Реферат: Реформация

внешняя сторона лютеран­ского культа.

Обрядность была создана в духе буржуазного требования «дешевой церкви».

Упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей;

вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой

боль­шое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только

два — таинство крещения и причащения. Самый факт соз­дания церкви и церковной

организации верующих свидетельство­вал об отступлении Лютера от

первоначального принципа «оп­равдания только верой».

«Аугсбургское вероисповедание» было составлено так, что все еще оставались

возможности искать пути к компромиссу с католической церковью. Однако

рейхстаг решительно отверг учение протестантов и потребовал привлечь их к

имперскому суду. Назревал вооруженный конфликт.

Реформация в Швейцарии

Предпосылки Реформации в Швейцарии. К началу XVI в. го­рода заметно

усилили нажим на свои сельские округи, на союзные земли и фогтства, урезая их

административно-судебные права и вольности. В отдельных случаях крестьяне

добивались своих це­лей. Берн в конце XV в. отменил в сельских областях серваж,

унифицировал статус разных групп крестьян. В целом социально-экономическое

развитие порождало осложнения и конфликты, обстановка в стране накалялась.

Последние десятилетия XV и на­чало XVI в. отмечены цепью волнений и восстаний

из-за наемни­ческих пенсий, злоупотреблений властей в городах и сельских

округах. В 1513—1515 гг. прошла серия восстаний против корруп­ции властей

кантонов Цюрих, Люцерн, Золотурн и других, их зло­употреблений с пенсиями,

выплачивавшимися вербовщиками семь­ям погибших наемников.

Продолжался нажим кантональных властей на церковь. В кон­це XV в. они

присвоили себе функции назначения священников, установления им оплаты,

распоряжения некоторыми церковно-монастырскими землями. Однако решение

религиозного вопроса в целом в разных кантонах оказалось различным.

В лесных кантонах патриархальный традиционализм, особенно широко развитое в

них военное наемничество, влияние главных католических вербовщиков — Франции,

Габсбургов, папы римско­го — стабилизировали социально-экономический застой и

католи­цизм. Лесные кантоны остались в стороне от Реформации.

Иная обстановка сложилась в большинстве городских канто­нов и близких к ним

по уровню развития союзных землях. В них пробивались ростки раннебуржуазных

отношений, усиливалась оп­позиция обуржуазившихся слоев бюргерства к правящей

патри-цианско-цеховой олигархии. Военное наемничество прогрессивные

социальные слои расценивали как отвлечение рабочих рук, препят­ствие для

развития производства, источник коррупции властей и обогащения остатков

враждебного городам дворянства. Успехи гуманизма, светского образования

подрывали и без того поколеб­ленный авторитет католицизма. Интересы этих

слоев органично вписывались в прогрессивные тенденции социально-

экономического развития Европы. Среди них зрели идеи выхода за узкие рамки

отдельных кантонов, превра­щения Швейцарии в территориально более широкую

федерацию под эгидой Цюриха и Берна, Оплотом гуманизма и светской куль­туры

стал Базельский университет. В первой трети XVI в. с ним связывались имена

Эразма Роттердамского, Себастьяна Бранта, Беатуса Ренануса. Близкие к ним

издатели Фробен и Амербах публиковали труды гуманистов, а затем и

реформаторов.

Ульрих Цвингли и его учение. Ульрих Цвингли, сын зажиточ­ного сельского

старосты, родился в 1484 г. Окончил латинскую школу в Берне. Прошел курс

обучения в Венском и Базельском университетах. Установил прочные связи с

Эразмом Роттердам­ским и другими гуманистами. В 1506 г. он стал священником в

Гларусе, в 1515 г. как полковой священник был свидетелем битвы при Мариньяно.

Тяжелые впечатления от нее укрепили у Цвингли отвращение к военному

наемничеству. Уже в 1516 г. он начал высказывать отдельные реформационные идеи.

Окончатель­но принять реформацию его побудило выступление Лютера в 1517 г.,

знакомство с сочинениями великого германского рефор­матора. В 1519 г. Цвингли

был приглашен священнослужителем в собор Цюриха. Здесь он начал свою

реформационно-проповедни-ческую деятельность. Богословская доктрина Цвингли

впитала в себя ряд общереформационных положений: признание Священно­го писания

главным источником божественной истины, отрицание церковной иерархии,

монашества, целибата и др.

Если Лютер на первое место ставил тезис об оправдании ве­рой, был склонен

делить сферы жизни человека на мир внешней и внутренней религиозности,

отличался жесткостью и прямотой в своих определениях, то для Цвингли

характерны большая тер­пимость, гуманность, определенная диалектичность. Его

философскому принципу было присуще не механическое разделение кате­горий, а

их синтез. Природа и общество, естественное право и божественное право,

познание и вера для него были не противо­положностями, а разными сторонами

глобального явления. Отсюда его тезис: «Верю, чтобы познать».

Знакомство с теорией евхаристии (таинство причастия) нидер­ландских

богословов Вессела Хансфорта и Корнелиса Хуна, соб­ственные размышления

побудили Цвингли увидеть в евхаристии лишь акцию напоминательного значения о

жертве Христовой.

Центральное место в доктрине Цвингли занимала идея божест­венного провидения;

божественное предопределение рассматрива­лось как ее составная часть. Оно не

персонифицировано и может распространяться на всех подлинных членов истинной

церкви. Такие и подобные им трактовки, республиканский дух цвинглианства и

предопределили расхождения между Цвингли и Лю­тером.

Исходный тезис социально-экономического и этического уче­ния Цвингли гласил:

все, чем владеют люди, в том числе и богатст­во, есть милость божия, и надо

суметь этим благочестиво рас­порядиться. Лишнее нужно отдавать безвозмездно

навсегда или на срок. Но в человеческом обществе властями узаконена частная

собственность, ссуды под проценты. Эти нормы надо выполнять. Крестьянина не

должно обременять личной несвободой, но он обя­зан безропотно нести

установленные повинности, наемный работ­ник — добросовестно трудиться, а

должник — платить проценты.

Нерабочими днями являются лишь воскресенья, и предназна­чены они не для

пьяного разгула, безделья, а для молитвы, вос­питания детей в духе истинной

веры и благонравия. Такие нормы отвечали чаяниям прогрессивного бюргерства,

нарождающейся буржуазии, обеспечивали покорность трудового люда.

Необходимость государства и законов Цвингли выводил из признания библейской

традиции о первородном грехе и грехов­ности общества. Светские власти и

законы созданы по господней воле для пресечения пороков и преступлений. Но

они праведны лишь постольку, поскольку выражают и осуществляют

предначер­тания законов божественных. В противном случае они становятся

беззаконием, а власти подлежат отрешению и замене. Следуя по­литическим

взглядам Аристотеля, реформатор лучшей формой го­сударства считал

аристократическую. Цвингли учитывал и швей­царские политические реалии. В

условиях формального ежегод­ного «переизбрания властей народом» на первый

план выходило не тираноборчество, а создание, опираясь на народную поддержку

и с участием цвинглианской церкви, такого аппарата светской власти и форм ее

функционирования, которые бы соответствовали божественным законам. На этом

тернистом пути Цвингли, как и всем реформаторам, пришлось не раз вступать в

острые конфлик­ты с властями и терпеть горькие неудачи.

Цвинглианская реформация в Цюрихе. Учение Цвингли на­шло живой отклик

среди бюргерства, городского плебса, а также крестьянства кантона Цюрих и его

фогтств. В 1522 г. магистрат отменил посты, безбрачие духовенства, порвал связи

с епископом Констанцским. В своих январских «67 тезисах» 1523 г. Цвингли

заявлял о готовности передать дело реформы в руки магистрата, отрицал всякие

притязания на светскую власть, выражал согласие идти на уступки в вопросах о

феодальных повинностях крестьян. Он соглашался вести переговоры о крещении

детей, формах причастия с оживившимися в Цюрихе анабаптистами. Магистрат вел

себя осторожнее. В 1523 г. проводилась секуляризация церковно-монастырских

имуществ в кантоне, постепенно закрывались монастыри. Повинности бывших

монастырских крестьян остались неизменными, но использовались на нужды

городской благотвори­тельности. Этим вбивался клин недовольства между

крестьянами и городским плебсом.

Цвингли вышел победителем из двух религиозных диспутов 1524 г. Реформация в

Цюрихе успешно развивалась в духе его учения. Прекратилось служение мессы,

иконы и предметы культа были удалены из церквей, светские лица получали

причащение под обоими видами. Проводились некоторые социально-полити­ческие

реформы в духе цвинглианства, например запрет военного наемничества и

получения пенсий от иноземных государей. Боль­шинство мест в магистрате

перешло к представителям прогрессив­ных слоев бюргерства и цехов.

Цвинглианство объявлялось обяза­тельным для всех жителей кантона. Проводил

эти меры и контро­лировал их исполнение магистрат, однако не без споров и

конф­ликтов с церковью. Противники Цвингли приписывали ему стрем­ление

узурпировать светскую власть. Отвергая эти упреки, Цвинг­ли заявлял, что он

имеет целью лишь «духовное узаконение государства» посредством тесного

контакта властей Цюриха с ним как с «уполномоченным проповедником».

К 1526 г. Реформация завершилась в Цюрихе, но продолжала рас­пространяться по

стране и к 1528 г. победила в Берне и Базеле. Берн сделал известные уступки

крестьянам своей округи, более де­мократическим по составу стал его

магистрат. Политический строй и порядки в Базеле остались неизменными.

Цвинглианство востор­жествовало также в Шаффхаузене, Санкт-Галлене, Гларусе,

здесь города стали насаждать его в своих сельских округах и фогтствах.

Конфессионально-политический раскол Швайцарии достиг преде­ла. Сложились

протестантский союз (Цюрих, Берн, Шаффхаузен, Констанц) и католический (Швиц,

Ури, Унтервальден, Люцерн и Валлис), заключивший соглашение с Австрией.

Окрыленный успехами Цвингли мечтал о создании в центре Европы сильной

федерации из протестантских кантонов и импер­ских княжеств. В 1529 г. в

Марбурге была организована встреча заинтересованных сторон для решения этого

вопроса, но она за­кончилась неудачей. Лютер упорно отстаивал свои

религиозно-политические взгляды и отказался пойти на компромисс с Цвинг­ли.

Не желая медлить, Цвингли в том же году двинул к Каппелю хорошо

организованную армию с целью сломить католический союз кантонов и добился

успеха. В 1529 г. по «Белому миру» союз католических кантонов с Австрией был

расторгнут, а в сов­местно управляющихся фогтствах стала проводиться

Реформация. Тем не менее вражда сохранилась. Осложнилось положение Цвингли в

самом Цюрихе, где враги обвинили его в узурпации власти. Вторая Каппельская

война 1531 г. ставила задачу уничтожить союз католических кантонов, но

решающая битва закончи­лась разгромом войск Цвингли и его гибелью.

По второму Каппельскому миру 1531 г. союз протестантских кантонов был

распущен. Для других земель устанавливалось пра­вило — «чья власть, того и

вера», на практике означавшее возврат ряда областей к католицизму. Центр

реформационного движения сместился на юго-запад Швейцарии.

Кальвинистское вероучение и церковь. В своем вероучении Кальвин не только

использовал общереформационные положения. Во многом он дополнил их, а также

довершил разработку ряда вопросов, поставленных его предшественниками, или

по-новому расставил акценты. Лютер и Цвингли сформировали в основных чертах

теорию божественного предопределения. Кальвин сделал акцент на его абсолютности

и неизменности. Одни априорно осуж­дены богом на погибель, другие предызбраны к

вечному спасению, при этом господь может выносить свой приговор не только в

от­ношении отдельных лиц, но даже целых народов. Бесполезно та кие решения

отгадывать, нельзя их изменить показной набож­ностью, добрыми делами и прочими

способами. Лишь внушенное святым духом неотступное следование канонам

кальвинизма, доб­родетельная и деятельная жизнь «во славу божию» могут

воспри­ниматься как признак предызбранности к вечному блаженству.

Такая постановка вопроса устраняла фатальность, пассивность, вселяла надежду

и даже убежденность у кальвиниста, что он яв­ляется избранником божиим,

побуждала прилагать все силы и энергию для выполнения своего долга. В этом

проявлялась неза­висимая от воли самого человека, заложенная в нем

божествен­ность. Характеризуя материальную подоплеку учения Кальвина о

божественном предопределении, Энгельс подчеркивал: «Его учение о

предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и

конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства

отдельных лиц, а от обсто­ятельств, от них не зависящих»'.

В органической связи с учением о предопределении находилась вся теологическая

система социально-экономических и этических норм кальвинизма. Собственность

(владение), как и все сущее на земле, есть дар божий. То, чем владеют люди,

должно оценивать­ся как милость божия, использоваться на общее благо.

Обязан­ностью владельца является бережливость, приумножение владения «на

благо общине». Кто этого не делает по нерадению или неуме­нию, тот нарушает

божественные заповеди. Богатство духовное выше богатства земного. Бог может

дать его и взять обратно. Если же владелец утратит его из-за греховных

побуждений и обанкро­тится, его должна постигнуть и мирская, и духовная кара.

В то же время богач, охваченный корыстью и видящий в богатстве зем­ном идола,

утрачивает покровительство божье. Однако бог испы­тывает людей не только

богатством, но и бедностью. Бедняк дол­жен нести свое бремя с достоинством.

Бедность не равнозначна, однако, святости, а бедняки, ставшие бродягами,

попрошайками и ворами, утрачивают защиту господню, являются преступниками.

Труд земной есть божий дар, и его главная цель — поддерживать жизнь общества,

охранять и приумножать дары земли. Поэтому самый достойный труд —

крестьянский. Лень — величайший по­рок. Дни отдыха — лишь воскресенья и пять

крупных праздников в году. В духе времени Кальвин содействовал даже попыткам

соз­дания кальвинистской колонии в Бразилии «для распространения истинной

веры».

Военное наемничество, как богопротивное, запретили.

Большое внимание Кальвин уделял проблемам государства. Человек и общество

грешны и порочны. Чтобы разумно, по боже­ственной воле управлять ими,

существуют государство, светские власти. Им даны меч и право, исходящее из

божественных зако­нов, что обеспечивает подлинный авторитет светским властям,

ко­торым люди обязаны повиноваться. Власть государя ограничена божественным

промыслом и необходимостью обеспечивать благо его подданных. Нечестивых

государей, тиранов постигает кара божья, могущая проявиться и в восстаниях

народа. Но это был лишь общий постулат, заимствованный Кальвином из Библии,

при­званный служить отвлеченной угрозой безбожным и тираническим правителям.

На практике Кальвин проявлял большую осторожность в трактовке права на

сопротивление тирании. Оно, по мнению Кальвина, принадлежало только

нижестоящим властям, сословно-представительным учреждениям. Сначала надо было

исчерпать все меры легального и пассивного сопротивления, а насилие применять

лишь как исключительную меру. Просьбу гугенотов в 1560 г. под­держать их план

заговора против короля Франции Кальвин на этом основании отверг. Концепция

государства у Кальвина основы­валась на французских реалиях. Уступки,

делавшиеся в Же­неве, определялись местной спецификой. Лучшей формой

государ­ственного правления Кальвин считал олигархию, худшей — де­мократию.

Кальвин поставил целью любой ценой сохранить духовную независимость церкви от

государственной власти. Она должна по­могать церкви и охранять ее доктрину,

служителям же церкви над­лежит молиться за нее, не вмешиваться в ее дела.

Властям необ­ходимо также внимать советам служителей церкви, насаждающих

слово и законы божьи. На практике такой гармонии достигнуть не удалось.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских осно­вах. Во главе общины

стояли старшины, избиравшиеся из числа богатых светских лиц, и опытные

проповедники-министры, полу­чавшие скромную фиксированную оплату. Этот совет

(консисто­рия) ведал всей религиозной жизнью общины, рассматривал дела,

связанные с проступками против религии и морали. Вопросы о догматах

кальвинизма решались на особых собраниях минист­ров — конгрегациях, позднее

превратившихся в местные, а затем и «национальные» синоды. Основной их

задачей являлась борьба с отклонениями от ортодоксальной доктрины и ересями.

Дьяконы ведали сбором и расходованием средств на нужды церкви и

бла­готворительность.

Историческое значение и судьбы швейцарской реформации. Швейцарский союз,

продолжая в XVI в. формироваться в самосто­ятельное государство, органически

вписывался в складывавшуюся систему европейских держав с присущими ей

процессами взаимо­связей и взаимовлияний. Поэтому и Реформация в Швейцарии

составляла часть широкого и многоликого реформационного дви­жения,

распространившегося, хотя и в разной мере, в большинстве европейских стран.

Цвинглианство, выражавшее собственно швейцарские потреб­ности, весьма

энергичное на начальном этапе, потерпело в итоге поражение. Попытка его выйти

за пределы Швейцарии и дать иде­ологическое знамя новой федерации

реформированных швейцар­ских кантонов и имперских княжеств потерпела крах.

Неблагоприятно складывалась и внутренняя обстановка. Известные успехи

промышленности и ремесла, сельских промыслов и кредита, воз­никновение

раннебуржуазных торгово-промышленных компаний и банков имели слабую общую

базу, хозяйственная конъюнктура от­личалась неустойчивостью, капиталов не

хватало, предпринима­тельством занимались преимущественно выходцы из Франции

и Северной Италии. Подъем сменился спадом, а затем и кризисом. Успехи более

динамичного кальвинизма сузили зону распростране­ния цвинглианства. Реальная

действительность требовала приспо­собления к новым условиям. Преемник Цвингли

— Буллингер — пошел по такому пути, делая уступки Кальвину. Это нашло свое

выражение в текстах общего символа веры (1549).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты