г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на
которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи
экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции
горнодобычи и монетного дела.
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720),
объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы
учреждения.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций,
разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы
деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - всё
это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в
Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах
коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них
апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата,
регламентировавший работу магистратов и городской полиции.
Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до
конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные
отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий
оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не
входили даже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать
Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу
нарушал единство коллежской системы.
Преобразование системы государственных органов изменило характер
государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712
г. последний раз были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых
управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный
и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и
придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась
профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.
4. Местное управление.
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой
модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе
петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г.
введён институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705
г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить
контроль за старой администрацией.
Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве была
создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборные органы
местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры
(выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.
В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции переданы воеводам,
управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.
В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались восемь
губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг.
Число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор
(Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю
административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по
отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного управления и
администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял
обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать
нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из
местного дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская,
Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская,
Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. -
Астраханская.
В качестве основного административного, финансового и судебного органа в
губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены
ландраты (советники) из местных дворян. Однако в отличие от городского
самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.
Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой административной
единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трёхзвенной системе) - «доли» -
ландрат.
Вторая областная реформа проведена в 1719 г. Суть её заключалась в
следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во
главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или воеводы.
Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась
непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора юстиции,
Вотчинная) на местах располагали собственным разветвлённым аппаратом из
камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы,
как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерейн-казначейства (приём
и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного
интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление Церкви,
оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремёслами и за
соблюдением царских указов.
В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов и
передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах
создавались подчинённые Московской Ратуше выборные бурмистерские (земские)
избы.
К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и она оставалась
центральной государственной кассой вплоть до губернской реформы 1707-1710
гг., когда финансовые функции и бурмистерские избы были переданы в ведение
губернаторов.
В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,
созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, - земских изб и бурмистров. Были созданы
новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство
осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и
централизованной.
В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши.
5. Контрольные органы
Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создать
специальные контрольные органы. В начале XVIII века сложились две
контрольные системы - прокуратура (во главе с генерал - прокурором
Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нём был
учреждён фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и
центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более
чёткая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам
вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных
тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность
входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на
себя прокурорскими органами).
Таким образом, сложилась единая для всей страны
административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой
играл монарх, опиравшийся на дворянство. Во второй половине 17 в. общая
тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от
самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от
сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к
абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть
в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху; он «издает законы,
назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия
народа в законодательстве и в контроле за управлением». В 17 в. изменился титул
русских царей, в котором появился термин «самодержец». Он звучал: «Великий
государь царь и великий князь, всея Руси самодержец»
[8].
Общий процесс подчинения всех областей жизни и управления страной
неограниченной властью монарха встретил протест со стороны русской
православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией,
владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными
земельными угодьями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной
власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось частично
подчинить церковь государственной власти.
3.3 Учреждение полиции
Учреждение полиции явилось составным элементом реформ административно-
управленческой системы. Начало создания «регулярной» полиции положил Петр I,
издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице - Петербурге должности
генерал-полицмейстера. Полицейские функции в Российском государстве
осуществлялись и ранее приказами, губерными и земскими старостами,
воеводами наряду с другими функциями (судебными, военными,
финансовыми). Однако до петровских реформ не было специализированных
полицейских органов.
Проанализировав много литературы на данную тему я выяснил, что главными
задачами созданной Петром I полиции стали борьба с уголовной преступностью
и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной (в том числе
соблюдение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности и
т.д.
В обязанности полиции входили также борьба с нищенством, проституцией,
пьянством, азартными играми, контроль соблюдением паспортного режима и ловля
беглых и беспаспортных.
Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из
важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации
новой жизни. Полиция впервые была создана именно в Санкт-Петебурге.
Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для
всей России. Инструментом такого «тоталитарного» контроля в руках
абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычайно широкий круг
ее задач. Полиция должна была даже контролировать домашние расходы (не
допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание детей.
Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721
г.. в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых
порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобно о ги»
[9].
Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие обладало
наследственным правовым статусом, отличавшим его от иных сословий, полиция
должна была следить, чтобы подданные вели предписанный каждому сословию образ
жизни и носили присвоенную каждому сословию сиежду, прически и т.д. Не случайно
абсолютизм получил в и, гории название «полицейского государства»
[10].
Характерной чертой возникновения русской полиции являлся ее военизированный
характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры.
Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших
возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию
здоровья непригодных к службе в войсках. В помощь полиции (например, для
поимки беглых солдат и крестьян, разбойных шаек и т.д.) нередко
направлялись воинские команды. Учитывая сравнительную малочисленность
полиции, к несению службы по охране общественного порядка привлекалось в
порядке повинности местное население по одному человеку с каждых десяти
дворов («лесятские») и в качестве старшего над ними один человек с каждых ста
дворов («сотский»). В городах этих привлеченных к несению охранной службы из
местного населения людей в некоторых документах XVIII в. именовали
квартальными поручиками.
При рассмотрении развития организационных форм полиции в XVIII в. обращает
на себя внимание то, что первоначально специальные полицейские органы были
учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем в 1733
г. и в ряде других городов. В провинции специальные полицейские органы
выделялись не сразу, а полицейские функции по-прежнему исполнялись органами
местного управления. Это объяснялось тем, что подавляющее большинство
крестьян находилось в крепостной зависимости и подчинялось полицейской
власти и суду помещиков.
Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская полиция: в городах
учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния.
Управу благочиния возглавлял генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-
полицмейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или городничий в
уездном городе. Поскольку управа благочиния (так же, как и нижний земский суд
в уезде) являлась не только полицейским, но и судебным органом по мелким
уголовным и гражданским делам, то в ее состав входили два пристава (по
уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в феодальном обществе
носил сословный характер, в состав управы благочиния включались также два
ратмана, т.е. выборных представителя городского сословия.
Компетенция управ благочиния была расширена по сравнению с ранее
существовавшими полицейскими органами. Им теперь вменялось в обязанность
знать занятия и источники доходов всех жителей, не только постоянных, но и
временно приезжающих, а также контроль за общественными организациями, а
также религиозными сектами и масонскими ложами, которые могли образоваться
только с разрешения полиции. Активизация в середине 80-х гг. масонских лож,
связанных с зарубежными организациями, привела к преследованиям и даже
арестам наиболее активных их членов. Когда императорским Указом о вольных
типографиях в 1783 г. частным лицам была разрешена издательская деятельность,
то цензура в отношении книг и журналов также была возложена на Управы
благочиния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была
децентрализована, полицейские органы в губерниях всецело подчинялись
губернаторам, а т Генерал-полицмейстер фактически руководил лишь столичной
петербургской полицией. Правда, в XVIII в. делались попытки превратить
Генерал-полицмейстера в руководителя всей полиции империи, но они не имели
успеха.
Политическая полиция, наоборот, была строго централизована и подчинялась
непосредственно царю.
Впервые в качестве специального органа политической полиции выступают при
Петре I Преображенский приказ, расположенный в Москве, и Тайная канцелярия в
Петербурге.
После смерти Петра I при его преемниках наиболее важные политические дела
расследовал и решал Нагрховный Тайный совет. Императрица Анна Ивановна
учредила для расследования политических дел особую Канцелярию тайных
розыскных дел во главе с бывшим «министром» петровской Тайной канцелярии
генералом А.И. Ушаковым.
Абсолютистскому государству нужен был политический сыск для подавления
народных масс, недовольных непомерными податями и поборами, диким произволом
помещиков. Следует учитывать также, что после смерти Петра I шла
ожесточенная борьба придворных группировок за власть. Все центральные и
местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания
Канцелярии, пересылать всех лиц заявивших «слово и дело государево» вместе
со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения Канцелярией
информации о политических преступлениях - донос. Доносы отменены были аж при
Александре I.
В конце XVIII в. по мере нарастания кризиса феодально-крепостного строя,
проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным
властям. Указами императора Павла I в столицы Петербург и Москву были
назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города - военные
коменданты, которым и подчинена была полиция.
3.4 Судебная реформа
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила
всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от
администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые
важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела
самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые
помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор
подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся
апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела.
Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия
была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом
управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой
инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами
надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего
суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно ("изо
взятков"[11]), по распоряжению высшей
инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело
передавалось также в утверждение надворного суда. Некоторые категории дел
решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили
за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных
дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы
вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была
проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены
провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были
ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые
категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в
ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10