Прокурорский надзор в Российской Федерации

5. Прокурорский надзор за исполнением природоохранного за­конодательства призван содействовать обеспечению реализации принятой в Российской Федерации концепции экономического безопасного устойчивого развития. В ее основе реализация гаран­тий прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для ныне живущих и будущих поколений природную среду. Сложные взаи­мосвязи природы и человека в конечном счете опосредуются раци­ональным природопользованием, выполнением специальных ме­роприятий, исключающих или минимизирующих вред окружаю­щей природной среде, сопровождающий производственную актив­ность людей.

Самостоятельным направлением является общий надзор за за­конностью в административной деятельности органов милиции, существенно затрагивающий права и свободы граждан, в том числе в связи с применением мер административной ответственности, осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности.

Выделение самостоятельных направлений в рамках одной от­расли надзора помогает не упустить при планировании ак­туальные вопросы законности, правильно распределить силы и средства работников, осуществляющих надзор, ввести специализа­цию и др.

При этом необходимо иметь в виду, что на всех этапах проку­рорской деятельности, вне зависимости от проверяемого вопроса, преследуется цель наиболее полного выявления нарушений зако­нов, виновных лиц, обстоятельств, способствующих правонарушающему поведению, пресечение противоправных деяний. Одна из особенностей общего надзора состоит в преимущественно профи­лактическом воздействии, стремлении не допустить перерастания правонарушений в более общественно опасные формы.

Под полномочиями прокуроров понимается совокупность прав обязанностей. В ст. 22 Закона о прокуратуре права прокурора отделяются от обязанностей, и это вытекает из социальной 'сущности прокурорского надзора. Прокурор не только вправе воз­будить по обнаруженным признакам преступления уголовное Дело, он обязан поступить так, а не иначе по закону.

Инициативный характер деятельности прокуратуры побуждает цэи реализации прокурором предоставленного ему права к ответ­ному обязывающему поведению других органов и лиц. Неисполнениe законных требований прокурора влечет административную ответственность.

Рассмотрим эти полномочия прокурора и обязанности других органов и лиц применительно к задачам:

а) выявления нарушений за­кона и обстоятельств, им способствующих;

б) к реагированию на установленные нарушения, т.е. восстановлению нарушенного права, устранению или снижению вредоносности обстоятельств, способствующих правонарушениям.

Эти полномочия соотносятся с компетенцией проку­ратур сообразно их месту в единой федеральной централизован­ной системе органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов.

В связи с выполнением полномочий по выявлению нарушений закона и обстоятельств им способствующих, на основании п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе:

-         беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, надзор за законностью деятельности которых он осуществляет.

-         знакомиться с материалами, характеризующими интимные стороны жизни людей, с конфиденциальной информацией, сведениями, составля­ющими коммерческую или служебную тайну, если этого требуют интересы охраны законности, возникает потребность исследова­ния обстоятельств, прямо влияющих на решение вопроса о возбуж­дении уголовного дела, применении иных мер ответственности. Генеральный прокурор, подчиненные ему прокуроры вправе истребовать приказы, инструкции, распоряжения, постановления, иные акты, издаваемые министерствами, ведомствами для провер­ки на предмет соответствия их закону;

-         праве знакомиться с материалами проверок, осу­ществленных органами контроля, потребовать предоставления статистической информации, иных сведений, обратившись к руководителям поднадзорно­го объекта с устным и письменным требованием о предоставлении документов;

-         рассмот­рение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, в  которых содержатся сведения об ущемлении прав и законных интересов не только отдельных граждан (что само по себе существен­но), но и целых групп населения: трудовых коллективов крупных предприятий; определенных категорий плательщиков налогов; лиц, пострадавших от экологических катастроф, техногенных аварий, требующих незамедлительного вмешательства прокурора.

Ценным источником информации о состоянии законности вы­ступают средства массовой информации. Излагаемые в них факты не только подлежат правовой оценке, но и нуждаются в специаль­ной проверке, сопоставлении с иными сведениями, характеризую­щими искажение смысла или грубое попрание закона

Законом предоставлено прокурору право требовать от руково­дителей и других должностных лиц, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, проведения проверок по вопросам, входя­щим в их компетенцию и интересующим прокурора, а также реви­зий деятельности подконтрольных или подведомственных им орга­низаций. Закон, предоставляя прокурору данное право, определил это как единое полномочие, хотя оба действия различаются.

Проверка и по смыслу, и по объему выполняемой работы обыч­но проводится по частному поводу, когда не возникает необходи­мости в исследовании довольно значительного числа документов, производственно-хозяйственных операций, т.е. того, что принято называть ревизией.

Ревизия хозяйственной деятельности находит свое прикладное значение в качестве одной из форм привлечения специальных познаний, для собирания фактических дан­ных о допущенных правонарушениях.

Действенным средством обнаружения правонарушений высту­пают проверки, проводимые прокурором лично, и предназначены для устранения право­нарушений. Поводом к прове­дению проверок служат сообщения, заявления, поступившие в ор­ганы прокуратуры и требующие принятия мер прокурорского ре­агирования.

В теории и на практике различают несколько видов прокурор­ских проверок: целевые; комплексные; сквозные; совместные.

По объему решаемых задач проверки делятся на целевые и ком­плексные, Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопро­сов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные проверки, как правило, проводятся тогда, когда воз­никает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства— от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить це­лостное представление с исполнением определенной группы зако­нов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее испол­нение закона (например, целевое использование средств централи" зеванного государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Совместные действия проводятся в рамках координации деятельности правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем воздействии про­курора. Субъекты координации выполняют свойственные их ком­петенции задачи. Проверки с участием специалистов — это над­зорное действие, при котором прокурор, используя предоставлен­ное законом право, привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае специалист выполняет задание прокурора.

Вторая группа полномочий прокурора касается реагирования прокурора на выявленные нарушения закона и служит средством восстановления нарушенных прав, устранения способствующих нарушениям обстоятельств. Они регламентируются в п. 2, 3 ст. 22 Закона о про­куратуре РФ. Речь идет о принесении протеста на противоречащий закону правовой акт, о возбуждении уголовного дела или производ­ства об административном правонарушении.

В случае причинения имущественного вреда прокурор обраща­ется с иском в суд в защиту интересов государственных, коопера­тивных органов, общественных организаций.

Из средств профилактической направленности, принимаемых прокурором, сегодня можно выделить предостережение о недопустимости нарушения закона, представление прокурора, которое имеет сложную правовую природу и одновременно служит устранению и предупреждению нарушений закона, и заключение прокурора на проект правового акта.

Действующим законодательством заключение прокурора не предусмотрено, но оно имеет широкое распространение на прак­тике. Заключение представляет собой официально выраженную прокурором оценку проектируемого действия и связано с участием прокурора в правотворческой деятельности органов представи­тельной власти.

Руководствуясь интересами законности, прокуроры часто по обращении соответствующих органов предварительно знакомятся с проектом нормативного акта и оценивают его с точки зрения соответствия действующему законодательству, выражая свое мне­ние в заключении.

Полномочия прокуроров по общему надзору, как и по другим отраслям надзора, реализуются с помощью актов прокурорского надзора.

Протест приносится на незаконный правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшим, и содержит требование устра­нения нарушения закона.

Прокурор или его заместитель вправе самостоятельно решить вопрос о выборе формы реагирования на противоречащий закону нормативный акт: принести протест или, как указано в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре, обратиться в суд с заявлениями о призна­нии нормативных актов недействительными[11].

Представление как акт прокурорского надзора —- это обраще­ние прокурора к органу или должностному лицу с требованием об уст­ранении причин и условий, способствующих правонарушающему поведению.

Постановление прокурора выносится при необходимости возбуждения произ­водства об административном правонарушении или возбуждения уголовного дела.

|   Предостережение о недопустимости нарушения закона пред­ставляет собой специально предупредительное средство прокурор­ского надзора.

Необходимость его применения обу­словлена самим характером деятельности прокуратуры, направ­ленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, строгого следования веле­ниям законодателя.


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Правозащитная функция органов прокуратуры — одно из зве­ньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовыми институтами.

Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможнос­тей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.

Согласно Закона о прокуратуре весь правозащитный потенциал прокуратуры подчинен решению главной задачи: обеспечению верховенства закона, единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обособлена в специальную главу Закона (ст. 26, 27).

Принципиально важным для определения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является ч. 3 ст. 55 Конституции, устанавливающая, что «права и свободы чело­века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и без­опасности государства».

Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

Защита прав и свобод человека и гражданина присутствует во всех без исключения надзорных мероприятиях. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможности творческого самоутверждения без их материализации в законе — не более чем фикция.

Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности, служит принцип формального юридического равен­ства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязан­ностей, равенство перед законом и судом.

Обязанность государства, а следовательно, его органов защи­щать права и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбира­ющего в себя не только образцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженные ценности, испове­дуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративную мораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формах индивидуального эгоизма.

В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входят конституционные права и свободы, т.е. права. относящиеся к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех; они фиксируются в Конституции.

Следуя общепринятым принципам и нормам международного права, традиционно конституционные права делят на три группы:

личные, политические и социально-экономические. Эта классифи­кация воспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Право на жизнь, охрану государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют так называемые личные права, охраняемые всеми отраслями над­зора с учетом специфики предмета каждой. Посягательства на лич­ные права граждан в виде причинения телесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовно наказу­емых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реа­лизуется чаще всего за пределами общенадзорной отрасли.

Политические права и свободы граждан связаны с наличием гражданства Российской Федерации и реализуются в рамках, уста­новленных действующим законодательством.

Содержание надзорной деятельности в данном случае опреде­ляется следующими исходными положениями:

1) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;

2) народ реализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно, так и через представителей.

Формой непосредственного участия граждан в управлении слу­жат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенное значение для жизни граждан, населяющих соответ­ствующие территории.

К числу политических относится право избирать и быть избран­ным в органы государственной власти и местного самоуправления[12]. Оптимизации задач по демократическому переустройству способ­ствует использование гражданами России права на объединения во всех сферах общественного бытия за исключением религиозных и коммерческих форм[13]. Статья 31 Конституции РФ закрепила право граждан проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Цель надзора — обеспечить правовыми средствами единообраз­ное исполнение законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период подготовки, проведения избирательных кампаний, так и при подведении их итогов, с тем чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последую­щем признание выборов недействительными по указанным причи­нам.

Заметно активизировалась в последнее время деятельность об­щественных объединений. Их влияние ощутимо в организации Я проведении выборов, в осуществляемых политических и социально-экономических преобразованиях.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий предоставляет­ся гражданам Конституцией для выражения политической и соци­альной позиций[14].

Нормативной основой реализации этого политического права граждан служит Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы граж­данами и органами исполнительной власти соблюдался уведоми­тельный порядок их организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях, противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных ограничений при осуществлении политического волеизъявления.

Социально-экономические права человека и гражданина каса­ются важнейших сторон жизни общества и индивида.

Провозглашенную в ст. 7 Конституции Российской Федерации политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать как перспективу развития общества, стремление приблизиться к стандартам индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни.

В этих целях недопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление от провозглашенных Конституцией принципов.

Защита социально-экономических прав основана на конститу­ционном нормировании основных прав. В законодательстве за­креплен такой режим экономической деятельности который по­зволяет обеспечить обладание каждым гражданином конституционно признанными правами, среди которых право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия лю­быми незапрещенными видами деятельности и корреспондирую­щая им обязанность органов государственной регистрации не чи­нить препятствий в становлении предпринимательства.

Группу конституционных прав и свобод образуют право свобод­но избирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конститу­ции); право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороны государства (ст. 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе для предпринимательских целей (ст. 30); по­ощрение со стороны государства свободной конкуренции и огра­ничение монополистической деятельности (ст. 34).

Государство гарантирует минимальный размер оплаты труда, устанавливает государственные пенсии, обеспечивает общедо­ступность и бесплатность дошкольного, основного общего и сред­него профессионального образования. Осуществляется государст­венная поддержка семьи,' материнства, отцовства и детства, инва­лидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие системы соци­альных служб (ст. 38—44). К социально-экономическим правам от­носятся также право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Задачам охраны социально-экономических прав граждан долж­но отводиться приоритетное значение в надзорной деятельности.

Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных интересов прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие, как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и инвалидов.


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, — новое на­правление в работе органов прокуратуры. Только после того, как 13 марта 1992 г. был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[15], появилась необходимая правовая основа для прокурорского надзора в этой сфере деятель­ности государственных правоохранительных органов. Несколько раньше этого закона был принят Закон о прокуратуре Российской Федерации, согласно которому одним из направлений прокурор­ского надзора стал надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Таким образом, надзор в сфере опера­тивно-розыскной деятельности юридически представляет собой часть указанного направления прокурорского надзора. Вместе с тем надзор за исполнением законов органами, ведущими оператив­но-розыскную деятельность, имеет свою специфику в части объек­тов, предмета, полномочий и организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты