спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали на
Землю через свои орбитальные блоки фотографии венерианской поверхности
.
Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветные
изображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели к утренней
звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" , спускаемые
аппараты благополучно достигли поверхности , но произвести съемку не
удалось - не сбросились защитные крышки фотокамер . Не удалось
произвести и анализ грунта - не сработал грунтозаборник . Конструкцию
усовершенствовали и в 1981г. станции "Венера - 13" и "Венера -14"
успешно выполнили программу - исследовали образцы грунта и передали
на землю цветные фотографии Венеры.
В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера -15" и
"Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование , что
позволило создать довольно подробные карты северного полушария
планеты .
В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в котором приняли
участие , помимо советских ученых , ученые из франции и других стран .
В следующем году посадочные аппараты станций осуществили исследование
атмосферы планеты и взяли пробы грунта. Помимо спускаемых аппаратов
на Венеру были впервые доставлены аэростаты , которые дрейфовали в
атмосфере на высоте около 50км и изучали атмосферу планеты .
Изготовить эти воздушные шары было непросто , если учесть , что облака
Венеры состоят из концентрированной серной кислоты !
После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1" и
"Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча с кометой
Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошли на
расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы и передали на
землю его цветное изображение - оно оказалось бесформенным куском
льда , и провели исследования в различных диопазонах длин волн.
Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем с Марсом .
Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не очень преуспели в
исследовании этой планеты - они ограничились в основном исследованиями
с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтому соревнования у нас с
ними здесь не было и политики не вмешивались в осуществление
программ , которые строились в основном следуя запросам ученых ,
желавших исследовать утреннюю звезду чтобы лучше понять механизмы
формирования и эволюции нашей Земли и всей Солнечной системы.
Орбитальные станции
Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути освоения
космоса должно было стать создание на орбите большого орбитального
комплекса , на котором можно било бы проводить различные
долговременные эксперименты , и ставшего бы базой для полетов к Луне
и планетам. Этот логичный путь развития космонавтики был прерван
лунной гонкой двух космических держав , но после ее завершения (не
в нашу пользу) обе они возвратились на этот путь.
В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире
долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный
аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон" .Через
несколько суток была произведена стыковка со станций корабля
"Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались - этот
полет был испытательным для проверки систем сближения и стыковки
и продлился всего сутки.
Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со станцией
"Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и В.И.Пацаев
осуществили переход из корабля в станцию . После расконсервации
оборудования они в течение 22 суток находились на станции и
провели различные эксперименты ( в основном биологические). На станции
находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма - телескоп
"Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1". Чтобы сохранить
форму для возвращения на землю после долгого пребывания в
невесомости космонавты каждый день занимались физическими упражнениями
на специальных тренажерах . Одним словом , первая экспедиция на "Салют"
стала прообразом современных (и будущих) долговременных полетов на
орбитальном комплексе.
К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано в
сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила экипаж
.... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была самая
крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики .
Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого аппарата -
тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным и космонавты
летали в нем без скафандров. После этой катастрофы старт , стыковка
и расстыковка со станцией , посадка выполняются космонавтами только в
аварийных скафандрах .
Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его борту
было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня . В
этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из космоса . В
том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и биологические
эксперименты , начатые на станции "Салют".
В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций -
через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция "Салют-
3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался "Союз-14"
с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту . Космонавты
провели в течение 14 дней полета различные медико-биологические
эксперименты , и съемку поверхности Земли в различных диапазонах длин
волн.
Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , но
имела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте "
был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводили
научные исследования , а также ели , спали и занимались
физкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека ,
соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из-за
малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии не
возвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможность
ориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всего
комплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитывая
последние события на станции "Мир", к этой идее возможно еще
вернутся.
Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществил
сближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка
через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . По
официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные
ситуации , однако , возможно , в полете действительно возникли
проблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАСС
скромно умолчал.
Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны были
ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело все
дальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек
в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствия
долгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологические
эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух
пилотируемых станциях , продолжились они и на "Салюте-4" , запущенном в
конце 1974г.
Первая экспедиция на "Салют-4" состоялась в начале 1975г. Экипаж
"Союза-17" в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко провел в космосе
более 29 суток , установив таким образом новый рекорд. В ходе
полета изучалось воздействие невесомости на организм человека .
Космонавты испытывали специальные "нагрузочные" костюмы , не дающие
ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр , позволяющий
"держать в форме" сердечно сосудистую систему. Помимо этого изучались
рост и развитие в невесомости простейших организмов , многострадальных
дрозофил , лягушек и гороха . С борта станции были проведены также
исследования вселенной в рентгеновском и инфракрасном диапазонах ,
невозможные с земли , исследования солнца с помощью специального
телескопа и спектрометров , а также зондирование верхних слоев
земной атмосферы.
В том же году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и В.И
.Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был
фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во время
полета были продолжены как медико-биологические эксперименты , так и
изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а также
астрофизические исследования . О достижениях нашей космической медицины
красноречиво говорит тот факт , что уже на следующий день после
полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда как за 5 лет
до этого возвращение на землю после 18 суточного полета Севастьянов
и Николаев перенесли очень тяжело и ни о каких пресс-конференциях не
могло быть и речи ). Космическая медицина до сего дня остается одной
из передовых областей науки , в которой наша страна "впереди планеты
всей".
Последней станцией первого поколения стала "Салют-5" , запущенная в
июне 1976г. На эту станцию были совершены две экспедиции : 49 суточная
- Б.В.Волынов и В.М.Жолобов ("Союз-21") и 17 суточная - В.В.Горбатко
и Ю.Н.Глазков ("Союз-24") . В ходе этих экспедиций были продолжены
биологические , астро- и геофизические исследования , начатые в
предыдущих экспедициях. Экипаж "Союза-24" провел также большую работу
по съемке из космоса поверхности земли ( одно из наиболее "доходных"
практических применений космонавтики в наше время) и эксперименты по
выращиванию кристаллов в невесомости ( сулящее большие доходы).На
станции "Салют-5" впервые была применена гироскопическая система
управления ориентацией станции .
На этом полеты станций первого поколения были завершены . Свою
основную задачу экспедиции на них выполнили - доказали , что человек
без ущерба для здоровья может длительное время находится в космосе.
В сентябре 1977г. на орбиту была выведена орбитальная станция нового
поколения - "Салют-6" . У нее было два стыковочных узла , что
позволяло наряду с основными экспедициями организовать экспедиции
посещения , а также пристыковывать к станции транспортные корабли .
Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы в космосе.
Все это делало срок службы станции довольно большим - порядка
нескольких лет( станции первого поколения летали максимум год ) .
На станции "Салют-6" с 1977 по 1981 гг. было совершено 5 основных
экспедиций , продолжительностью 96 , 139 , 174 , 185 (полгода ), 74
суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу "Союза -35" (Л.И.Попов ,
В.В.Рюмин ). Помимо этого к станции более десяти раз причаливал
транспортный беспилотный корабль "Прогресс" , созданный на базе
"Союза" и 11 кораблей экспедиций посещения ( продолжительностью от 3
до 12 суток).В том числе были осуществлены полеты по программе
"Интеркосмос" космонавтов из Чехословакии , Польши , ГДР , Болгарии
,Венгрии , Вьетнама , Кубы. В ходе экспедиций на "Салют-6" впервые на
орбите был собран комплекс , состоящий из орбитальной станции и двух
кораблей , и пилотируемый четырьмя космонавтами. Были осуществлены
выходы в открытый космос в новом скафандре "Орлан" , перестыковка
кораблей с одного узла на другой . Прибывшие на "Союзе-32" В.А.Ляхов
и В.В.Рюмин после почти полугодового пребывания в космосе
возвратились на другом корабле - "Союзе-34" , прибывшем с Земли в
автоматическом режиме. В ходе полета советско-болгарского экипажа
(Н.Н.Рукавишников , Г.Иванов) стыковку со станцией выполнить не удалось
из-за отказа главного двигателя корабля. Космонавтам , однако ,
удалось благополучно сесть используя запасной двигатель , чем еще раз
подтвердилась высокая надежность корабля "Союз". Из научных
экспериментов следует отметить работу первого космического
радиотелескопа КРТ-10 , доставленного на станцию "Прогрессом-7" .
Использование космических радиотелескопов сулит астрономам много
открытий но до сих пор эти исследования ведутся не очень активно
: из крупных инструментов мне известен помимо КРТ-10 лишь спутник
"Астрон" (работавший в 80-ых гг.) .
В декабре 1979г. на орбиту был запущен новый корабль "Союз-Т" -
модификация "Союза " , предназначенная для доставки на орбиту трех
человек (в скафандрах) . Первый полет был беспилотным . Может
показаться странным , что в то время , как американцы работали над
гораздо более совершенным "Спейс Шаттлом" мы предпочли
усовершенствовать морально устаревший корабль ("Союз" был сделан еще
при Королеве). Но резоны для этого были : во первых , несмотря на
одноразовость , эксплуатация "Союзов" обходится не так уж дорого - ведь
корабль-то небольшой , во-вторых , "Союз" показал себя довольно
надежным средством доставки - после катастрофы "Союза-11" все экипажи
благополучно достигали родной планеты. ( действительно , система "Союз"
является пожалуй самой безопасной из когда-либо созданных пилотируемых
систем - это показал его двадцатипятилетний опыт "безаварийной "
эксплуатации , недаром , в качестве аварийного спасательного средства
для новой станции "Альфа" предусмотрен именно "Союз-ТМ").
"Союз-Т" успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией.
"Союз-Т2" (Ю.В.Малышев , В.В.Аксенов) был испытан уже в пилотируемом
варианте (правда двухместном) . Корабль благополучно состыковался со
станцией , экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной
экспедиции , а затем вернулся на землю. Экипаж следующего "Союза-Т3"
(Л.Д.Кизим , О.Г.Макаров , Г.М. Стрекалов ) впервые выполнили ремонтные
работы в космосе , позволившие продлить срок работы станции и
провести на ней еще одну длительную экспедицию.
В 1982г. на была запущена станция "Салют-7" , аналогичная по
конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4 длительные
экспедиции ( 211 , 150 , 236 и 168 суток - полугодовые полеты уже
стали нормой ) , и 5 экспедиций посещения , в том числе советско-
французская . В 1985г. станция потеряла ориентацию на солнце и ее
аккумуляторы полностью разрядились , но В.Джанибекову и В.Савиных ,
причалившим к станции на "Союзе" удалось полностью реанимировать
комплекс - эта операция по вводу в строй практически полностью
вышедшей из строя станции до сих пор не имеет аналогов.
В 1986г. на орбиту был выведен базовый блок станции нового
поколения - "Мир" , менее чем через месяц к нему причалил корабль
"Союз-Т15" (Л.Д.Кизим , В.А.Соловьев ) , после нескольких месяцев работы
на "Мире " космонавты совершили межорбитальный перелет и причалили к
"Салюту-7", где продолжили исследования , не завершенные из-за болезни
командира предыдущего экипажа , после чего возвратились на "Мир" .
После этого "Салют-7" был законсервирован , и переведен на более
высокую орбиту , на которой должен был находится до 2000г. , однако
вследствие увеличения активности Солнца воздух в верхних слоях
атмосферы поднялся выше и стал тормозить движение станции сильнее ,
чем предполагалось , вследствие чего уже в 1992г. станция упала на
Землю в районе Анд (причем она не полностью разрушилась в атмосфере
и ее обломок был найден в нескольких десятках километрах от Буэнос-
Айреса ) .
В 1986г. началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир" , но эта
история еще не закончилась , поэтому я позволю себе на этом
остановится и подвести кое-какие итоги.
Эпилог
Семидесятые годы в истории нашей страны часто именуют "эпохой
стагнации" , имея ввиду застой в экономическом и политическом
развитии страны , но , как видим , к космической отрасли это
понятие не относится. Именно в это время были проведены
крупномасштабные исследования Марса и Венеры , созданы долговременные
орбитальные комплексы , наша космическая медицина накопила уникальный
опыт , который будет использоваться и в следующем веке . Именно в
это время были заложены основы для практического применения
космонавтики : космические снимки широко используют ныне метеорологи ,
геологи , экологи и даже археологи ( не говоря уже о военных) , нет
нужды доказывать необходимость спутников связи , навигационных спутников
, очень перспективным остается выращивание в космосе сверхчистых
кристаллов для электроники .
Помимо этих очевидных практических выгод исследования , проводимые
на спутниках и орбитальных комплексах , исследования других планет
позволяют расширить наши представления о Вселенной , о Солнечной
системе , о нашей собственной планете , понять наше место в этом
мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение Космоса для
наших чисто практических нужд , но и фундаментальные исследования на
космических обсерваториях , и исследования планет нашей Солнечной
системы .
Эти сложные ( и дорогостоящие ) проекты не могут осуществляться
силами только одного , даже очень экономически мощного государства
, поэтому международное сотрудничество в них просто необходимо. Я
намеренно не написал в этой работе о программах "Союз" - "Аполлон" ,
"Мир"- "Шаттл" , МКС - это тема для отдельного разговора . Это история
уже не просто советской космонавтики , а космонавтики Земной , ставшей
общенациональной.
Литература
“Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва “Известия” 1981г.
“Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” ( хроника) , Москва
“Известия” 1981г.
С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль” 1988г.
Ю.Марков , “Курс на Марс” , Москва “Машиностроение” 1989г.
“Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” ( творческий портрет
по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987 г.
И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва “Детская
Литература” , 1957г.
Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты” , Москва “Детская Литература” ,
1990г.
а также “Microsoft Encarta 97 Encyclopedia”
Журнальные статьи :
Б.Е.Черток “Вижу цель” // “Юный техник” ,1989г. - 2
В.Н.Пикуль “Спор Королева и Глушко” // “Юный техник”, 1990г. - 8
С.Колесников “Путь к паритету” // “Техника молодежи” , 1993г.- 5
С.Зигуненко “ Молвой и космос полнится” // “Техника молодежи” , 1993г.- 4
И.Афанасьев , В.Бандуркин “... Ради флага на Луне” //“Техника молодежи”
, 1992г.-8
ё