Техническое оснащение и технология торговли
p> Режим работы розничного торгового предприятия

Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу. Разработанный с учетом этих требований режим работы магазина должен быть согласован с местными органами власти.

Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно- заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т. д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.

При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В магазине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями. Общая продолжительность рабочего времени за неделю — 40 ч.

Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для работников устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров- кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и у других работников.

В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу.

Такой график предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.

Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22°С, в теплый период — не превышать 28°С.
Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не более
0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина.
Относительная влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55%
(при 28°С) до 75% (при 24°С).
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.
В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10 мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы. Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей.
Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет
50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.

На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе.
Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.

Билет 10

Вопрос 2.Принципы и нормы проектирования

Для строительства или реконструкции торговых объектов необходимо наличие проектно-сметной документации.
Строительство торговых предприятий осуществляется по проектам, представляющим собой комплекс технической и конструкторской документации, содержащей обоснование, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки и другие материалы.

Обоснование является документом, определяющим целесообразность проектирования и строительства конкретного предприятия. Принятые проектные решения обосновываются при помощи расчетов.

Чертежи служат для графического изображения проектируемого объекта
(геометрической формы зданий, внутренней планировки, схем электроснабжения и т. д.).

Стоимость строительства объекта и лимит финансирования стройки определяется на основе сметы. Она служит также основным документом, в соответствии с которым производятся расчеты между заказчиком и подрядчиком.
С целью получения четкого представления о проектируемом объекте в проекте содержится пояснительная записка, в которой даются соответствующие пояснения относительно отдельных частей объекта и принятых проектных решений.

Различают три вида проектов: индивидуальные, повторно применяемые и типовые.

Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для разового применения при возведении уникальных зданий и сооружений.

Некоторые индивидуальные проекты торговых предприятий могут быть использованы повторно.

Строительство торговых предприятий ведется в основном по типовым проектам. Они разрабатываются для многократного использования при строительстве одинаковых по своему назначению объектов. Типовое проектирование существенно сокращает затраты и сроки проектных работ, способствует более эффективному обеспечению единой технической политики в капитальном строительстве, улучшению качества проектирования. Оно является важнейшим средством обеспечения широкого использования типовых деталей, изготовляемых при массовом строительстве.

Проектирование предприятий торговли должно основываться наследующих общих принципах: последовательности, т. е. первоначальном решении общих вопросов обоснования целесообразности строительства, а затем уже определении основных технологических, объемно-планировочных, конструктивных, архитектурных и других решений; вариантности, предусматривающей разработку нескольких вариантов проектов с целью выбора наиболее эффективного варианта; комплексности, предполагающей строгую взаимоувязку всех частей проекта; использовании в проектировании типовых проектов, что позволяет сократить затраты труда проектировщиков, снизить стоимость проектных работ и одновременно расширить применение при строительстве унифицированных деталей и узлов, прогрессивных типовых решений и т. д.; применении единых норм проектирования, являющихся необходимой базой для разработки высококачественных экономичных проектов.
Документом, в котором содержатся основные требования к проектированию и строительству предприятий, зданий и сооружений, являются Строительные нормы и правила (СНиП). Этот документ является обязательным для всех проектных, строительных и монтажных организаций.
Строительные нормы и правила состоят из пяти частей:
1. Организация, управление, экономика.
2. Нормы проектирования.
3. Правила производства и приемки работ.
4. Сметные нормы.
5. Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.

В строительстве могут применяться и региональные строительные нормы
(РСН). Они утверждаются компетентными органами управления республик, краев, областей и городов Российской Федерации и действуют в пределах соответствующих территорий.

Одним из нормативных документов, применяемых в строительстве, являются
Строительно-технологические нормы (СТН). Они утверждаются по отраслевому признаку производственными объединениями (концернами, ассоциациями, союзами и т. п.) и применяются на предприятиях и в организациях, входящих в эти объединения и союзы.

При строительном проектировании руководствуются также государственными стандартами на строительные материалы и детали. Они являются обязательными для всех проектных и строительных организаций. Стандартизация дает возможность ограничить число изготовляемых типоразмеров изделий и создает условия для специализации их производства, что особенно важно при применении сборных конструкций. Кроме того, в строительстве могут применяться стандарты, издаваемые предприятиями, организациями и хозяйственными организациями (ассоциациями, концернами и т. п.).

Перечисленные нормативные документы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельности. Они содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации.


Билет 11.
Вопрос 1.
Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом

Водный и воздушный транспорт играет важную роль в эффективном функционировании единой транспортной системы страны.
Морской транспорт обладает большой универсальностью, высокой пропускной способностью и низкой себестоимостью.
Хотя сфера применения речного транспорта ограничена, все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров народного потребления.
Самым скоростным является воздушный транспорт. Однако сравнительно высокая стоимость перевозки грузов этим транспортом ограничивает его использование для перевозки товаров народного потребления.
Организация перевозки грузов водным транспортом регламентируется правилами перевозок, разработанными для морского и речного видов транспорта.
На морском транспорте перевозки грузов по видам сообщения делятся на межпортовое (между двумя морскими портами) сообщение, прямое водное (между морскими и речными портами) сообщение и прямое смешанное (железнодорожно- водное или автомобильное) сообщение.
Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно на перевозки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце, а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах отправления и назначения.
При сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформляет погрузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ — коносамент. Если перевозка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении, то она оформляется выпиской накладной и дорожной ведомости, а вместо коносамента грузоотправителю выдается квитанция, по предъявлении которой отпускается груз в пункте назначения.
На каждое принятое к отправке грузовое место в порту наносят транспортную маркировку.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами порта за счет отправителей и получателей.
В порту груз хранится бесплатно в течение суток. За хранение груза свыше
24 ч взимается плата по тарифу.
В момент получения груза грузополучатель должен предъявить оригинал коносамента и доверенность. В случае обнаружения недостачи, повреждения отдельных мест или порчи груза получатель обязан потребовать составления коммерческого акта.

По видам сообщений на речном транспорте перевозки подразделяются: во внутреннем водном сообщении - - перевозки в пределах одного речного пароходства; в прямом внутреннем водном сообщении --в границах нескольких пароходств; в прямом водном сообщении — с участием речного и морского транспорта.

В зависимости от объема груза, доставляемого по одному перевозочному документу, отправки речным транспортом подразделяются на мелкопартионные
(массой не более 20 т), менее судовой нормы (сборные) и судовые.
Перевозки грузов речным транспортом могут осуществляться большой (на грузопассажирских судах и грузовых теплоходах) и грузовой скоростью.
При предъявлении груза к отправке грузоотправитель заполняет накладную.
Для получения груза в речном порту грузополучатель должен предъявить накладную и доверенность.
На срок доставки груза речным транспортом оказывают влияние вид груза, период навигации, скорость судов и направление их движения.
На воздушном транспорте основным документом, регламентирующим перевозки, является Воздушный кодекс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны правила перевозок пассажиров, багажа и грузов.
На воздушном транспорте перевозка грузов осуществляется на основе договоров.
По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
При чартерных воздушных перевозках заключается договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик предоставляет фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки груза.
Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной, форма которой устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, в основном, силами и средствами аэропортов. На воздушном транспорте действует такой же порядок хранения и выдачи грузов, как и на других видах транспорта.

Вопрос 2.Оборудование для хранения товаров

Оборудование этой группы подразделяют на следующие подгруппы: для укладки и хранения тарно-штучных товаров; для хранения навалочных и насыпных товаров; для хранения наливных товаров.
Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко применяются стеллажи и поддоны.

Стеллажи по назначению делят на универсальные и специальные. В зависимости от конструктивных особенностей различают сборно-разборные и неразборные стеллажи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и узлов, что обеспечивает большое количество вариантов их компоновки.
Универсальные стеллажи используют для хранения различных продовольственных и промышленных товаров в таре или на поддонах. Они бывают полочными, клеточными, ящичными, каркасными и гравитационными. Самыми распространенными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках.
В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками Их используют для хранения мелкоштучных товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и другим признакам. Ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров -радиодеталей, светочувствительных фотографических материалов и т. д. Ячейками в них служат ящики. Каркасные стеллажи состоят из вертикальной металлической рамы и горизонтальной обрешетки. С помощью перфорации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа. Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на поддонах с применением средств механизации. В гравитационных стеллажах грузовые полки наклонены и груз перемещается под действием своей силы тяжести.

Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров. Их подразделяют на стоечные, консольные и механические стеллажи — вешала.
Стоечные стеллажи состоя! из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В консольных стеллажах грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей. На стоечных и консольных стеллажах размещаю! для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл и т. д.). Механические стеллажи
— вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на плечиках.

На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое для об работки грузов подъемно- транспортное оборудование.

Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. По своему использованию они универсальны. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящичные поддоны. Плоские поддоны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре.
Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить многоярусную их укладку с грузами, которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связках, свертках и легкоповреждаемые грузы.
Использование поддонов на складах создает необходимые условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза возрастает производительность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортных средств.
Хранение навалочных и насыпных грузов (поваренной соли, жмыха, строительных материалов, зерна и т. д.) осуществляют в бункерных устройствах и закромах.

Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для временного хранения навалочных и сыпучих грузов.

Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства, снизу — высыпной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические. Могут иметь емкость от 20 до 100 м3 и более.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты