кафтанами у них было чистое тело..." [5]
В царских палатах, в Боярской думе, в боярских домах, не ставили блюдец на
стол, чтобы на них желающие могли давить вшей. В Версальских дворцах такие
блюдца ставили. Пышно разодетые кавалеры и дамы отправляли свои естественные
потребности в коридорах роскошного Версальского дворца. В палатах Московских
царей такого не водилось.
Для того, чтобы не искажать исторической перспективы нельзя ни на одно
мгновение забывать о том, что западный мир, куда прибыл Петр I, был уже в
значительной части безрелигиозный мир.
"Западный мир, куда прибыл Петр I, был уже безрелигиозный мир и
объевропеевшиеся русские, прибывшие с Петром Великим, стали агентами этой
европеизации, не стремясь нисколько принимать форму западного христианства",
— пишет знаменитый английский историк Арнольд Тойнби в своей книге "Мир и
Запад".
Борис Башилов о взаимосвязи Петра и Запада говорит вообще очень жестко,
презирая Петра за его «перекатывание» Запада, вместе с Башиловым мнение
разделяет и И.Солоневич, который говорит так: "Европеизацией объясняются и
петровские кощунственные выходки. Описывая их, историки никак не могут найти
для них подходящей полочки. В Москве этого не бывало никогда. Откуда же Петр
мог заимствовать и всепьянейший синод, и непристойные имитации Евангелия и
креста, и все то, что с такою странной изобретательностью практиковал он с
его выдвиженцами?
Историки снова плотно зажмуривают глаза. Выходит так, как будто вся эта
хулиганская эпопея с неба свалилась, была, так сказать, личным капризом и
личным изобретением Петра, который на выдумки был вообще горазд. И только
Покровский в третьем томе своей достаточно похабной Истории России (довоенное
издание), — скупо и мельком сообщая о "протестантских симпатиях Петра",
намекает и на источники его вдохновения. Европа эпохи Петра вела лютеранскую
борьбу против католицизма. И арсенал снарядов и экспонатов петровского
антирелигиозного хулиганства был, попросту, заимствован из лютеранской
практики. Приличиями и чувством меры тогда особенно не стеснялись, и
подхватив лютеранские методы издевки над католицизмом, Петр только переменил
адрес — вместо издевательств над католицизмом, стал издеваться над
православием. Этот источник петровских забав наши историки не заметили
вовсе.» (Б. Башилов «Робеспьер на троне»). Но я не хочу повторяться,
комментируя эти слова. Выше я уже сказал об ошибках Петра. Хотя я в общем , в
некоторых аспектах тоже согласен с этими словами. Действительно, Петр через
чур уж перекинулся на опыт Запада, иногда он гиперболизировал западные
преимущества и не замечал российских достоинств.
2.3. Реформы Петра
и особый путь России
Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством
Российским. Само понимание русского, русской территории после классического
периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.
Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по существу был
вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс.
Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто,
выросшее из творящей самое себя идеи, — русский этнос, территория и культура.
Становление основного положительного принципа развития государственного,
борьба за его утверждение и т. д. — осуществлялось за счет массовых
репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения
свободы личности. В России в условиях слабости или практического
отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли снизу, от
общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов
производств в борьбе со сложившимися, — в России проводились в интересах
власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны
собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего
посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от
власти.
В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором
движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением
свободы, а технический и другой прогресс — с отчуждением общества от
государства.
В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" — от
модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху, особенно
внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил
в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом
витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой
степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.
Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности,
особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому —
разрушение права частного владения землей вследствие введения
уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных
крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения,
переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в
дела крестьян.
Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние
времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед
неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой
наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в
результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России
назывался самодержавием.
Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз
следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных
отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных
процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.
Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные
реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного,
деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к
долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное
развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется
вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути
России. Так и формируется — как отклонение от обычного исторического порядка
— особый путь России.
Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка" —
особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм
конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме
перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития?
Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы,
возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире?
На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но
хотелось бы, чтобы утвердительно — на второй.
Глава 3
Реформы Петра 1
3.1 Формы правовых актов
Рассмотрение непосредственно правовых реформ Петра I я хотел бы начать именно
с рассмотрения форм правовых актов – источников права. Итак, источники права
при Петре I были следующие.
Главным Законом в то время было Соборное Уложение 1649 года.
Уставы издавались для определённого ведомства (Воинский, Морской) или
регулирования определённой отрасли права (Устав о векселях, Воинский, Краткое
изображение процессов или судебных тяжб).
Регламенты (акты учредительного характера) определяли состав,
организацию, компетенцию и порядок делопроизводства органов управления
(Генеральный регламент 1720 г., Духовный регламент 1721 г.).
Указами оформлялось учреждение новых государственных органов и должностей
(Указ об учреждении губерний 1708 г., указ о фискалах 1714 г.), введение в
действие актов отраслевого законодательства (Указ о форме суда 1723г.),
назначение на должности (Указ о назначении Позднякова оберсекретарём Сената
1721 г.). Петром I предпринята попытка разделить указы на временные и
постоянные, присоединив последние к уставам и регламентам.
В петровский период в среднем в год издавалось около ста шестидесяти указов.
Огромное число нормативных актов, регламентировавших все сферы жизни,
нуждалось в систематизации.
В 1695 г. всем приказам было поручено составить выписки из статей,
дополнявших Уложение и новоуказные статьи. В 1700 г. издан Указ о составлении
нового Уложения. В 1714 г. распоряжение повторилось, однако, без результатов.
Новые правовые акты дополняли Уложение 1694 г. и регламенты, в случае
разногласий предпочтение отдавалось новым актам. Кодификационные работы вновь
активизировались в 1720 – 1725 гг. За этот период были подготовлены проекты
частей Уложения о суде, о процессе в криминальных, розыскных и пыточных
делах, о наказаниях и рассмотрении гражданский дел.
Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная,
тщательная регламентация всех сторон общественной и частой жизни. Особое
внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.
Наиболее распространённые формы в первой четверти XVIII в.:
Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов. Они
являлись актами, определявшими общую структуру, статус и направления
деятельности отдельных государственных учреждений.
Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью и были обращены
ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о
вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале
войны или подписании мира.
Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них
формулировались решения, адресованные конкретным государственным учреждениям
или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы
дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.
Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и были нацелены
на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных
учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и
административные предписания. Адресовывались определённому органу или лицу и
были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения
Сената.
Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относившиеся к определённой сфере
государственной деятельности.
Попытка синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего
Соборного Уложения осуществлялась на протяжении 1714 –1718 гг. Необходимость
рецепции норм иностранного права, связанная с изменением геополитической
ориентации страны, потребовала значительной работы по освоению и переработке
иностранных (шведских, германских, французских, датских) кодексов в 1719 – 1720
гг.[6]
3.2 Реформы государственного аппарата
Далее на мой взгляд было бы уместно поговорить именно о государственном
аппарате, так как это можно сказать особенная часть государства и права.
Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления
государством, привели к созданию централизованной системы органов
управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало
дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский - записано в
воинском регламенте, - есть монарх самодержавный и неограниченный.
Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог
повелевает».
1. Сенат
В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Он был образован как
чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него
вошли девять ближайших Петру сановников. Статус нового органа не был
детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых
указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная
деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные
полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.
Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате.
Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В
1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно
было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась
должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за
деятельностью госаппарата, используя систему фискалов.
Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.
С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор
мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и
осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на
котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял
обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский,
приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в
секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената
переподчинена генерал-прокурору).
В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата,
рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной
инстанции.
В 1718 г. состав Сената кроме назначенных царём членов вошли все президенты
вновь созданных учреждений-коллегий.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменён
состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах -
действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями
конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за
исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и
Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.
Для контроля над деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность
генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь
Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались
должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при
коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности ракетмейстера
(принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учёт служащих дворян).
Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные
указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений,
регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат,
был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие
дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы
высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения
коллегий.
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял
контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть
назначены и отстранены только монархом.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В
системе этих органов происходили существенные изменения.
2. Эволюция боярской думы
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в
течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей
централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки
иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города
[7].
Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем
трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию.
Боярская дума из органа, вершившего вместе с царём все важнейшие дела в
государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание
приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью
исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура
начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально
выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; ещё одра структура -
Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.
Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий
орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии,
координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в
канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8
- 14 человек).
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации
Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества,
окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый
бюрократический орган. Принципы его формирования и деятельности существенно
отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы.
3. Коллегии
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были
назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.
Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора
(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым
порядком».
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел;
2) Казённых сборов;
3) Юстиции;
4) Ревизионная (бюджетная);
5) Военная;
6) Адмиралтейская;
7) Коммерц (торговая);
8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);
9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).
В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10