Прокурорский надзор в Российской Федерации

Указание закона о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следует понимать как указание, кото­рое распространяется на любую их процессуальную деятельность.

Дознание является основным, но не единственным видом дея­тельности органов дознания. В предмет прокурорского надзора входят исполнение законов органами дознания при регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений (сообщений) о преступле­ниях, при досудебной подготовке материалов в протокольной форме, при выполнении поручений следователей о производстве следственных и розыскных действий и указаний об оказании им содействия при производстве отдельных следственных действий.

Особенность прокурорского надзора в уголовно-процессуальной сфере состоит в том, что он касается законности действий и Решений конкретных субъектов уголовного процесса, а ими могут быть не только органы дознания, но и лица, осуществляющие до­знание, и начальники органов дознания[20].

В сферу рассматриваемого направления прокурорского надзо­ра входит деятельность любых органов дознания, независимо от их ведомственной принадлежности (милиции, уголовно-исполнительной системы, ФСБ, ФСНП и т.д.).

Равным образом прокурорский надзор распространяется на все следственные органы в лице следователей прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП. Поскольку право вести предвари­тельное следствие предоставлено законом не только следователям, но и прокурорам (их заместителям, помощникам), начальникам следственных подразделений (их заместителям) органов внутрен­них дел, ФСБ и ФСНП, то законность действий и решений этих лиц по уголовным делам также входит в предмет прокурорского надзо­ра, определенного ст. 32 Закона о прокуратуре. Данное направле­ние прокурорского надзора включат в себя и соблюдение требова­ний законов начальниками следственных подразделений указан­ных выше органов при осуществлении ими процессуального кон­троля за деятельностью подчиненных следователей.

Задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая, четко сформулирован­ная в ст. 25 УПК, состоит в своевременном принятии предусмотрен­ных законом мер к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер, направленных на выполнение органами дознания и предваритель­ного следствия требований закона (ст. 2 УПК) о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершивше­го преступление.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены уголовно-процессуальным законодательством, и состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Эта связь в рамках понятия «полномочия» объясня­ется тем, что права прокурора при наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями. Так, обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи.

Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им на­рушения закона в деятельности указанных органов, предупрежда­ет возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая свое­временность, полноту и объективность расследования.

Основным средством устранения допущенных органом дозна­ния (лицом, производящим дознание) или следователем наруше­ний закона является отмена прокурором их незаконных и необо­снованных постановлений (п. 2 ч. 1 ст. 211 УПК).

Каждое постановление содержит то или иное процессуальное решение следователя, органа дознания или лица, производящего дознание. Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Любое необоснованное постановление — незаконно, поскольку оно вынесено при отсутствии соответствующего основания, преду­смотренного законом.

Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причи­нам этого не сделали.

В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступле­ний (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дозна­ние, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производст­во, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК).

Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступле­ния, направлены главным образом на обеспечение полноты, все­сторонности, объективности и своевременности расследования (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК).

В этих же целях прокурор обладает правом:

а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по лю­бому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК);

б) продлевать срок расследования и срок содержания под стра­жей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установлен­ных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК);

в) возвращать уголовные дела органам дознания и предвари­тельного следствия со своими указаниями о производстве дополни­тельного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК);

г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследо­вания другому в целях обеспечения наиболее полного и объектив­ного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК);

д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК).

В целях обеспечения быстроты и полноты расследования уго­ловного дела, находящегося в производстве самого прокурора или следователя прокуратуры, прокурор в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 211 УПК вправе поручать органам дознания исполнение постановле­ний о задержании подозреваемых, об обыске, выемке и производ­стве других следственных действий, о приводе, заключении под стражу, розыске лиц, совершивших преступления, а также давать указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступле­ний и обнаружения лиц, их совершивших.

В целях предупреждения нарушений закона прокурор наделен правом санкционировать ряд решений либо действий следователя и органа дознания, а также давать согласие на прекращение уголов­ного дела в связи с освобождением от уголовной ответственности.

Санкция прокурора представляет собой разрешение на приме­нение некоторых мер процессуального принуждения и производство ряда следственных действий принудительного характера наибольшей степени затрагивающих конституционные права че­ловека и гражданина.

Прокурору принадлежит также право давать согласие на пере­дачу дела в суд для применения принудительных мер медицин­ского характера (ст. 406 УПК), утверждать обвинительное заклю­чение.

     Правовыми актами прокурорского надзора в стадиях возбужде­ния уголовного дела и предварительного расследования являются:

постановление, письменное требование, письменное указание, санкция (отказ в даче санкции), письменное согласие на проведе­ние конкретных действий или принятие решений (отказ в этом), представление.

Все эти акты прокурорского реагирования различаются по форме и содержанию.

Только постановление прокурора имеет достаточно четкую процессуальную форму, а содержание определяется предметом надзора. Постановление состоит из вводной, описательной и резо­лютивной частей. Во вводной части указывается место и время составления; должность, классный чин (воинское звание) прокуро­ра. В описательной части указывается, какие материалы или уго­ловное дело (его номер и другие данные) проверены и в связи с чем;

характер нарушений закона; каким должностным лицом оно допу­щено. В резолютивной части формулируется решение прокурора.

Постановления принимаются в стадии возбуждения уголовного дела, в стадии предварительного расследования и нередко после того, как уголовное дело прекращено.

В стадии возбуждения уголовного дела основными актами про­курорского надзора являются: постановление об отмене постанов­ления об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Указания на эти акты прокурорского реагирования на выявленные наруше­ния закона органами дознания и предварительного следствия (сле­дователями) в начальной стадии уголовного процесса содержатся в ст. 116 УПК. В соответствии с нормами этой статьи прокурор в случае необоснованности отказа в возбуждении уголовного дела отменяет своим постановлением постановление органа дознания или следователя и возбуждает уголовное дело. Постановление про­курора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела выносится при условии, что по нему не произведено ни одного следственного действия. При наличии такого постановления про­курора уголовное дело считается не имевшим места и исключается из регистрации, утрачивая свой номер.

В стадии предварительного расследования постановления про­курора могут отменять любые незаконные постановления следова­телей, лиц, производящих дознание, начальников органов дозна­ния о привлечении в качестве обвиняемого, о применении, измене­нии меры пресечения, приостановлении и прекращении уголовно­го дела и др.

Письменные указания носят произвольную форму, но в каж­дом из них приводится адресат; содержание того, что прокурор предписывает сделать по делу (провести те или иные следственные или розыскные действия, проверить конкретную версию, предъ­явить обвинение, переквалифицировать действия, инкриминируе­мые обвиняемому, и т.д.).

Письменные требования содержат наименование документов, материалов уголовного дела, которые запрашивает прокурор для изучения.

Представление прокурора выносится им по конкретным случа­ям нарушения закона следователем (лицом, производящим дозна­ние) или по результатам специальной проверки материалов, по ко­торым было необоснованно отказано в возбуждении уголовного дела, за определенный период времени; обнаружения многочис­ленных случаев укрытия от учета заявлений (сообщений) о пре­ступлениях, необоснованно прекращенных или приостановленных дел. В представлениях не только предлагаются меры по устранению выявленных нарушений закона, но и может одновременно ставить­ся вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответствен­ности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в установленный законом срок.

Своеобразными актами прокурорского надзора на стадии пред­варительного расследования является дача санкции (на арест, от­странение от должности и др.) или отказ в санкционировании. Дача и отказ в даче санкции осуществляются соответствующей резолю­цией прокурора. Приказ Генерального прокурора РФ № 31 (1997) предписывает прокурорам мотивировать отказ в даче санкции на постановлении следователя или в отдельном документе, поскольку это решение может быть проверено вышестоящим прокурором.

Согласие прокурора (на прекращение уголовного дела по нере­абилитирующим основаниям, на продление срока дознания или предварительного следствия и т.д.) также дается в виде резолюции на постановлении органа расследования. Отказ в даче согласия дол­жен быть мотивирован и изложен в письменном виде.

Утверждение прокурором обвинительного заключения являет­ся особым актом надзора и облекается в форму резолюции.


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

Сущность данного направления прокурорского надзора со­стоит в слежении за законностью деятельности администра­ций пенитенциарных и других учреждений-' и органов, свя­занной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содер­жания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений органов уголовного судопроизвод­ства.

К поднадзорным прокурорам органам и учреждениям, осу­ществляющим указанные функции, относятся:

1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной сис­темы Министерства юстиции РФ (исправительные и воспитатель­ные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, ис­правительные центры и арестные дома);

2) уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел;

3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гар­низонов.

Значение и задачи этой отрасли прокурорского надзора опреде­ляются предметом, сформулированным в ст. 32 Закона о прокура­туре РФ. В предмет надзора входят:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержан­ных, предварительного заключения, исправительных и иных орга­нах и учреждениях, исполняющих наказания и меры принудитель­ного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Фе­дерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Приведенное законодательное определение предмета проку­рорского надзора подчеркивает особенности задач указанного на­правления деятельности прокуратуры. Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания граждан в местах со­держания под стражей и других учреждениях, в которых они нахо­дятся вопреки их воле, в принудительном порядке.

Важной составляющей частью предмета прокурорского надзо­ра является соблюдение установленных федеральным законода­тельством прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Каждая категория названных лиц обладает определен­ным кругом прав и должна выполнять возложенные на них законом обязанности, связанные с пребыванием в соответствующем уч­реждении.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов ад­министрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них (т.е. органах и учреждениях! находятся граждане, изолированные от общества, чья личная не­прикосновенность и другие права подвергнуты определенным ог­раничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возмож­ностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

В предмет прокурорского надзора входит соблюдение обязан­ностей осужденных, содержащихся под стражей, подозреваемых и обвиняемых и других лиц, т.е. прокуроры должны следить за тем, обеспечивает ли администрация учреждений выполнение содер­жащимися в них лицами своих обязанностей.

Структурным элементом предмета прокурорского надзора, оп­ределенного ст. 32 Закона о прокуратуре РФ, является соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

     Сложность задач, которые необходимо решать при осуществле­нии надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, обусловила наделение про­куроров обширными полномочиями, носящими властно-распоря­дительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре РФ. Одни из этих полномочий позволяют прокурорам выявлять нарушения законов, их причины. К таким полномочиям относятся:

право посещать поднадзорные учреждения и органы;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужден­ных лиц и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, а также с оперативными мате­риалами;

проверять соответствие законодательству РФ приказов, распо­ряжений, постановлений администрации поднадзорных органов и учреждений;

требовать объяснений от должностных лиц.

К полномочиям прокурора по устранению выявленных наруше­ний законов и предупреждению возможности их совершения в Дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и Учреждений относятся следующие:

немедленное освобождение своим постановлением каждого со­держащегося без законных оснований в учреждениях, исполняю­щих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению под стражу или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение[21];

требование от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, °сужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного харак­тера; 

внесение протестов и представлении;

отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедлен­ное освобождение их своим постановлением из штрафного изоля­тора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дис­циплинарного изолятора;

возбуждение уголовного дела или производства об администра­тивном правонарушении.

Постановления и требования прокурора относительно исполне­ния установленных законом порядка и условий содержания задер­жанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергну­тых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному испол­нению администрацией, а также органами, исполняющими приго­воры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связан­ному с лишением свободы.

Актами прокурорского надзора в сфере надзора за исполнени­ем законов администрациями органов и учреждений, исполняю­щих наказание и назначаемые судом меры принудительного харак­тера, администрациями мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу являются:

1) письменные требования (относительно создания условии, обеспечивающих права лиц, возможность выполнения ими свой обязанностей, устранения выявленных нарушений закона и др.);

2) постановления (об освобождении из-под стражи, об отмене дисциплинарного взыскания, об освобождении из штрафного изолятора и др.);

3) протесты и представления, которые должны отвечать общим требованиям, установленным законом для этих средств прокурор­ского реагирования.









































 


[1] Юридический энциклопедический словарь. М. 1984 С.302.

[2] Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом  государстве” Журнал “Государство и право” 1998 № 5 С.81.

[3] см., например, ст. 73 Мин­ской конвенции 1993 г.


[4] см., например, п. 2 ст. 1, ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Рес­публикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г. и др.


[5] см., например, п. 3 ст. 2 Дого­вора об оказании правовой помощи между Российской Федера­цией и Республикой Молдова ( СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1766.


[6] ' СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3185.


[7] (№ 34, 1997)

[8] Порядок и условия осуществления защиты определяются федеральным законом «О государственной защите судей, долж­ностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

[9] Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

[10] ст. 4 Закона о прокуратуре РФ

[11] Постанов­ление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 5 «О не­которых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявле­ниям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону».

[12] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.; Федеральный закон «О выборах Президента Российской федерации» от 17 мая 1995 г.; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерация» от 6 декабря 1994 г.


[13] Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14 ап­реля 1995 г.


[14] Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций и пикетирования».


[15] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 892.

[16] СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3349

[17] Ст. 10 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.


[18] В ред. Федерального закона от 17 декабря 1995 г. «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. 1995. № Ст. 4973.


[19] Приказ Генерального прокурора РФ № 48 от 9 августа 1996 г, «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

[20] Статья 117 УПК РСФСР

1 В соответствии с п.2 ст.33 Закона о прокуратуре РФ указанное постановление имеет право вынести не только прокурор, но и его заместитель.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты