Реферат: Реформация

централь­ной фигурой всеобщего народного подъема. Среди более активных и

радикальных слоев бюргерства нарастало недовольство намере­нием Лютёра

ограничить Реформацию, лишь областью религиозно­го учения и держаться в

стороне от политической борьбы.

Народное направление в Реформации. Томас Мюнтер.

Настоящим же показателем раскола лагеря Реформации являлось определившееся и

оформившееся в эти годы ее народное направления. Выразителем народного

революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер.

Мюнцер родился, по-видимому, около 1489 г. в городке Штольберге в Южном

Гарце. Отец его, возможно, был мастером монетного дела. Мюнцер учился в

университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, получил степень бакалавра

богословия. Впервые годы Реформации Мюнцер выступает приверженцем и

сторонником Лютера.

Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и

проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только обнаружил в

совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и

решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций,

привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои насе­ления и

вкладывая в понимание Реформации новое, революцион­ное содержание.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер, обратил

реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких

эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья

церкви. Пик этой революционной борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-

1526 гг.).

Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были

наиболее определённо изложены в “12-ти статьях” и в “Статейном письме”.

Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В

нём, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости

духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об

уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в

управлении и судах и т. д. Содержание “Статейного письма”, вышедшего из

ближайшего окружения Т. Мюнцера, было куда радикальнее. Авторы этого письма

заявили, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем

крестьянским общинам надо объединиться в “христианский союз и братство”,

сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы,

создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В “христианском

союзе и братстве”, который должен будет охватить всю страну, установится

справедливый общественный строй; его принципом явится служение “общей

пользе”. Поскольку “Статейное письмо” задачу учреждения такого союза

связывало с народными массами, постольку вполне логично допустить, что в них

оно видело и носителя власти при новом социальном порядке.

Мысль о том, что власть следует передать простому народу, шла, несомненно, от

Т. Мюнцера, по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические

цели и он движим общими интересами, стремится к “общей пользе”. Т. Мюнцер

прорицал лютеровское понимание существовавшего светского государства как

организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов

“гражданское единство” между разными конфликтующими слоями общества с их

различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что М. Лютер,

обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел

религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного

государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради

поддержания “гражданского единства”, а в целях удовлетворения своих корыстных

партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то

государство, которое сообразует своё бытие с общей целью мирового развития,

целью всего сущего.

Для того, чтобы сбросить “безбожников с трона правления” и выдвинуть на их

место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру,

неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья

грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден

прибегнуть к мечу, ибо ему придётся защищать власть общественного целого над

эгоистическими социальными группировками.

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождём и не предрешал в

деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в

обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и

субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки

республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим

представлениям таборитов. Отчётливо было сформулировано им требование

обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной

политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными

массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства

правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного

действия он стремился к практическому воплощению на земле “царства Божьего” -

общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий,

ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и

чуждой им государственной власти.

Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей

он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение

его повседневных нужд. Напа­дая на собственность и отвергая частные интересы,

Мюнцер прак­тически имел в виду ту собственность, которая являлась исходным

пунктом угнетения народа и «шкуродерства», т. е. собственность крупных

землевладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокрестьянской

собственности Мюнцер, наоборот, считал необ­ходимым условием освобождения

бедного человека от феодально­го подчинения и его возвышения к «истинной»

вере. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьян­скую

собственность от посягательств крупных феодалов.

Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борь­бе против

эксплуататоров сделала его вождем крестьянско - плейбейского лагеря, который

рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.

Начало крестьянской войны.

Общественное движение в Германии XVI в. достигло своего кульминационного

пункта в Крестьянской войне 1521-1525гг. Волнения, начались на юго-западе

Германии в июне 1524 г. Быстро обнаружилась связь мятежных крестьян с

реформационным движением в городах.

Большинство крестьянских руководителей в этом первом райо­не восстания были

склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной

тактики. Однако пропаганда связан­ных с Мюнцером анабаптистов стала

организующим фактором стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений.

Статейное письмо. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или начале

1525 г. была составлена Первая программа рево­люционного крестьянства —

«Статейное письмо», послужившее введением ко всем разнообразным требованиям и

жалобам крестьянских общин.

Так как до настоящее времени, — говорится в этом докумен­те — на бедных

простых людей городов и деревень... налагались большие тяготы со стороны

духовных и светских господ и властей, которых те и мизинцем не трогали, то из

этого следует, что по­добного бремени и отягощения невозможно ни переносить,

ни тер­петь, если только простои бедный человек не хочет пустить совсем по

миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства.

Объединившемуся народу, говорится далее, необходимо «освободиться полностью».

Мирное решение этой задачи допускалось бы только в том случае, если бы все

объединились в целях переустройства жизни на основе принципов «общей пользы».

В условиях же существования указанных тягот дело не обойдется без

кровопролития.

Дальше говорится, что все, кто уклонился и отказался вступить в братское

объединение и заботиться об «общей пользе», должны быть поставлены вне

общества. Те, которые не служат общей пользе, сами не должны пользоваться

услугами других членов общест­ва. Их следует считать отторгнутыми членами,

они должны быть подвергнуты «светскому отлучению».

В силу этого все замки знати и все монастыри, являющиеся источником

предательства и народного гнета, должны быть немедленно объявлены в «светском

отлучении». Только там, где дворянство, монахи или священники откажутся от

особого положе­ния, направятся в обыкновенные дома, как другие «чужие люди»,

и захотят вступить в братское объединение, они должны;

быть дружески и добровольно приняты вместе со своим имуществом и получать

все, что полагается им по «божественному праву».

Документ не содержит никаких конкретных предложений по, разрешению спорных

вопросов с господами и никакой просьбы об­легчения тягот. Его составители

заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении

зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и

установит тот порядок, который он считает справедливым, пола­гая, что и все

прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно «божественному праву». В

основу этой программы поло­жен принцип передачи власти народу т. е. тот

принцип , на кото­ром настаивал Мюнцер.

Борьба восставших крестьян против реформации. На юге Германии стихийно

образовалось большое число отрядов восставших крестьян. Господская партия

(местные фео­далы, верхушка городов и австрийские власти) стремилась разложить

ряды восставших путем переговоров и словесных обещаний. Многие вожаки отрядов

оказались столь наивными, что поверили господам. Однако группы восставших

отвергали подобные попытки господ и призывали крестьянские массы к борьбе. Эти

группы не были объединены—и неодинаково представляли себе цели борьбы, но

следовали призывам «Статейного письма».

С начала 1525 г. восстание перекинулось на Верхнюю Швабию,

образо­вались крупные крестьянские отряды. Внушительные силы повс­танцев

располагались, непосредственной близости от центра Швабского союза — города

Ульма. Здесь велась пропаганда умеренности и мирной тактики , а некоторые

руководители начали переговоры с господами и заключили перемирие на которое

господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отря­дов,

смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьян­ские массы разоряли

замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов.

Реферат: Реформация

В кругах руководителей была составлена сводка крестьянских требований. Так

возникла ставшая знаменитой программа «12 статей». Как во вве­дении, так и в

самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении только к

смягчению феодального гне­та.

«12 статей» получили большое распространение среди восставших крестьян были

напечатаны и сделались их официальной прог­раммой. Однако намерения

составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами

не увенчались успе­хом. Крестьянские массы сочетали конкретные требования «12

статей»

с революционной тактикой «Статейного письма». Таким образом, «12 статей»,

несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной

борьбы.

Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах.

Восставшие крестьяне. Заглавный лист брошюры

“12 статей”

Господа выражали опасение, что дальней­шее успехи революционных сил приведут

к отпадению и средних слоев горожан, а это приведет к подрыву мощи всей

княжеско-феодальной системы.

Военные силы Швабского союза возглавил трухзес (название придворной должности

стольника в Германии) Георг фон Вальдбург. В первые же дни апреля юн перешёл

в наступление и начал по одиночке рассеивать крестьянские отряды. Некоторые

из них оказали войскам союза серьезное сопротивлением. Спасло его лишь то,

что ему уда­лось дезориентировать крестьян переговорами с отдельными

вожа­ками отрядов и действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол

в ряды восставших. К концу апреля 1525г. основ­ные силы крестьян были

разбиты, после чего фон Вальдбург смог направить свои войска на север

Германии.

Завершение Крестьянской войны и причины поражения.

Начальные очаги Крестьянской войны были подавлены к началу лета, волнения

продолжались по всей Вёрхней Германии. Войскам Швабского союза приходилось то

и дёло сталкиваться с сопротивлением. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды

восставшие были разбиты. Мюнтер был схвачен и подвергнут жестокой пытке в

присутствии князей, но никого из своих сторонников не выдал. После пыток он

был казнен.

Реферат: Реформация

.Замечательным предводителем восставших крестьян Тироля, боевые действия

которых

Расправа с восставшими крестьянами. (Гравюра XVIв)

продолжались в 1526 г. и позже, был Михаил Гайсмайер революционер и

мыслитель. В начале 1526 г. Гаисмайер составил для Тироля «Земское

устройство» — программу коренных политических преобразований, один из

выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель этой программы

установление в Тироле народной республики на глубоко дёмократичёской основе.

Наряду с общими антифеодаль­ными требованиями «Земское устройство» Гайсмайера

содержало пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет де­сятины,

о роспуске монастырей и превращении их зданий в гос­питали и приюты для

детей. Предусматривалось, что государство, устранив и истребив господ и

угнетателей народа, должно будет запретить крупные купеческие компании и

развить большую хозяйственную деятельность по организации горного дела, по

подъ­ему сельского хозяйства и развитию новых культур, по строитель­ству

дорог и мостов. Государство должно регулировать исполь­зование полей, лугов и

недр земли. Принципы, лежащие в основе программы Гайсмайера, восхо­дят к

положению Мюнцера о том, что «власть должна быть от­дана простому, народу» и

лозунг «общей пользы» есть требование устранения всех, господ и угнетателей

народа

Причины поражения Крестьянской войны. С подавлением восстания в Тироле

завершился последний акт Крестьянской войны. За победителями неизменно шли

палачи. На крестьян, оставшихся в живых, налагались огромные контрибуции,

совер­шенно их разорявшие.

История Крестьянской воины, образующей вместе со всем общественным движением

эпохи Реформации первый этап бур­жуазной революции в Европе, показывает, что

главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь.

Поражение восставших крестьян имело тяжелые последствия для всего немецкого

народа.

Причину поражения великого восстания немецкого крестьян­ства в XVI в. Энгельс

видел в разрозненности крестьянских вы­ступлений и неумении всех слоев

оппозиции возвыситься над» местными и провинциальными интересами, в том, что

«...даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли

объединиться для совместных действий...».

Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и го­родским плебсом

стояли две главные задачи: 1) ликвидация фео­дальной эксплуатации; 2)

преодоление политической раздробленности страны. Положительное решение этих

задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного

развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немец­кого

бюргерства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в

антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий показал, что,

несмотря на объективную заинтересованность "Передовых элементов бюргерства

(уже в какой-то мере обуржуазившихся) в победе над феодализмом, в целом оно

ока­залось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться

от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы

выступить руководителем всех антифеодальных сил.

Аугсбургское вероисповедание.

В начале Крестьянской войны Лютер призывал крестьян и господ к взаимным

уступкам. Он специально ездил в Тюрингию, чтобы силой своего авторитета

заставить восставших отказаться от вооруженной борьбы. Однако это ему не

удалось — радикальные идеи Мюнцера вызывали в Тюрингии большой отклик.

Убедив­шись в безрезультатности своих усилий, Лютер окончательно выбрал

сторону тех, кто любыми средствами готов был подавить крестьянскоё движение.

Он пишет печально известный памфлет «Против разбойничьих а грабительских шаек

крестьян», где пов­станцам посвящены, например, такие слова: «Каждый, кто

может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же как убивают

бешеную собаку». С этого момента Лютер окончательно связывает свою судьбу с

самой консервативной — княжеско-бюргерской — линией в Реформации.

Разгром радикального крыла Реформации во главе с Мюнцером способствовал

дальнейшему распространению лютеровского учения. Во многих городах Германии

закрываются монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону

Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в

секуляризации церковных владений. Первым из них стал великий магистр

Тевтонского ордена Альбрехта. Весной 1525 г. он рас­пустил Орден, провел

секуляризацию своего княжества и принял титул гёрцога Прусского.

Князья, поддерживавшие Реформацию, стали решительно проводить секуляризацию. Их

пример мог стать слишком притягательным и для тех, кто пока еще поддерживал

католическую церковь. Поэтому католическое большинство на рёйхстаге 1529 г.

потребовало прекратить се­куляризацию и подтвердило Вормсский эдикт. Сторонники

Лютера заявили протест, отчего их стали называть протестан­тами .На

следующий год на рейхстаге в Аугсбурге ближайший со­ратник Лютера, известный

гуманист, ученый и теолог Филипп Меланхтон_(1497—1560), представил императору

систематическое изложение основ реформированного христианства, известное под

названием «Аугсбургское вероисповедание». В этом документе на­ряду с положением

о том, что князь, а не папа является главой церкви устанавливалась 'обрядовая и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты