История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования

В 1741г. была учреждена торговая полиция на основании доклада Сенату генерал-полицмейстера Салтыкова о необходимости наблюдения за продажей харчевых припасов, в котором он просил выделить для этого две соответствующие должности — советника и ассесора. Решение о необходимости наблюдения за продажей хлебных припасов Кабинет министров утвердил и на­значил Авраама Хега на должность советника.


Одновременно были определены следующие обязанности полиции по наблюдению за производством торговли:

1) установ­ление таксы на съестные припасы и строительные материалы;

2) наблюдение за неповышением торговцами цены на съестные припасы и другие предметы торговли;

3) надзор за доброкаче­ственностью продаваемых съестных продуктов;

4) надзор за со­держанием на рынках чистоты и опрятности;

5) принятие мер к прекращению незаконной торговли;

6) искоренение корчемства;

7) надзор за мерами и весами, за соблюдением в торговых заве­дениях порядка и правил благочестия.

В средневековый период основными методами уголовного сыска являлись пытки до личного признания, считавшегося «царицей доказательств», или оговор других лиц; «повальный обыск»; «поличное» обнаруже­ние и изъятие похищенного; негласное выведывание, а также использование тайных подсыльщиков (т.е. агентов либо штат­ных негласных сотрудников). В результате полицейской реформы, проведенной Петром, произошло становление регулярной полиции, были определены ее основные задачи и функции. Общая полиция была организационно отделена от органов политического сыска. Однако, не­смотря на преобразования, она еще не в достаточной степени обеспечивала организацию борьбы с общеуголовной преступно­стью. Существовавшие для этих целей административные орга­ны — Розыскной и Сыскной приказы, в функции которых входили и обязанности по поимке беглых и судебные, — явно не справлялись с ростом уголовных преступлений. Так, в 1735г. Главная полицейская канцелярия докладывала Сенату, что «воровство умножилось близ самого Петербурга, и многих людей грабят и бьют». В 1740г. в именном указе констатировалось: «.ныне не токмо в других где местах являться стали воровства, но и в самой Санкт-Петербургской крепости воры часового убили и несколько сот рублей казны нашей покрали».

Такое положение не могло далее устраивать власть, и в 1763г. при полиции для розысков по делам воров и разбойников вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказов при Московской губернской канцелярии была учреж­дена Особая экспедиция для розысков по делам воров и разбой­ников, которая затем была переименована в Розыскную экспедицию.

Предметы ведомства Сыскного приказа — «татиные, разбойные и убийственные дела» — перешли полностью в Розыскную экспедицию. К ней было приписано 12 воеводских канцелярий, которые не имели права производить пытки, а всех пойманных преступников должны были посылать в экспедицию. Экспедиция была также центральным пересылочным органом для ссылаемых в Сибирь и Оренбург. В ведомстве экспедиции были все преступления против собственности, к какому бы сословию ни] принадлежал преступник. В случае возбуждения следствия по какому-либо делу без наличия обвиняемого его розыск осуществлялся либо чинами экспедиции, либо другими правительственными и частными учреждениями — по требованию экспедиции В первом случае чину экспедиции с ведома полицейской канцелярии давалась особая инструкция, уполномочивавшая его отправиться с несколькими солдатами на розыски обвиняемого. Если же экспедиция желала или находила более удобны розыск обвиняемого поручить какому-либо учреждению, то посылала туда «промеморию» или указ с требованием сыскать прислать известное лицо. С подобными требованиями чаще всего экспедиция обращалась в полицейские канцелярии обер-полшмейстеров, полицмейстеров и градоначальников, которые после упразднения экспедиции и до организации Сыскной полиции выполняли оперативно-розыскные функции. Как в сыскном приказе, так и в Розыскной экспедиции использовались допросы «с пристрастием» подсудимого били плетьми, причем количество ударов зависело от усмотрения присутствовавших при этом допросе судей) и пытки (поднятие на дыбы и удары кнутом).


Компетенция экспедиции, а также учрежденных при ней должностей сыщиков в этот период определялась рядом правовых актов: Указом Сената «О беспрепятственном розыске, преследо­вании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» (1711), Регламентом Главного Магистрата (1721), Учреждением о гу­берниях (1775), Уставом благочиния или полицейским (1782) и др.

Розыскная экспедиция просуществовала до 1782г., после чего большая часть ее функции перешла к палате уголовных дел, которая была учреждена Указом от 7 ноября 1775г. и в которую было переведено большинство чиновников экспедиции; остальные служащие прикреплены к Управе благочиния по следственному отделению. Такой порядок просуществовал до 1842г., когда была сделана попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел: Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в Санкт-Петербурге. 25 февраля 1843г. комитет представил министру внутренних дел проект организации С.-Петербургской сыскной команды, которая должна была состоять из пристава, сыскных надзирателей и сыщиков по особому штату. Работа должна была проводиться секретно. К сожалению, по неизвес­тным причинам вопрос об учреждении сыскной полиции ос­тавался открытым до 1866г.

Важным этапом в нормотворчестве правительства, регулирующим уголовно-правовые отношения, стало издание Наказа императрицы Екатерины II от 14 декабря 1766г. В нем впервые высказывается мысль о том, что лучше предупредить преступ­ление, нежели наказывать. Перед полицией ставится задача: ох­ранять благочиние, что подразумевает и предупреждение преступ­лений.

Сущность, предмет и пределы полицейской власти определены в особом дополнении к Наказу, изданном 28 февраля 1768г., где предусматривается, что раскрытие всех преступлений поручается полиции.

В 1782г. полицейские функции были переданы управам благочиния. С этого времени охрана общественного порядка, об­щеуголовный сыск и дознание стали возлагаться и на приставов уголовных дел. Их помощниками в этом были квартальные над­зиратели, квартальные поручители и полицейская стража. Опе­ративно-розыскную деятельность приставы осуществляли, при­меняя в основном метод личного сыска, используя при этом информацию, полученную от осведомителей и иных лиц (мест­ных жителей). Такие контакты, как правило, основывались на сугубо личных отношениях и документально не оформлялись.

В связи с развитием всероссийского рынка расширялся полицейский контроль и за торговлей. Прежде всего следует отметить борьбу с «корчемством» (запрещенным производством и торговлей спиртными напитками, а также табаком). Законодательно были установлены вознаграждение за донос о корчемстве (в размере цены незаконно изготовленного вина) и штраф за недонесение.

Полиция следила за ценами на рынке, пресекала спекуляцию отдельными товарами, что особенно важно было в неурожайные годы и после больших пожаров — тогда на полицию возлагалась обязанность решительно пресекать всякое повышение цен на продовольствие, лесоматериалы против установленных Сенатом, не позволять строителям требовать за возведение домов более высокую плату и отказываться от подрядов.

В полиции с купцов брали подписки о том, что они будут продавать товары только по установленным ценам. Сенат требовал от Главной полицмейстерской канцелярий (а та — от контор) представления еженедельных ведомостей цен на продовольствие. Полицейские чиновники ставили клеймо на предназначенном к продаже мясе, следили, чтобы не торговали ядовитыми материалами, контрабандными и неоплаченными пошлиной товарами, изделиями из порченого золота и серебра, а полицейские канцелярии и конторы отводили места для торговли, контролировали весовые и измерительные приборы.



Рост преступности и возникающие в связи с этим проблемы заставили полицейские органы разработать специальные меры поисково-разведывательного характера. Однако «служки» российского уголовного сыска в отличие от чиновников тайных розыскных дел канцелярии, ведших сыск «по государственным делам», такие меры применяли крайне редко. С воцарением на престол Екатерины II (1762) институт сыщиков окончательно был упразднен, а его функции переданы в местные органы общей полиции. Использование в уголовном сыске специальных методов предусматривалось Инструкцией следственной комиссии третьего отделения. Комиссия была создана в феврале 1843г. для «разбора» пойманных особыми средствами воров, мошенников, беглых каторжников. Упомянутые «специальные методы» представляли собой приемы, схожие по своему содержанию со способами, разработанными Видоком: осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек и др. Кроме того, для выявления и разоблачения преступников использовался специальный штат нижних полицейских чинов, которые производили поиск, искусно маскируясь под различные категории правонарушителей или обывателей.

Тактика применения названных методов оперативно-розыскной деятельности в уголовном сыске в тот период в нормативно-правовом отношении не регулировалась.

Знаменательным событием в реформе государственного механизма, сыгравшим в последующем определенную роль в организации службы уголовного сыска, стало учреждение в 1802г. министерств, в том числе Министерства внутренних дел. Руководство полицейской службой в России было возложено на Департамент внутренних дел, который состоял из трех экспедиций: государственного хозяйства, медицинской управы, спокойствия и благочиния. В последней и сосредоточивалось управление полицейскими органами страны. В свою очередь, экспедиция спокойствия и благочиния делилась на два отделения: первое собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось «делами цензуры», контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний; в компетенцию второго отделения входили вопросы охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, «прямого неповиновения власти и восстановления порядка». Здесь сосредоточивались сведения о количестве совершенных и раскрытых преступлений, массовых беспорядках, пожарах, несчастных случаях и о деятельности полиции.

В дальнейшем в целях освобождения полиции от выполнения несвойственных ей функций в 1811г. из состава МВД было выделено Министерство полиции, которое в 1819г., не оправдав возложенных на него надежд, было упразднено, и все функции управления полицией были возвращены МВД.

Интересно, что в период существования Министерства полиции капитану-исправнику в целях контроля за чиновниками местной ад­министрации было дозволено направлять свои донесения о злоупот­реблениях непосредственно в министерство, не уведомляя местное начальство.

Розыскная деятельность в тот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. По оценке видного ученого-юриста Н. Селиванова, в то время отсутствовала регламентация «правильной организации розыска и смешивались полицейские и судейские функции в лице следователя».

В середине XIX - " еще сохранились особенности организации и правового положения петербургской полиции. В 1838г. было утверждено новое положение о столичной полиции, регламентирующее ее организацию и деятельность. Город был разделен на 13 частей и 56 кварталов. Каждую часть возглавили два частных пристава: один — «для дел полиции исполнительной и распорядительной», другой — «для расследования, следствия о преступлениях». О состоянии дел на обслуживаемой территории они ежедневно докладывали полицмейстеру, который, в свою очередь, отдавал им соответствующие распоряжения.


Законодательными актами, регулирующими деятельность полиции по предупреждению и раскрытию общественных преступлений, в этот период были Указ об учреждении губерний, Устав о предупреждении и пресечении преступлений, Устав уголовного судопроизводства, Общий Устав счетный.

В законодательных актах российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин «дознание». Причем отмечается, что «полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями». Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление». Исходя из того, что подавляющая часть предварительных дознаний по уголовным преступлениям осуществлялась методами уголовного сыска, немаловажное значение имело определение пределов оперативно-розыскного обеспечения. В юридической науке того времени существовали различные точки зрения на определение понятия дознания (как формы досудебного исследования преступления, осуществляемого чинами полиций методами уголовно-розыскного характера). Так, В.К. Случевский в изданном под его редакцией учебнике русского уголовного процесса называет целью дознания только «обнаружение преступного характера происшествия», полагая, что «дальнейшие действия по розысканию и обличению преступника» должны принадлежать следователю. Другие авторы утверждали, что «дознание направляется на исследование дела для обнаружения виновника и его виновности». А.А. Квачевский различал дознание в широком и узком смысле слова: в широком смысле — это все первоначальное производство, включая розыск (т.е. весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, применительно для того времени); в узком смысле — это собирание признаков одного преступления, без указания преступника.

Есть основание предполагать, что из таких рассуждений теоретического характера о месте и роли оперативно-розыскной деятельности в искусстве раскрытия преступлений (в том числе) и сформировалась система научных знаний, которая в последующем реализовалась в теорию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Характеризуя Устав уголовного судопроизводства, следует отметить, что в нем предусматривалась возможность рассмотрения дела у судьи, когда поводом к возбуждению дела было сообщение полиции. Надо учитывать, что сведения, представляемые судье полицией, могли быть получены и оперативно-розыскным путем.

В законодательных актах-того времени предполагалось участие полиции в производстве предварительного расследования в следующих формах:

1) дознание;

2) совершение отдельных следственных действий в порядке ст. 258 Устава уголовного судопроизводства;

3) выполнение отдельных поручений следователя, в том числе и розыск.

 Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность в современном понимании) уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания. Представляют интерес мнения ученых и практиков о роли розыска (уголовного сыска) в дознании. А.А. Квачевский считает, что «дознание иногда называют розыском — это неточно... В своем особенном значении розыск составляет часть дознания, в обширном смысле — один из способов его производства, направленный к обнаружению и указанию скрытого, тайного, преимущественно виновника преступления». Судебный следователь П. В. Макалинский также подчеркивал: «Дознание и розыск употребляются часто в одном значении, но понятие о дознании обширнее понятия о розыске; последний представляет как бы часть первого, направленную на обнаружение чего-либо скрытого, не легко доступного; он предполагает быстроту действий и потому упоминается тогда, когда говорится о делах или обстоятельствах загадочных или важных, требующих особенной деятельности со стороны полиции».

Из трудов И.Я. Фойницкого, в частности из вышедшего под его редакцией «Курса уголовного судопроизводства», следует, что методами уголовного сыска в то время являлись осмотры личности потерпевшего и вещественных доказательств (а это не что иное, как оперативный осмотр), публикации в газетах (местный либо федеральный розыск), обходы ночлежных приютов (различные операции) и т.п. По всей видимости, сюда же следует от нести преследование преступника по горячим следам и использование данных криминалистических учетов. К действиям полиции, предусмотренным дознанием в соответствии с комментируемой статьей, Сенат относил вскрытие трупа в случае, ког­да причины смерти неясны и существуют подозрения в «постороннем насильственном действии». Другими методами уголовного сыска были словесные расспросы (опрос) и неглас­ное наблюдение.

О необходимости тайного характера действий полиции говорится в главе «О мерах безопасности от воров и разбойников» Устава о предупреждении и пресечении преступлений: «Прекращение разбоя, воровства, грабежа и пристанодержательства возлагается на особенное попечение Начальников губерний и чиновников земской полиции.

Во искоренение воров, разбойников и пристанодержателей, полиция обязана употреблять все возможные способы, стараясь дабы разбои и грабежи в самом их начале пресечены были.

Полиция, узнав о происшедшем в городе или уезде воровстве, грабеже и разбое, тайно проведывает (курсив мой. — В.Е.), как преступление учинено, принимает все меры к открытию виновного, надзирает в особенности за людьми подозрительными и берет под стражу всех тех, кои будут на торгах и рынках продавать и менять краденые вещи, или пропивать оные в домах питейных.., или отдавать на сохранение и закладывать».

На необходимость проведения полицейского дознания указывается в Уставе уголовного судопроизводства: «когда признаки преступления или проступка сомнительны или когда о происшествии, имеющем такие признаки, полиция известится по слуху (народной молве) или вообще из источника, не вполне достоверного, то во всяком случае, прежде сообщения о том по принадлежности, она должна удостовериться через дознание, действительно ли происшествие то случилось и точно ли в нем заключаются признаки преступления или проступка»,

В ст. 254 Устава уголовного судопроизводства говорится о полномочиях полиции при производстве оперативно-розыскного дознания: «При производстве дознания полиция все нужные сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах». Таким образом, данной статьей регламентируется применение полицией таких оперативнорозыскных методов, как личный сыск, разведопрос, скрытое наблюдение, предусматривается получение сведений из неофициальных источников способом, при котором обеспечивается полное неведение лиц, в отношении которых эти действия производятся.

Далее, как бы подтверждая сделанный вывод, в ст. 300 указывается, что «безименные пасквили и подметные письма не составляют законного повода к начатию следствия; но если они заключают в себе указание на важное злоумышление или преступное деяние, угрожающее общественному спокойствию, то служат поводом к полицейскому розыску или дознанию, могущему повлечь за собой и само следствие».

Очень интересное толкование с точки зрения тактики проведения негласного дознания органами полиции в случае получения ими известия о преступлении по слуху (народной молве) излагается товарищем председателя Смоленского окружного суда В. Мордухай-Болотским в составленном им еще в 1785г. сборнике узаконений, где он пишет, что в случае негласного дознания по данному факту полиция отнюдь не должна приглашать посторонних людей в качестве понятых или свидетелей. Нужно твердо помнить, что когда производится дознание, необходимо строго соблюдать негласность, так как если о дознании знает хотя бы один лишний человек, то это уже может быть вредно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты