Реферат: История советской космонавтики

Реферат: История советской космонавтики

Московский Государственный Технический Университет имени Баумана

факультет Фундаментальные науки.

Реферат по истории отечества студента группы

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

пилотируемые полеты и исследования других планет

Реферат: История советской космонавтики

Вступление

Зачем люди устремились в космос? Зачем мы тратим столько сил и средств

для достижения других планет , многомесячную работу людей в космосе ,

дорогостоящие аппараты и носители? Для людей ,которые называют себя

мыслящими практически придуманы отговорки : мол , видите , сколько пользы

уже приносят нам спутники - спутниковое телевидение , навигация ,

предсказание погоды , поиск полезных ископаемых и т. д. и т. п. .

На самом деле тех людей , которые создавали и создают эту технику

вдохновляют в первую очередь не существующие и грядущие блага , которые

несет человечеству освоение космоса и даже не решение многих наших

земных проблем за счет этого , а простое человеческое любопытство . Желание

взглянуть на обратную сторону Луны , заглянуть под облачный слой

Венеры , выяснить есть ли жизнь на Европе (спутник Юпитера). И еще

одно , самое главное - желание удостоверится , что мы не одиноки во

Вселенной . Есть много косвенных свидетельств , что это так , но мы до

сих пор не обнаружили в Космосе не только следы других цивилизаций , но и

вообще следы органической жизни , несмотря на все наши попытки . Поиски

продолжаются.

Наша страна была пионером в области исследования космоса . Космическая

отрасль долгое время была у нас символом прогресса ,предметом законной

гордости нашей страны . Космонавтика была частью политики - наши

космические достижения должны были "еще раз продемонстрировать

преимущество социалистического строя" . Поэтому в официальных отчетах и

монографиях с большой помпой описывались наши достижения и скромно

умалчивалось о неудачах , а главное об успехах наших главных

оппонентов - американцев. Сейчас появились, наконец , публикации

правдиво , без лишней помпезности и с изрядной долей самокритики

рассказывающие о том как проходило у нас исследование межпланетного

пространства и мы видим , что не все шло легко и гладко. Это ничуть

не умаляет достижений нашей космической отрасли - напротив

свидетельствует о твердости и духе людей , несмотря на неудачи шедших

к цели.

Первые шаги

Основоположником современной космонавтики по праву считается великий

русский ученый-самоучка К.Э.Циолковский ,который еще в конце XIX

века выдвинул идею о возможности необходимости освоения человеком

космического пространства . Первоначально эти мысли были опубликованы

им в виде научно - фантастических повестей , а затем , в 1903 г. была

опубликована знаменитая работа "Исследование мировых пространств

реактивными приборами" ,в которой он показал возможность достижения

космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком

топливе. Впоследствии Циолковский опубликовал еще ряд работ

посвященных ракетной технике и освоению космоса.

У Циолковского появились последователи и популяризаторы как в нашей

стране , так и за рубежом. В Америке - профессор Годдард , который в

1926 г. - построил и испытал в полете первую в мире ракету на

жидком топливе. В Германии Оберт и Зенгер . В нашей стране

популяризатором идей Циолковского стал в ,частности, Я.И.Перельман (автор

"Занимательной физики" и др. книг занимательного жанра ).Некоторые

инженеры и ученые взялись за дальнейшее развитее его идей.

В 1918 г. в Новосибирске вышла книга Ю.В.Кондратюка "Тем кто будет

читать чтобы строить" , в которой автор дает оригинальный вывод

формулы Циолковского , предлагает схему трехступенчатой кислородно-

водородной ракеты , орбитального космического корабля , аэродинамическое

торможение в атмосфере , гравитационный маневр , схему полета на Луну

(именно по этой схеме летели американцы т.к. она оказалась

оптимальной). Жаль что этот талантливый инженер не смог принять

участие в создании ракетной техники - в 30-ых его посадили в тюрьму

"за вредительство" (он занимался тогда строительством элеваторов)

затем выпустили , но он погиб во время войны.

В 1924 г. появилась работа другого инженера , увлеченного идеей

межпланетных сообщений - Ф.А. Цандера "Перелеты на другие планеты" в

которой он предложил комбинацию самолета с ракетой . В 1931 г. были

организованы две общественные группы изучения реактивного движения

(ГИРД) - в Москве - под председательством Цандера и в Ленинграде под

председательством В.В.Разумова . Первоначально они предназначались

только для ведения пропагандистской и просветительской деятельности.

Еще в 1929г. в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ)

(финансировавшейся государством ) было образовано подразделение Глушко по

разработке электрических и жидкостных ракет (еще раньше Глушко

предлагал проект "Гелиоракетоплана" - дископлана , снабженного

электроракетным двигателем питающимся от солнечных батарей -

довольно смелый для 20-ых годов проект ) . В 1932 г. московскому ГИРДу

государством была предоставлена экспериментальная база для постройки

и испытания ракет , а его начальником назначается молодой выпускник МВТУ,

активный участник создания ГИРДа С.П.Королев. В следующем году на базе

этой группы и на базе ГДЛ был создан Реактивный научно -

исследовательский институт (РНИИ). Государство поддерживало ракетчиков

отнюдь не из желания приблизить выход человечества в мировое

пространство , а из "оборонных " соображений - уже тогда было ясно ,что

ракета это грозное оружие , а другие страны , особенно Германия , вели

активные исследования в этом направлении . Вызывала интерес военных и

возможность применения ракетных ускорителей на боевых самолетах , от

которых недалеко было и до реактивной авиации .

Вновь созданный институт активно взялся за работу. В 1933г. был

произведен запуск первой советской ракеты на гибридном топливе

(твердое и жидкое) ГИРД-09 , конструкции М. К. Тихонраваова. В том же

году состоялся пуск первой отечественной ракеты на жидком топливе

ГИРД - Х , конструкции Цандера . В конце 30-ых годов под руководством

Королева был построен и испытан ракетоплан РП-318-1 с двигателем

конструкции Глушко. Тогда же была испытана первая автоматическая

крылатая ракета 212 конструкции Королева также с двигателем Глушко.

В 1939 -1941 г.г. в РНИИ были построены под руководством

Ю.А.Победоносцева ракетные установки залпового огня - "катюши" . Как мы

видим , РНИИ работал в основном на военных , в других странах

сложилась тогда похожая ситуация - реактивные аппараты , которые

вознесут позднее человека на небеса , изначально создавались для

уничтожения себе подобных.

Нельзя не упомянуть также о таком важном событии , как создание у

нас в стране пожалуй первого учебного заведения , по подготовке

специалистов для ракетно-космической отрасли - в 1932 г. в Москве по

инициативе ГИРДа были организованы инженерно - конструкторские курсы.

На курсах читали лекции видные советские ученые , в частности ,

создатель теории воздушно-реактивных двигателей Б.С.Стечкин , один из

основателей авиационной медицины Н.М.Добротворский (уже тогда там

читали курс физиологии высотного полета). Выпускником этих курсов был

, в частности , И.А.Меркулов - создатель прямоточного воздушно-реактивного

двигателя (ПВРД). В 1939 г. была испытана первая в мире двухступенчатая

ракета с ПВРД его конструкции . Хотя ни в авиации , ни в

космонавтике эти двигатели применения не нашли , в последнее время

интерес к ним возобновился в связи с созданием многоразовых

транспортных космических систем , т.к. ПВРД ,черпающий кислород из

окружающей среды , позволит резко уменьшить необходимое количество

горючего на борту.

От ФАУ-2 до первого спутника

Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная

техника была создана в фашистской Германии - это прежде всего

построенная к 1942 г. одноступенчатая баллистическая ракета с ЖРД

Фау-2 , конструкции Вернера фон Брауна . С их помощью фашисты

обстреливали Лондон , запуская ракеты с побережья оккупированной

Франции . В 1943 г. были проведены испытания истребителя с ЖРД

Мессершмитд-163В с двигателем Вальтера , однако в авиации более

перспективными представлялись ВРД , которые немецкие конструкторы так

и не успели достаточно усовершенствовать до поражения Германии в

войне.

К 1943 г. вон Браун разработал проект двухступенчатой

межконтинентальной (!) баллистической ракеты А9/А10 (Фау-3) , взлетной

массой около 100 т. (!) . В этом году Фау-3 совершила 18

стартов , 16 из которых окончились взрывом . В следующем году было

произведено около 30 стартов , сведений о которых пока не найдено .

Фау-3 предназначалась для обстрела Нью-Йорка . Наводить ее на цель

должен был пилот - предполагалось что после наведения он покинет

ракету на парашюте и его подберет подводная лодка. Для этого был

набран первый в истории отряд космонавтов , однако данными о том ,

были ли люди на борту стартовавших ракет мы не располагаем .

Немецким конструкторам удалось сделать то , США и СССР смогут

сделать более чем через 10 лет спустя - ведь такой ракете вполне

по силам вывести на орбиту искусственный спутник . Есть мнение ,

что на этой ракете немцы еще во время войны вывели человека в

космос - я считаю это вымыслом т.к. , во-первых , для орбитального

полета Фау-3 была все же слабовата (а суборбитальные полеты без

выхода на орбиту могут быть отнесены к космическим с большой долей

условности) , а во-вторых , в 1944 г. у Германии были уже другие

проблемы , нежели космические полеты .

Поражение Германии прекратило дальнейшее развитее этой ракетной

техники (возможно к большому счастью для всего человечества) , а ее

потенциал в этой области был буквально растащен союзниками . Основные

трофеи достались американцам , наступавшим с запада и захватившим

находившееся там заводы , полигоны и КБ. В плен к ним попало и

большинство немецких конструкторов во главе с фон Брауном , которые

впоследствии плодотворно работали над американской ракетной техникой.

Нам трофеев почти не досталось , однако наши конструкторы все же

сумели добыть чертежи и основательно изучить немецкую технику. Таким

образом ракетно-космическая техника в обоих "космических" державах

начала развиваться на основе немецкого опыта . Первые баллистические

ракеты в СССР и США были по сути копиями Фау-2.

В 1946 г. (а фактически уже сразу после разгрома Германии) началось

острое противоборство СССР и США во всех отраслях экономики ,

науки и техники , на грани вооруженного конфликта , получившее с

подачи У. Черчилля название "холодной войны", и вызванное стремлением

обоих держав к мировому господству.

В 1945 г. у США появилось атомное оружие и появляются планы

нанесения ядерных ударов по СССР. Однако в 1949 г. атомная бомба

появилась и в Советском Союзе , а в 1953 у нас была взорвана

первая термоядерная бомба. Теперь ядерное оружие имелось у каждой

из противоборствующих сторон , и большое внимание стало уделяться

средствам его доставки. Т. к. Бомбардировщик был слишком уязвим и

медлителен , начинаются работы по созданию межконтинентальных

баллистических ракет.

В 1946 г. С.П.Королев был назначен главным конструктором ОКБ ,

которое должно было проектировать многоступенчатые баллистические

ракеты. В 1948 г. состоялся полет первой отечественной баллистической

ракеты Р-1 (бывшей , правда, почти точной копией Фау-2). В 1951 г. была

принята на вооружение ракета Р-2 , с дальность полета 600 км , а в

1956г. - ракета Р-5М , с дальность полета 1200км . В 1954г. было

образовано ОКБ М.К. Янгеля , которое занялось разработкой боевых

баллистических ракет долговременного хранения.

Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949г. регулярно запускались

научно исследовательские ракеты В-1Е , В-2А , В-1А (созданные на базе

баллистических ракет) и др., с помощью которых исследовались верхние

слои атмосферы , космические лучи , а также поведение подопытных

животных (собак) во время полета . Таким образом закладывался

фундамент для будущего полета в космос человека..

Одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных - им требовалась

многоступенчатая межконтинентальная ракета , способная доставить "груз"

в любую точку земного шара . Разработка такой ракеты велась в ОКБ

Королева , но для ее запуска старый полигон Капустин Яр уже не

годился и в 1955г. в Казахской степи , недалеко от железнодорожной

станции Тюра -Там началось строительство нового полигона , который до

сих пор именуется космодромом Байконур , хотя до селения Байконур от

космодрома довольно далеко. Такое название выбрали , видимо , из

соображений запутывания "вражеских шпионов"."Вражеские диверсанты"

наверное по ночам снились партийным чиновникам , поскольку они

отклонили первоначальный проект , где старт размещался на

возвышенности , сочтя , что стартующая ракета в этом случае будет

слишком уязвима и перенесли пуск в другое место. Геологоразведку там

произвести не успели , и когда начали рыть котлован , строителей

поджидал "сюрприз" - в безводной степи они обнаружили подземный

резервуар с водой , сильно затруднивший строительство. Если бы не

изобретательность и героический труд строителей ,то старт не успели

бы закончить к сроку и тогда еще неизвестно , чей спутник был бы

первым.

В 1957 г. строительство космодрома завершилось , и начались летные

испытания новой двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 . После трех

неудачных попыток удалось наконец добиться устойчивого полета

ракеты. Р-7 была сомой большой и мощной ракетой того времени - ее

взлетная масса составляла около 300 т. а в длину она имела около 30м.

"Семерка " была построена в ОКБ Королева , двигатели создавались под

руководством Глушко , а система управления - под руководством Пилюгина .

Эта конструкция оказалась чемпионом долголетия в такой новой и

быстро развивающейся отрасли , как космонавтика - ракета "Союз" , по

сей день доставляющая космонавтов на орбиту , есть ни что иное ,

как усовершенствованная "семерка" с добавленной третьей ступенью.

Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти на

лидирующие позиции в исследовании космоса . 4 октября 1957г. Р-7

вывела на орбиту первый искусственный спутник земли Это был

алюминиевый шар диаметром 58 см, и массой 83 кг, снабженный

радиопередатчиком . Впервые созданный человеком аппарат достиг первой

космической скорости . Это событие принято считать началом космической

эры - эры практической космонавтики. Связь с первым спутником

продолжалась 20 суток (на столько хватило заряда батарей) , после

чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над землей , пока

не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого эксперимента

изучалась ионосфера земли и возможность установления связи с

космическим аппаратом , а также (в ходе наблюдения за движением

спутника) верхние слои атмосферы.

Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй (

трехступенчатым вариантом ракеты ), массой 508кг. (!) , запущенный к

тому же на довольно высокую орбиту . На этом спутнике находился первый

"космонавт" - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность животного

в космических условиях . Третий спутник имел массу 1327 кг. и был

предназначен для исследования космического пространства и геофизических

исследований . На спутнике впервые были установлены солнечные батареи.

Запуски первых спутников преследовали не только научные цели , но и

призваны были продемонстрировать мощь наших баллистических ракет

.Возможности американских ракет в то время оставляли желать лучшего -

запущенный ракетой "Юпитер-С" в феврале 1958 г. спутник "Эксплорер"

имел массу всего лишь 14 кг.

В январе ракета-носитель "Молния" (Р-7 , дополненная еще двумя

ступенями) впервые достигла второй космической скорости , и вывела в

космос станцию "Луна-1" , массой 1472кг. "Луна-1" , пройдя в 6 тыс. км.

от поверхности нашего спутника вышла на орбиту вокруг солнца . Связь

со станцией поддерживалась до расстояния 600 тыс. км. (рекорд для того

времени). В сентябре того же года станция "Луна-2" достигла

поверхности Луны (попросту упала на нее). Впервые созданный человеком

аппарат достиг поверхности иного небесного тела . Кстати , Годдард еще

в 20-ых г.г. собирался "послать снаряд на Луну" , но тогда этот

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты