Диплом: Петр I

кафтанами у них было чистое тело..." [5]

В царских палатах, в Боярской думе, в боярских домах, не ставили блюдец на

стол, чтобы на них желающие могли давить вшей. В Версальских дворцах такие

блюдца ставили. Пышно разодетые кавалеры и дамы отправляли свои естественные

потребности в коридорах роскошного Версальского дворца. В палатах Московских

царей такого не водилось.

Для того, чтобы не искажать исторической перспективы нельзя ни на одно

мгновение забывать о том, что западный мир, куда прибыл Петр I, был уже в

значительной части безрелигиозный мир.

"Западный мир, куда прибыл Петр I, был уже безрелигиозный мир и

объевропеевшиеся русские, прибывшие с Петром Великим, стали агентами этой

европеизации, не стремясь нисколько принимать форму западного христианства",

— пишет знаменитый английский историк Арнольд Тойнби в своей книге "Мир и

Запад".

Борис Башилов о взаимосвязи Петра и Запада говорит вообще очень жестко,

презирая Петра за его «перекатывание» Запада, вместе с Башиловым мнение

разделяет и И.Солоневич, который говорит так: "Европеизацией объясняются и

петровские кощунственные выходки. Описывая их, историки никак не могут найти

для них подходящей полочки. В Москве этого не бывало никогда. Откуда же Петр

мог заимствовать и всепьянейший синод, и непристойные имитации Евангелия и

креста, и все то, что с такою странной изобретательностью практиковал он с

его выдвиженцами?

Историки снова плотно зажмуривают глаза. Выходит так, как будто вся эта

хулиганская эпопея с неба свалилась, была, так сказать, личным капризом и

личным изобретением Петра, который на выдумки был вообще горазд. И только

Покровский в третьем томе своей достаточно похабной Истории России (довоенное

издание), — скупо и мельком сообщая о "протестантских симпатиях Петра",

намекает и на источники его вдохновения. Европа эпохи Петра вела лютеранскую

борьбу против католицизма. И арсенал снарядов и экспонатов петровского

антирелигиозного хулиганства был, попросту, заимствован из лютеранской

практики. Приличиями и чувством меры тогда особенно не стеснялись, и

подхватив лютеранские методы издевки над католицизмом, Петр только переменил

адрес — вместо издевательств над католицизмом, стал издеваться над

православием. Этот источник петровских забав наши историки не заметили

вовсе.» (Б. Башилов «Робеспьер на троне»). Но я не хочу повторяться,

комментируя эти слова. Выше я уже сказал об ошибках Петра. Хотя я в общем , в

некоторых аспектах тоже согласен с этими словами. Действительно, Петр через

чур уж перекинулся на опыт Запада, иногда он гиперболизировал западные

преимущества и не замечал российских достоинств.

2.3. Реформы Петра

и особый путь России

Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством

Российским. Само понимание русского, русской территории после классического

периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по существу был

вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс.

Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто,

выросшее из творящей самое себя идеи, — русский этнос, территория и культура.

Становление основного положительного принципа развития государственного,

борьба за его утверждение и т. д. — осуществлялось за счет массовых

репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения

свободы личности. В России в условиях слабости или практического

отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли снизу, от

общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов

производств в борьбе со сложившимися, — в России проводились в интересах

власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны

собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего

посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от

власти.

В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором

движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением

свободы, а технический и другой прогресс — с отчуждением общества от

государства.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" — от

модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху, особенно

внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил

в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом

витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой

степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.

Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности,

особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому —

разрушение права частного владения землей вследствие введения

уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных

крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения,

переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в

дела крестьян.

Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние

времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед

неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой

наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в

результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России

назывался самодержавием.

Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз

следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных

отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных

процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные

реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного,

деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к

долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное

развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется

вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути

России. Так и формируется — как отклонение от обычного исторического порядка

— особый путь России.

Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка" —

особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм

конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме

перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития?

Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы,

возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире?

На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но

хотелось бы, чтобы утвердительно — на второй.

Глава 3

Реформы Петра 1

3.1 Формы правовых актов

Рассмотрение непосредственно правовых реформ Петра I я хотел бы начать именно

с рассмотрения форм правовых актов – источников права. Итак, источники права

при Петре I были следующие.

Главным Законом в то время было Соборное Уложение 1649 года.

Уставы издавались для определённого ведомства (Воинский, Морской) или

регулирования определённой отрасли права (Устав о векселях, Воинский, Краткое

изображение процессов или судебных тяжб).

Регламенты (акты учредительного характера) определяли состав,

организацию, компетенцию и порядок делопроизводства органов управления

(Генеральный регламент 1720 г., Духовный регламент 1721 г.).

Указами оформлялось учреждение новых государственных органов и должностей

(Указ об учреждении губерний 1708 г., указ о фискалах 1714 г.), введение в

действие актов отраслевого законодательства (Указ о форме суда 1723г.),

назначение на должности (Указ о назначении Позднякова оберсекретарём Сената

1721 г.). Петром I предпринята попытка разделить указы на временные и

постоянные, присоединив последние к уставам и регламентам.

В петровский период в среднем в год издавалось около ста шестидесяти указов.

Огромное число нормативных актов, регламентировавших все сферы жизни,

нуждалось в систематизации.

В 1695 г. всем приказам было поручено составить выписки из статей,

дополнявших Уложение и новоуказные статьи. В 1700 г. издан Указ о составлении

нового Уложения. В 1714 г. распоряжение повторилось, однако, без результатов.

Новые правовые акты дополняли Уложение 1694 г. и регламенты, в случае

разногласий предпочтение отдавалось новым актам. Кодификационные работы вновь

активизировались в 1720 – 1725 гг. За этот период были подготовлены проекты

частей Уложения о суде, о процессе в криминальных, розыскных и пыточных

делах, о наказаниях и рассмотрении гражданский дел.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная,

тщательная регламентация всех сторон общественной и частой жизни. Особое

внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.

Наиболее распространённые формы в первой четверти XVIII в.:

Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов. Они

являлись актами, определявшими общую структуру, статус и направления

деятельности отдельных государственных учреждений.

Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью и были обращены

ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о

вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале

войны или подписании мира.

Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них

формулировались решения, адресованные конкретным государственным учреждениям

или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы

дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и были нацелены

на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных

учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и

административные предписания. Адресовывались определённому органу или лицу и

были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения

Сената.

Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относившиеся к определённой сфере

государственной деятельности.

Попытка синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего

Соборного Уложения осуществлялась на протяжении 1714 –1718 гг. Необходимость

рецепции норм иностранного права, связанная с изменением геополитической

ориентации страны, потребовала значительной работы по освоению и переработке

иностранных (шведских, германских, французских, датских) кодексов в 1719 – 1720

гг.[6]

3.2 Реформы государственного аппарата

Далее на мой взгляд было бы уместно поговорить именно о государственном

аппарате, так как это можно сказать особенная часть государства и права.

Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления

государством, привели к созданию централизованной системы органов

управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало

дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский - записано в

воинском регламенте, - есть монарх самодержавный и неограниченный.

Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог

повелевает».

1. Сенат

В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Он был образован как

чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него

вошли девять ближайших Петру сановников. Статус нового органа не был

детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых

указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная

деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные

полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.

Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате.

Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В

1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно

было большинства голосов.

В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась

должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за

деятельностью госаппарата, используя систему фискалов.

Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.

С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор

мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и

осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.

Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на

котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял

обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский,

приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в

секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената

переподчинена генерал-прокурору).

В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата,

рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной

инстанции.

В 1718 г. состав Сената кроме назначенных царём членов вошли все президенты

вновь созданных учреждений-коллегий.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменён

состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах -

действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями

конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за

исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и

Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.

Для контроля над деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность

генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь

Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались

должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при

коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности ракетмейстера

(принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учёт служащих дворян).

Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные

указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений,

регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат,

был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие

дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы

высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения

коллегий.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял

контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть

назначены и отстранены только монархом.

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,

вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В

системе этих органов происходили существенные изменения.

2. Эволюция боярской думы

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в

течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей

централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки

иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города

[7].

Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем

трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию.

Боярская дума из органа, вершившего вместе с царём все важнейшие дела в

государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание

приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью

исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура

начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально

выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; ещё одра структура -

Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.

Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий

орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии,

координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в

канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8

- 14 человек).

В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации

Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества,

окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый

бюрократический орган. Принципы его формирования и деятельности существенно

отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы.

3. Коллегии

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были

назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.

Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора

(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.

Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым

порядком».

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел;

2) Казённых сборов;

3) Юстиции;

4) Ревизионная (бюджетная);

5) Военная;

6) Адмиралтейская;

7) Коммерц (торговая);

8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);

9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).

В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты