Реферат: История советской космонавтики

спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали на

Землю через свои орбитальные блоки фотографии венерианской поверхности

.

Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветные

изображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели к утренней

звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" , спускаемые

аппараты благополучно достигли поверхности , но произвести съемку не

удалось - не сбросились защитные крышки фотокамер . Не удалось

произвести и анализ грунта - не сработал грунтозаборник . Конструкцию

усовершенствовали и в 1981г. станции "Венера - 13" и "Венера -14"

успешно выполнили программу - исследовали образцы грунта и передали

на землю цветные фотографии Венеры.

В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера -15" и

"Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование , что

позволило создать довольно подробные карты северного полушария

планеты .

В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в котором приняли

участие , помимо советских ученых , ученые из франции и других стран .

В следующем году посадочные аппараты станций осуществили исследование

атмосферы планеты и взяли пробы грунта. Помимо спускаемых аппаратов

на Венеру были впервые доставлены аэростаты , которые дрейфовали в

атмосфере на высоте около 50км и изучали атмосферу планеты .

Изготовить эти воздушные шары было непросто , если учесть , что облака

Венеры состоят из концентрированной серной кислоты !

После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1" и

"Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча с кометой

Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошли на

расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы и передали на

землю его цветное изображение - оно оказалось бесформенным куском

льда , и провели исследования в различных диопазонах длин волн.

Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем с Марсом .

Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не очень преуспели в

исследовании этой планеты - они ограничились в основном исследованиями

с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтому соревнования у нас с

ними здесь не было и политики не вмешивались в осуществление

программ , которые строились в основном следуя запросам ученых ,

желавших исследовать утреннюю звезду чтобы лучше понять механизмы

формирования и эволюции нашей Земли и всей Солнечной системы.

Орбитальные станции

Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути освоения

космоса должно было стать создание на орбите большого орбитального

комплекса , на котором можно било бы проводить различные

долговременные эксперименты , и ставшего бы базой для полетов к Луне

и планетам. Этот логичный путь развития космонавтики был прерван

лунной гонкой двух космических держав , но после ее завершения (не

в нашу пользу) обе они возвратились на этот путь.

В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире

долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный

аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон" .Через

несколько суток была произведена стыковка со станций корабля

"Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались - этот

полет был испытательным для проверки систем сближения и стыковки

и продлился всего сутки.

Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со станцией

"Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и В.И.Пацаев

осуществили переход из корабля в станцию . После расконсервации

оборудования они в течение 22 суток находились на станции и

провели различные эксперименты ( в основном биологические). На станции

находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма - телескоп

"Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1". Чтобы сохранить

форму для возвращения на землю после долгого пребывания в

невесомости космонавты каждый день занимались физическими упражнениями

на специальных тренажерах . Одним словом , первая экспедиция на "Салют"

стала прообразом современных (и будущих) долговременных полетов на

орбитальном комплексе.

К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано в

сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила экипаж

.... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была самая

крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики .

Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого аппарата -

тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным и космонавты

летали в нем без скафандров. После этой катастрофы старт , стыковка

и расстыковка со станцией , посадка выполняются космонавтами только в

аварийных скафандрах .

Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его борту

было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня . В

этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из космоса . В

том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и биологические

эксперименты , начатые на станции "Салют".

В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций -

через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция "Салют-

3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался "Союз-14"

с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту . Космонавты

провели в течение 14 дней полета различные медико-биологические

эксперименты , и съемку поверхности Земли в различных диапазонах длин

волн.

Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , но

имела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте "

был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводили

научные исследования , а также ели , спали и занимались

физкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека ,

соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из-за

малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии не

возвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможность

ориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всего

комплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитывая

последние события на станции "Мир", к этой идее возможно еще

вернутся.

Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществил

сближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка

через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . По

официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные

ситуации , однако , возможно , в полете действительно возникли

проблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАСС

скромно умолчал.

Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны были

ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело все

дальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек

в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствия

долгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологические

эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух

пилотируемых станциях , продолжились они и на "Салюте-4" , запущенном в

конце 1974г.

Первая экспедиция на "Салют-4" состоялась в начале 1975г. Экипаж

"Союза-17" в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко провел в космосе

более 29 суток , установив таким образом новый рекорд. В ходе

полета изучалось воздействие невесомости на организм человека .

Космонавты испытывали специальные "нагрузочные" костюмы , не дающие

ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр , позволяющий

"держать в форме" сердечно сосудистую систему. Помимо этого изучались

рост и развитие в невесомости простейших организмов , многострадальных

дрозофил , лягушек и гороха . С борта станции были проведены также

исследования вселенной в рентгеновском и инфракрасном диапазонах ,

невозможные с земли , исследования солнца с помощью специального

телескопа и спектрометров , а также зондирование верхних слоев

земной атмосферы.

В том же году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и В.И

.Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был

фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во время

полета были продолжены как медико-биологические эксперименты , так и

изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а также

астрофизические исследования . О достижениях нашей космической медицины

красноречиво говорит тот факт , что уже на следующий день после

полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда как за 5 лет

до этого возвращение на землю после 18 суточного полета Севастьянов

и Николаев перенесли очень тяжело и ни о каких пресс-конференциях не

могло быть и речи ). Космическая медицина до сего дня остается одной

из передовых областей науки , в которой наша страна "впереди планеты

всей".

Последней станцией первого поколения стала "Салют-5" , запущенная в

июне 1976г. На эту станцию были совершены две экспедиции : 49 суточная

- Б.В.Волынов и В.М.Жолобов ("Союз-21") и 17 суточная - В.В.Горбатко

и Ю.Н.Глазков ("Союз-24") . В ходе этих экспедиций были продолжены

биологические , астро- и геофизические исследования , начатые в

предыдущих экспедициях. Экипаж "Союза-24" провел также большую работу

по съемке из космоса поверхности земли ( одно из наиболее "доходных"

практических применений космонавтики в наше время) и эксперименты по

выращиванию кристаллов в невесомости ( сулящее большие доходы).На

станции "Салют-5" впервые была применена гироскопическая система

управления ориентацией станции .

На этом полеты станций первого поколения были завершены . Свою

основную задачу экспедиции на них выполнили - доказали , что человек

без ущерба для здоровья может длительное время находится в космосе.

В сентябре 1977г. на орбиту была выведена орбитальная станция нового

поколения - "Салют-6" . У нее было два стыковочных узла , что

позволяло наряду с основными экспедициями организовать экспедиции

посещения , а также пристыковывать к станции транспортные корабли .

Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы в космосе.

Все это делало срок службы станции довольно большим - порядка

нескольких лет( станции первого поколения летали максимум год ) .

На станции "Салют-6" с 1977 по 1981 гг. было совершено 5 основных

экспедиций , продолжительностью 96 , 139 , 174 , 185 (полгода ), 74

суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу "Союза -35" (Л.И.Попов ,

В.В.Рюмин ). Помимо этого к станции более десяти раз причаливал

транспортный беспилотный корабль "Прогресс" , созданный на базе

"Союза" и 11 кораблей экспедиций посещения ( продолжительностью от 3

до 12 суток).В том числе были осуществлены полеты по программе

"Интеркосмос" космонавтов из Чехословакии , Польши , ГДР , Болгарии

,Венгрии , Вьетнама , Кубы. В ходе экспедиций на "Салют-6" впервые на

орбите был собран комплекс , состоящий из орбитальной станции и двух

кораблей , и пилотируемый четырьмя космонавтами. Были осуществлены

выходы в открытый космос в новом скафандре "Орлан" , перестыковка

кораблей с одного узла на другой . Прибывшие на "Союзе-32" В.А.Ляхов

и В.В.Рюмин после почти полугодового пребывания в космосе

возвратились на другом корабле - "Союзе-34" , прибывшем с Земли в

автоматическом режиме. В ходе полета советско-болгарского экипажа

(Н.Н.Рукавишников , Г.Иванов) стыковку со станцией выполнить не удалось

из-за отказа главного двигателя корабля. Космонавтам , однако ,

удалось благополучно сесть используя запасной двигатель , чем еще раз

подтвердилась высокая надежность корабля "Союз". Из научных

экспериментов следует отметить работу первого космического

радиотелескопа КРТ-10 , доставленного на станцию "Прогрессом-7" .

Использование космических радиотелескопов сулит астрономам много

открытий но до сих пор эти исследования ведутся не очень активно

: из крупных инструментов мне известен помимо КРТ-10 лишь спутник

"Астрон" (работавший в 80-ых гг.) .

В декабре 1979г. на орбиту был запущен новый корабль "Союз-Т" -

модификация "Союза " , предназначенная для доставки на орбиту трех

человек (в скафандрах) . Первый полет был беспилотным . Может

показаться странным , что в то время , как американцы работали над

гораздо более совершенным "Спейс Шаттлом" мы предпочли

усовершенствовать морально устаревший корабль ("Союз" был сделан еще

при Королеве). Но резоны для этого были : во первых , несмотря на

одноразовость , эксплуатация "Союзов" обходится не так уж дорого - ведь

корабль-то небольшой , во-вторых , "Союз" показал себя довольно

надежным средством доставки - после катастрофы "Союза-11" все экипажи

благополучно достигали родной планеты. ( действительно , система "Союз"

является пожалуй самой безопасной из когда-либо созданных пилотируемых

систем - это показал его двадцатипятилетний опыт "безаварийной "

эксплуатации , недаром , в качестве аварийного спасательного средства

для новой станции "Альфа" предусмотрен именно "Союз-ТМ").

"Союз-Т" успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией.

"Союз-Т2" (Ю.В.Малышев , В.В.Аксенов) был испытан уже в пилотируемом

варианте (правда двухместном) . Корабль благополучно состыковался со

станцией , экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной

экспедиции , а затем вернулся на землю. Экипаж следующего "Союза-Т3"

(Л.Д.Кизим , О.Г.Макаров , Г.М. Стрекалов ) впервые выполнили ремонтные

работы в космосе , позволившие продлить срок работы станции и

провести на ней еще одну длительную экспедицию.

В 1982г. на была запущена станция "Салют-7" , аналогичная по

конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4 длительные

экспедиции ( 211 , 150 , 236 и 168 суток - полугодовые полеты уже

стали нормой ) , и 5 экспедиций посещения , в том числе советско-

французская . В 1985г. станция потеряла ориентацию на солнце и ее

аккумуляторы полностью разрядились , но В.Джанибекову и В.Савиных ,

причалившим к станции на "Союзе" удалось полностью реанимировать

комплекс - эта операция по вводу в строй практически полностью

вышедшей из строя станции до сих пор не имеет аналогов.

В 1986г. на орбиту был выведен базовый блок станции нового

поколения - "Мир" , менее чем через месяц к нему причалил корабль

"Союз-Т15" (Л.Д.Кизим , В.А.Соловьев ) , после нескольких месяцев работы

на "Мире " космонавты совершили межорбитальный перелет и причалили к

"Салюту-7", где продолжили исследования , не завершенные из-за болезни

командира предыдущего экипажа , после чего возвратились на "Мир" .

После этого "Салют-7" был законсервирован , и переведен на более

высокую орбиту , на которой должен был находится до 2000г. , однако

вследствие увеличения активности Солнца воздух в верхних слоях

атмосферы поднялся выше и стал тормозить движение станции сильнее ,

чем предполагалось , вследствие чего уже в 1992г. станция упала на

Землю в районе Анд (причем она не полностью разрушилась в атмосфере

и ее обломок был найден в нескольких десятках километрах от Буэнос-

Айреса ) .

В 1986г. началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир" , но эта

история еще не закончилась , поэтому я позволю себе на этом

остановится и подвести кое-какие итоги.

Эпилог

Семидесятые годы в истории нашей страны часто именуют "эпохой

стагнации" , имея ввиду застой в экономическом и политическом

развитии страны , но , как видим , к космической отрасли это

понятие не относится. Именно в это время были проведены

крупномасштабные исследования Марса и Венеры , созданы долговременные

орбитальные комплексы , наша космическая медицина накопила уникальный

опыт , который будет использоваться и в следующем веке . Именно в

это время были заложены основы для практического применения

космонавтики : космические снимки широко используют ныне метеорологи ,

геологи , экологи и даже археологи ( не говоря уже о военных) , нет

нужды доказывать необходимость спутников связи , навигационных спутников

, очень перспективным остается выращивание в космосе сверхчистых

кристаллов для электроники .

Помимо этих очевидных практических выгод исследования , проводимые

на спутниках и орбитальных комплексах , исследования других планет

позволяют расширить наши представления о Вселенной , о Солнечной

системе , о нашей собственной планете , понять наше место в этом

мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение Космоса для

наших чисто практических нужд , но и фундаментальные исследования на

космических обсерваториях , и исследования планет нашей Солнечной

системы .

Эти сложные ( и дорогостоящие ) проекты не могут осуществляться

силами только одного , даже очень экономически мощного государства

, поэтому международное сотрудничество в них просто необходимо. Я

намеренно не написал в этой работе о программах "Союз" - "Аполлон" ,

"Мир"- "Шаттл" , МКС - это тема для отдельного разговора . Это история

уже не просто советской космонавтики , а космонавтики Земной , ставшей

общенациональной.

Литература

“Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва “Известия” 1981г.

“Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” ( хроника) , Москва

“Известия” 1981г.

С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль” 1988г.

Ю.Марков , “Курс на Марс” , Москва “Машиностроение” 1989г.

“Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” ( творческий портрет

по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987 г.

И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва “Детская

Литература” , 1957г.

Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты” , Москва “Детская Литература” ,

1990г.

а также “Microsoft Encarta 97 Encyclopedia”

Журнальные статьи :

Б.Е.Черток “Вижу цель” // “Юный техник” ,1989г. - 2

В.Н.Пикуль “Спор Королева и Глушко” // “Юный техник”, 1990г. - 8

С.Колесников “Путь к паритету” // “Техника молодежи” , 1993г.- 5

С.Зигуненко “ Молвой и космос полнится” // “Техника молодежи” , 1993г.- 4

И.Афанасьев , В.Бандуркин “... Ради флага на Луне” //“Техника молодежи”

, 1992г.-8

ё

Реферат: История советской космонавтики

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты