промышленную». Строились и вступали в действие новые предприятия,
увеличивалось число рабочих, занятых на них. К концу 50-х годов Берлин
превратился в центр германского машиностроения.
Вся Германия, за исключением юнкерского северо-востока, была охвачена
экономическим подъемом. Быстро расширялась добыча угля, руды, увеличивалась
выплавка металлов, росло число паровых двигателей. В 1861 году в Германии
действовало почти в 6 раз больше паровых двигателей, чем в 1846 г.; в 1850
году мощность такого рода
-14-
двигателей равнялась 0,26 млн. л.с., а в 1870 году достигла 2,48 млн. л.с.,
уже тогда оставив далеко позади Францию. Среднее число рабочих, занятых на
одном предприятии, увеличилось в производстве железа и стали, а также в
машиностроении вдвое, а в вагоностроении – даже более чем в 2,5 раза1.
Крупнейшими предприятиями уже тогда были металлургические заводы Крупа, где в
1845 году имелось только 122 рабочих, а к 1870 г. – 16 тыс.
Рост промышленности в Германии сопровождался дальнейшим развитием транспорта
и торговли. За период с 1870 по 1870 г. Общая протяженность железных дорог в
Пруссии расширилась с 3869 до 11523 км, т.е. почти в три раза. За то же время
внешняя торговля возросла в три раза, хотя она еще все отставала от внешней
торговли Франции и Англии2.
Таким образом, после революции 1848 г., несмотря на ее незавершенность,
Германия превратилась в страну растущей капиталистической промышленности.
«домашняя промышленность, - писал Энгельс, - стала широкой основой для
немецкой экспортной торговли, а вместе с тем и для всей крупной
промышленности. Поэтому она широко распространена в Германии и с каждым днем
распространяется все шире». Энгельс показал ее влияние на уровень заработной
платы рабочих. «Именно это обстоятельство, - указывал он, - более чем другое,
удерживает и в прочих отраслях промышленности заработную плату и жизненный
уровень немецких рабочих ниже
_________________________________________________
- Ю.Кучинский Очерки истории германского империализма. М., 1952, с.
23
- Ю.Кучинский. История условий труда в Германии. М.,1949 с.65
-15-
уровня рабочих ниже уровня рабочих западно - европейских стран».
Развитие промышленности в Германии в изучаемый период шло необычайно быстрыми
темпами. Об этом свидетельствуют данные таблицы, приведенной ниже:
Таблица № 1. Индексы промышленного производства в Германии за
1841-1870 гг1.
Десятилетие | Всего | Средства производства | Предметы потребления | Всего |
1841-1850 | 36 | 37 | 35 | 5 |
1851-1860 | 78 | 81 | 75 | 11 |
1861-1870 | 116 | 123 | 109 | 16 |
В 50-е гг. Х1Х века в Германии был заложен фундамент для развития крупной
промышленности. Именно начиная с конца 50-х гг. девятнадцатого века Германия
начинает превращаться в передовое индустриальное государство. В 60-е годы
Х1Х века в германской промышленности происходят качественные изменения на
основе изменения методов производства и эксплуатации.
Именно в 60-е гг. Х1Х века происходит создание первых германских
монополистических объединений. Первые монополии в Германии появились тогда,
когда производство средств производства стало быстро расти. Первые монополии
возникли в тяжелой промышленности, это объяснить следующем обстоятельством, а
именно тем, что колониальные владения в Германии были
___________________________________________________
1.Ю.Кучинский Очерки истории германского империализма. М., 1952, с.64
-16-
сравнительно не велики и не богаты.
Именно в 60-е годы девятнадцатого века происходит рост добычи угля, продукции
в медных рудниках. Наблюдается рост и в выплавке чугуна, об этом
свидетельствуют данные таблицы, приведенной ниже:
Таблица № 2. Годовая производительность одного рабочего при выплавке чугуна и
при производстве железной проволоки
За 1849-1870 гг1.
Год | Чугун | Железная проволока | Год | Чугун | Железная проволока |
1849 | 529 | 101 | 1860 | 912 | 179 |
1850 | 457 | 155 | 1861 | 781 | 206 |
1851 | 555 | 176 | 1862 | 965 | 250 |
1852 | 574 | 208 | 1863 | 1091 | 271 |
1853 | 536 | 215 | 1864 | 1149 | 259 |
1854 | 801 | 251 | 1865 | 1169 | 288 |
1855 | 618 | 255 | 1866 | 1354 | 242 |
1856 | 646 | 263 | 1867 | 1433 | 263 |
1857 | 631 | 181 | 1868 | 1548 | 353 |
1858 | 683 | 199 | 1869 | 1695 | 304 |
1870 | 1727 | 275 |
В непосредственной связи с подъемом тяжелой промышленности находился рост
железнодорожной сети. В течение 70-х годов Х1Х века было построено свыше 15
тыс. км. Железнодорожных путей, а за два
__________________________________________________________________
1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии. М., 1949., с.96
-17-
десятилетия протяженность линий увеличилась с 19.6 тыс. почти до 42,9 тыс.км1.
Капиталистическое развитие Германии, в целом весьма быстрое, не было,
конечно, безоблачным; оно нередко пресекалось экономическими кризисами. Очень
жестоким оказался кризис, начавшийся в 1873 г.; он приобрел в Германии
особенную остроту в результате невиданной спекулятивной горячки, вызванной
получением 5-миллиардной контрибуции. Волна грюндерства – учреждение всякого
рода фирм и компаний (в 1870-1873 гг. их возникло более 950)2, баснословно
обогатившая множество ловких дельцов, значительно превышала реальные
возможности расширения производственного аппарата и сбыта продукции.
Наступивший в 1873 году крах привел к закрытию большого числа предприятий и
учреждений, росту безработицы, значительному ухудшению и без того тяжелого
положения трудящихся.
Параллельно развитию промышленности шло развитие банков, транспорта и
торговли. В течение двух десятилетий (1850-1870 гг.) железнодорожная сеть
Пруссии увеличилась в 3 раза. Об этом свидетельствуют данные таблицы,
приведенной ниже :
Таблица № 3. Общая протяженность железнодорожной сети в Пруссии
За 1850-1870 гг3.
____________________________________________________
1. В. Гриневич. Народное хозяйство Германии. Очерк развития (1800-1924).
Берлин., 1924, с.32
2. Л.Мендельсон. Теория и история экономических кризисов и циклов.
Т.2., М., 1959 г., гл.1
3. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.73
-18-
Год | Км | Год | Км | Год | Км | Год | км |
1850 | 3869 | 1856 | 5766 | 1861 | 7353 | 1866 | 9250 |
1851 | 4109 | 1857 | 6066 | 1862 | 7718 | 1867 | 9804 |
1852 | 4460 | 1858 | 6267 | 1863 | 8081 | 1868 | 10183 |
1853 | 4684 | 1859 | 6827 | 1864 | 8247 | 1869 | 10496 |
1854 | 4698 | 1860 | 7169 | 1865 | 8654 | 1870 | 11523 |
1855 | 5089 |
Еще быстрее увеличивалось железнодорожное движение и строительство средств
транспорта. За 1850-1870 гг. паровозный парк увеличился с 498 до 3485
паровозов, т.е. в 8 раз; число пассажирских вагонов составляло в 1870 году
76824 против 6825 в 1850 г. Так как одновременно увеличивались скорость
движения поездов и количество пассажирских перевозок, то неудивительно, что
и количество человеко-километров возросло с 417 млн. до 3017 млн.; в то же
время грузовые перевозки увеличились с 190 млн. до 4045 млн. тонно-
километров, т.е. более чем в 20 раз.
Рост немецкого торгового флота отставал от роста железнодорожного транспорта.
В то же время как число судов увеличилось с 1850 по 1870 г. Менее чем на 30%,
общий тоннаж возрос более чем на 80%1.Это та самая тенденция, которая имела
место в развитии целого ряда отраслей промышленности, где при незначительном
росте общего количества предприятий резко увеличивался размер каждого из них.
Быстрыми темпами шло также развитие внешней торговли.
_______________________________________________________
1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.76
-19-
Немецкие товары были плохого качества, но они были дешевы и находили
покупателей на расширявшемся мировом рынке. Общий объем внешней торговли
Германии с 1850 по 1870 гг. увеличился втрое. Цифры, приведенные ниже в
таблице, лишний раз подтверждают это:
Таблица № 4. Внешняя торговля Германии на душу населения за 1850-1870 гг1.
Год | Марки | Год | Марки | Год | Марки | Год | Марки | Год | Марки |
1850 | 35,70 | 1855 | 57,30 | 1859 | 56,70 | 1863 | 62,60 | 1867 | 96,70 |
1851 | 36,30 | 1856 | 60,90 | 1860 | 87,10 | 1864 | 63,90 | 1868 | 123,20 |
1852 | 37,80 | 1857 | 63,90 | 1861 | 64,40 | 1865 | 66,50 | 1869 | 125,40 |
1853 | 44,10 | 1858 | 60,30 | 1862 | 65,10 | 1866 | 88,40 | 1870 | 105,70 |
1854 | 55,50 |
В 70-е годы Х1Х века объем внешней торговли увеличился почти на 50 процентов,
при этом надо отметить тот факт, что внешняя торговля развивалась медленнее,
чем промышленное производство.
Рост производства и торговли сопровождался весьма значительным развитием
транспорта. Развитие торгового флота особенно стимулировалось
националистическими настроениями и проходило под лозунгом: немецкие товары
должны перевозиться исключительно на немецких судах. К 1870 году только 2/5
общего количества германских товаров перевозились на немецких суднах.
В 1871 году общий тоннаж парусных судов превосходил более чем в 10 раз тоннаж
пароходов.
_____________________________________________________________________
1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.75
-20-
После войны 1870-1871 гг. началась вакханалия учредительства новых
промышленных предприятий. В период с 1865 по 1879 гг. можно наблюдать рост
количества картелей и синдикатов в Германии (см. таблицу № 5).
Таблица № 5. Количество картелей и синдикатов в Германии1.
Год | Число |
1865 | 4 |
1870 | 6 |
1875 | 8 |
1879 | 14 |
Видный немецкий экономист Ю.Кучинский отмечает резкое падение заработной
платы в 50-х годах девятнадцатого века. В 1854 году реальная заработная плата
составляла около 2/3, а в 1855 году – только 60% уровня 1850 г. Одновременно
происходило возрастание стоимости жизни, что пагубно отражалось на
положении рабочих и их семей.
Очень высокой оставалась продолжительность рабочего дня. В
Нижней Саксонии, например, повсеместно был распространен 13-14-часовой
рабочий день; на текстильных предприятиях он продолжался 16 часов. В
горнодобывающей промышленности, особенно в Руре, рабочий день длился 10-11
часов, не считая времени спуска и подъема в шахты и из шахт. На наземных же
работах продолжительность рабочего дня достигала 12 часов.
_____________________________________________________________________
1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.132
-21-
В конце 60-х годов произошло некоторое сокращение рабочего дня, но оно не
охватило широких слоев рабочих домашней капиталистической промышленности и
сельскохозяйственных рабочих. Снижение длительности работы предприниматели с
лихвой компенсировали более изощренными методами выжимания прибыли, добиваясь
увеличения производительности труда. Капиталисты перешли от экстенсивной к
интенсивной эксплуатации рабочих.
Законодательство по охране труда детей, принятое в Пруссии (1853 г.), Баварии
(1854 г., 1863 г.), Саксонии (1861 г.), практически не облегчило их участия.
Законы не выполнялись, да и родители часто посылали на непосильную работу,
чтобы спасти семью от голодной смерти.
Рост производительных сил ускорился благодаря восстановлению в 1853 г.
Таможенного союза, который создал предпосылки для экономического объединения
страны. К концу 50-х годов вне союза, кроме Австрии, оставались лишь
Гольштейн, Лаунбург, Мекленбург и ганзейские города.
Сложившаяся в 50-х годах девятнадцатого века международная ситуация
содействовала развитию торговых связей Германии с другими государствами, что
способствовало экономическому развитию страны. Так, во время Крымской войны,
оставаясь нейтральной, Пруссия торговала с обеими воюющими странами. К концу
50-х и начале 60-х годов государства Таможенного союза заключили торговые
договоры с Персией, Аргентиной, Китаем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8