Реферат: Самозванство

побои, голод и холод, пока в 1664 году не был возвращен в Москву. Вскоре,

однако, его опять сослали вместе с женой и детьми в городок Ме­зень (на

одноименной реке, впадающей в Белое море). В 1666 году Аввакум с двумя

старшими сыновьями предстал перед церковным собором, после чего отправился на

веч­ную ссылку в Пустозерск, где его ждала «земляная тюрь­ма» и новые

лишения. Пятнадцатилетнее заключение не сломило мятежного протопопа, и в

апреле 1682 года «за великие на царский дом хулы» он был сожжен.

Аввакум обладал большой силой внушения и само­внушения. По его собственным

словам, он был способен творить чудеса. Он изгонял бесов, излечивал больных,

не раз и не два избегал, казалось бы, неминуемой гибели. Неудивительно, что

духовный авторитет Аввакума был ис­ключительно высок не только в кругу

старообрядцев, но и среди многих «никониан».

Итак, аскетизм, стойкость в испытаниях и способность творить чудеса — вот

главные критерии, с помощью ко­торых народ определял, кто имеет право зваться

проро­ком, а кто не имеет. Но были, разумеется, и другие спо­собы выяснить

это. Весьма любопытно в этой связи рас­смотреть учение и практику

«хлыстовщины».

Секта «хлыстов» получила такое название от ее наблю­дателей и врагов, сами же

сектанты называли себя «людь­ми Божиими». Вероятно, название секты является

иска­жением слова «христы», поскольку ее члены считали сво­их руководителей

Мессиями, воплощениями Христа.

Как самостоятельное направление «христовщина» оформилась в конце XVII века

благодаря деятельности Данилы Филиппова. Предание гласит, что он был беглым

солдатом из крестьян Юрьевского уезда и однажды с ним случилось чудо — в его

«пречистую плоть» вселился Бог Саваоф. По убеждению «христововеров», другого

бога, кроме Данилы-Саваофа, нет, но вот его сын, Христос, воплощается

постоянно и может вселиться в любого из последователей Данилы. Чтобы это

произошло, нужно очистить плоть аскетическими подвигами.

Первым «Христом» оказался Иван Суслов, оброчный крестьянин Муромского уезда.

Одно время он жил в селе Павлово-Перевоз под Нижним Новгородом, где

возглавлял «корабль» (хлыстовскую общину). В начале XVIII века он обосновался

в Москве, занимаясь торговлей и устра­ивая в своем доме «радения»

(коллективные моления «христов»). Если верить легендам, Суслов был распят на

Красной площади, но воскрес и явился своим последо­вателям, затем его распяли

вторично, он опять воскрес и вознесся на небо. Повсюду И. Суслова

сопровождали 12 «апостолов» и «Богородица». Очевидно, такая свита была

обязательной для хлыстовских «мессий», поскольку 12 «апостолов» и

«Богоматерь» составляли окружение и «Христа», появившегося на Дону в 1725

году. Им был не­кий Агафон, казак по происхождению.

Таким образом, пышной свите, которая была атри­бутом лжецарей, находится

аналогия в истории религиоз­ного самозванчества. «Истинного» пророка или

Мессию должны были окружать ученики и соратники. Без этого ус­ловия ему,

очевидно, трудно было рассчитывать на массо­вую поддержку. Популярность же

была нужна для под­тверждения «законности» его притязаний на сакральный

статус.

Логично предположить, что для самозваных пророков и Мессий был актуальным и

другой способ достижения популярности —привлечение на свою сторону

авторитет­ных и уважаемых людей с высоким социальным статусом. В поисках

доказательств обратимся к истории скопчест­ва, которое выделилось в 70-х

годах XVIII века из секты «христововеров».

Первым проповедником оскопления был беглый поме­щичий крестьянин Андрей

Блохин. Из дома он ушел в 14 лет, а в 20-летнем возрасте стал членом секты

«людей Божиих». Продолжая бродить и нищенствовать, он в 1770 году попал в

деревню Богдановку Орловского уез­да, где исполнил ранее выношенную идею

оскопления. На этот шаг его подвигло стремление в полной мере соблюс­ти

требования аскетизма, обязательные для каждого, кто хочет стать святым или

пророком. Между тем он не мог сдержать себя от влечения к женщине даже самым

жес­токим бичеванием. Совершив задуманное, Блохин стал проповедовать

оскопление (или, говоря его же языком, «убеление») среди «хлыстов» Богдановки

и соседних де­ревень. За короткое время ему удалось «убелить» около 60

человек.

Успех предприятия во многом объясняется тем, что Блохина поддержали

зажиточные крестьяне, купцы и ру­ководители хлыстовских «кораблей» окрестных

мест. Кро­ме того, идея оскопления оказалась по душе наставни­кам и

«пророкам» из купеческих «кораблей» города Орла и пришлась по сердцу

хлыстовской «Богородице» Акули-не Ивановне, которая впоследствии стала одной

из бо­гинь скопческого пантеона.

Уж коли речь зашла о скопчестве, нельзя не остано­виться на личности

Кондратия Селиванова. Для скопцов он был не просто Мессия, но «Бог над

Богами, царь над царями и пророк над пророками». Своей славой и авто­ритетом

Селиванов был обязан в первую очередь бога­тым купцам, с которыми он сошелся

во время сибирской ссылки, куда был отправлен в 1774 году. Купцы не только

создали скопческие «корабли», где господствовал культ нового «Мессии», но и

устроили ему побег из ссылки. Пос­ле этого, в 90-х годах XVIII века, К.

Селиванов принял имя императора Петра III. В этом ему оказали большую услу­гу

петербургские скопцы. Им удалось обратить в свою веру некоего Кобелева —

бывшего лакея Петра III. Кобелев стал подтверждать, что Селиванов —

действительно свергнутый император и что он его сразу узнал, как толь­ко

увидел. Наконец, прославлению двуликого «Мессии» (одновременно «Христа» и

«Петра III») помогла небезыз­вестная «Богородица» Акулина Ивановна. Она

признала Селиванова своим сыном, рожденным от святого духа, и после этого

стала зваться «императрицей Елизаветой Петровной». Кстати, другая скопческая

«Богородица» — Анна Софоновна — почиталась и как «великая княгиня Анна

Федоровна», незадачливая супруга цесаревича Кон­стантина Павловича.

Как видим, стать «настоящим» пророком или Мессией и получить в новом качестве

массовое признание было столь же непросто, как стать «истинным» претендентом

на царский трон. Причем для самозванцев обоих типов «правила игры» были во

многом одинаковы.

Между двумя ветвями самозванчества нет четкой гра­ни—в России встречались,

так сказать, двуликие само­званцы. Глубинная основа обоих типов

самозванчества одна и та же — сакрализация царской власти, представ­ление о

Богоизбранности, мистической предназначен­ности «настоящего» царя.

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ:

2.1 Емельян Иванович Пугачев

1740 (1742)-1775

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с литературой о Крестьянской

войне 1773—1775 гг., это противоречивость образа ее предводителя. И дело не

только в пристрастности мемуаристов и исследователей. Дореволюционная

дворянская историография пред­ставляла его злодеем и извергом, опираясь на

многочисленные факты, и была права. Революционно-демократическая, а

впослед­ствии советская историография рисовала светлый образ защитника

угнетенных и обиженных, на основании других, столь же многочис­ленных фактов.

Термин «классовая позиция» сейчас не моден, дадим другое, более точное

определение — «сословная позиция», очень близкое к первому. Дворянство и

регулярная армия яростно боролись с казачеством, составлявшим ядро

пугачевского войска, и примкнувшими к нему крестьянами, горнозаводскими

рабочими и «инородца­ми» (башкирами, казахами, калмыками, татарами и др.). На

этой гражданской войне использовались любые средства, сопротивляв­шихся

уничтожали любыми способами.

Но это не все, проблема не исчерпывается социальной позицией автора. Еще А.

С. Пушкин, затративший много усилий и времени для сбора материала о

восстании, создал двух Пугачевых: Пугачева «Капитанской дочки» и Пугачева

«Истории Пугачева». Да и послед­ний не выглядит законченным злодеем. Скорее

перед нами политик, действующий сообразно обстоятельствам и обращающий

внимание не на нравственность, а на создание идеального образа в глазах

под­данных. В этом он очень похож на свою «венценосную супругу» Екатерину II.

Как та копировала французское просвещение, созда­вая «золотой век» своего

царствования, так Пугачев копировал госу­дарственное устройство Российской

империи, создавая Военную кол­легию и другие учреждения, даже называя своих

соратников именами приближенных императрицы. Получалась карикатура, чего сам

ее создатель не понимал.

Отсюда и ложь, и двоедушие. Признавшись своим будущим спод­вижникам-казакам в

своем истинном происхождении, Пугачев всена­родно провозглашает себя

императором Петром III. Исповедуя «никонианское» православие, не скрывает

свои симпатии к старооб­рядцам, причисляя себя к адептам их веры. Смелый в

бою, но порази­тельно трусливый и бессильный в отношениях со своим

окружением, от которого полностью зависит и которому готов принести в жертву

и фаворита, и любимую наложницу. Беспощаден к дворянам, но готов принять

любого перебежчика из этого сословия под свои зна­мена.

Из-за зависимости от яицких казаков он становится двоеженцем. Притом

двоеженцем и в реальной, и в «идеальной» жизни. Ведь донской казак Е. И.

Пугачев имел жену Софью Дмитриевну, двух дочерей и сына, а «император Петр

III» — императрицу Екате­рину Алексеевну и наследника Павла Петровича.

Не сразу будущий самозванец встал на гибельный путь. Его воен­ная карьера

развивалась довольно успешно. Участие в Семилетней и первой русско-турецкой

войнах, получение в 1770 г. младшего офи­церского чина хорунжего. И вдруг —

хлопоты об отставке по болезни, а затем и дезертирство. И в течение 1771—1773

гг. четыре ареста и четыре побега. Он попадает в Ветку, центр старообрядцев в

Речи Посполитой, но вновь возвращается в Россию. И, наконец, 22 ноября 1772

г. в Яицком городке в разговоре с казаком Д. С. Пьяновым впервые объявляет

себя императором Петром III. А почти через год, после побега из Казанской

тюрьмы, он поднимает восста­ние на Яике. Выбор сделан окончательно.

Пугачев был не первым самозваным Петром III, но наиболее «удачливым». Целый

год, с 17 сентября 1773 г. по 8 сентября 1774 г., война ведется с переменным

успехом, он громит отдельные отряды правительственных войск и берет штурмом

города и крепости. Только переброска крупных сил во главе с боевыми

генералами, в числе которых был и А. В. Суворов, не успевший, впрочем,

сра­зиться с бунтовщиком, позволяет правительству сначала обратить повстанцев

в бегство, а затем и разгромить их окончательно.

Земляк Степана Разина совершил стремительный рейд вниз по Волге, стремясь

попасть на свою родину — в область Войска Дон­ского. Но, несмотря на переход

отдельных частей на сторону само­званца, большая часть донских казаков не

поддержала его. Пораже­ние под Царицыном окончательно решило судьбу Пугачева.

Оста­вавшиеся до этого верными ему яицкие казаки выдали своего предво­дителя

правительству.

Жестокие пытки сломили волю Пугачева, а суровый приговор — четвертование —

вновь напомнил о временах Разина. Единственное снисхождение к судьбе

поверженного противника — это приказание палачу сначала обезглавить

преступника и уже мертвому отрубить руки и ноги, тем самым уменьшив страшные

муки.

Екатерина II и ее окружение постарались уничтожить саму память о самозванце.

Его семье запрещено было носить фамилию Пугачева, дом в Зимовейской станице

был сожжен, пепел развеян, место огорожено, сама станица перенесена на другой

берег Дона и переименована в Потемкинскую. Даже река Яик переименована в реку

Урал, Яицкий городок — в Уральск, а Яицкое Казачье вой­ско — в Уральское.

i «Емельян Иванович Пугачев родился в 1742 г. в „доме деда свое­го" в станице

Зимовейской на Дону, в той самой, где за сто лет до него родился Степан

Тимофеевич Разин. Отец и дед Пугачева быд^ рядовыми („простыми"), бедными

казаками. С детства Пугачев обо­ронил за отцом землю", в 17 лет он начал

казацкую службу, а через год женился на казачке Софье Дмитриевне Недюжевой.

Через неделю она провожала мужа в поход. Пугачев участвовал в войне с

Пруссией, где проявил „отменную проворность". За эту проворность полковник

Денисов взял Пугачева к себе в ординарцы. Но однажды ночью во время стычки с

неприятелем в суматохе ночного боя Пуга­чев упустил одну из лошадей Денисова.

Не спасла и „отличная про­ворность" — по приказу полковника Пугачев был бит

„нещадно пле­тью". Надо полагать, что эта первая обида не могла пройти

бес­следно для Пугачева. Три года Пугачев находился в действующей армии. Он

побывал в Торуне, Познани, Шермицах, участвовал во многих сражениях, но пуля

и сабля щадили его, и, по словам самого Пугачева, он был „ничем не ранен".

В 1762 г. Пугачев вернулся в Зимовейскую станицу, где и прожил около полутора

лет.

В 1764 г. в составе казачьей команды Пугачев некоторое время находился в

Польше, затем возвращается домой и иногда направля­ется куда-либо в составе

казачьих „партий".

В 1768 г. началась война с Турцией. И вот Пугачев снова в походе. В команде

полковника Е. Кутейникова он получает за храб­рость младший казацкий

офицерский чин хорунжего. Пугачев прини­мает участие в ряде сражений с

турками, в том числе и в бою под Вендорами под началом П. И. Панина, того

самого Панина, который станет грозным усмирителем повстанцев во главе с

Пугачевым, не так давно безвестным хорунжим! Правда, уже в те времена

Пугачеву „отличным быть всегда хотелось". Однажды, показывая товарищам свою

действительно хорошую саблю, он заявил, что она подарена ему крестным

отцом... Петром Великим! Не тогда ли у него родилась та неясная мысль

„отличиться", которая со временем сделает „кре­стника Петра Великого"

„императором Петром Федоровичем"?

На зимних квартирах в Голой Каменке у Елизаветграда (ныне Кировоград) Пугачев

тяжело заболел — гнили у него грудь и ноги — и вскоре вернулся домой, где

ждала его семья: жена, сын Тимофей и дочери Аграфена и Христина. Он приехал в

Черкасск и пытался лечиться „на своем коште". Из Черкасска он направился к

сестре Федосье. Она с мужем, казаком С. Н. Павловым, жила в Таганроге, куда

Павлов с другими казаками был направлен на постоянное жительство. Служба в

Таганроге была тяжелой, и многие казаки числились в бегах. И вот два казака

задумались. Жить тяжко, что делать? Надо уйти, убежать. Но куда? На Русь? —

поймают. В Запо­рожскую Сечь? — без жены соскучишься, а с женой и там

схватят. В Прусь? — не попадешь. Казалось, что единственно, куда можно

бежать,— это казачье войско на Тереке. Они знали, что даже за перевоз на

левый берег Дона грозила смерть. Пугачев перевез Павлова, но, не найдя

дороги, Павлов с товарищами вернулся, был арестован и указал на Пугачева,

перевезшего его на „ногайскую сторону". Зная, что ему грозит, Пугачев бежал в

степь. Затем он поехал в Черкасск, чтобы снять с себя обвинение в бегстве, но

был арестован, бежал, скрывался в камышах, потом вернулся домой, справедливо

рассудив, что здесь искать его не будут. Во всех этих поступках сказывается

натура Пугачева, свободолюбивая, упорная, настойчивая, храбрая, осторожная».

Мавродин В. В. (19, с. 16-18)

«В конце августа (1772 г.) под видом выходца из Польши Пугачев получает в

Дебрянском форпосте паспорт на жительство в России. В этом любопытном

документе находим описание внешнего облика Пугачева: „...волосы на голове

темно-русые, усы и борода черные с сединой... Росту два аршина 4 вершка с

половиною..." С новым паспортом Пугачев отправился в Самарскую губернию,

затем на Дон и на Иргиэ, а оттуда под видом богатого купца в конце ноября

1772 г. прибыл под Яицкий городок... На Яике Пугачев впервые назвался именем

Петра III и предложил казакам денежную помощь для отхода на Кубань. Казаки

соглашались, тем не менее просили отсро­чить время окончательного решения до

Рождества. Пугачев отпра­вился на Иргиз, но по дороге был арестован, на него

донес его попутчик. Взятый под стражу, Пугачев был доставлен в Казань. После

допроса казанский губернатор Я. Л. фон Брандт охарактери­зовал разговоры

Пугачева об отходе яицких казаков на Кубань как тяжкие преступления и, донося

об этом деле в Сенат, предлагал, „учиня наказание кнутом, послать на вечное

житье в Сибирь". В начале июня в Казани было получено послание из Петербурга,

в котором по именному указу Екатерины II надлежало арестован­ного „наказать

плетьми" и отправить в Сибирь, „где употребить его на казенную работу...

давая за то ему в пропитание по три копейки в день".

Но исполнение „милостивого" решения „матушки-государыни" запоздало.

Арестованного уже не было в остроге, Пугачев снова бежал из-под стражи. А

вскоре на Таловом умете (постоялом дворе) близ Яика объявился „Петр III". К

„государю" стали прибывать казаки. Верили ли первые соратники Пугачева, что

он действительно Петр III? Нет, в это они не верили. Как показал на допросе

Следственной комиссии один из ближайших соратников Пугачева И. Зарубин-Чика,

он прямо спросил у „Петра 111" о его происхо­ждении и получил вполне

определенный и правдивый ответ, что „император" из донских казаков, знали об

этом и другие казаки, но для них это не было столь важно. „Лишь бы был в

добре... к войско­вому народу" — так считали казаки...

...Иногда в покоях „императора" устраивали торжественные обеды, куда

приглашались наиболее близкие к „Петру III" казаки. Один из них так описывает

эти праздники: „Яицкие казаки певали песню, нарочно или в честь самозванцу

составленную. А яицкого полковника писарь Иван Васильев игрывал на скрипице.

Во время же таких веселостей яицкие и все другие казаки напивались допьяна, а

самозванец от излишнего питья воздерживался и употреблял ред­ко"... Как

видим, „лихой казак" был скромен в „рассуждении горячи­тельных напитков".

Очевидцы, описывая Пугачева, подчеркивали его энергию, ум, природную сметку,

жизнерадостность, неприхотли­вость в быту. Физически сильный, с плотной,

крепко сбитой, корена­стой фигурой, он тем не менее не производил впечатления

грузного человека».

Лимонов Ю. А. (17, с. 5-6, 8-9)

«

«...Вся Москва готовилась к встрече. Сенатор П. А. Вяземский, брат генерал-

прокурора Сената, писал ему: „Завтрашний день приве­зут к нам в Москву злодея

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты