Реферат: Реформация

Иначе сложились судьбы кальвинизма. Женева была для него лишь обусловленным

рядом причин трамплином. Будучи объектив­но религией самой смелой части

тогдашней буржуазии, кальви­низм во всех своих социально-идеологических

приоритетах, поведенческих нормативах, моральном кодексе выражал потреб­ности

не швейцарской кантональной провинциальности, а обще­европейского

исторического процесса. Поэтому в противополож­ность цвинглианству он вышел

на европейскую арену. В усло­виях острого противоборства между силами

прогресса и фео­дальной реакции республиканизм и организационные принципы

кальвинизма использовались французскими дворянскими гугенота­ми для борьбы

против абсолютизма, польскими панами — для атак на королевскую власть. Вместе

со своими адептами кальви­низм перемещался и в колониальные владения

европейских стран.

Реформационное движение в Нидерландах

Усиление феодально- католической реакции. В XV в. значительная

часть нидерландских земель входила в состав герцогства Бургундского. Его

длительная борьба с Францией за гегемонию в регионе завер­шилась поражением

бургундской армии в битве при Нанси в 1477 г. (см. т. 1, гл. 9). Массовые

восстания в Бургундии принуди­ли наследницу престола Марию Бургундскую издать

Великую привилегию, восстанавливавшую попранные Карлом Смелым при­вилегии

страны, а для укрепления своего положения вступить в брак с Максимилианом

Габсбургом, который позднее стал герман­ским императором. Нидерландские земли

оказались в династиче­ской зависимости от Габсбургов. В XVI в. император Карл V

Габсбург распространил свою власть на новые области—Фрис-ландию, Утрехт,

Оверэйссел, Хронинген, Дренту и Гелдерн. По Аугсбургскому миру 1548 г. и

Прагматической санкции 1549 г. 17 областей Нидерландов: Артуа, Эно (Геннегау),

Люксембург, Намюр, Фландрия, Лимбург, Турне, Мехельн, французская Фланд­рия

(Лилль, Дуэ, Орши), Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрислан-дия, Гелдерн,

Оверэйссел (с Дрентой) — в качестве неделимого наследственного округа

включались в империю на условиях выплаты ими символической квоты имперского

налога. Епископ­ство Льежское пользовалось особым самостоятельным правовым

статусом. После раздела империи в 1555 г. Нидерланды отошли под власть короля

Испании

Филиппа II.

В первой половине XVI в. в Нидерландах быстро шло разложение феодальных

отношений, развертывался процесс пер­воначального накопления и зарождались

капиталистические формы хозяйства. На их небольшой территории к этому времени

имелось около 300 городов и свыше 6500 деревень с населением примерно в 3

млн. человек. Нидерланды часто называли «страной городов». Бедствия эти

усугубляла хищническая политика иноземных монархов. Они хозяйничали в стране

и давили ее налогами, разо­ряли династическими войнами, поддерживали

внутреннюю реак­цию — феодальную аристократию, католическую церковь, а в

городах — верные им и католицизму правящие фракции патри-цианско-цеховых

олигархий. Это вызвало раскол. Менее покорные патрицианские группы

обособлялись, тайно склонялись к ереси. Нарождавшиеся новые классы —

буржуазия и мануфактурный пролетариат — болезненно испытывали на себе

последствия реакционной политики иноземного абсолютизма. Острые социаль­ные

конфликты становились неизбежными. Они вылились в ряд восстаний. Наиболее

крупными были народное движение 1534— 1535 гг. в северных провинциях под

руководством революционных анабаптистов и Гентское восстание 1539—1540 гг.

Оба они отли­чались большой остротой и сложностью социальных противоречий,

которые сказались и в годы революции.

Политика Карла V характеризовалась нараставшей реакцион­ностью. С 1521 г.

стали издаваться особые законы — «плакаты» — против еретиков, был учрежден

трибунал инквизиции. После массовых народных выступлений 1534—1535 гг.

преследования еретиков становятся особенно жестокими. Беспрерывные

династи­ческие войны с Францией подорвали финансы Нидерландов. Если для Карла

V Испания была важной составной частью его владе­ний, то для Филиппа II она

стала главнейшей. Вся политика Филиппа II определялась интересами испанского

дворянст­ва, стремившегося к беспощадному ограблению подвластных стран.

Для достижения своих целей Филипп II наметил следующие меры: оставить в

Нидерландах испанские войска, введенные туда во время войны с Францией;

сосредоточить фактическую власть в стране в руках узкой группы членов

Государственного совета (консульты), рабски преданных монарху; увеличить

число еписко­пов с 4 до 18, дав им полномочия инквизиторов для искоренения

ересей. Этим монарх не ограничился: чтобы освободиться от долгов, он объявил

в 1557 г. государственное банкротство, от чего нидерландские финансисты

понесли огромные убытки.

Нововведения Филиппа II задели интересы различных слоев населения

Нидерландов. Закон 1559 г. об учреждении новых епископств означал, что отныне

«плакаты» против еретиков будут применяться со всей жестокостью. Оговорка о

назначении еписко­пами лишь богословов с университетским образованием

отнимала выгодные епископские синекуры у дворян, а намерение содержат!

епископов за счет монастырей грозило пребендам аббатов, также выходцев из

дворян. В 1560 г. в Испании была повышена вывозив» пошлина на шерсть, в связи

с чем ввоз ее в Нидерланды сократил­ся почти в два раза. Затем нидерландским

купцам закрыли доступ в испанские колонии. Англо-испанский конфликт

парализовал нидерландско-английскую торговлю, что оставило без работы ты­сячи

людей.

Поскольку все эти акты исходили от чужеземных правителей они приобретали

характер национального угнетения, и их провод­ники в Нидерландах — наместница

Маргарита Пармская и карди­нал Гоанвелла заслужили всеобщую ненависть в

стране.

Кальвинизм в Нидерландах

Под влиянием указанных выше причин, а также в связи с ростом дороговизны и

голодом в 1565—1566 гг. в Нидерландах началось сильное брожение среди

городской бедноты, рабочих мануфактур, крестьян. Местами происходили голодные

бунты. На арену открыто выступил каль­винизм. С начала 60-х годов

кальвинистские консистории в круп­ных торгово-промышленных центрах (Турне,

Валансьене, Антвер­пене, Хондсхоте и других местах), которыми руководили в

боль­шинстве случаев богатые буржуа, перешли к организации массовых

выступлений. На кальвинистские проповеди, проходившие обычно в окрестностях

городов по ночам, стекались тысячные толпы бедного люда, привлеченного не

только религиозным рвением, но и щедро раздававшейся там консисториями

милостыней. Все большее число людей приходило на проповеди с оружием, и эти

проповеди выливались затем в подлинные вооруженные смотры. Среди

руководителей и идеологов народных масс встречались и такие, которые

требовали введения всеобщего христианского равенства и свободы. Дело шло к

восстанию.

В оппозицию к правительству встала и значительная часть нидерландского

дворянства. Ядро оппозиции сначала группирова­лось вокруг вельмож, членов

Государственного совета — принца Оранского, графов Эгмонта и Горна. Дворяне

были недовольны нарушением их привилегий королем и надеялись поправить свои

финансы за счет секуляризации монастырских земель, реформи­ровав церковь в

угодном им духе. В связи с этим в их среде стали распространяться лютеранство

и кальвинизм. Видя подъем народ­ного движения, дворяне, с одной стороны, были

не прочь исполь­зовать его в своих интересах, но с другой — опасались его.

Поэто­му они решили взять на себя роль «посредников» между волно­вавшимся

народом и правительством и таким образом достичь своих целей.

Иконоборческое восстание 1566 г. Первым актом начавшейся Нидерландской

буржуазной революции и освободительной войны было иконоборческое восстание. В

августе 1566 г. вооруженные народные отряды стихийно, а местами подстрекаемые

консисто­риями начали погромы церквей, истребление икон, статуй святых и прочих

предметов католического культа в окрестностях Хонде -хота, Армантьера, Касселя.

Церковные драгоценности порой уничтожали, но чаще собирали и использовали на

нужды восста­ния и благотворительности.

В Антверпене инициаторами восстания выступили ремесленни­ки и городская

беднота. В Турне в погромах церквей помимо горожан участвовали сотни

крестьян. Руководящую роль там играли консистории. За счет конфискованных

церковных цен­ностей были навербованы отряды из бедняков, которые охраняли

город. Повстанцы сожгли финансовые и поземельные документы монастырей и

церквей. То же самое происходило в Валансьене.

В Мидделбюрхе (Зеландия) иконоборцы при поддержке бога­тых лиц и некоторых

членов магистрата принудили власти освобо­дить арестованных еретиков. В

Утрехте действия иконоборцев носили ярко выраженный социальный и политический

характер. Наместница оценивала их не только как «ниспровержение рели­гии», но

и как «уничтожение судопроизводства и всего полити­ческого порядка».

Всей своей силой восстание обрушилось против оплота испан­ского владычества —

католической церкви. Погрому подверглись по всем Нидерландам несколько тысяч

церквей. Восстание посте­пенно распространялось на север. Руководили им

обычно кальви­нистские консистории, а местами — отдельные дворяне-

кальви­нисты, члены союза. Базой восстания были Фландрия, Брабант, Турне,

Голландия, Зеландия, Утрехт. В окраинных аграрных областях иконоборчество

затронуло лишь отдельные районы и города. 23 августа 1566 г. наместница

вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции, «плакатов»,

допущении кальвинистских проповедей там, где они уже проводились ранее, об

амнистии членам союза дворян. Окончательно решить все эти вопросы должен был

Филипп II.

Успех восстания мог быть закреплен лишь в случае развития движения и

сплоченности всех сил, которые выступили с оружием в руках. Однако ни

консистории, ни тем более Союз дворян не оказались способными взять власть в

свои руки. Они хотели «попугать» правительство и добиться с ним соглашения,

но испу­гались сами, увидев размах движения и услышав возгласы восстав­ших:

«Поповской крови и имущества богачей!» Поэтому маневр наместницы,

рассчитанный на раскол движения, удался. Союз дворян принял ее условия,

самораспустился, а некоторые его члены, как и лидеры аристократической

оппозиции — граф Эгмонт и принц Оранский, начали преследовать иконоборцев.

Консистории вели переговоры с правительством, добиваясь новых уступок, и уже

отрекались от своего участия в восстании.

Примиренческая, нерешительная тактика консисторий лишила движение

руководства. Правительство воспользовалось этим, что­бы разоружить народные

отряды, собрало военные силы и пере­шло в наступление. К весне 1567 г.

иконоборческое восстание было подавлено, а вместе с ним поражением завершился

и первый этап Нидерландской революции. В Мадриде спешно готовили карательный

поход в Нидерланды под руководством герцога Альбы.

Реформация в Италии

Предреформационное движение началось в Италии в последние десятилетия XV в.

оно было связано с именем Джироламо Савонаролы. Идеи морального очищения

общества, религиозного об­новления и реформы церкви в первые десятилетия XVI

в. стали одной из характерных черт умонастроений самых разных слоев. В них

находили отражение и классовые чаяния простого народа, и недовольство

церковной политикой (особенно деятельностью папства, постоянно вмешивавшегося

в своих корыстных целях в дела итальянских государств), нараставшее в

аристократических и придворных кругах, в купеческой среде и даже у части

клира. В народе (в частности, среди крестьян) были сильны традиции

средневековых ересей вальденсов и альбигойцев. Притягательны­ми для простого

народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие широкое

распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно крупные

масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили

четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из

главных центров Реформации. В 30-е годы здесь развер­нулась деятельность

кружка Хуана де Вальдеса, осмысливавшего с гуманистических позиций основы

христианской веры и, подобно другим реформаторам, развивавшего тезис о

необходимости от­мены церковной иерархии. Популяризацией идей Вальдеса в

наро­де занялся известный проповедник Бернардино Окино, разделяв­ший также

многие антицерковные позиции Меланхтона.

Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флорен­ции, Венеции и

Ферраре, ряде других городов. С одной стороны, к протестантским доктринам —

лютеранству, кальвинизму, цвинглианству, учению Меланхтона, — а также к

сложившейся на италь­янской почве «философской ереси» проявляли интерес

образован­ные круги итальянского общества, включая представителей

гума­нистической интеллигенции. Отсюда одна из особенностей Ре­формации в

Италии, проявлявшаяся в тесном переплетении религиозных и философских идей и

заметном влиянии гуманизма на реформационные теории. С другой стороны, идеи

Реформации находили многочисленных приверженцев в среде мелких ремеслен­ников

и торговцев, городской бедноты. Здесь были и свои про­поведники, создавались

секты, а религиозные идеи получали со­циальную интерпретацию. Не всегда эти

два течения сливались в единое русло реформационного движения. Теоретическое

ос­мысление реформационных учений, характерное для кружков, включавших

представителей аристократии, клира, купеческой вер­хушки, интеллигенции, не

имело четкой практической ориентации и было очень пестрым в идейном

отношении. Раздробленность сил Реформации, не вылившейся в Италии в крупное

социальное движение, облегчила победу церкви, перешедшей в активное

на­ступление после Тридентского собора.

Реформация в Англии. Важным средством укрепления абсо­лютизма при Тюдорах

явилась реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом к

ее проведению послужил отказ папы римского разрешить развод короля Генриха VIII

с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла V. В ответ на

этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь Англии от

подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил главой церкви короля. В

основе Реформации лежало стремление английских дворян и горожан создать

национальную протестантскую церковь как орудие абсолютизма, а также завла­деть

церковными землями и имуществом. Парламентскими актами 1536 и 1539 гг. в Англии

были закрыты все монастыри, а их имущество и земли конфискованы королем; в 1545

г. были закры­ты все часовни, имуществом которых также завладела корона. Эти

конфискации в конечном итоге увеличивали земельные владения дворянства и

буржуазии, а также значительно пополнили королевскую казну. Новые собственники

церковных земель, чтобы увеличить свои доходы, сгоняли с земли крестьян —

прежних ее держателей, огораживали ее и повышали земельную ренту.

Реформация проводилась путем жесточайшего террора. От анг­личан требовали

полного подчинения новой организации церкви. За отрицание ее основных

принципов полагалась смертная казнь. Опасаясь роста народной оппозиции по

отношению к новой церк­ви, Генрих VIII запретил самостоятельно читать и

толковать Библию мастеровым, поденщикам, земледельцам и слугам, потому что

они могли истолковать ее в духе радикальных сектантских учений. Активнейшими

деятелями Реформации были Томас Кромвель — канцлер королевства, и Томас

Кранмер, занявший после Реформации пост архиепископа Кентерберийского.

При Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VIII от первого брака, ярой

католичке, вышедшей замуж за наследника Карла V Габсбурга и будущего короля

Испании Филиппа II, в Англии восторжествовала католическая реакция. Используя

под­держку не довольных абсолютистской политикой дворян, главным образом из

экономически отсталых районов Англии, Мария восстановила католичество и стала

преследовать деятелей Рефор­мации, за что получила прозвище «Кровавой».

Однако Мария не решилась возвратить церкви монастырские земли и имущества,

отнятые короной при ее отце и перешедшие в руки светских владельцев. Уже

известие о готовящемся браке Марии и Филип­па II в 1554 г. вызвало крупное

восстание, начавшееся в Кенте и руководимое выходцем из нового дворянства

Томасом Уайатом. Собрав отряд численностью до 10 тыс. человек, главным

образом из кентских крестьян, он двинулся на Лондон с двумя целями: защитить

Англию от угрозы ее порабощения испанцами и освободить королеву от ее

происпански настроенных советников. Но страх дворян и богатых горожан перед

народным восстанием привел это выступление к поражению, хотя отряд Уайатта

подо­шел к Лондону. Уайатт был казнен. Однако недовольство в Англии союзом с

Испанией все более росло. Мария помогала своему мужу деньгами и оружием и

начала войну с Францией. Но в 1558 г. французские войска овладели городом

Кале, последним владением Англии на континенте.

После смерти Марии английская корона перешла к Елизавете I (1558—1603),

дочери Генриха VIII от второго брака, который не был признан папой. При

Елизавете абсолютизм еще более укрепился. Она восстановила реформированную

церковь, в этом ее поддержало большинство дворян и буржуазии. При ней была

составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые

«39 статей»), которую принял парламент в 1571 г. Англиканизм — умеренное

течение в протестантизме. В его символе веры признавался догмат о спасении

людей от грехов посредством веры в искупительную жертву Христа и в Священное

писание как источник этой веры, но при этом не отвергались и «добрые дела»,

которые должны совершать верую­щие в пользу церкви, как проявление этой веры.

Признавались два таинства - крещение и причащение. Церковь стала

националь­ной, богослужение велось на английском языке, отвергались власть

папы над ней, индульгенции, почитание икон и мощей, уменьшалось число

праздников. Вместе с тем в реформированной церкви сохранялась иерархия

духовенства, возглавляемая еписко­пами, владевшими своими землями.

Духовенство подчинялось только королю как часть его государственного аппарата

и было обязано пропагандировать среди мирян идею о полном и беспре­кословном

их подчинении королю и его должностным лицам и о недопустимости мятежей. По-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты