Диплом: Развитие рабочего движения в Германии в 60-70х годах XIX века (от создания рабочей партии до принятия исключительного закона против социалистов)

промышленную». Строились и вступали в действие новые предприятия,

увеличивалось число рабочих, занятых на них. К концу 50-х годов Берлин

превратился в центр германского машиностроения.

Вся Германия, за исключением юнкерского северо-востока, была охвачена

экономическим подъемом. Быстро расширялась добыча угля, руды, увеличивалась

выплавка металлов, росло число паровых двигателей. В 1861 году в Германии

действовало почти в 6 раз больше паровых двигателей, чем в 1846 г.; в 1850

году мощность такого рода

-14-

двигателей равнялась 0,26 млн. л.с., а в 1870 году достигла 2,48 млн. л.с.,

уже тогда оставив далеко позади Францию. Среднее число рабочих, занятых на

одном предприятии, увеличилось в производстве железа и стали, а также в

машиностроении вдвое, а в вагоностроении – даже более чем в 2,5 раза1.

Крупнейшими предприятиями уже тогда были металлургические заводы Крупа, где в

1845 году имелось только 122 рабочих, а к 1870 г. – 16 тыс.

Рост промышленности в Германии сопровождался дальнейшим развитием транспорта

и торговли. За период с 1870 по 1870 г. Общая протяженность железных дорог в

Пруссии расширилась с 3869 до 11523 км, т.е. почти в три раза. За то же время

внешняя торговля возросла в три раза, хотя она еще все отставала от внешней

торговли Франции и Англии2.

Таким образом, после революции 1848 г., несмотря на ее незавершенность,

Германия превратилась в страну растущей капиталистической промышленности.

«домашняя промышленность, - писал Энгельс, - стала широкой основой для

немецкой экспортной торговли, а вместе с тем и для всей крупной

промышленности. Поэтому она широко распространена в Германии и с каждым днем

распространяется все шире». Энгельс показал ее влияние на уровень заработной

платы рабочих. «Именно это обстоятельство, - указывал он, - более чем другое,

удерживает и в прочих отраслях промышленности заработную плату и жизненный

уровень немецких рабочих ниже

_________________________________________________

  1. Ю.Кучинский Очерки истории германского империализма. М., 1952, с.

    23

  2. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии. М.,1949 с.65

-15-

уровня рабочих ниже уровня рабочих западно - европейских стран».

Развитие промышленности в Германии в изучаемый период шло необычайно быстрыми

темпами. Об этом свидетельствуют данные таблицы, приведенной ниже:

Таблица № 1. Индексы промышленного производства в Германии за

1841-1870 гг1.

ДесятилетиеВсегоСредства производстваПредметы потребленияВсего
1841-18503637355
1851-186078817511
1861-187011612310916

В 50-е гг. Х1Х века в Германии был заложен фундамент для развития крупной

промышленности. Именно начиная с конца 50-х гг. девятнадцатого века Германия

начинает превращаться в передовое индустриальное государство. В 60-е годы

Х1Х века в германской промышленности происходят качественные изменения на

основе изменения методов производства и эксплуатации.

Именно в 60-е гг. Х1Х века происходит создание первых германских

монополистических объединений. Первые монополии в Германии появились тогда,

когда производство средств производства стало быстро расти. Первые монополии

возникли в тяжелой промышленности, это объяснить следующем обстоятельством, а

именно тем, что колониальные владения в Германии были

___________________________________________________

1.Ю.Кучинский Очерки истории германского империализма. М., 1952, с.64

-16-

сравнительно не велики и не богаты.

Именно в 60-е годы девятнадцатого века происходит рост добычи угля, продукции

в медных рудниках. Наблюдается рост и в выплавке чугуна, об этом

свидетельствуют данные таблицы, приведенной ниже:

Таблица № 2. Годовая производительность одного рабочего при выплавке чугуна и

при производстве железной проволоки

За 1849-1870 гг1.

Год Чугун Железная проволокаГод Чугун Железная проволока
18495291011860912179
18504571551861781206
18515551761862965250
185257420818631091271
185353621518641149259
185480125118651169288
185561825518661354242
185664626318671433263
185763118118681548353
185868319918691695304
18701727275

В непосредственной связи с подъемом тяжелой промышленности находился рост

железнодорожной сети. В течение 70-х годов Х1Х века было построено свыше 15

тыс. км. Железнодорожных путей, а за два

__________________________________________________________________

1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии. М., 1949., с.96

-17-

десятилетия протяженность линий увеличилась с 19.6 тыс. почти до 42,9 тыс.км1.

Капиталистическое развитие Германии, в целом весьма быстрое, не было,

конечно, безоблачным; оно нередко пресекалось экономическими кризисами. Очень

жестоким оказался кризис, начавшийся в 1873 г.; он приобрел в Германии

особенную остроту в результате невиданной спекулятивной горячки, вызванной

получением 5-миллиардной контрибуции. Волна грюндерства – учреждение всякого

рода фирм и компаний (в 1870-1873 гг. их возникло более 950)2, баснословно

обогатившая множество ловких дельцов, значительно превышала реальные

возможности расширения производственного аппарата и сбыта продукции.

Наступивший в 1873 году крах привел к закрытию большого числа предприятий и

учреждений, росту безработицы, значительному ухудшению и без того тяжелого

положения трудящихся.

Параллельно развитию промышленности шло развитие банков, транспорта и

торговли. В течение двух десятилетий (1850-1870 гг.) железнодорожная сеть

Пруссии увеличилась в 3 раза. Об этом свидетельствуют данные таблицы,

приведенной ниже :

Таблица № 3. Общая протяженность железнодорожной сети в Пруссии

За 1850-1870 гг3.

____________________________________________________

1. В. Гриневич. Народное хозяйство Германии. Очерк развития (1800-1924).

Берлин., 1924, с.32

2. Л.Мендельсон. Теория и история экономических кризисов и циклов.

Т.2., М., 1959 г., гл.1

3. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.73

-18-

Год КмГод КмГод КмГод км
18503869185657661861735318669250
18514109185760661862771818679804
185244601858626718638081186810183
185346841859682718648247186910496
185446981860716918658654187011523
18555089

Еще быстрее увеличивалось железнодорожное движение и строительство средств

транспорта. За 1850-1870 гг. паровозный парк увеличился с 498 до 3485

паровозов, т.е. в 8 раз; число пассажирских вагонов составляло в 1870 году

76824 против 6825 в 1850 г. Так как одновременно увеличивались скорость

движения поездов и количество пассажирских перевозок, то неудивительно, что

и количество человеко-километров возросло с 417 млн. до 3017 млн.; в то же

время грузовые перевозки увеличились с 190 млн. до 4045 млн. тонно-

километров, т.е. более чем в 20 раз.

Рост немецкого торгового флота отставал от роста железнодорожного транспорта.

В то же время как число судов увеличилось с 1850 по 1870 г. Менее чем на 30%,

общий тоннаж возрос более чем на 80%1.Это та самая тенденция, которая имела

место в развитии целого ряда отраслей промышленности, где при незначительном

росте общего количества предприятий резко увеличивался размер каждого из них.

Быстрыми темпами шло также развитие внешней торговли.

_______________________________________________________

1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.76

-19-

Немецкие товары были плохого качества, но они были дешевы и находили

покупателей на расширявшемся мировом рынке. Общий объем внешней торговли

Германии с 1850 по 1870 гг. увеличился втрое. Цифры, приведенные ниже в

таблице, лишний раз подтверждают это:

Таблица № 4. Внешняя торговля Германии на душу населения за 1850-1870 гг1.

ГодМарки ГодМарки ГодМарки ГодМарки ГодМарки
185035,70185557,30185956,70186362,60186796,70
185136,30185660,90186087,10186463,901868123,20
185237,80185763,90186164,40186566,501869125,40
185344,10185860,30186265,10186688,401870105,70
185455,50

В 70-е годы Х1Х века объем внешней торговли увеличился почти на 50 процентов,

при этом надо отметить тот факт, что внешняя торговля развивалась медленнее,

чем промышленное производство.

Рост производства и торговли сопровождался весьма значительным развитием

транспорта. Развитие торгового флота особенно стимулировалось

националистическими настроениями и проходило под лозунгом: немецкие товары

должны перевозиться исключительно на немецких судах. К 1870 году только 2/5

общего количества германских товаров перевозились на немецких суднах.

В 1871 году общий тоннаж парусных судов превосходил более чем в 10 раз тоннаж

пароходов.

_____________________________________________________________________

1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.75

-20-

После войны 1870-1871 гг. началась вакханалия учредительства новых

промышленных предприятий. В период с 1865 по 1879 гг. можно наблюдать рост

количества картелей и синдикатов в Германии (см. таблицу № 5).

Таблица № 5. Количество картелей и синдикатов в Германии1.

Год Число
18654
18706
18758
187914

Видный немецкий экономист Ю.Кучинский отмечает резкое падение заработной

платы в 50-х годах девятнадцатого века. В 1854 году реальная заработная плата

составляла около 2/3, а в 1855 году – только 60% уровня 1850 г. Одновременно

происходило возрастание стоимости жизни, что пагубно отражалось на

положении рабочих и их семей.

Очень высокой оставалась продолжительность рабочего дня. В

Нижней Саксонии, например, повсеместно был распространен 13-14-часовой

рабочий день; на текстильных предприятиях он продолжался 16 часов. В

горнодобывающей промышленности, особенно в Руре, рабочий день длился 10-11

часов, не считая времени спуска и подъема в шахты и из шахт. На наземных же

работах продолжительность рабочего дня достигала 12 часов.

_____________________________________________________________________

1. Ю.Кучинский. История условий труда в Германии.М.,1949, с.132

-21-

В конце 60-х годов произошло некоторое сокращение рабочего дня, но оно не

охватило широких слоев рабочих домашней капиталистической промышленности и

сельскохозяйственных рабочих. Снижение длительности работы предприниматели с

лихвой компенсировали более изощренными методами выжимания прибыли, добиваясь

увеличения производительности труда. Капиталисты перешли от экстенсивной к

интенсивной эксплуатации рабочих.

Законодательство по охране труда детей, принятое в Пруссии (1853 г.), Баварии

(1854 г., 1863 г.), Саксонии (1861 г.), практически не облегчило их участия.

Законы не выполнялись, да и родители часто посылали на непосильную работу,

чтобы спасти семью от голодной смерти.

Рост производительных сил ускорился благодаря восстановлению в 1853 г.

Таможенного союза, который создал предпосылки для экономического объединения

страны. К концу 50-х годов вне союза, кроме Австрии, оставались лишь

Гольштейн, Лаунбург, Мекленбург и ганзейские города.

Сложившаяся в 50-х годах девятнадцатого века международная ситуация

содействовала развитию торговых связей Германии с другими государствами, что

способствовало экономическому развитию страны. Так, во время Крымской войны,

оставаясь нейтральной, Пруссия торговала с обеими воюющими странами. К концу

50-х и начале 60-х годов государства Таможенного союза заключили торговые

договоры с Персией, Аргентиной, Китаем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты