Осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает прежде всего знание прокурорами ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.[16] (далее: Закон об ОРД) определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то
законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия следующих решений:
• о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
• о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
• о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;
• об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при содействии, подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
• по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
• о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Руководствуясь этими указаниями закона, прокурор, осуществляющий надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности, должен следить за тем, чтобы она не выходила за свои пределы. Не менее важно учитывать и указания закона о том, какие государственные органы наделены правом на оперативно-розыскную деятельность. К таким органам относятся: органы внутренних дел; органы федеральной службы безопасности; Федеральные органы налоговой полиции; органы федеральной пограничной службы РФ; таможенные органы РФ; органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Наиболее широкая сфера оперативно-розыскной деятельности приходится на оперативные подразделения органов внутренних дел. Эти подразделения имеются в структуре милиции. Для милиции оперативно-розыскная деятельность — одна из основных функций. Право милиции на оперативно-розыскную деятельность закреплено в Законе РСФСР «О милиции» (п. 16 ст. 11). Согласно ст. 8 этого Закона оперативно-розыскные меры принимаются для решения таких задач криминальной милиции, как предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; без вести пропавших граждан.
Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ проводится в целях обеспечения личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц: выявления, предупреждения и пресечения готовящихся и совершаемых в этих учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыска в установленном порядке °сужденных, уклонившихся от отбывания наказания, совершивших побег; содействия в выявлении и раскрытии преступлений, ^вершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) осуществляют оперативно-розыскные мероприятия: по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по вторым отнесено законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской федерации[17].
Компетенция оперативных подразделений Федеральной службы налоговой полиции определяется с учетом требований ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции, из которого следует, что оперативно-розыскная деятельность федеральных органов налоговой полиции ограничивается решением задач, связанных с раскрытием налоговых преступлений[18].
Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов в соответствии со ст. 224 Таможенного кодекса РФ проводится в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов. Это дела о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства России, об уклонении от уплаты таможенных платежей, дела о незаконном экспорте товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения.
Все остальные государственные органы, уполномоченные законом на ведение оперативно-розыскной деятельности, могут осуществлять ее только для решения тех задач, которые поставлены перед ними соответствующими законами и другими правовыми актами.
Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Закона об ОРД. Одна из задач прокурорского надзора состоит в выявлении и предупреждении случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом, и в слежении за тем, чтобы оперативно-розыскные органы действовали в пределах своей компетенции.
Задачи прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности тесно связаны с его предметом.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность[19].
Оперативно-розыскная деятельность не должна нарушать конституционные права и свободы человека и гражданина. Исключение составляют случаи, оговоренные в Конституции РФ. Так, провозглашая право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии постановления судьи, является нарушением не только норм Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но также ч. 2 ст. 23 Конституции РФ.
При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то, как соблюдаются другие права и свободы человека и гражданина, провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать гражданина его имущества иначе как по решению суда
Наибольший объем в работе прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, занимает проверка соблюдения установленного порядка приведения оперативно-розыскных мероприятий.
Правовой порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется общими и специальными правилами, свойственными только конкретным видам этих мероприятий. Общими правилами порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие для этого оснований, предусмотренных законом, и возможность применения технических и других средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде (ст. 7 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий закон относит:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточное данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящихся в их производстве;
- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Помимо выяснения вопроса о том, имелось ли какое-либо из перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для него законом.
Прокурор не в праве давать оценку тому, как организовано то или иное оперативно-розыскное мероприятие, целесообразности избранной тактики его проведения, достаточности задействовавшихся сил и средств. Однако прокурор не должен оставлять без внимания факты явной противозаконной тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее владельца.
Помимо перечисленного выше, в предмет прокурорского надзора входит законность решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются в форму постановления и порождают правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение оперативно-розыскных правоотношений).
Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений:
о заведении и прекращении дела оперативного учета (ст. 10);
о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8, 9, 15);
о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд (ст. 11);
об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий; проведенных на основании судебного решения (ст. 5);
о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12).
Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, об обследовании жилища.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность прокурор может использовать ряд полномочий, определенных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими законами. В приказе Генерального прокурора РФ № 48 (1996) говорится, что прокуроры, уполномоченные на осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, вправе:
а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;
б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, о расширении их комплекса либо требовать их прекращения;
в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108 УПК РСФСР на основании оперативно-розыскных материалов;
г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;
д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
е) опротестовать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную Деятельность;
ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.
При обнаружении признаков преступления проверку проводить в соответствии с требованиями ст. 109 УПК.
Основные усилия прокуроров в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должны направляться на раскрываемость преступлений и розыск скрывшихся обвиняемых. Это главные задачи, стоящие перед органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности и налоговой полицией.
При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью по делам, приостановленным производством в связи с неизвестностью местопребывания обвиняемого, прокурор проверяет: было ли заведено розыскное дело; объявлен ли розыск; разосланы ли соответствующие задания; нет ли оснований для проведения каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение информации о местопребывании скрывшегося обвиняемого.
Прокурорская проверка соблюдения законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности всем оперативным подразделением проводится в случаях получения данных о распросраненности нарушений закона при производстве оперативно-розыскных мероприятий или непринятии их по многим делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, оставшихся нераскрытыми. Эти данные могут появиться в результате проверки материалов конкретных дел оперативного учета; анализа статистических показателей, отражающих работу уголовного розыска, подразделений борьбы с экономическими преступлениями, налоговой полиции; изучения уголовных дел.
Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются:
- письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- письменное требование об отмене незаконного постановления, принятого при проведении оперативно-розыскной деятельности;
- представление об устранении выявленных нарушений закона;
- протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере оперативно-розыскной деятельности;
- возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе, при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение законности в сфере борьбы с преступностью. При всей важности оперативно-розыскных мер в обнаружении и раскрытии преступлений, они играют вспомогательную роль в решении этих задач. Основная — принадлежит органам предварительного расследования, которые ежегодно рассматривают и разрешают миллионы заявлений и сообщений о преступлениях, направляют в суды сотни тысяч уголовных дел с обвинительными заключениями, создавая необходимые условия для судебного разбирательства и осуждения преступников.
Российское уголовно-процессуальное законодательство детально регламентирует деятельность органов дознания и предварительного следствия, сводя к минимуму возможность их собственного усмотрения, чреватого произволом и нарушением прав участников уголовного процесса. Успешное расследование преступлений предполагает использование органами предварительного расследования мер уголовно-процессуального принуждения (задержания; заключения под стражу в качестве меры пересечения; привод лиц, не желающих являться для участия в следственных действиях; отстранение обвиняемого от должности и ограничения различных конституционных прав граждан, вовлекающихся в сферу предварительного расследования). Предупреждение, пресечение и устранение любых нарушений закона, совершенных органами дознания и предварительного следствия, — задачи прокурорского надзора. Сущность его состоит в действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная с момента поступления к ним заявлений (сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и предварительного следствия с составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела либо о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера к душевнобольным гражданам, совершившим общественно опасные деяния.
Сущность прокурорского надзора характеризуется также его предметом, которым в наиболее обобщенном виде можно считать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. В ст. 29 Закона о прокуратуре Российской федерации конкретизируется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в который входят соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; порядка проведения расследования; законности решений, принимаемых указанными органами.
Значение предмета данного направления прокурорского надзора определяется тем, что деятельность органов дознания и предварительного следствия затрагивает многие из конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности. Ни одно другое направление прокурорского надзора не включает в себя необходимость проверки законности и обоснованности столь большого числа действий и решений поднадзорных органов.