия В.

5

ДЦП, спастическая диплегия, выраженное расстройство психологического развития с расстройством экспрессивной речи.

2.

Афик И.

6

ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия, расстройство психологического развития.

3.

Наташа М.

6

ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия.

4.

Дима Т.

6

ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, расстройство экспрессивной речи.

5.

Валерия З.

6

ДЦП, спастическая диплегия, задержка психоречевого развития.

6.

Саша Л.

5

ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития.

7.

Юра Ч.

5

ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, анартрия.

8.

Анна Р.

5

ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия.

9.

Андрей С.

6

ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия, расстройство психологического развития.

10.

Екатерина К.

5

ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, дизартрия.


Для оценки уровня сформированности коммуникации детей использовались следующие методики:

Методика 1. «Изучение уровня речевой коммуникации» (приложение 1).

Методика 2. «Изучение уровня связанной речи детей» (приложение 2).

Изучение уровня речевой коммуникации

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на:

1.Характер общения.

2.Инициативность.

3. Умение вступать в диалог.

4. Поддерживать и вести диалог.

5.Слушать собеседника.

6. Понимать собеседника.

7. Ясно выражать свои мысли.

Протоколы обследования представлены в приложении (приложение 3).

При проведении данной методики были выявлены следующие результаты:


Таблица 2. Уровень коммуникативных умений

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1.

Валерия В.

2,1

Средний

2.

Афик И.

1,7

Низкий

3.

Наташа М.

1,4

Низкий

4.

Дима Т.

1,2

Низкий

5.

Валерия З.

2

Средний

6.

Саша Л.

1,1

Низкий

7.

Юра Ч.

3

Высокий

8.

Анна Р.

1,5

Низкий

9.

Андрей С.

1,1

Низкий

10.

Екатерина К.

2

Средний


Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что 6 детей имеют низкий уровень речевой коммуникации; 3 ребенка имеют средний уровень речевой коммуникации и лишь 1 имеет высокий уровень речевой коммуникации.

Изучение уровня связанной речи

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

Понимание речи.

Структурирование текста.

Лексика.

Грамматика.

Правильность речи.

Примечание.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

Протоколы обследования представлены в приложении (приложение 4).

При проведении данной методики были выявлены следующие результаты:


Таблица 3. Уровень воспроизведения текста

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень воспроизведения текста

1.

Валерия В.

7

Средний

2.

Афик И.

3

Низкий

3.

Наташа М.

9

Средний

4.

Дима Т.

2

Низкий

5.

Валерия З.

6

Средний

6.

Саша Л.

5

Средний

7.

Юра Ч.

8

Средний

8.

Анна Р.

4

Низкий

9.

Андрей С.

2

Низкий

10.

Екатерина К.

7

Низкий


Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что у 4 детей низкий уровень воспроизведения текста; у 4 детей средний уровень воспроизведения текста и ни у одного ребенка нет высокого уровня воспроизведения текста.

Проанализировав результаты данных методик можно сделать вывод о том, что у большинства детей плохо сформирован уровень речевой коммуникации и уровень связанной речи. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога.


2.2 Рекомендации и пути разрешения проблемы сформированности коммуникативных возможностей у детей с ДЦП


Для того чтобы помочь детям решить проблему общения с окружающими можно использовать образовательные программы. Они построены таким образом, чтобы в процессе их реализации можно было решать весь спектр педагогических задач.

Мы предлагаем следующие образовательные программы которые можно использовать в нашей работе по формированию коммуникативных возможностей у детей с ДЦП:

Программа «Сказка» (приложение 5).

Программа «Адаптация» (приложение 6).

Программа «Сказка»

Эта программа была разработана педагогом В. М. Ивановой. В программе «Сказка» на первый план выступают задачи формирования коммуникации и первичных познавательных интересов.

Программа «Сказка», прежде всего направлена на то, чтобы сформировать интерес к прослушиванию сказок, научить воспринимать иллюстрации и приобщить ребенка к чтению. Детей сразу обучают не только восприятию (слушанию) сказок, но и их драматизации, что в дальнейшем будет способствовать развитию коммуникативной деятельности и сюжетно-ролевой игры. При этом учитывается ситуативно - личностный характер общения детей со взрослыми в этом возрасте, ведущая роль предметно – манипулятивной деятельности.

Психофизиологическая основа программы состоит в развитии ориентировачно-позновательной деятельности с использованием эмоционально-значимого материала.

Опираясь на уже имеющиеся у детей функции отображения, передвижения, манипулирования, педагог стимулирует развитие функций имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения в процессе работы со сказочными сюжетами.

Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие.

Основная цель этой программы состоит в формировании первичной коммуникации, направленной на развитие духовных интересов личности

Работа ведется поэтапно. Выделяют 5 этапов.

На первом этапе формируются предпосылки к восприятию сказки. Педагог разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, при этом достигает сосредоточения внимания детей и проявления положительной эмоциональной реакции. Короткие сюжеты составляются педагогом (например, «Кто в домике живет?»), могут быть использованы стихотворения-потешки для малышей, стихи А. Барто «Игрушки» и т.п. В качестве наглядного материала используются сюжетные игрушки.

На втором этапе педагог обучает детей восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей. Эти повторы позволяют заучивать речевые обороты и осуществлять перенос коммуникативных умений. Здесь могут использоваться сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Возможна первоначальная работа с сокращенными вариантами сказок. Педагог изображает сказку с использованием игрушек или различных видов кукольного театра.

На третьем этапе педагог начинает обучение запоминанию сюжета сказки.

Используются те же сказки, что и на предыдущем этапе, и короткие сказки с простыми сюжетами (например, сказки В, Сутеева). Педагог рассказывает сказку с использованием плоских предметных изображений и фланелеграфа. Далее педагог повторяет сказку, стимулируя детей к совместному рассказу с опорой на полученное изображение. Затем педагог предлагает детям найти персонажей сказки и расположить их на фданелеграфе в последовательности появления. Эта работа сопровождается совместным рассказыванием сказки.

Только на четвертом этапе можно приступить к обучению детей слушанию и пониманию текста сказки. Используются сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», сказка Н. Лаачовой «Чьи башмачки?», сказки В.Сутеева. Педагог читает сказки с показом иллюстраций и последующей беседой по содержанию. После чтения педагог предлагает детям разыграть отдельные элементы сюжета с помощью кукольного театра (приложение 7).

На пятом этапе детей обучают драматизации сказок. Используются сказки В. Сутеева, другие занимательные простые сказки. Педагог постепенно включает детей в драматизацию со сменой ролей, исполняемых каждым ребенком.

В результате работы с детьми по этой программе достигаются следующие первичные умения:

—  слушать педагога;

—  отвечать на вопрос педагога;

—  воспроизводить речевой материал с соответствующей интонацией и мимикой:

—  аккуратно обращаться с игровыми предметами:

—  подражать манипуляциям с игровыми предметами;

—  воспринимать отдельные плоские изображения и видеоряд;

— воспринимать сюжет с опорой на наглядность.

Однако, главным достижением в усвоении этой программы следует считать не перечисленные умения, а формирование познавательных интересов, что в дальнейшем позволит ребенку перейти к внеситуативно-познавательному общению.

Программа «Адаптация»

Социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. Эта способность развивается по мере ознакомления с окружающим и включает умение объективно оценивать обстановку и приводить свое поведение в соответствие с условиями окружающей среды. При этом у человека должен быть набор алгоритмов поведения в разных ситуациях, умение выбирать наиболее оптимальный вариант поведения и способность к самостоятельному принятию решения. Безусловно, в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь первичную базу для социальной адаптации. Создание предпосылок к социальной адаптации и интеграции, собственно, и составляет сущность процесса психолго-педагогической абилитации ребенка дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Целью данной программы является обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь.

Программа средней группы включает темы:

—  Человек: тело человека, одежда, личность и семья (приложение 8).

—  Квартира: комната, кухня, ванная и туалет, прихожая и коридор.

—  Двор и улица: части двора, растительный и животный мир, улицы, проспекты, площади, транспорт.

В программе старшей группы темы:

—  Городской дом: квартира, подъезд, дом.

—  Город: магазин, парикмахерская, почта, ателье по ремонту обуви, швейная фабрика, больница, кафе, школа, театр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты