Реферат: Реформация

прежнему взималась десятина, кото­рая стала поступать в пользу короля и

превратилась в важный источник его доходов.

Реформация во Франции.

В 20-е годы XVI века во Франции начали распрост раниться реформационные идеи.

В идейной подготовке Реформа­ции важную роль сыграло гуманистическое

движение. Центром распространения гуманистических знаний с 1530 г. сделалась

Коллегия королевских лекторов в Париже. Под влиянием гуманизма во Франции

задолго до Реформации распространялись идеи реформы церкви. Магистр свободных

искусств Лефевр д'Этапль, сторонник очи­щения церкви, еще в 1512 г. (за пять

лет до выступления Лютера) сформулировал два основополагающих принципа

будущей Рефор­мации — оправдание верой и понимание Священного писания как

единственного источника религиозной истины.

Французское реформационное движение делится на три перио­да. Первый период

(20-е — начало 30-х годов XVI в.) был связан с умеренным распространением

лютеранства (преимущественно в городах). К 20-м годам XVI в. относится первое

выступление богословского факультета Парижского университета — Сорбон­ны —

против ереси. В 1521 г. были осуждены Лефевр д'Этапль и его единомышленники.

Реформационные идеи являлись формой социального протеста для большинства

ремесленников, эксплуати­руемых цеховыми мастерами. Французский король, не

видя в этом движении большой опас­ности, пока занимал позицию веротерпимости.

Второй период (1534—1559) характеризовался решительным выступлением

сторонников новой веры, ростом числа еретиков и постепенным расширением

социальной базы Реформации за счет низшего духовенства. В 1534 г. афиши,

составленные при­верженцами Реформации, были расклеены даже в королевском

дворце. Это выступление, оцененное Франциском I как неслыхан­ная дерзость,

побудило короля отказаться от политики веротер­пимости и принять серьезные

меры. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков и около 300 заключено в тюрьму. В

1536 г. вышло первое издание «Наставления в христианской вере» Кальвина , и

кальвинизм стал вытеснять лютеранство. Успехи нового реформационного учения и

его воинствующий характер заставили Генриха II в 1547 г. учредить «Огненную

палату» для суда над еретиками. Основную массу осужденных составляли черное

духовенство и ремесленники. Преследования лишь усилили тягу сторонников

кальвинизма к организационному объединению. В 1559 г. в Париже собрался

первый синод кальвинистских церк­вей Франции, на котором были представлены

двенадцать кальви­нистских общин, в том числе Парижа, Орлеана и Руана. С 1560

г. Реформация вступила в новую стадию, которая характеризовалась значительным

расширением движения за счет примкнувшего к нему дворянства. Это внесло

существенное из­менение в характер Реформации. Монарх вновь занял позицию

веротерпимости и, более того, склонял папу к умеренной, в духе гусизма,

реформе церкви: он хотел предоставить мирянам право причащаться под обоими

видами, отменить обет безбрачия для духовенства и ввести национальный язык в

богослужении. Такая реформа не ущемила бы материальные интересы монархии,

однако могла умалить авторитет папы, и римская церковь не дала согласие на

преобразования. С 1560 г. начались гражданские, или религи­озные

(гугенотские), войны, составившие третий, самый длитель­ный период

Реформации.

Реформационное движение было неоднородно в социальном отношении. В нем можно

выделить два основных направления — буржуазное и дворянское.

Буржуазное направление в Реформации. В сравнении с дворян­ским буржуазное

направление в Реформации имело более ранние и более прочные корни. Уже в первые

десятилетия XVI в. рефор­мационные идеи, близкие к лютеранству, стали формой

выражения социального протеста для части городского населения, страдавше­го от

эксплуатации и непосильных налогов. Реформационные идеи усваивались главным

образом подмастерьями и наемными рабочи­ми. Обособившиеся в замкнутую

привилегированную группу цеховые мастера в основном держались королевской веры

— католицизма.

В 40-е годы XVI в. в торгово-промышленных слоях города нашел питательную

среду кальвинизм. Кальвинистские идеи отве­чали интересам складывающейся

буржуазии и использовались преуспевающими представителями торгово-

промышленной части города. При этом следует подчеркнуть политическую сторону

использования кальвинизма. Молодая буржуазия тяготилась абсолютной властью

монарха: цеховой политикой, налогообложе­нием, подчинением государственной

системе управления вместо городской. В XVI в. она еще защищала свои локальные

интересы. В стремлении устранить препятствия для своей деятельности буржуазия

под знаменем кальвинизма выступала против абсолю­тизма за сохранение

муниципальных привилегий. Подобная пози­ция толкала буржуазию на объединение

с сепаратистски настроен­ной частью феодальной аристократии и дворянства. В

большинстве случаев этот союз был не очень прочным, инициатива в нем

находилась в руках дворянства, что в значительной степени по­влияло на исход

Реформации.

Особенности социально-политического развития Франции обус­ловили

распространение кальвинизма преимущественно в южных и юго-западных городах

страны, хотя сторонники нового рефор­мационного учения были и в городах

других областей Франции. В юго-западных городах провинций Они, Перигор, Керси

и в Лангедоке сосредоточивалось около 2/3 всех протестантов Фран­ции. К тому

же города Ларошель, Бордо, Монтобан, Тулуза, Монпелье и Ним являлись крупными

торгово-промышленными центрами, социально-экономическое развитие которых

способство­вало обострению борьбы между городской верхушкой и торгово-

предпринимательской частью городов. Внутригородская борьба оправдывала

вмешательство королевской власти и ликвидацию режима коммунального

управления. Так, в Ларошели правление торгово-промышленной олигархии (купцов,

арматоров, домовладельцов, землевладельцев), вызвавшее внутригородскую борьбу

уже в 1535 г., привело к вмешательству Франциска I и к отмене коммунального

управления, место которого заняла постоянная мэрия.

В северных, западных и центральных провинциях Франции одной из причин

распространения кальвинизма была налоговая политика абсолютной монархии.

Особое место в городском реформационном движении занимал плебс. Активность

городских низов наиболее отчетливо проявилась в иконоборческом движении, в

разгроме и грабеже церквей, монастырей в районах Ларошели, в Пуату, Бретани и

Западной Нормандии. Городские низы яв­лялись непременными, иногда главными

участниками волнений в городах Юго-Западной Франции. Их выступления осложняли

борьбу, обнажая социально-экономическую подоплеку Реформа­ции. Но это самое

разрушительное движение не выдвинуло ни собственных руководителей, ни

программ. Оно не было самостоя­тельным. Что касается крестьянства, то оно в

основном оставалось верным католицизму. Во французской деревне реформационные

идеи имели незначительное распространение, и главным образом в Юго-Западной

Франции.

Дворянское направление. Ядром антиабсолютистской оппозиции в целом стала

часть феодальной аристократии при дворе и в про­винции. Опору ее составляли

представители рядового дворянства, еще сохранившие зависимость от аристократии.

Новая централи­зованная система вассальных связей, которую утверждал

абсолю­тизм, нарушала прежний характер вассалитета, ослабляя власть знати в

отношениях между королем и провинциальным дворян­ством, настраивая аристократию

на поиски средств укрепления своего изменившегося положения. Средство для

укрепления своих связей с провинциальным дворянством титулованная знать увидела

в кальвинизме. В 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов часть дворянства

высказалась за право сеньора на выбор религии для себя и своих подданных.

Особенностью этой антиабсолютистской оппозиции являлись разрозненные

выступления дворянства, разделенного на два соперничавших в борьбе за власть

лагеря. Кальвинистский лагерь локализовался преимущественно в юго-западных и

южных облас­тях Франции. Аристократия и дворянство юга видели в

кальви­нистской Реформации средство к улучшению своего экономического

положения за счет секуляризации церковных владений. Привер­женцы этого

феодально-аристократического лагеря назывались гугенотами. Их вождями были

представители боковой линии царствующей династии — ко­роль Наварры Антуан

Бурбон (после 1562 г. — его сын Генрих Наваррский, будущий король Генрих IV)

и принц Конде. Гугенот­скому дворянству противостояло дворянство

католического лагеря, базировавшегося в старинном домене короля — северо-

восточных и центральных провинциях. Входя в Королевский совет и поль­зуясь

преимуществом при назначении на церковные должности

и потому не будучи заинтересованным в секуляризации церковных •земель, это

дворянство считало себя защитником престола и католической веры. Но оно

тяготилось опекой монарха, ревниво относилось к успехам нового дворянства при

дворе и стреми­лось воспрепятствовать централизаторской политике короны.

Вождями этого лагеря были герцог Франсуа Гиз, главнокомандую­щий королевской

армией, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гич. Однако непреодолимой грани

между этими двумя лаге­рями не существовало. В ходе движения многие дворяне

не раз меняли свое вероисповедание, что свидетельствовало о том, что

конфессиональная принадлежность была у них не убеждением, а вопросом тактики

ведения политической борьбы.

Интересы дворян-гугенотов нашли отражение в памфлетах так называемых

монархомахов (тираноборцев), в которых проклами­ровалось право подданных на

свержение и даже убийство монар­хов, забывших свой долг и превратившихся в

тиранов. Из каль­винистского вероучения было взято определение тирановластия,

которое позволило монархомахам обосновать право на свержение тирана,

презревшего волю бога и нарушившего древние привиле­гии и вольности народа.

При этом под «народом» монархомахи понимали феодальную аристократию.

Политическим идеалом монархомахов являлась ограниченная монархия. Автор

известного трактата «Франко-Галлия», представитель «дворянства мантии»

Франсуа Отман (1524—1590), пытался исторически обосновать притязания

гугенотской феодальной аристократии на политическую власть, апеллируя к

далекому прошлому, когда знать принимала участие в выборах монарха. Вместе с

тем как представители при­вилегированного сословия монархомахи защищали свои

классовые интересы перед лицом народных восстаний, солидаризируясь в этом с

дворянами-католиками. «Берегитесь господства черни или крайностей демократии,

которая стремится к уничтожению дво­рян», — подчеркивалось в одном из

памфлетов. Однако в дворян­ском направлении в Реформации прослеживалась и

другая линия, представленная, в частности, убежденными кальвинистами —

ад­миралом Гаспаром де Колиньи и видным военачальником, бли­жайшим

сподвижником Колиньи Франсуа де Лану. Беспокоясь о судьбе страны, Колиньи и

де Лану связывали будущее Франции не только с активностью внешней политики: с

войной против Испании, с поддержкой освободительного движения в Нидерлан­дах,

с колонизацией Америки, — но и с созидательной деятель­ностью дворянства на

государственной службе и на хозяйственном поприще.

Особое место в дворянском направлении занимало духовен­ство, проявившее себя

довольно активно уже во второй период реформационного движения. Судебные

протоколы «Огненной па­латы» Генриха II свидетельствовали о распространении

протестант­ских идей главным образом среди низшего, разночинного по

происхождению духовенства. Своеобразное положение галликан­ской церкви под

патронатом монархии, ослабившее влияние папства, отнюдь не устранило

противоречия в среде французского духовенства. Напротив, вмешательство

монархии в дела галликан­ской церкви и подчинение последней государству

вносили немало осложнений в положение клира, углубляя противоречия между

князьями церкви — крупнейшими феодальными владыками — и мелкими сельскими и

городскими священниками, близкими к народным массам. Церковная политика

монархии разделила духовенство на сторонников и противников королевской

политики. Церковная оппозиция монархии сближалась с папством. Среди тех, кто

поддерживал монарха, не было единства в оценке степени зависимости

галликанской церкви от государства. Вследствие этого сословная программа

духовенства в Реформации не могла быть единой, и потому духовенство не

представляло самостоя­тельного направления в реформационном движении. Папская

ориентация части епископства была близка сепаратистской оппо­зиции феодальной

аристократии, тогда как реформационные идеи части низшего духовенства

объединяли ее с антифеодальными движениями городских низов, а также с частью

кальвинистски настроенной буржуазии.

Гражданские войны. Противоречия между двумя группировками

феодально-аристократической оппозиции, конфессионально разделенной, нашли

воплощение в Амбуазском заговоре (1560), ставшем прелюдией гражданских войн.

Первые вооруженные столкновения между гугенотами и католиками были вызваны

акцией герцога Гиза против гугенотов, собравшихся в Шампани в местечке Васси

в 1562 г. Убийство нескольких гуге­нотов и ранение около 100 участников

собрания всколыхнули всю Францию, положив начало открытой вооруженной борьбе.

В 1570 г. в Сен-Жермене был заключен мир, по которому кальвинистское

богослужение допускалось повсюду, кальвинистам разрешалось занимать

государственные должности. В качестве гарантии исполнения условий мира им были

предоставлены в полное владение четыре города-крепости Монтобан, Коньяк,

Ларошель и Лашарите. Однако гугеноты недолго праздновали победу: 24 августа

1572 г. в день святого Варфоломея началось новое наступление на кальвинистов.

Для этого была использована свадьба Генриха Наваррского с сестрой Карла IX

Маргаритой Валуа. К свадьбе в Париж съехались гугенотская аристократия и

представители рядового дворянства из южных провинций. С санкции Карла IX Гизы

приступили к осуществлению задуман­ной акции: в ту же августовскую ночь

началось избиение застигну­тых врасплох гугенотов. Колиньи был убит одним из

первых. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, перейдя в католи­чество. В

Париже только к полудню 24 августа было убито 2 тыс. гугенотов: дворян, купцов,

ремесленников и даже иностранцев- немцев и фламандцев. Резня

продолжалась несколько дней и перекинулась в провинции.

События в Париже вызвали восстание гугенотского дворянства на юге Франции. В

1575 была создана гугенотская конфеде­рация, которая была воплощением

дворянского политического идеала — ограниченной штатами и знатью монархии.

Помимо королевской санкции на образование гугенотской конфе­дерации

протестантам была предоставлена свобода вероисповедания (кроме Парижа и

территории королевского двора), дано право судиться в своих палатах,

учрежденных в некоторых королевских судах, предоставлены восемь крепостей,

кроме полученных ранее, и право иметь свою армию.

Инте­ресы гугенотов в известной мере были удовлетворены. Однако не был

положен конец войнам.

После 1575 г. острее обнажились политические интересы другого лагеря

феодально-аристократиче­ской оппозиции, представленного католическим

дворянством северных и центральных провинций, вдохновителями выступлений

которого являлись Гизы. Провокаторы массовых убийств гугено­тов, Гизы

посягали на овладение государственной властью, откры­то переходя на путь

антидинастической борьбы. Для этой борьбы Гизам нужна была организация,

аналогичная гугенотской конфе­дерации. Такой организацией стала Католическая

лига, возникшая в 1576 г. Принадлежность к Лиге была объявлена обязательной

для всех католиков. Члены ее должны были повиноваться главе Лиги — герцогу

Генриху Гизу, претенденту на престол Фран­ции.

Католическая лига объединила в своих рядах феодальную аристократию,

дворянство и формирующуюся буржуазию северных и центральных провинций

Франции., Однако этот союз, внешне противостоящий гугенотской конфедерации, а

по существу, дол­женствующий служить политическим интересам Гизов в их

ди­настической борьбе, был непрочным. Несовпадение политических и

экономических интересов рядового дворянства, буржуазии и феодальной

аристократии ослабляло Лигу, сделало возможным использование этого союза

королем Генрихом III (1574—1589) в интересах укрепления монархии: он объявил

себя главой Лиги и отменил эдикт о, свободе вероисповедания.

Позиция Генриха III вызвала протест со стороны гугенотов, поспешивших создать

в Ларошели кальвинистскую унию, которую возглавил Генрих Наваррский.

Кальвинистскую унию поддержали шведский и датский короли, английская королева

и немецкие князья. Появление унии спровоцировало новую войну между католиками

и гугенотами, завершившуюся восстановлением эдикта о свободе вероисповедания.

В 1593 г. Генрих Наваррский принял католичество и в 1594 г. Париж открыл

перед ним ворота. Генрих Наваррский стал королем Франции под именем Генриха

IV (1589—1610), положив начало правлению династии Бурбонов и предопределил

судьбу французской Реформации. Гражданские войны вскрыли все особенности

этого движения: антиреформационную позицию монархии, антиабсолютистский

характер выступлений феодально-аристократического лагеря, использовавшего

кальвинизм в сепаратистских интересах; слабость формирующейся буржуазии,

выразившуюся в том, что представи­тели поднимающегося класса защищали

средневековые муници­пальные привилегии и дали увлечь себя дворянству; силу

народных масс, выступления которых оказали наибольшее влияние на ход событий

в самый решающий момент гражданских войн.

Нантский эдикт 1598 г. Умный и осторожный политик Ген­рих IV начал с

примирения враждующих сторон. Его политика компромисса была продиктована

трезвой оценкой социально-по­литической ситуации в стране. В 1598 г. был

заключен мир с Испанией и издан Нантский эдикт, который объявил отныне

католи­чество официальной государственной религией и в то же время сохранил за

гугенотами право вероисповедания (кроме Парижа). Католическое духовенство

получило прежние права и имущество. Кальвинистам разрешалось занимать

государственные должности наравне с католиками. Кроме того, гугеноты получили

право созывать политические собрания, организованные по образцу Генеральных

штатов, и иметь при королевском дворе своих пред­ставителей для сношений с

королем; в качестве гарантии испол­нения эдикта им было отдано около 200

крепостей, главными из которых были Ларошель, Сомюр и Монтобан. Эти права

представ­ляли собой «королевскую милость» — они жаловались на опреде­ленный

срок, по истечении которого подлежали продлению или отмене.

Заключение

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила

внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам

буржуазной морали божественную санкцию.

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских

стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской

церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17

век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются

условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении

мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально -

политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не

совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве,

Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные

горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от

авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию -

религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать

ему, как следует жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества -

независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и

ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей

выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Литература

1. Философский словарь. - М., 1986 г.

2. Всемирная история: ( учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.

3. История философии в кратком изложении. /Пер. С чешского под ред. И.И.

Богута - М: Мысль. 1995 г.

4. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996 г.

5. Лютер. Избранные сочинения. - СП-Б. 1994 г.

6. Соловьев. Прошлое токует нас: (очерки по истории философии и культуры). -

М: Политиздат. 1991 г.

7.Некрасов Ю.К. Реформация и крестьянская война. Вологда, 1984

8. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская

война. 1955

9. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационные движения в Германии. М.,1978

10. Чистозвонов А.Н. Реформация как фактор Германской XVI // Средние века.

М.,1985 вып.48

11. Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин, его жизнь и деятельность. СПб., 1891

12. Порозовская Б.Д. Ульрих Цвингли , его жизнь и деятельность. СПб., 1892

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты