Реферат: Самозванство

напро­тив, обещали поддержать «царевича» и прислать ему двухтысяч­ный отряд,

но письмо их к Отрепьеву не дошло, перехваченное людьми князя Яноша

Острожского. Не получив поддержки Сечи и не имея вестей с Дона, самозванец

решает до времени сбросить личину поборника Православия и опереться на крайне

враждебные России католические круги. Из имения Вишневецкого он переби­рается

в Самбор, к сенатору Юрию Мнишеку. Здесь он делает предложение дочери

сенатора Марине и принимает католичество.

Мнишек хотел посадить будущего зятя в Москве с помощью коронной армии. В этом

намерении его поддержал польский король Сигизмунд III, которому Лжедмитрий I

обязался отдать в качестве платы Чернигово-Северскую землю. Невесте Марине

были обе­щаны в удел Новгород и Псков, тестю—часть Смоленщины. Своим новым

родственникам самозванец также пообещал в тече­ние года (в крайнем

случае—двух) обратить в католичество всю православную Русь. Но вопрос о войне

и мире решил отнюдь не король или тем более сенатор, а командовавший коронной

армией гетман Ян Замойский. Он не желал воевать с Россией, как, впро­чем, и

многие другие польские магнаты. Польская армия в аван­тюре не участвовала. В

Россию самозванец вторгся 13 октября 1604 г. с навербованным им и его

сторонниками отрядом наемни­ков, насчитывавшим около двух с половиной тысяч

человек. На помощь «царевичу» вскоре двинулись донцы. Жители Чернигова и

Путивля сдали войску самозванца свои города без боя, арестовав воевод;

Путивль с его каменной крепостью был ключевым пунктом обороны Чернигово-

Северской земли. К тому же здесь самозванец получил от дьяка Б. Сутупова

сбереженную им воеводскую казну, где хранились немалые суммы денег для

выплаты жалованья слу­жилым людям. А вскоре их примеру последовали Рыльск и

Севск, Комарицкая волость. К началу декабря власть Лжедмитрия при­знали Курск

и Кромы. Но войско самозванца никак не могло овла­деть Новгоррд-Северским,

где против вора успешно отбивался гарнизон во главе с окольничим П. Ф.

Басмановым.

Борис Годунов поначалу сосредоточил всю свою армию в Брянске, поскольку верил

воинственным заявлениям короля Сигиз-мунда III и ждал польского наступления

на Смоленск. Но когда стало ясно, что Речь Посполитая не собирается нападать

на Рос­сию, войско во главе с боярином Мстиславским двинулось выру­чать из

осады Новгород-Северский. Нерасторопность и нереши­тельность русского

главнокомандующего, имевшего перевес в силах, привела к поражению у стен

крепости 21 декабря 1604 г. Но это был частный успех самозванца, поскольку

Новгород продол­жал защищаться, а русская рать, слегка потрепанная, но далеко

не разбитая, стояла в виду города. К тому же наемники потребовали денег за

одержанную победу. У самозванца, успевшего истратить путивльскую казну, их не

оказалось. И тогда «рыцарство», ограбив обоз и грязно обругав Лжедмитрия,

покинуло его лагерь. Отре­пьеву пришлось 2 января 1605 г. снять осаду

крепости и отступить

к Путивлю. Вскоре его покинул и главнокомандующий Юрий Мни­шек. Теперь

Лжедмитрий был предоставлен себе самому. Хотя часть польских гусар осталась с

самозванцем, не они, а запорож­ские и донские казаки, да признавшие «великого

государя Дмитрия Ивановича» мужики Комарицкой волости составляли ббльшую

часть войска. Среди советников Отрепьева возобладали сторон­ники решительных

действий. Армия самозванца не стала отсижи­ваться в Путивле или уходить к

польской границе, а двинулась в глубь России. Под Добрыничами 21 января 1605

г. она была наго­лову разбита войском Мстиславского. Победители захватили всю

артиллерию и пятнадцать знамен. Самозванец был ранен, затем под ним

подстрелили лошадь, и он чудом сумел бежать с поля боя и скрыться в Рыльске.

Если бы воевода Мстиславский организовал энергичное преследование, он имел бы

шансы быстро занять Рыльск и Путивль, а главное — захватить вора. Но

правитель­ственные силы подошли к Рыльску только на следующий день после

отъезда самозванца оттуда в Путивль. Несмотря на громад­ное превосходство над

небольшим гарнизоном Рыльска, во главе обороны которого стоял местный воевода

князь Г. Б. Долгорукий со стрельцами и казаками, их штурм городка не удался,

и Мстис­лавский отступил к Севску. Так же неудачно проходила и осада царскими

войсками Кром. Здесь душой обороны стал донской ата­ман Андрей Карела (в

литературе и источниках его прозвище нередко пишется через «о»). Несмотря на

то что в городе огнем артиллерии были разрушены почти все укрепления, казаки

не пали духом. Под земляным валом они вырыли себе норы, а сам вал покрыли

траншеями и окопами. При обстреле они отсиживались в норах, а после

прекращения канонады проворно бежали в окопы и встречали атакующих градом

пуль.

Пока сторонники Лжедмитрия сражались за него, сам он около трех месяцев жил в

Путивле, который стал своеобразной столи­цей самозванца. Он вербовал себе

новых союзников, рассылая письма в казачьи станицы, пограничные города, саму

столицу. В советской литературе в общем традиционной стала мысль о том, что

Отрепьев пришел к власти «на гребне крестьянской войны», а затем обманул

народные чаяния. Исследования, проведенные Р. Г. Скрынниковым, ставят под

сомнение версию «крестьянской войны». Правда, самозванца поддержали крестьяне

знаменитой Комарицкой волости, за что Годунов отдал мятежную волость на поток

и разграбление своим войскам. Не подлежит сомнению, что восстание крестьян на

Брянщине — это, говоря словами Р. Г. Скрынникова, «первое массовое

выступление крестьян в Смутное время», но, как подчеркивает тот же автор,

жили там дворцовые крестьяне, находящиеся в лучшем положении, чем

част­новладельческие. К тому же большинство населения Комарицкой волости

составляли богатые мужики, далеко не испытавшие тех бедствий, которые выпали

на долю жителей других районов (см.: Р. Г. Скрынников. Самозванцы в России в

начале XVII в. Новосибирск, 1990. С. 90). Отсюда следует, что поддержка

само­званца в данном случае объясняется, очевидно, не «антифеодаль­ным

протестом» и «классовой борьбой», а верой в то, что перед ними воистину

царевич Дмитрий Иоаннович. Это не исключало, конечно, корыстных интересов и

меркантильных соображений комарицких мужиков.

И в «прелестных» письмах Лжедмитрия из Путивля, как от­мечает Р. Г.

Скрынников, «трудно уловить какие-то социальные мотивы». Здесь лишь общие

слова, обещания быть добрым и спра­ведливым к подданным, обличения

«изменника» Бориса Годунова.

Одной пропаганды для успеха было мало, и Лжедмитрий поза­ботился о

противодействии правительственным разоблачениям о нем как о расстриге-

самозванце. Он представил в Путивле, дабы отделаться от своего подлинного

имени, двойника — «истинного Гришку Отрепьева». Лжеотрепьев, по свидетельству

Маржарета, был лет 35—38, т. е. значительно старше самозванца. Мистифика­ция

была шита белыми нитками: отец настоящего Отрепьева был всего лишь на восемь

лет старше Лжеотрепьева. Вероятно, этим объясняется печальная судьба

двойника, упрятанного самозванцем в тюрьму. Много позже московские власти

узнали, что роль Лжеотрепьева согласился исполнять бродячий монах Леонид. Но

тогда обман достиг цели: пропаганда Годунова оказалась парали­зованной, а

народ безоговорочно признал Дмитрия Ивановича. Последний в Путивле стал

именовать себя уже не просто цареви­чем и великим князем всея Руси, а царем.

В Путивле вокруг само­званца собрался и двор. Самой видной фигурой при

Отрепьеве стал князь Мосальский, представитель хотя и древнего, но

пришед­шего в упадок рода. Рассказывали, что именно Мосальский спас

Лжедмитрию жизнь, отдав ему коня во время бегства из-под Севска. Среди

приближенных самозванца заметен был и дьяк Богдан Сутупов, тот самый, что

отдал Отрепьеву воеводскую казну. Он стал канцлером — главным дьяком и

хранителем царской печати.

Самозванец стоял в Путивле, а правительственные войска осаждали Кромы, когда

произошло событие, ускорившее, а может, и переломившее ход событий. 13 апреля

1605 г. от апоплексиче­ского удара умер Борис Годунов. Еще при жизни этого

государя не жаловали в народе, обвиняя то в убийстве Ивана Грозного, то

Федора Ивановича, то царевича Дмитрия. И теперь, уже умерший, Годунов не

избежал клеветы: по Москве ходили слухи, что будто бы он принял яд в страхе

перед воскресшим царевичем. Наречен­ный боярами на царство сын Бориса Федор

вместе с матерью Марией спешили привести знать, народ и войско к присяге.

Текст «подкрестной записи» царя Федора повторял содержание присяги,

составленной при воцарении Бориса Годунова с одним важным отличием. Надо было

хоть как-то защитить юного государя от самозванца. Уже несколько лет Церковь

предавала анафеме «вора» Гришку Отрепьева. Теперь, смущенная фокусом с

Лжеот­репьевым, вместо того чтобы следовать раз принятой линии, царица решила

вовсе не упоминать в «записи» имени Отрепьева. Подданные, согласно тексту

присяги, клятвенно обязывались лишь «к вору, который называется Дмитрием

Углицким, не приставать». Все это оказалось на руку самозванцу. Наконец,

последний про­счет Годуновых состоял в неоправданных надеждах на героя Нов-

город-Северской обороны Петра Басманова. Еще Борис обещал ему руку дочери —

царевны Ксении, и горячий воевода поклялся доставить самозванца в Москву или

умереть. Басманов формально получил пост помощника нового' главнокомандующего

боярина князя Михаила Катырева-Ростовского, а фактически встал во главе

армии. Когда Борис умер, Басманов вместе с Катыревым-Ростовским уже

отправились к войскам. Брат покойного, Семен Годунов, доверял воеводе гораздо

меньше и послал ему вдогонку на один из высших постов в армии своего зятя

Андрея Телятев-ского. Басманов так оскорбился этим назначением, что плакал с

час, а потом заявил: лучше ему умереть, чем быть у Телятевского в холопах. В

войске под Кромами в это время зрела измена. Во главе заговора встали боярин

князь Василий Голицын и рязанский дворя­нин Прокопий Ляпунов. Голицын ловко

сыграл на противоречиях между верными царю Федору воеводами. Он сумел

заручиться поддержкой приходившегося ему родней Басманова. 7 мая 1605 г. в

четыре часа утра, когда лагерь еще спал, по сигналу заговорщиков казаки

Карелы напали на караулы и захватили мост, через кото­рый шла дорога в Кромы.

В тот же час сторонники Ляпунова зажгли лагерь в нескольких местах. Началась

паника и неразбе­риха. Только около тысячи немцев-наемников построились под

знаменами и были готовы к отпору. Их вступление в бой, однако, ловко

предотвратил Басманов. Осажденные жители Кром вместе с казаками Карелы

ворвались в стан правительственных войск. Вер­ные Годуновым бояре и воеводы

бежали в Москву. Армия перес­тала существовать. Путь самозванцу в столицу был

открыт. Лжед­митрий занял Орел, а затем проследовал в Тулу, где его встречал

рязанский архиепископ Игнатий. Из Тулы на завоевание Москвы Отрепьев отрядил

Петра Басманова с его ратниками. Верные Федору стрельцы, посланные в

Серпухов, не дали Басманову пере­правиться за Оку. Этот успех правительства,

впрочем, был послед­ним и ничего не изменил. В народе уже заметна была

«шатость». «Дмитрия» ждали со дня на день. Обойдя Серпухов, 31 мая к сте­нам

Москвы подошел Карела со своими казаками. В сам город небольшой отряд

вступить не мог: несколько сот казаков не пред­ставляли опасности для хорошо

укрепленной столицы. Зато появ­ление казаков «Дмитрия Ивановича» крайне

возбуждало чернь. На следующий день, 1 июня, агенты самозванца Гаврила Пушкин

и Наум Плещеев явились в пригород Красное Село и оттуда повели толпы народа в

самый центр Москвы, на Красную площадь. Здесь с Лобного места они зачитали

«прелестную» грамоту самозванца, полную несбыточных обещаний всем слоям

населения и обличении Годунова. Затем распалившаяся толпа ворвалась

Фроловскими воротами в Кремль. Дворцовая стража разбежалась. Во дворце все

перевернули вверх дном, разгромили и старое подворье Бориса Годунова. Как

водится в таких случаях, чернь добралась до вин­ных погребов. Исаак Масса

утверждал, что напились до смерти около пятидесяти, а английские источники —

около ста человек. Это были единственные жертвы мятежа. Во время разгрома

дворца верные люди спасли юного царя Федора и его семью. Арестовали их,

вероятно, не в день мятежа, а несколько позже. Самозванец в Туле объявил

стране о своем восшествии на престол и разослал текст присяги. В Серпухов на

поклон к нему явились бояре: глава думы князь Ф. И. Мстиславский, князь Д. И.

Шуйский, другие думные чины. В честь «Дмитрия Ивановича» поставили шатры, в

которых когда-то Борис Годунов потчевал дворян накануне коро­нации. Снаружи

они имели вид крепости с башнями, изнутри были украшены золотым шитьем. В них

разом на пиру в честь само­званца присутствовало пятьсот человек.

Перед вступлением в Москву самозванец спешил устранить последние преграды.

Его клевреты сначала низложили главу Церкви, верного Годуновым патриарха

Иова. Затем наступил черед и несчастному семейству. Казнью Годуновых

непосред­ственно руководили дворяне М. Молчанов и А. Шерефединов, имевшие за

спиной опыт опричной службы. Им помогал отряд стрельцов.

В III главе XI тома «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина на

полях книги против рассказа об убийстве Федора Борисовича стоит страшное

слово — «цареубийство». Вот как описывается эта сцена историографом: «10 июня

(1605 г.— С. Б.) пришли в дом Борисов, увидели Феодора и Ксению, сидящих

спокойно подле матери в ожидании воли Божией; вырвали нежных детей из объятий

царицы, развели их по разным особым комнатам и велели стрельцам действовать;

они в ту же минуту удавили царицу Марию, но юный Феодор, наделенный от

природы силою необыкновенною, долго боролся с четырьмя убийцами, которые едва

могли одолеть и задушить его». В примечании мы читаем, что согласно

Ростовской и Никоновской летописям «царевича ж мно­гие часы давиша, яко ж не

по младости в те поры дал ему Бог мужество; те ж злодеи ужасошася яко един с

четырьмя борящеса;

един же от них взят его за тайные уды (гениталии.— С. Б.) и раз­дави». Таковы

были отвратительные детали цареубийства, первого в истории России. (Усобицы

не в счет, в них убивали князей, гибель сыновей Ивана Грозного царевичей

Ивана и Дмитрия Угличского — также, ибо в данном случае впервые убивали царя,

пусть пока не венчанного в Успенском соборе, но фактически уже правившего,

царя, которому к тому же все присягнули.)

Из всей царской семьи в живых осталась одна Ксения: она взята была на двор

князя Мосальского и впоследствии стала наложницей самозванца.

Теперь, когда Годуновых уничтожили, самозванец мог торже­ственно вступить в

Москву. Для описания этого события вновь дадим слово Н. М. Карамзину. «20

июня,— пишет историк,— в прекрасный летний день, самозванец вступил в Москву

торже­ственно и пышно. Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников

с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шес­тернями, и верховые лошади

царские, богато украшенные; далее барабанщики и полки россиян, духовенство с

крестами и Лжедмит­рий на белом коне, в одежде великолепной, в блестящем

ожерелье, ценою в 150 000 червонных: вокруг его 60 бояр и князей, за ними

дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола

московские. Улицы были наполнены бесчисленным мно­жеством людей; кровли домов

и церквей, башни и стены также усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ

падал ниц с воскли­цанием: „Здравствуй, отец наш, государь и великий князь

Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся,

о солнце России!" Лжедмитрий всех громко приветство­вал и называл своими

добрыми подданными, ведя им встать и молиться за него Богу» (Карамзин Н. М.

История государства Рос­сийского. Кн. 3. М.: Книга, 1989. С. 122—123, или

любое издание, Т. XI, гл. IV).

Несмотря на столь трогательный въезд в столицу, православ­ные москвичи,

видевшие встречу самозванца с духовенством на Лобном месте, насторожились.

Когда Лжедмитрий сошел с коня, чтобы приложиться к образам, литовские люди

играли на трубах и били в бубны так, что заглушали пение молебна. Странно

было и то, что, войдя в главную святыню России, Успенский собор, царь

пригласил с собой не только бояр, но и иноверцев. Зато новый взрыв восторга

вызвало целование Лжедмитрием надгробия своего мнимого отца, Ивана Грозного,

в Архангельском соборе... Далее самозванец прошествовал во дворец вершить

государственные дела.

Первым делом Отрепьев поставил во главе Церкви угодного себе патриарха

Игнатия. Грек по национальности, он к моменту вступления самозванца на трон

был архиепископом Рязанским и, как мы уже говорили, с почестью встречал

Лжедмитрия в Туле. Затем арестовали трех братьев Шуйских, старший из которых,

Василий, через верных людей распространял слухи о самозванстве нового

государя. Отрепьева, очевидно, пугала не столько агитация, сколько угроза

переворота со стороны Шуйских — одного из знатнейших княжеских родов, не без

оснований претендовавших после смерти Федора Ивановича на российский престол.

Для реше­ния дела созвали особый соборный суд, который приговорил князя

Василия Ивановича к смертной казни. Он уже был возведен на плаху палачом, но

неожиданно получил помилование. Братья Шуйские, очевидно пощаженные по

ходатайству бояр, теперь должны были отправиться в ссылку. Пробыли они там,

однако, недолго: по просьбе опять-таки думных бояр их возвратили в сто­лицу,

к прежним должностям. Этот эпизод достаточно ясно пока­зывает зависимость

Лжедмитрия от Боярской думы уже в первые дни своего царствования. Без

согласия бояр новый царь не мог каз­нить даже заклятого своего врага. Эта

зависимость (а вовсе не государственный ум и гуманность, как утверждают

некоторые историки) побудили Лжедмитрия заявить вскоре после коронации:

«Два способа у меня к удержанию царства: один способ быть тира­ном, а другой

— не жалеть кошту (расходов.— С. Б.), всех жало­вать: лучше тот образец,

чтобы жаловать, а не тиранить» (цит. по: Р. Г. Скрынников. Смута в России в

начале XVII в. Иван Болотни­ков. Л., 1988. С. 14).

Тем не менее, по необходимости считаясь со сложившимся государственным

укладом и политической традицией Московского царства, самозванец привнес в

них немало нового. «На престо­ле московских государей он был небывалым

явлением,— пишет В. О. Ключевский (42-я лекция «Курса русской истории»).—

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты