История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования

Согласно боярскому Приговору, данному в Разбойный при­каз царем Федором Ивановичем, ст. 19 Уставной книги Разбой­ного приказа указывает, что «истец может начать дело розыском только на основании поличного или повального обыска или языч­ной молки», т.е. уже в тот период основанием для проведения, как сейчас принято говорить, оперативно-розыскных меропри­ятий могли служить результаты опроса потерпевших или подо­зреваемых либо сведения, полученные от иных лиц, в том чис­ле и негласных сотрудников.

При сыске и приводе надобных Разбойному (Сыскному) при­казу лиц использовались повестные письма, сыскные памяти и наказы.

Повестные письма посылались истцам, чтобы они ходили за делом и не причиняли суду своими неявками неуважение. Сыск­ной памятью, как и повестными письмами, вызывались в суд лица привилегированных сословий: дворяне, купцы, подьячие. Сыс­кная память была, так сказать, вежливой мерой вызова в суд.

Наказ как решительная мера был насильственным приводом в суд сыскиваемых лиц, которые добровольно, по первым вы­зовам не хотели являться к ответу.

Интересно, что уже в это время законом запрещалось «взять в сыск» малолетних до 13 лет.

Розыскной порядок расследования применялся согласно ст. 22 Уставной книги Разбойного приказа только в том случае, когда подозреваемый был приведен с поличным, изъятым в присут­ствии пристава и свидетелей, и не мог указать законного спосо­ба приобретения этого имущества (ст. 50).

Принуждение ослушников к исполнению своих обязанностей; а также дознание по противоправным делам составляло главное содержание компетенции приставов. В ту эпоху не было четкой грани между гражданским, уголовным и административным правом, поэтому производство по этим делам проводилось назначенными приставами.

Приставское принуждение применялось только в том случае, когда кто-либо совершал правонарушение, проступок или пре­ступление. В московских государственных актах того времени, касающихся компетенции приставов отмечалась необходимость оградить население и каждого человека от злоупотреблений ставов.

В течение всей истории России верховная власть, какую бы форму она ни принимала (княжескую, вечевую, великокняжескую или царскую), использовалась приставами как орудие борьбы с ослушниками (в основном — политическими).



В этот период привлечение приставов к борьбе с преступниками носило эпизодический характер, поэтому подобные случаи не послужили прецедентами для образования постоянной приставкой компетенции. Но впоследствии московские великие князья, а потом цари начали постоянно использовать пристав для активного и пассивного принуждения. Особенно активно приставы использовались в эпоху борьбы московских государей с князьями и боярами, претендовавшими на разделение с ними верховной власти. Приставов не только использовали в полити­ческой борьбе между князьями и боярами, но нередко направ­ляли для пресечения противоправных действий «маленьких» людей.

Таким образом, для побуждения ослушников к исполнению своих обязанностей в отношении государства приставы могли применять следующие меры принуждения:

1) передача вызова, опубликование указа;

2) отдача на поруки провинившегося (чле­нам боярщины, общины;

3) задержание (поимка);

4) привод на службу, на работу, на место жительства, в осаду;

5) связы­вание, заковывание и пр.;

6) привлечение к содействию разных помощников;

7) взятие поручителей;

8) «правеж» выборов, по­датей и пр.;

9) выемка людей и предметов;

10) опись и конфис­кация имущества;

11) привод к административным и судебным властям;

12) «держание за-приставами, за-сторожи»;

13) привод к органам наказания;

14) отвод и содержание в ссылке;

15) выдача «головой»;

16) «сторожение» и надзор за исполнением обя­занностей.

Приставы, выполнявшие функции принуждения (в том чис­ле сыска и дознания по общеуголовным преступлениям), служили в Разбойном приказе, приказе Сыскных дел, Тайном приказе.

В Разбойном приказе приставы осуществляли борьбу с лица­ми, совершившими убийство, грабежи и другие тяжкие преступ­ления. В приказе Сыскных дел приставы ловили сбежавших хо­лопов и доставляли их в судебные органы (суд наместника или суд боярский) для определения их дальнейшей судьбы. Харак­терно, что уже в это время поимку беглеца в пределах уезда про­изводил пристав местного удельного князя или его наместника, а за его пределами — пристав того уезда, Куда сбежал холоп.

В обязанность приставов Тайного приказа входила борьба с политическими преступлениями (заговорами, восстаниями, из­менами и т.п.). Общеуголовные преступления могли быть пред­метом внимания приставов Тайного приказа в случае исключи­тельности положения лиц, в отношении которых совершались общеуголовные преступления (например, убийство или грабеж князя, боярина).

В эпоху расцвета крепостного права (конец XVI — XVII вв.) все низшие «чины» Московского государства были привязаны к тяглу, т.е. к обязательному для них занятию, составлявшему часть общей системы развития народного хозяйства.

Посадские торговые и промышленные люди должны были за­ниматься торговлей и промыслами в определенных каждому из них местах и определенным способом.        Посадские люди не име­ли права покидать свои дворы и предприятия. Если они скрыва­лись, то за ними посылали царского или воеводского пристава, который должен был «сыскивать сошлых посадских людей, взяв с собой знающего их посадского человека, чтобы узнавать их».



Когда торговые люди нарушали данные им права (торговля в неразрешенном месте, запрещенным товаром — медом, воском, вином, табаком, солью и др.), пристав, если это нарушение со­вершалось впервые, водворял их на постоянное место, а при повторном нарушении мог изъять товар (чаще всего табак и вино).

Наряду с Разбойным приказом (в центре) и губными избами (на местах) судебно-следственные и полицейско-сыскные обя­занности несла и крепостная община. Эти обязанности в основном были следующими:

а) крепостной мир принимал от своих членов и посторонних лиц заявления о преступлениях и проступках, совершившихся в районе общины или по соседству (о лесных порубках, кражах, грабежах, убийствах и пр.);

б) получив сведения о преступлениях и проступках, кресть­янская община тотчас принимала меры для сыска и поимки ви­новных.

Например, на дом крестьянина дворцовой гжельской волости, присуда села Измайлова, Успенской половины, деревни Глебовой напали воровские люди, обворовали его и при этом крестьянину чинили побои. Крестьянин заявил об этом сотскому Гребневу, ко­торый тотчас нарядил для погони человек сот до двух и за теми ворами тот поиск чинили целые сутки. Прошедшие камынское бо­лото, в глухом мелком лесу, нашли привязанных к деревьям двух, лошадей, а воровских людей не нашли;

в) лицо, совершившее преступление или подозреваемое в нем, приводилось на «преднародное собрание», или сходку, где пpoизводились предварительные допросы  обычно старостой или другим выборным от общины лицом; иногда допросы производили сами крестьяне. В делах Сыскного приказа встречаются, например, такие выра­жения: «все крестьяне той деревни собрались на сход и стали спра­шивать крестьянскую женку, куда делся ее муж».

Судебно-следственными и полицейско-сыскными обязанностями сельской общины были также поголовная подача ска­зок при обысках о членах общины, иногда о членах и ближай­ших соседних общин; поставка нужных лиц «к суду»; приня­тие членов общины из суда «на вотчинную росписку». Все эти обязанности возлагались на сельскую общину по распоряже­ниям правительственной судебной власти, которые, в свою оче­редь, основывались на общинной форме устройства крестьян­ского быта. Таким образом, сельская община следила за по­ведением своих членов, знала образ жизни и характер каждого из них и, следовательно, имела возможность дать о них точ­ные сведения.

Для управления вотчинными и мирскими делами, а также исполнения полицейских функций сельская община выбирала должностных лиц, выполнявших определенные обязанности, — земских старост, выборных сотских и пятидесятских.

Необходимо упомянуть и о «сыщиках» — особых чиновниках, посылаемых центральной властью в города и уполномоченных для поимки и преследования преступников. Институт этих государственных лиц был учрежден в период междуцарствия, а в 1627г. Указом царя Михаила Федоровича ликвидирован: «впредь сыщиков для сыску татиных, разбойных и убийственных дел в города не посылать». Однако вскоре после Соборного уложе­ния в связи с возрастанием преступности вновь учреждаются сыщики, но уже на постоянной основе. Причем положение сыщиков стало выше положения губных старост (которые сдела­лись их помощниками), так как вся земская полиция находилась под их непосредственным ведением.

В 1683г. вышел в свет Наказ сыщикам по беглым крестьянам и холопам — крупнейший законодательный памятник вто­рой половины XVII в. Этот документ преимущественно кодифи­цирует законы предшествующего времени. Согласно ему сыском беглых занимались преимущественно представители централь­ной власти—сыщики, которые рекрутировались из дворян. А.А. Новосельский подметил, что «значение этой новой формы организации сыска заключалось в приближении приказа к месту действия, в охвате сыском всей территории одного уезда или группы уездов, порученных сыщику».                            


Сыщикам предоставлялись широкие полномочия, включая расследование «татебных, разбойных и убийственных» дел. В распоряжении сыщика был целый аппарат — Приказ сыскных дел. Из центра сыщик приезжал в сопровождении дьяка и подьячих, а на месте, согласно послушной грамоте, адресованной воеводе получал от него вспомогательную силу — стрельцов, казаков, пушкарей, подьячих (в качестве писарей) и, наконец, палача.

Завершая исследование зарождения системы уголовного сыска на Руси в период XVI—XVII вв., можно заключить, что сыск и поимка татей и разбойников предусматривали:

1) деятельность сыщиков и сыскных приказов (в лице губных старост) в уездах;

2) деятельность писцов по составлению переписных книг; которая обеспечивала возможность официальной регистрации как убывших, так и прибывших беглых крестьян;

3) непосредственное участие приставов в сыске беглых и разбойников;

4) деятель­ность воевод в уездах;

5) полицейсхие функции слежки за пришлым населением выборными чинами местной администрации — сотскими, десятскими, целовальниками, приказчиками и др.

 Наконец, в общую систему уголовного сыска входил сыск самих помещиков, получавших военно-административную помощь. Лишь Указом от 1702г. должности губных старост и сыщиков были окончательно отменены. Вместе с тем, как видно из Указа от 12 октября 1711г., которым предписывалось всем губерниям не препятствовать сыщикам преследовать воров и разбойников, сыщиков использовали для розыска преступников и позднее.

Представляет интерес и уяснение сущности тех или иных категорий права, которыми законодатель оперирует при нормотворчестве, регулирующем сферу уголовного сыска (розыска). Анализ правовых документов того периода позволяет сделать вывод, что термин «розыск» («сыск») в XVII в. имел троякий смысл.

С одной стороны, он означал установление истины при расследовании обстоятельств. Отсюда формулировки в законах: «сыщится до пряма» (будет установлено доподлинно), «по сыску» (по расследованию дела), «сыскивати всякими сыски накрепко» (расследовать дело всеми способами) и т.п. (см., например, ст. 5, 7, 10 гл. X Соборного уложения).

С другой стороны, под розыском, или сыском, понималась особая форма судопроизводства, следственный процесс. Различия между оперативно-розыскными мероприятиями (с точки зрения обоснованности их осуществления, субъектов, а также доказательственного значения) и следственными действиями в законодатель­ных документах того времени четко не разграничиваются.

С третьей стороны, сыск (розыск) подразумевал действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников.

В качестве дополнения хотелось бы отметить, что впервые термин «свидетель», применяемый в современном праве, был использован в Указе от 21 февраля 1697г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных роспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге...»

Особенности развития уголовного сыска в России в XVI— XVII вв.:

1. В документах, регулирующих административно-полицей­ские функции, в качестве основания для производства использовались сведения, полученные методом «язычной молки» (в современном понимании — путем опроса либо получения сведений от лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными аппаратами органов внутренних дел).

2.     Подозреваемое; лицо должно было дать объяснение происхождению имущества, которым оно владеет.

3.     Значительную помощь в сыске преступников оказывали приставы.

4.     Основная тяжесть в сыске преступников ложится на сыщиков — особых чиновников, посылаемых центральной властью в города и уполномоченных на поиск и задержание преступников.



5.     С учреждением сыщиков как государственных лиц в России появилась новая форма организации уголовного сыска: приближение приказа к месту действия, охват сыском всей территории одного уезда или группы уездов, порученных сыщику.

С большой долей условности можно сделать вывод, что в указанный период в России начала складываться определенная система уголовного сыска.


3. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО СЫСКА В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVIII-XIX ВВ.)

Переход к абсолютизму означал крупнейшие изменения в государственном строе России. Если вторая половина XVII в. знаменуется преимущественно отмиранием сословно-представительных органов, то первая четверть XVIII в. — строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппа­рата — замена приказов коллегиями, Боярской думы — Сенатом, подчинение церкви государству (Синод), создание регулярной армии и полиции.

В начале своего правления (1721г.) Петр I, осознав безжиз­ненность и несостоятельность старой формы организации управ­ления государством и нерациональность внесения частичных поправок, решил провести полную реформу всего государствен­ного устройства. Большое влияние на ход и характер петровских преобразований оказал знаменитый немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц, с которым Петр I встретился в 1711г. Под влиянием советов Лейбница Петр I заменил систему приказов, ос­нованную на личном начале, коллегиальной формой. Одновременно с преобразованием центральных и областных органов власти организуется на новых началах и полицейское) управление столицы. Можно сказать, что петербургская полиция образовалась одновременно с основанием столицы — 16 мая 1703г. Вступивший в управление Петербургом князь Меншиков| должен был согласно правилам, предписанным Воеводам, «и по городу, и по острогу в воротах, и по башням и по стенам караулы держать неоплошно; и того смотреть, чтобы нигде разбою и татьбы, и иного никакого воровства и корчмы, и зерни и баку не было. А будут какие люди учнут красть и разбивать и ины каким воровством воровать, велеть таких людей иметь и расспра­шивать и по ним сыскивать». Отсюда можно сделать вывод, что организация выполнения полицейских функций входила в обязанность главного начальника города.

Устройство исполнительных органов петербургской полиции на первых порах происходило медленно, и только с 1714г. деятельность правительства в этой сфере становится более интен­сивной. Так, из Указа от 20 мая 1715г. мы узнаем, что существо­вала уже Полицейская канцелярия; 25 мая 1718г. учреждается Генерал-полицмейстерское управление Санкт-Петербурга, затем появляется Инструкция, определяющая обязанности городской полиции. В число обязанностей входила и поимка преступни­ков.

С 1722г. генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга назначается главой московской полиции, а с 1732г. — главой полиции всей России.

Одним из первых распоряжений генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга было указание от 13 июня 1718г., в котором даны предписания по прекращению разбоев и грабежей, искоренению воров и разбойников, притонов, игорных домов и умень­шению нищенства.

После учреждения земской полиции 19 марта 1719г. в том же году воеводам предписано было принимать меры к искоренению воров и разбойников. Так, в 1719г. Указом Сената велено было губернаторам, воеводам, оберкомендантам, послан­ным в губернии и провинции, руководствоваться инструкцией, один из пунктов которой гласил, что полиция подчиняется ука­занным лицам и ей вменяется в обязанность прекратить наси­лие и грабеж, воровство и разбои.



Примечательно, что в инструкции, направленной полковнику и астраханскому губернатору Волынскому, впервые предусматривается необходимость учреждения тайных полицейских агентов (курсив мой. — В.Е.), «тайных подсылыциков» для наблю­дения, чтобы «между людьми не было какой шаткости».

В то же время издание указов и распоряжений не носило систематического характера вплоть до издания 16 января 1721г. Регламента Главному Магистрату, в котором по-новому излагается взгляд на полицию и круг ее обязанностей. Если раньше в нормативных актах не существовало даже определения понятия «полиция», то в гл. II и X Регламента законодатель впер­вые очертил задачи полиции как учреждения: «способствовать в правах и правосудии; рождать добрые порядки и нравоучения; всем подавать безопасность от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных...»

С 1721г. до царствования Екатерины II петербургская полиция не претерпевала существенных изменений, однако прика­зы, указы и распоряжения, издававшиеся в этот период, можно разделить на следующие группы:

1) предупреждение и пресече­ние пожаров;

2) искоренение нищенства;

3) поимка воров и раз­бойников;

4) надзор за постройками;

5) наблюдение за произ­водством торговли;

6) охрана здоровья;

7) предупреждение рас­пространения повальных болезней скота и др.

Например, Указом от 15 июня 1735г. генерал-полицмейстеру Салтыкову предписывалось:

1) лес по обеим сторонам перспективной дороги, идущей от С.-Петербурга до Сосницкой пристани, вырубить, «дабы ворам пристанища не было»;

2) для поимки воров посылать от Военной коллегии и Полицмейстерской канцелярии «пристойные партии солдат или драгунов с надлежащим числом обер и унтер-офицеров».

Но несмотря на принимаемые меры, преступность в городах не снижалась. Так, в августе—октябре 1724г. московская полицмейстерская канцелярия рассмотрела 66 дел о кражах. Чтобы воры не могли проникнуть во дворы, жителям предписывалось ста­вить заборы в 4 аршина высотой.

В случае если полицейские служители и караульщики были не в состоянии задержать воров или разбойников, они били в трещотки и кричали «караул». Все, кто слышал это, должны были бежать на помощь; непришедших на призыв о помощи ждало наказание наравне со «злодеями». Виновных задерживали и доставляли на съезжий двор или в полицейскую канцелярию.

В целях усиления борьбы с преступностью правительство издало Указ от 26 июня 1724г., согласно которому к этой борьбе привлекалась и армия: «Полковникам же с офицеры велено смот­реть, и проведовать накрепко того, чтоб в тех их дистрататах разбойников не было, а где явятся: тех ловить и отсылать в указанные места...»

Инструкцией 1723г. полиции поручено осматривать на форпостах купеческих людей и арестовывать найденный у них за­поведный (запрещенный) товар. Полиция наблюдала также за торговлей: устанавливала таксы, преследовала незаписанных торговцев, контролировала доброкачественность предметов продовольствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты