Реферат: История советской космонавтики

была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результате мы сильно

отстали и проектирование системы велось в расчете на максимальное

использование уже существующих агрегатов , это конечно ускоряло сроки

постройки и испытаний , но и утежеляло носитель и корабль . Так ,

двигателей нужной мощности у нас тогда выпускать не могли , а

технологическое переоснащение производства заняло бы слишком много

времени . В результате в первой ступени Н-1 было помещено 30

двигателей , что не способствовало ни снижению массы системы . Из-за

подобных издержек Н-1 , имел почти такую же стартовую массу , как

американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750 и 2800 т. соответственно)

, имея грузоподъемность 97 т. против 135 т. у "Сатурна". (Кстати ,

ракета "Сатурна-5" была построена под руководством ... Вернера фон

Брауна - создателя Фау-2 ).

Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий ,

возникших между Королевым и Глушко , КБ которого было главным

"поставщиком" мощных ракетных двигателей . Королев считал необходимым

в качестве горючего использовать жидкие кислород и водород , дающие

очень высокий удельный импульс. Глушко же считал , что необходимо

использовать фтор и азотную кислоту , т.к. водород имеет слишком

маленькую плотность , и потребует слишком больших топливных баков.

Однако предложенные Глушко компоненты были крайне ядовиты , и такая

система могла нанести огромный урон окружающей среде. В результате

всех этих споров Глушко отказался делать двигатели для Н-1 и

ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова , разрабатывавшее до этого только

авиационные двигатели . В результате двигатели были сделаны , но

потеряно много времени (не будем забывать , что шла настоящая гонка)

. В самый разгар работ по лунному носителю и кораблям умер

С.П.Королев , что также не могло не сказаться на ходе работ.

Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании

"Протона" . В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутника

кораблями Л1 в беспилотном варианте , получившие наименование "Зонд 5-

8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луны и

программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет был

потерян . Хотя уже тогда было ясно , что опередить амереканцев с

высадкой скорее всего не удастся , работы по этому проекту не

сворачивали , надеясь на незапланированные неудачи соперников.

Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и были

неудачными - на борту возник пожар . Состоявшийся через 5 месяцев

повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное

выключение двигателей , поднявшаяся в воздух ракета рухнула на

стартовый стол и взорвалась , разрушив пусковую установку. На ее

восстановление понадобилось много времени , и следующий старт состоялся

только в июле 1971г. - и снова неудача , в ноябре 1972г. - запуск

наконец состоялся но на 107 секунде из-за неисправности полет

пришлось прекратить.

К тому времени ,в июле 1969г. , уже состоялась успешная высадка на

Луну экипажа "Апполона-11" - Нейла Армстронга и Едвина Олдрена и

наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными . Но после

неудачного полета "Апполона-13" , чуть было не закончившегося

катастрофой , работы были возобновлены. Когда амереканцам удалось

оправится после аварии и с честью завершить лунную эпопею , работы

были заморожены , а затем ,в 1974 г., совсем прекращены . Три готовые

ракеты Н-1 были уничтожены , расформирован специальный отряд

космонавтов , почти готовые лунные корабли расползлись по закрытым

музеям. Кому -то этого показалось мало , и была уничтожена основная

часть техдокументации к проекту.

Как мы видим , программа полета на Луну с обоих сторон

рассматривалась прежде всего не как научно-исследовательская экспедиция

, а как своего рода спортивное мероприятие , призванное еще раз

продемонстрировать высокий научно-технический потенциал державы. Почему

нам не удалось отстоять приоритет? Сказалась и недооценка соперника :

после наших громких достижений (первый спутник , первый человек в

космосе , первая мягкая посадка на Луну ) наши ракетно-космические

"фирмы" позволили себе долго раскачиваться и спорить друг с другом ,

тогда как американцы резко "пошли в отрыв" и опередили нас. К концу

60-ых г.г. попытка “встряхнуть" экономику - реформа Косыгина

благополучно заглохла и экономика страны фактически уже тогда

находилась в кризисе ( который ярко проявился во время перестройки) ,

и существовала в основном за счет продажи за границу нефти , газа ,

леса и других природных ресурсов. Экспедиция на Луну оказалась

слишком дорогим удовольствием (американцы потратили на свою программу

более 25 млрд.$) ,которое наша страна уже не могла потянуть ( если

вспомнить проходившие в то время дорогостоящие "стройки века").

После высадки на Луну американцев официально было объявлено , что у

нас другая программа исследования космоса - с помощью автоматических

аппаратов. Посмотрим каких же успехов достигли наши автоматы в

исследовании других планет.

Автоматы исследуют планеты

Луна

После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луны

космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы были

брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-ых годов

начались работы по созданию аппарата , способного совершить мягкую

посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одна за другой

пять станций , но осуществить посадку не удалось - аппараты

разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложно осуществить

т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляется ювелирной

работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну наконец

осуществила станция

"Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности .

Вопреки ожиданиям ученых , считавших , что Луна покрыта пылью , грунт

оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а на

телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять

месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим ,

гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и в области

полетов автоматов. В том же году был запущен первый искусственный

спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , из которых "Луна -

13" совершила мягкую посадку на Луну.

В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб грунта ,

которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в руках

наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их

американских коллег они появились после успешных полетов

астронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24" также

доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и морского района

соответственно. В 1974г. были запущены также два искусственных

спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которые провели длительные

исследования Луны и околоземного пространства.

Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны

безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов. В

ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , только без

возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны шестиколесный

"Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемый оператором с

земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км . Он передал на

землю отличные телеизображения и результаты изучения физических

свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией "Луна-21" был доставлен

усовершенствованный "Луноход-2", который провел аналогичные исследования

в другом районе Луны .

Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были созданы

в КБ , которым руководил талантливый конструктор и организатор

Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , что можно отлично

исследовать другие планеты с помощью машин , не подвергая риску

космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные полеты обходятся

значительнее дешевле пилотируемых..

Марс

Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в. когда

были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль о

существовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили ,

что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашего

столетия появилась гипотеза об искусственном происхождении спутников

Марса , поскольку особенности их движения и расчеты показывали , что

марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты , как оказалось

позднее , были ошибочными) .

Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в 1962г.

- это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195 тыс.км. от

планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца до этого).Но

планомерные исследования красной планеты начались только в 70-ые г.г.

, когда появились достаточно мощные ракеты носители и совершенная

автоматика.

В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу

требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции

"Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных спутников

планеты . К этому моменту там уже кружился американский аппарат

"Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса . Дело в

том что наш аппарат , который должен был стать искусственным

спутником марса , и который "Маринер" не смог бы обогнать из-за

ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на траекторию полета к

планете , и более легкий американский аппарат обогнал по дороге наши

станции.

"Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса-3"

отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в истории посадку

на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать "картинку"

с поверхности , но , по до сих пор невыясненной причине , сигнал с

поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсом наших исследователей

преследовало просто фатальное невезение .

Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и

передавали на Землю изображения поверхности планеты , но на них

ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . К

тому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли из

строя , и изображение передавал только американский аппарат . Зато

наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты в

инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне

радиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в

200 раз меньше земного ) у поверхности планеты.

В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсу были

хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не могли из-за

ограничений по массе. Тогда было принято решение использовать две

станции вместо одной - "чистый" спутник и станцию , которая

"сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и летела бы дальше не

тормозясь у планеты . Для надежности таких пар следовало запустить

две.

Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти

невозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окну

целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется , что

в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станций чрез

год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя .Да ,

подвела отечественная промышленность . Переделывать станции было

нереально .В следующее стартовое окно должны были стартовать

американские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получить

изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить -

ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , и

успеют передать на Землю ценную информацию.

В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и

"Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая

космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель и

станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту

искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньше

расчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу

планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и определил

ее химический состав. Незадолго до посадки связь с аппаратом

прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от станции но в

атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким образом

программа полета в основном выполнена не была.

После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсу наступил

длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем , что велась

интенсивная разработка проекта доставки на землю марсианского

грунта.

Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , а

нам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому на

разработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных" КБ.

Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка в

работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли к

выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровне развития

техники практически нереально , и его закрыли.

В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу - программа

"Фобос". Аппараты должны были исследовать с околомарсианской орбиты

планету и ее спутники. Впервые предполагалась доставка

исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это была бы не

просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадка на

астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению , этот

проект стал продолжением наших марсианских неудач.

Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа ,

которая должна была включить один научный прибор . Но в составлявший

ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и на станции была

отключена система ориентации . Солнечные батареи отвернулись от Солнца

, аккумуляторы разрядились и связь с аппаратом была потеряна. Вторая

станция успешно дошла до цели и вышла на орбиту спутника Марса .

Путем хитроумных баллистических маневров станция подошла к Фобосу и

по его фотографиям начали выбирать район сближения . Неожиданно

станция не вышла на очередной сеанс связи , после напряженной

работы удалось поймать сигнал со станции , но он вскоре исчез. Что

послужило причиной потери связи со станцией буквально "на ровном

месте " , остается загадкой.

Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытка запуска

станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не вышла на

траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере.

Венера

При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут

приступить к проектированию следующей машины , пока не закончился

полет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще

неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследования Венеры

, сведения о которых до полетов космических станций вообще были

очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрывалом облаков ,

под которое не могут заглянуть никакие телескопы.

Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще в начале

1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станции

входило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г. возле

Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшая планету , а

станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемый аппарат , который

разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера-4" доставила к планете

спускаемый аппарат , рассчитанный на давление в 10 атм.. Он спускался

до высоты , где давление достигало 18 атм. , а затем разрушился .

Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и "Венера 6" также не достигли

поверхности планеты , будучи раздавлены в атмосфере , хотя были

рассчитаны на 25 атм.

В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконец

поверхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23 мин.

Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , а температура -

около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкая посадка в

плотной атмосфере также не вызывает больших затруднений но трудности

по обеспечению работы аппаратов в поистине адских условиях делают

исследование Венеры крайне сложным . Говорят , что если бы

конструкторы с самого начала знали , с какими условиями они

столкнутся , то они не взялись бы за это дело.

В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхность

планеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полеты

станций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР

М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получить

изображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнить

условия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты