В данном случае, при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для высокого, среднего и низкого уровней способности к прогнозированию.
Это значит, что показатели вербальной агрессии у подростков с высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию распределяются неравномерно.
Если проанализировать данные таблицы 2.13., можно сделать вывод, что подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в 64,3% случаев показали низкий уровень вербальной агрессии; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 61,3 % средней вербальной агрессии. Испытуемые с низким уровнем способности к прогнозированию в 64,5 % случаев имеют высокие показатели вербальной агрессии. Значит, мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень вербальной агрессии.
Таблица 2.14.
Расчет критерия c для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с косвенной агрессией
Уровень способности к прогнозированию |
Уровень косвенной агрессии |
¦э |
¦т |
¦э-¦т |
(¦э-¦т) |
(¦э-¦т) /¦т |
|
||||
Высокий |
Низкий |
18 |
9,33 |
8,67 |
75,17 |
8,06 |
|||||
|
Средний |
6 |
9,33 |
-3,33 |
11,09 |
1,19 |
|||||
|
Высокий |
4 |
9,33 |
-5,33 |
28,41 |
3,04 |
|||||
|
Суммы |
28 |
28 |
0 |
|
c =12,29 |
|||||
Средний |
Низкий |
5 |
10,33 |
-5,33 |
28,41 |
2,75 |
|||||
|
Средний |
20 |
10,33 |
9,67 |
93,51 |
9,05 |
|||||
|
Высокий |
6 |
10,33 |
-4,33 |
18,75 |
1,81 |
|||||
|
Суммы |
31 |
31 |
0 |
|
c =13,61 |
|||||
Низкий |
Низкий |
1 |
10,33 |
-9,33 |
87,05 |
8,43 |
|||||
|
Средний |
8 |
10,33 |
-2,33 |
5,43 |
0,53 |
|||||
|
Высокий |
22 |
10,33 |
11,67 |
136,19 |
13,18 |
|||||
|
Суммы |
31 |
31 |
0 |
|
c =22,14 |
|||||
В данном случае также получилось, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для взаимосвязи высокого, среднего и низкого уровней способности к прогнозированию с показателями косвенной агрессии.
Это значит, что показатели косвенной агрессии у подростков с высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию распределяются неравномерно.
Выяснить, как именно распределяются показатели косвенной агрессии у подростков с высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию нам помогли данные таблицы 2.14. Данные этой таблицы позволили нам сделать вывод, что испытуемые с высоким уровнем способности к прогнозированию показали низкий уровень косвенной агрессии в 64,29 %; испытуемые со средним уровнем способности к прогнозированию показали 64,52 % средней вербальной агрессии. Подростки с низким уровнем способности к прогнозированию в 70,97 % случаев получили высокие показатели вербальной агрессии. А это значит, что и в этом случае мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень косвенной агрессии.
Таким же образом мы вычислили c критерий Пирсона для последнего агрессивного проявления - чувства вины.
Таблица 2.15.
Расчет критерия c для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с чувством вины
Уровень способности к прогнозированию |
Уровень чувства вины |
¦э |
¦т |
¦э-¦т |
(¦э-¦т) |
(¦э-¦т) /¦т |
|
|||||
Высокий |
Низкий |
4 |
9,33 |
-5,33 |
28,41 |
3,04 |
||||||
|
Средний |
6 |
7,47 |
-1,47 |
2,16 |
0,29 |
||||||
|
Высокий |
18 |
11,2 |
6,8 |
46,24 |
4,13 |
||||||
|
Суммы |
28 |
28 |
0 |
|
c =7,46 |
||||||
Средний |
Низкий |
7 |
10,33 |
-3,33 |
11,09 |
1,09 |
||||||
|
Средний |
12 |
8,27 |
3,73 |
13,91 |
1,68 |
||||||
|
Высокий |
12 |
12,4 |
-0,4 |
0,16 |
0,01 |
||||||
|
Суммы |
31 |
31 |
0 |
|
c =2,76 |
||||||
Низкий |
Низкий |
19 |
10,33 |
8,67 |
75,17 |
7,28 |
||||||
|
Средний |
6 |
8,27 |
-2,27 |
5,15 |
0,62 |
||||||
|
Высокий |
6 |
12,4 |
-6,4 |
40,96 |
3,3 |
||||||
|
Суммы |
31 |
31 |
0 |
|
c =11,2 |
||||||
В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для особенностей связи низкого уровня способности к прогнозированию с чувством вины. Для среднего уровня способности к прогнозированию наша гипотеза не подтвердилась, а для высокого уровня способности к прогнозированию нами была принята гипотеза на 5 % уровне значимости (что снижает уровень статистической достоверности полученных результатов до 95 %).
Проанализировав данные таблицы 2.15., мы сделали вывод о том, что 61,29 % подростков с низким уровнем способности к прогнозированию имеют низкие показатели чувства вины. А вот для подростков с высоким уровнем способности к прогнозированию характерны высокие показатели чувства вины - 64,29 % испытуемых.
Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 (31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) - низкий и 31 (34,45%) - средний уровни способности к прогнозированию. Также было выявлено, что низкие показатели физической агрессии получили 35 (38,89%) подростков, средние - 29 (32,22%) и высокие - 26 (28,89%). Показатели косвенной агрессии распределились среди опрошенных подростков следующим образом: 24 (26,67%) - имеют низкий уровень, 34 (37,78%) - средний, 32 (35,55%) имеют высокий уровень косвенной агрессии. Показатели раздражительности распределились равномерно между тремя уровнями. Больше половины опрошенных подростков, а именно 49 (54,44%), показали средний уровень негативизма, 19 (21,11%) - показали низкий уровень и 22 (24,45%) показали высокий уровень негативизма. 35 (38,89%) подростков имеют высокий уровень обиды, 34 (37,78%) подростка имеют средний уровень обиды и 21 (23,33%) - имеют низкий уровень. 60% детей (54 опрошенных) показали высокий уровень подозрительности, 27,78% (25 опрошенных) показали средний уровень и 12,22% (соответственно 11 опрошенных) показали низкий уровень подозрительности. Вербальная агрессия имеет среднюю степень выраженности (средний уровень) у 32 (35,56%) подростков, у 29 (32,22%) подростков она выражена слабо (низкий уровень), и такое же количество опрошенных (29 (32,22%)) подростков имеют высокий уровень вербальной агрессии. Высокие показатели чувства вины имеют 36 (40%) подростков, средние - 24 (26,67%) и низкие показатели - 30 (33,33%) подростков.
Также была выявлена сильная связь между способностью к прогнозированию и такими видами агрессии, как физическая, косвенная, вербальная и чувство вины.
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте
Последний этап эмпирического изучения является аналитическим. Он направлен на подведение итогов исследования и более открытое описание выводов по проделанной эмпирической работе.
При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию.
При сопоставления данных, полученных испытуемыми после диагностики способности к прогнозированию, с данными, полученными по каждому показателю агрессивных проявлений, мы получили следующие результаты. 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень физической агрессии, 29 (32,2 %) подростков - средний и 26 (28,91 %) подростков - высокий уровень.
Из всех обследуемых подростков 29 (32,22 %) показали низкий уровень вербальной агрессии, 32 (35,56 %) подростка показали средний и 29 (32,22 %) - высокий уровень вербальной агрессии.
Количество подростков с низким уровнем косвенной агрессии - 24 (26,67 %), со средним - 34 (37,78 %), а с высоким уровнем косвенной агрессии - 32 (35,55 %) подростка.
Показатели уровня раздражительности среди подростков распределились равномерно. 30 из них имеют средний, 30 высокий и 30 низкий уровни раздражительности.
Также нами было установлено, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют высокий уровень такого агрессивного проявления, как обида, 34 (37,78 %) подростка - средний и 21 (23,33 %) -низкий уровень данного показателя.
Кроме того, 19 (21,1 %) из всех обследованных нами подростков имеют низкий уровень негативизма, 49 (54,44 %) подростков - средний и 22 (24,46 %) -высокий уровень данного показателя.
Из 90 испытуемых 54 (60 %) имеют высокий уровень подозрительности, 25 (27,78 %) - средний и 11 (12,22 %) - показали низкий уровень подозрительности.
Количество подростков с низким уровнем чувства вины - 30 (33,33 %), со средним - 24 (26,67 %), а с высоким уровнем чувства вины - 36 (40 %) подростков.
После проведенных нами математико-статистических расчетов взаимосвязи способности к прогнозированию и показателей агрессивных проявлений у подростков мы сделали вывод, что между раздражительностью, обидой, подозрительностью, негативизмом и способностью к прогнозированию связи нет. Так как во всех этих случаях гипотеза исследования не подтвердилась.
Для всех остальных признаков агрессивных проявлений подтвердилась гипотеза на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной, физической, косвенной агрессией существует.
После исследования взаимосвязи между способностью к прогнозированию и физической, косвенной, вербальной агрессией и чувством вины было установлено, что все эти признаки в той или иной степени распределяются неравномерно между низким, средним и высоким уровнями способности к прогнозированию.
Причем, подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в большинстве показали низкий уровень физической агрессии -78,6 % испытуемых; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 54,84 % средней физической агрессии и 32,26 % - низкой. У подростков с низкой способностью к прогнозированию высокий уровень физической агрессии в 64,52 % случаев. Таким образом, мы можем утверждать, (относительно проявлений физической агрессии), что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень физической агрессии.
Подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в 64,3% случаев показали низкий уровень вербальной агрессии; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 61,3 % средней вербальной агрессии. Испытуемые с низким уровнем способности к прогнозированию в 64,5 % случаев имеют высокие показатели вербальной агрессии. Значит, мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень вербальной агрессии.
Испытуемые с высоким уровнем способности к прогнозированию показали низкий уровень косвенной агрессии в 64,29 %; испытуемые со средним уровнем способности к прогнозированию показали 64,52 % средней вербальной агрессии. Подростки с низким уровнем способности к прогнозированию в 70,97 % случаев получили высокие показатели вербальной агрессии. А это значит, что и в этом случае мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень косвенной агрессии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11