Анализ взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у медицинских работников

2.                Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;

3.                У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.

4.                К факторам вызывающим эмоциональное выгорание относятся особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов, и содержательные аспекты деятельности.

5.                Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо - эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В связи с этим профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ.

6.                Развитию СЭВ у медицинских работников способствуют определенные личностные особенности - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.


2. Эмпирическое изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных характеристик врачей и медицинских сестер


2.1 Организация и методики исследования


Исследование проводилось в феврале-сентябре 2008 г. в МУЗ Брянская городская больница № 4

Исследование поводилось в несколько этапов:

На первом этапе нами была определена проблема. Актуальность исследования определяется большой вероятностью возникновения у медицинских работников "эмоционального выгорания", под влиянием сложных условий профессиональной деятельности и личностных особенностей. Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить медицинских работников.

На втором этапе был сформулирован методического аппарат: цель, задачи, объект, предмет, были выдвинуты гипотезы;

На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. В исследовании принимали участие 28 врачей и 28 медсестер - всего 56 человек. Выборку составили женщины: врачи в возрасте от 28 до 40 лет, медсестры в возрасте 25 - 40 лет.

Четвертый этап исследования состоял в подборе методик для проведения обследования.

При исследовании были использованы следующие методики:

1.                Исследование уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов) [49];

2.                Методика "Уровень субъективного контроля" Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [38];

3.                Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) [37];

4.                "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко [54];

Пятый этап - проведение диагностического обследования медицинских работников Исследование проводилось отдельно с каждым специалистом.

На шестом этапе была проведена обработка первичных данных. Нами были определены количественные показатели выраженности синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у медицинских работников, проведен статистический и корреляционный анализ данных

Целью данного исследования является сформированность синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер с разными личностными характеристиками

Объектом исследования являются личностные особенности медицинских работников.

Предметом исследования является взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у врачей и медицинских сестер.

Гипотеза:

1.                Существуют различия в выраженности синдрома эмоционального выгорания у врачей и медсестер;

2.                Существует взаимосвязь между уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания и такими личностными особенностями врачей и медсестер, как локус контроля, эмпатия и тревожность.

Задачи:

1.                Проанализировать литературу по проблеме исследования;

2.                Определить уровень эмпатии у медицинских работников;

3.                Определить локус контроля у медицинских работников;

4.                Выявить уровень тревожности у медицинских работников;

5.                Выявить степень сформированности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников;

6.                Выявить взаимосвязь выраженности синдрома эмоционального выгорания с выраженностью личностных характеристик у медицинских работников;

Методики исследования

"Опросник уровня субъективного контроля", авторы которого Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд [38].

Методика уровня субъективного контроля (УСК) состоит из 44 утверждений.

В целях повышения достоверности результатов она сбалансирована по следующим параметрам:

1) по интернальности - экстернальности (половина из пунктов методики сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК);

2) по эмоциональному знаку (равное количество пунктов методики описывает эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации);

3) по направлению атрибуций (равное количество пунктов сформулировано от первого и третьего лица).

Для увеличения спектра возможных применений методики она сконструирована в вариант, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале "-3; - 2; - 1; +1; +2; +3", в которой ответ "+3" означает "полностью согласен", "-3" - "совершенно не согласен" с данным пунктом.

Обработку следует проводить по ключам, суммируя ответы на пункты в строках "+" со своим знаком и ответы на пункты в строках " - " с обратным знаком (Приложение 1).

Результаты заполнения бланка отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную систему единиц - стенов.

В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена. Результат выше 5,5 стена свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля, а результат ниже 5,5 стена говорит о низком уровне субъективного контроля.

Показатели методики УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфичных показателей. Опросник состоит из 7 шкал, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности:

шкала Ио - общая интернальность;

шкала Ид - интернальность в области достижений;

шкала Ин - интернальность в области неудач;

шкала Ис - интернальность в области семейных отношениях;

шкала Ип - интернальность в области производственных отношениях;

шкала Им - интернальность в области межличностных отношений;

шкала Из - интернальность в отношении болезни и здоровья.

В работе мы использовали только одну шкалу, а именно "Шкалу общей интернальности". Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, а низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Другие шкалы не использовались, т.к. они, во-первых, все включены в "Шкалу общей интернальности", и, во-вторых, данное исследование не требует отдельных их интерпретаций.

Методика "Исследование уровня эмпатийных тенденций" (И.М. Юсупов) [49]

Методика разработаны казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Для выявления уровня эмпатийных тенденций испытуемому необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: за ответ "не знаю" - 0, "нет, никогда" - 1, "иногда" - 2, "часто" - 3, "почти всегда" - 4, и ответу "да, всегда" - 5.

Методика позволяет оценить степень откровенности ответов испытуемых и выявить 5 уровней эмпатии: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий (Приложение 2)

Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) [37]

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: "Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы". Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Значительные отклонения показателей тревожности от "зоны психологического комфорта" (31-45 баллов) требуют специального внимания.

Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения, окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления.

Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности (Приложение 3).

"Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко [54].

По мнению автора методики В.В. Бойко, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином "партнер" понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы "эмоционального выгорания" и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: "напряжения", "резистенции", "истощения". Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три фазы "эмоционального выгорания": напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания.

Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования выраженности симптома.

Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма всех двенадцати симптомов.


Фаза стресса

СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

"Загнанность в клетку"

4

Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения


Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоциональною выгорания" Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов

В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы (Приложение 4)

 

2.2 Описание результаты исследования


Результаты диагностики локуса контроля представлены в Приложении 5. Распределение врачей и медсестер по уровню локуса контроля представлены в таблице 1


Таблица 1

Результаты изучения локуса контроля у медицинских работников по методике Дж. Роттера

Уровень интернальности

Врачи

Медсестры

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

низкий

18

64

23

82

высокий

10

36

5

18


Из таблицы 1 видно, что у большинства медицинских работников низкий уровень как общей интернальности, так и интернальности в профессиональной деятельности: он выражен у 64% врачей и 80% медсестер. Это говорит о проявлении у них экстернальности. Для них свойственно внешне направленное защитное поведение. Любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация своих способностей и возможностей. Они убеждены, что их неудача является результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы. Однако особой признательности за сочувствие от них ожидать не приходится.

Высокий уровень имеют 36% врачей и 18% медсестер, что говорит о проявлении интернальности. Данные медицинские работники чаще всего имеют убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. Они имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий, фактов, как будущего, так и прошлого.

При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путём развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач.

Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач.

Однако в целом, в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы. Эти люди считают, что всё чего они добились в жизни, является результатом их труда и заслуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты