Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте

4.       возвести полученную разность по каждому разряду в квадрат и также занести в таблицу;

5.       вычислить и занести в таблицу отношение полученного квадрата разности к теоретической частоте по каждому разряду;

6.       вычислить сумму полученных отношений по всем разрядам. Полученная сумма и будет значением c -критерия Пирсона (2.2):


c = S ( f - f ) / f , (2.2)


где f - эмпирическая частота признака;

f - теоретическая частота.

7.             затем необходимо подсчитать число степеней свободы (2.3):


n=(k-1)·(c-1), (2.3)


где k - количество разрядов признака (строк в таблице эмпирических частот);

c - количество сравниваемых распределений (столбцов в таблице эмпирических частот).

8.             после этого находится критическое значение c -критерия Пирсона по таблице в соответствии с количеством степеней свободы [54];

9.       на последнем этапе необходимо сравнить критическое (табличное) значение c -критерия Пирсона с эмпирическим, полученным при расчетах, что позволяет нам принять или опровергнуть выдвинутые ранее статистические гипотезы.

Для того, чтобы упростить задачу вычисления c -критерия Пирсона для выявления связи между способностью к прогнозированию и физической агрессией, была построена таблица эмпирических частот и дополнена теоретическими частотами (см. табл. 2.10.).


Таблица 2.10.

Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков

Значение признака

Эмпирические частоты

Суммы

Теоретические частоты

Уровень способности к прогнозированию

Н

Ср

В


Н

Ср

В

Низкий

3

8

20

31

12,06

9,99

9,64

Средний

10

17

4

31

12,06

9,99

9,64

Высокий

22

4

2

28

10,89

9,02

8,71

Суммы

35

29

26

90





Примечания: Н - низкий уровень физической агрессии; Ср - средний уровень; В - высокий уровень физической агрессии. Аналогично мы произвели расчет эмпирических и теоретических частот для остальных показателей агрессивных реакций: косвенной агрессии (Приложение 4), раздражительности (Приложение 5), негативизма (Приложение 6), обиды (Приложение 7), подозрительности (Приложение 8), вербальной агрессии (Приложение 9) и чувства вины (Приложение 10). Далее мы рассчитали c -критерия Пирсона для установления связи способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков в соответствии с алгоритмом вычисления, описанным ранее. Результаты всех вычислений представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11.

Сводная таблица расчета c -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и физической агрессии

f

f

f - f

f -f

f -f /f

3

12,06

-9,06

82,08

6,81

8

9,99

-1,99

3,96

0,4

20

8,96

11,04

121,88

13,6

10

12,06

-2,06

4,24

0,35

17

9,99

7,01

49,14

4,92

4

8,96

-4,96

24,6

2,75

22

10,89

11,11

123,43

11,33

4

9,02

-5,02

25,2

2,79

2

8,09

-6,09

37,09

4,58

сумма

47,53


После всех произведенных по формулам 2.1. и 2.2. расчетов из таблицы 2.11. следует, что полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона равно:


c эмп=47,53.


Затем, воспользовавшись формулой 2.3., мы определили число степеней свободы:


n=(3-1)·(3 -1)=4


На последнем этапе, в соответствии с алгоритмом вычисления критерия c , мы сравнили полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона с табличным (теоретическим) [54]. Критические значения c при n=4 равны:


9,488 (r £ 0,05)

·        = 13,277 (r £ 0,01)


Согласно приведенному выше алгоритму, мы рассчитали значения c -критерия Пирсона для всех оставшихся показателей агрессивных реакций (Приложения 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Были получены следующие результаты:

1)       значение c -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и косвенной агрессии равен 48,35;

2)       значение c -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и раздражительности равен 0,19;

3)       значение c -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и негативизма равен 5,91;

4)       значение c -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и обиды равен 3,267;

5)       значение c -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и подозрительности равен 3,82;

6)       значение c -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и вербальной агрессии равен 37,55;

7)       значение c -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и чувства вины равен 21,42.

Для наглядного представления полученных значений c критерия Пирсона по всем показателям агрессивных проявлений мы построили "ось значимости".



На изображенной "оси значимости" очень хорошо видно, что полученные после эмпирических вычислений значения c критерия Пирсона для таких показателей, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм меньше критического (табличного) значения. Это позволило нам сделать вывод, что для данных показателей гипотеза не подтвердилась. Это в свою очередь означает, что между способностью к прогнозированию и такими показателями агрессивных реакций, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм связи нет. А эмпирические значения c критерия Пирсона для чувства вины, вербальной агрессии, физической агрессии и косвенной агрессии оказались выше табличных (теоретических) значений. Таким образом, получается что гипотеза подтвердилась на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной агрессией, физической агрессией и косвенной агрессией существует.

Вычисление c критерия Пирсона для всех трех уровней способности к прогнозированию проводилось отдельно, в соответствии с описанным ранее алгоритмом по формулам 2.4. и 2.2., но для наглядности данные для каждого из показателей агрессивных реакций были занесены в отдельные таблицы.


Таблица 2.12.

Расчет критерия c для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с физической агрессией у подростков

 

Уровень способности к прогнозированию

Уровень физической агрессии

¦э

¦т

¦э-¦т

(¦э-¦т)

(¦э-¦т) /¦т

Высокий

Низкий

22

9,33

12,67

160,53

17,21

 


Средний

4

9,33

-5,33

28,41

3,04

 


Высокий

2

9,33

-7,33

53,73

5,76

 


Суммы

28

28

0


c =26,01

 

Средний

Низкий

10

10,33

-0,33

0,11

0,01

 


Средний

17

10,33

6,67

44,49

4,31

 


Высокий

4

10,33

-6,33

40,07

3,88

 


Суммы

31

31

0


c =8,2

 

Низкий

Низкий

3

10,33

-7,33

53,73

5,2

 


Средний

8

10,33

-2,33

5,43

0,53

 


Высокий

20

10,33

9,67

93,51

9,05

 


Суммы

31

31

0


c =14,78

 


Из таблицы 2.12. следует, что эмпирические значения c критерия Пирсона для различных уровней способности к прогнозированию различны и равны: c при низком уровне способности к прогнозированию равен 14,78; при среднем -c = 8,2, а при высоком уровне c = 26,01.

Теоретические частоты распределения признака для каждого уровня самооценки подсчитывались по формуле 2.4:


¦теор=n / k , (2.4)


где n - общее количество выборов по каждому уровню физической агрессии;

k - количество разрядов, в данном случае количество уровней способности к прогнозированию (k=3).

Количество степеней свободы для каждого критерия c определялось одинаково по формуле 2.5:


n=k-1, (2.5)


где k - это также количество разрядов, т.е. количество уровней способности к прогнозированию (k=3).

В нашем случае количество степеней свободы во всех трех случаях одинаково и равно: n= 3-1=2.

В соответствии с таблицей критических (теоретических) значений [54] значения c критерия Пирсона при n=2 равны:


c = 6,065 (r £ 0,05) ; c = 9,595(r £ 0,01)

Таким образом, при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы смогли принять гипотезу на 1%-ом уровне значимости для высокого и низкого уровней способности к прогнозированию и гипотезу на 5% уровне значимости для среднего уровня, так как эти эмпирические значения оказались больше критических значений, данных в таблице. Однако, следует отметить, что, принимая гипотезу на 5% уровне значимости, мы должны учитывать более низкий уровень статистической достоверности - всего 95 %.

Это значит, что показатели физической агрессии у подростков распределяются неравномерно между высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию.

Причем, если проанализировать данные таблицы 2.12., можно сделать вывод, что подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в большинстве показали низкий уровень физической агрессии -78,6 % испытуемых; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 54,84 % средней физической агрессии и 32,26 % - низкой. У подростков с низкой способностью к прогнозированию высокий уровень физической агрессии в 64,52 % случаев. Таким образом, мы можем утверждать, (относительно проявлений физической агрессии), что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень физической агрессии.

Аналогично вышеуказанному алгоритму вычисления c -критерия Пирсона, используя формулы 2.4. и 2.5., те же табличные значения c (так как число степеней свободы всюду одинаковое), мы вычислили особенности связи уровней способности к прогнозированию с вербальной агрессией, косвенной агрессией и с чувством вины.


Таблица 2.13.

Расчет критерия c для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с вербальной агрессией

Уровень способности к прогнозированию

Уровень вербальной агрессии

¦э

¦т

¦э-¦т

(¦э-¦т)

(¦э-¦т) /¦т

Высокий

Низкий

18

9,33

8,67

75,17

8,06

 


Средний

6

9,33

-3,33

11,09

1,19

 


Высокий

4

9,33

-5,33

28,4

3,04

 


Суммы

28

28

0


c =12,29

 

Средний

Низкий

7

10,33

-3,33

11,09

1,07

 


Средний

19

10,33

8,67

75,17

7,28

 


Высокий

5

10,33

-5,33

28,4

2,75

 


Суммы

31

31

0


c =11,1

 

Низкий

Низкий

4

10,33

-6,33

40,07

3,88

 


Средний

7

10,33

-3,33

11,09

1,07

 


Высокий

20

10,33

9,67

93,5

9,05

 


Суммы

31

31

0


c =14

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты