Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте

В данном случае, при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для высокого, среднего и низкого уровней способности к прогнозированию.

Это значит, что показатели вербальной агрессии у подростков с высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию распределяются неравномерно.

Если проанализировать данные таблицы 2.13., можно сделать вывод, что подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в 64,3% случаев показали низкий уровень вербальной агрессии; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 61,3 % средней вербальной агрессии. Испытуемые с низким уровнем способности к прогнозированию в 64,5 % случаев имеют высокие показатели вербальной агрессии. Значит, мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень вербальной агрессии.


Таблица 2.14.

Расчет критерия c для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с косвенной агрессией

Уровень способности к прогнозированию

Уровень косвенной агрессии

¦э

¦т

¦э-¦т

(¦э-¦т)

(¦э-¦т) /¦т

 

Высокий

Низкий

18

9,33

8,67

75,17

8,06


Средний

6

9,33

-3,33

11,09

1,19


Высокий

4

9,33

-5,33

28,41

3,04


Суммы

28

28

0


c =12,29

Средний

Низкий

5

10,33

-5,33

28,41

2,75


Средний

20

10,33

9,67

93,51

9,05


Высокий

6

10,33

-4,33

18,75

1,81


Суммы

31

31

0


c =13,61

Низкий

Низкий

1

10,33

-9,33

87,05

8,43


Средний

8

10,33

-2,33

5,43

0,53


Высокий

22

10,33

11,67

136,19

13,18


Суммы

31

31

0


c =22,14


В данном случае также получилось, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для взаимосвязи высокого, среднего и низкого уровней способности к прогнозированию с показателями косвенной агрессии.

Это значит, что показатели косвенной агрессии у подростков с высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию распределяются неравномерно.

Выяснить, как именно распределяются показатели косвенной агрессии у подростков с высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию нам помогли данные таблицы 2.14. Данные этой таблицы позволили нам сделать вывод, что испытуемые с высоким уровнем способности к прогнозированию показали низкий уровень косвенной агрессии в 64,29 %; испытуемые со средним уровнем способности к прогнозированию показали 64,52 % средней вербальной агрессии. Подростки с низким уровнем способности к прогнозированию в 70,97 % случаев получили высокие показатели вербальной агрессии. А это значит, что и в этом случае мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень косвенной агрессии.

Таким же образом мы вычислили c критерий Пирсона для последнего агрессивного проявления - чувства вины.


Таблица 2.15.

Расчет критерия c для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с чувством вины

Уровень способности к прогнозированию

Уровень чувства вины

¦э

¦т

¦э-¦т

(¦э-¦т)

(¦э-¦т) /¦т

 

Высокий

Низкий

4

9,33

-5,33

28,41

3,04


Средний

6

7,47

-1,47

2,16

0,29


Высокий

18

11,2

6,8

46,24

4,13


Суммы

28

28

0


c =7,46

Средний

Низкий

7

10,33

-3,33

11,09

1,09


Средний

12

8,27

3,73

13,91

1,68


Высокий

12

12,4

-0,4

0,16

0,01


Суммы

31

31

0


c =2,76

Низкий

Низкий

19

10,33

8,67

75,17

7,28


Средний

6

8,27

-2,27

5,15

0,62


Высокий

6

12,4

-6,4

40,96

3,3


Суммы

31

31

0


c =11,2


В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для особенностей связи низкого уровня способности к прогнозированию с чувством вины. Для среднего уровня способности к прогнозированию наша гипотеза не подтвердилась, а для высокого уровня способности к прогнозированию нами была принята гипотеза на 5 % уровне значимости (что снижает уровень статистической достоверности полученных результатов до 95 %).

Проанализировав данные таблицы 2.15., мы сделали вывод о том, что 61,29 % подростков с низким уровнем способности к прогнозированию имеют низкие показатели чувства вины. А вот для подростков с высоким уровнем способности к прогнозированию характерны высокие показатели чувства вины - 64,29 % испытуемых.

Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 (31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) - низкий и 31 (34,45%) - средний уровни способности к прогнозированию. Также было выявлено, что низкие показатели физической агрессии получили 35 (38,89%) подростков, средние - 29 (32,22%) и высокие - 26 (28,89%). Показатели косвенной агрессии распределились среди опрошенных подростков следующим образом: 24 (26,67%) - имеют низкий уровень, 34 (37,78%) - средний, 32 (35,55%) имеют высокий уровень косвенной агрессии. Показатели раздражительности распределились равномерно между тремя уровнями. Больше половины опрошенных подростков, а именно 49 (54,44%), показали средний уровень негативизма, 19 (21,11%) - показали низкий уровень и 22 (24,45%) показали высокий уровень негативизма. 35 (38,89%) подростков имеют высокий уровень обиды, 34 (37,78%) подростка имеют средний уровень обиды и 21 (23,33%) - имеют низкий уровень. 60% детей (54 опрошенных) показали высокий уровень подозрительности, 27,78% (25 опрошенных) показали средний уровень и 12,22% (соответственно 11 опрошенных) показали низкий уровень подозрительности. Вербальная агрессия имеет среднюю степень выраженности (средний уровень) у 32 (35,56%) подростков, у 29 (32,22%) подростков она выражена слабо (низкий уровень), и такое же количество опрошенных (29 (32,22%)) подростков имеют высокий уровень вербальной агрессии. Высокие показатели чувства вины имеют 36 (40%) подростков, средние - 24 (26,67%) и низкие показатели - 30 (33,33%) подростков.

Также была выявлена сильная связь между способностью к прогнозированию и такими видами агрессии, как физическая, косвенная, вербальная и чувство вины.


2.4     Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте


Последний этап эмпирического изучения является аналитическим. Он направлен на подведение итогов исследования и более открытое описание выводов по проделанной эмпирической работе.

При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию.

При сопоставления данных, полученных испытуемыми после диагностики способности к прогнозированию, с данными, полученными по каждому показателю агрессивных проявлений, мы получили следующие результаты. 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень физической агрессии, 29 (32,2 %) подростков - средний и 26 (28,91 %) подростков - высокий уровень.

Из всех обследуемых подростков 29 (32,22 %) показали низкий уровень вербальной агрессии, 32 (35,56 %) подростка показали средний и 29 (32,22 %) - высокий уровень вербальной агрессии.

Количество подростков с низким уровнем косвенной агрессии - 24 (26,67 %), со средним - 34 (37,78 %), а с высоким уровнем косвенной агрессии - 32 (35,55 %) подростка.

Показатели уровня раздражительности среди подростков распределились равномерно. 30 из них имеют средний, 30 высокий и 30 низкий уровни раздражительности.

Также нами было установлено, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют высокий уровень такого агрессивного проявления, как обида, 34 (37,78 %) подростка - средний и 21 (23,33 %) -низкий уровень данного показателя.

Кроме того, 19 (21,1 %) из всех обследованных нами подростков имеют низкий уровень негативизма, 49 (54,44 %) подростков - средний и 22 (24,46 %) -высокий уровень данного показателя.

Из 90 испытуемых 54 (60 %) имеют высокий уровень подозрительности, 25 (27,78 %) - средний и 11 (12,22 %) - показали низкий уровень подозрительности.

Количество подростков с низким уровнем чувства вины - 30 (33,33 %), со средним - 24 (26,67 %), а с высоким уровнем чувства вины - 36 (40 %) подростков.

После проведенных нами математико-статистических расчетов взаимосвязи способности к прогнозированию и показателей агрессивных проявлений у подростков мы сделали вывод, что между раздражительностью, обидой, подозрительностью, негативизмом и способностью к прогнозированию связи нет. Так как во всех этих случаях гипотеза исследования не подтвердилась.

Для всех остальных признаков агрессивных проявлений подтвердилась гипотеза на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной, физической, косвенной агрессией существует.

После исследования взаимосвязи между способностью к прогнозированию и физической, косвенной, вербальной агрессией и чувством вины было установлено, что все эти признаки в той или иной степени распределяются неравномерно между низким, средним и высоким уровнями способности к прогнозированию.

Причем, подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в большинстве показали низкий уровень физической агрессии -78,6 % испытуемых; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 54,84 % средней физической агрессии и 32,26 % - низкой. У подростков с низкой способностью к прогнозированию высокий уровень физической агрессии в 64,52 % случаев. Таким образом, мы можем утверждать, (относительно проявлений физической агрессии), что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень физической агрессии.

Подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в 64,3% случаев показали низкий уровень вербальной агрессии; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 61,3 % средней вербальной агрессии. Испытуемые с низким уровнем способности к прогнозированию в 64,5 % случаев имеют высокие показатели вербальной агрессии. Значит, мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень вербальной агрессии.

Испытуемые с высоким уровнем способности к прогнозированию показали низкий уровень косвенной агрессии в 64,29 %; испытуемые со средним уровнем способности к прогнозированию показали 64,52 % средней вербальной агрессии. Подростки с низким уровнем способности к прогнозированию в 70,97 % случаев получили высокие показатели вербальной агрессии. А это значит, что и в этом случае мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень косвенной агрессии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты