Диплом: Петр I

г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на

которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи

экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции

горнодобычи и монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720),

объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы

учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации

государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций,

разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы

деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - всё

это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в

Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах

коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них

апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата,

регламентировавший работу магистратов и городской полиции.

Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до

конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные

отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий

оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не

входили даже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать

Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу

нарушал единство коллежской системы.

Преобразование системы государственных органов изменило характер

государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712

г. последний раз были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых

управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный

и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и

придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась

профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.

4. Местное управление.

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой

модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе

петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г.

введён институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705

г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить

контроль за старой администрацией.

Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве была

создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборные органы

местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры

(выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.

В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции переданы воеводам,

управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.

В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались восемь

губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг.

Число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор

(Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю

административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по

отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного управления и

администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял

обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать

нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из

местного дворянства.

Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская,

Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская,

Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. -

Астраханская.

В качестве основного административного, финансового и судебного органа в

губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены

ландраты (советники) из местных дворян. Однако в отличие от городского

самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.

Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой административной

единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трёхзвенной системе) - «доли» -

ландрат.

Вторая областная реформа проведена в 1719 г. Суть её заключалась в

следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во

главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или воеводы.

Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась

непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора юстиции,

Вотчинная) на местах располагали собственным разветвлённым аппаратом из

камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы,

как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерейн-казначейства (приём

и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного

интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление Церкви,

оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремёслами и за

соблюдением царских указов.

В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов и

передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах

создавались подчинённые Московской Ратуше выборные бурмистерские (земские)

избы.

К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и она оставалась

центральной государственной кассой вплоть до губернской реформы 1707-1710

гг., когда финансовые функции и бурмистерские избы были переданы в ведение

губернаторов.

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,

созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, - земских изб и бурмистров. Были созданы

новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство

осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и

централизованной.

В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши.

5. Контрольные органы

Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создать

специальные контрольные органы. В начале XVIII века сложились две

контрольные системы - прокуратура (во главе с генерал - прокурором

Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нём был

учреждён фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и

центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более

чёткая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам

вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных

тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность

входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на

себя прокурорскими органами).

Таким образом, сложилась единая для всей страны

административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой

играл монарх, опиравшийся на дворянство. Во второй половине 17 в. общая

тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от

самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от

сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к

абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть

в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху; он «издает законы,

назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия

народа в законодательстве и в контроле за управлением». В 17 в. изменился титул

русских царей, в котором появился термин «самодержец». Он звучал: «Великий

государь царь и великий князь, всея Руси самодержец»

[8].

Общий процесс подчинения всех областей жизни и управления страной

неограниченной властью монарха встретил протест со стороны русской

православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией,

владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными

земельными угодьями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной

власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось частично

подчинить церковь государственной власти.

3.3 Учреждение полиции

Учреждение полиции явилось составным элементом реформ административно-

управленческой системы. Начало создания «регулярной» полиции положил Петр I,

издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице - Петербурге должности

генерал-полицмейстера. Полицейские функции в Российском государстве

осуществлялись и ранее приказами, губерными и земскими старостами,

воеводами наряду с другими функциями (судебными, военными,

финансовыми). Однако до петровских реформ не было специализированных

полицейских органов.

Проанализировав много литературы на данную тему я выяснил, что главными

задачами созданной Петром I полиции стали борьба с уголовной преступностью

и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной (в том числе

соблюдение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности и

т.д.

В обязанности полиции входили также борьба с нищенством, проституцией,

пьянством, азартными играми, контроль соблюдением паспортного режима и ловля

беглых и беспаспортных.

Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из

важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации

новой жизни. Полиция впервые была создана именно в Санкт-Петебурге.

Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для

всей России. Инструментом такого «тоталитарного» контроля в руках

абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычайно широкий круг

ее задач. Полиция должна была даже контролировать домашние расходы (не

допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание детей.

Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721

г.. в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых

порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удоб­но о ги»

[9].

Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие обладало

наследственным правовым стату­сом, отличавшим его от иных сословий, полиция

должна была следить, чтобы подданные вели предписанный каждому сосло­вию образ

жизни и носили присвоенную каждому сословию сиежду, прически и т.д. Не случайно

абсолютизм получил в и, гории название «полицейского государства»

[10].

Характерной чертой возникновения русской полиции яв­лялся ее военизированный

характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры.

Низшие полицей­ские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших

возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию

здоровья непригодных к службе в войсках. В помощь полиции (например, для

поимки бег­лых солдат и крестьян, разбойных шаек и т.д.) нередко

направ­лялись воинские команды. Учитывая сравнительную малочис­ленность

полиции, к несению службы по охране общественно­го порядка привлекалось в

порядке повинности местное насе­ление по одному человеку с каждых десяти

дворов («лесятские») и в качестве старшего над ними один человек с каждых ста

дворов («сотский»). В городах этих привлеченных к несению охранной службы из

местного населения людей в не­которых документах XVIII в. именовали

квартальными пору­чиками.

При рассмотрении развития организационных форм поли­ции в XVIII в. обращает

на себя внимание то, что первона­чально специальные полицейские органы были

учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем в 1733

г. и в ряде других городов. В провинции специальные по­лицейские органы

выделялись не сразу, а полицейские функции по-прежнему исполнялись органами

местного управления. Это объяснялось тем, что подавляющее большинство

крестьян на­ходилось в крепостной зависимости и подчинялось полицей­ской

власти и суду помещиков.

Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская поли­ция: в городах

учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния.

Управу благочиния возглав­лял генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-

полиц­мейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или го­родничий в

уездном городе. Поскольку управа благочиния (так же, как и нижний земский суд

в уезде) являлась не только по­лицейским, но и судебным органом по мелким

уголовным и гражданским делам, то в ее состав входили два пристава (по

уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в фео­дальном обществе

носил сословный характер, в состав управы благочиния включались также два

ратмана, т.е. выборных представителя городского сословия.

Компетенция управ благочиния была расширена по сравне­нию с ранее

существовавшими полицейскими органами. Им теперь вменялось в обязанность

знать занятия и источники до­ходов всех жителей, не только постоянных, но и

временно при­езжающих, а также контроль за общественными организация­ми, а

также религиозными сектами и масонскими ложами, ко­торые могли образоваться

только с разрешения полиции. Ак­тивизация в середине 80-х гг. масонских лож,

связанных с зару­бежными организациями, привела к преследованиям и даже

арестам наиболее активных их членов. Когда императорским Указом о вольных

типографиях в 1783 г. частным лицам была разрешена издательская деятельность,

то цензура в отношении книг и журналов также была возложена на Управы

благочи­ния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была

децентрализована, полицейские органы в губерниях всецело подчинялись

губернаторам, а т Генерал-полицмейстер фактиче­ски руководил лишь столичной

петербургской полицией. Правда, в XVIII в. делались попытки превратить

Генерал-полицмейстера в руководителя всей полиции империи, но они не имели

успеха.

Политическая полиция, наоборот, была строго централизо­вана и подчинялась

непосредственно царю.

Впервые в качестве специального органа политической полиции выступают при

Петре I Преображенский приказ, распо­ложенный в Москве, и Тайная канцелярия в

Петербурге.

После смерти Петра I при его преемниках наиболее важные политические дела

расследовал и решал Нагрховный Тайный совет. Императрица Анна Ивановна

учредила для расследова­ния политических дел особую Канцелярию тайных

розыскных дел во главе с бывшим «министром» петровской Тайной кан­целярии

генералом А.И. Ушаковым.

Абсолютистскому государству нужен был политический сыск для подавления

народных масс, недовольных непомер­ными податями и поборами, диким произволом

помещиков. Следует учитывать также, что после смерти Петра I шла

ожес­точенная борьба придворных группировок за власть. Все центральные и

местные органы управ­ления должны были беспрекословно исполнять указания

Кан­целярии, пересылать всех лиц заявивших «слово и дело госуда­рево» вместе

со свидетелями в ее распоряжение. Основной спо­соб получения Канцелярией

информации о политических пре­ступлениях - донос. Доносы отменены были аж при

Александре I.

В конце XVIII в. по мере нарастания кризиса феодально-крепостного строя,

проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным

властям. Указами импера­тора Павла I в столицы Петербург и Москву были

назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города - во­енные

коменданты, которым и подчинена была полиция.

3.4 Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила

всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от

администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые

важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела

самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые

помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор

подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся

апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела.

Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия

была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом

управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой

инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами

надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего

суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно ("изо

взятков"[11]), по распоряжению высшей

инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело

передавалось также в утверждение надворного суда. Некоторые категории дел

решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили

за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.

Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных

дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы

вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была

проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены

провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были

ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые

категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в

ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты