была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результате мы сильно
отстали и проектирование системы велось в расчете на максимальное
использование уже существующих агрегатов , это конечно ускоряло сроки
постройки и испытаний , но и утежеляло носитель и корабль . Так ,
двигателей нужной мощности у нас тогда выпускать не могли , а
технологическое переоснащение производства заняло бы слишком много
времени . В результате в первой ступени Н-1 было помещено 30
двигателей , что не способствовало ни снижению массы системы . Из-за
подобных издержек Н-1 , имел почти такую же стартовую массу , как
американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750 и 2800 т. соответственно)
, имея грузоподъемность 97 т. против 135 т. у "Сатурна". (Кстати ,
ракета "Сатурна-5" была построена под руководством ... Вернера фон
Брауна - создателя Фау-2 ).
Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий ,
возникших между Королевым и Глушко , КБ которого было главным
"поставщиком" мощных ракетных двигателей . Королев считал необходимым
в качестве горючего использовать жидкие кислород и водород , дающие
очень высокий удельный импульс. Глушко же считал , что необходимо
использовать фтор и азотную кислоту , т.к. водород имеет слишком
маленькую плотность , и потребует слишком больших топливных баков.
Однако предложенные Глушко компоненты были крайне ядовиты , и такая
система могла нанести огромный урон окружающей среде. В результате
всех этих споров Глушко отказался делать двигатели для Н-1 и
ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова , разрабатывавшее до этого только
авиационные двигатели . В результате двигатели были сделаны , но
потеряно много времени (не будем забывать , что шла настоящая гонка)
. В самый разгар работ по лунному носителю и кораблям умер
С.П.Королев , что также не могло не сказаться на ходе работ.
Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании
"Протона" . В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутника
кораблями Л1 в беспилотном варианте , получившие наименование "Зонд 5-
8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луны и
программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет был
потерян . Хотя уже тогда было ясно , что опередить амереканцев с
высадкой скорее всего не удастся , работы по этому проекту не
сворачивали , надеясь на незапланированные неудачи соперников.
Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и были
неудачными - на борту возник пожар . Состоявшийся через 5 месяцев
повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное
выключение двигателей , поднявшаяся в воздух ракета рухнула на
стартовый стол и взорвалась , разрушив пусковую установку. На ее
восстановление понадобилось много времени , и следующий старт состоялся
только в июле 1971г. - и снова неудача , в ноябре 1972г. - запуск
наконец состоялся но на 107 секунде из-за неисправности полет
пришлось прекратить.
К тому времени ,в июле 1969г. , уже состоялась успешная высадка на
Луну экипажа "Апполона-11" - Нейла Армстронга и Едвина Олдрена и
наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными . Но после
неудачного полета "Апполона-13" , чуть было не закончившегося
катастрофой , работы были возобновлены. Когда амереканцам удалось
оправится после аварии и с честью завершить лунную эпопею , работы
были заморожены , а затем ,в 1974 г., совсем прекращены . Три готовые
ракеты Н-1 были уничтожены , расформирован специальный отряд
космонавтов , почти готовые лунные корабли расползлись по закрытым
музеям. Кому -то этого показалось мало , и была уничтожена основная
часть техдокументации к проекту.
Как мы видим , программа полета на Луну с обоих сторон
рассматривалась прежде всего не как научно-исследовательская экспедиция
, а как своего рода спортивное мероприятие , призванное еще раз
продемонстрировать высокий научно-технический потенциал державы. Почему
нам не удалось отстоять приоритет? Сказалась и недооценка соперника :
после наших громких достижений (первый спутник , первый человек в
космосе , первая мягкая посадка на Луну ) наши ракетно-космические
"фирмы" позволили себе долго раскачиваться и спорить друг с другом ,
тогда как американцы резко "пошли в отрыв" и опередили нас. К концу
60-ых г.г. попытка “встряхнуть" экономику - реформа Косыгина
благополучно заглохла и экономика страны фактически уже тогда
находилась в кризисе ( который ярко проявился во время перестройки) ,
и существовала в основном за счет продажи за границу нефти , газа ,
леса и других природных ресурсов. Экспедиция на Луну оказалась
слишком дорогим удовольствием (американцы потратили на свою программу
более 25 млрд.$) ,которое наша страна уже не могла потянуть ( если
вспомнить проходившие в то время дорогостоящие "стройки века").
После высадки на Луну американцев официально было объявлено , что у
нас другая программа исследования космоса - с помощью автоматических
аппаратов. Посмотрим каких же успехов достигли наши автоматы в
исследовании других планет.
Автоматы исследуют планеты
Луна
После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луны
космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы были
брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-ых годов
начались работы по созданию аппарата , способного совершить мягкую
посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одна за другой
пять станций , но осуществить посадку не удалось - аппараты
разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложно осуществить
т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляется ювелирной
работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну наконец
осуществила станция
"Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности .
Вопреки ожиданиям ученых , считавших , что Луна покрыта пылью , грунт
оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а на
телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять
месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим ,
гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и в области
полетов автоматов. В том же году был запущен первый искусственный
спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , из которых "Луна -
13" совершила мягкую посадку на Луну.
В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб грунта ,
которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в руках
наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их
американских коллег они появились после успешных полетов
астронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24" также
доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и морского района
соответственно. В 1974г. были запущены также два искусственных
спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которые провели длительные
исследования Луны и околоземного пространства.
Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны
безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов. В
ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , только без
возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны шестиколесный
"Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемый оператором с
земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км . Он передал на
землю отличные телеизображения и результаты изучения физических
свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией "Луна-21" был доставлен
усовершенствованный "Луноход-2", который провел аналогичные исследования
в другом районе Луны .
Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были созданы
в КБ , которым руководил талантливый конструктор и организатор
Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , что можно отлично
исследовать другие планеты с помощью машин , не подвергая риску
космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные полеты обходятся
значительнее дешевле пилотируемых..
Марс
Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в. когда
были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль о
существовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили ,
что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашего
столетия появилась гипотеза об искусственном происхождении спутников
Марса , поскольку особенности их движения и расчеты показывали , что
марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты , как оказалось
позднее , были ошибочными) .
Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в 1962г.
- это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195 тыс.км. от
планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца до этого).Но
планомерные исследования красной планеты начались только в 70-ые г.г.
, когда появились достаточно мощные ракеты носители и совершенная
автоматика.
В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу
требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции
"Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных спутников
планеты . К этому моменту там уже кружился американский аппарат
"Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса . Дело в
том что наш аппарат , который должен был стать искусственным
спутником марса , и который "Маринер" не смог бы обогнать из-за
ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на траекторию полета к
планете , и более легкий американский аппарат обогнал по дороге наши
станции.
"Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса-3"
отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в истории посадку
на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать "картинку"
с поверхности , но , по до сих пор невыясненной причине , сигнал с
поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсом наших исследователей
преследовало просто фатальное невезение .
Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и
передавали на Землю изображения поверхности планеты , но на них
ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . К
тому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли из
строя , и изображение передавал только американский аппарат . Зато
наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты в
инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне
радиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в
200 раз меньше земного ) у поверхности планеты.
В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсу были
хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не могли из-за
ограничений по массе. Тогда было принято решение использовать две
станции вместо одной - "чистый" спутник и станцию , которая
"сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и летела бы дальше не
тормозясь у планеты . Для надежности таких пар следовало запустить
две.
Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти
невозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окну
целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется , что
в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станций чрез
год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя .Да ,
подвела отечественная промышленность . Переделывать станции было
нереально .В следующее стартовое окно должны были стартовать
американские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получить
изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить -
ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , и
успеют передать на Землю ценную информацию.
В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и
"Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая
космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель и
станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту
искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньше
расчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу
планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и определил
ее химический состав. Незадолго до посадки связь с аппаратом
прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от станции но в
атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким образом
программа полета в основном выполнена не была.
После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсу наступил
длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем , что велась
интенсивная разработка проекта доставки на землю марсианского
грунта.
Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , а
нам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому на
разработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных" КБ.
Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка в
работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли к
выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровне развития
техники практически нереально , и его закрыли.
В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу - программа
"Фобос". Аппараты должны были исследовать с околомарсианской орбиты
планету и ее спутники. Впервые предполагалась доставка
исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это была бы не
просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадка на
астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению , этот
проект стал продолжением наших марсианских неудач.
Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа ,
которая должна была включить один научный прибор . Но в составлявший
ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и на станции была
отключена система ориентации . Солнечные батареи отвернулись от Солнца
, аккумуляторы разрядились и связь с аппаратом была потеряна. Вторая
станция успешно дошла до цели и вышла на орбиту спутника Марса .
Путем хитроумных баллистических маневров станция подошла к Фобосу и
по его фотографиям начали выбирать район сближения . Неожиданно
станция не вышла на очередной сеанс связи , после напряженной
работы удалось поймать сигнал со станции , но он вскоре исчез. Что
послужило причиной потери связи со станцией буквально "на ровном
месте " , остается загадкой.
Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытка запуска
станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не вышла на
траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере.
Венера
При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут
приступить к проектированию следующей машины , пока не закончился
полет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще
неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследования Венеры
, сведения о которых до полетов космических станций вообще были
очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрывалом облаков ,
под которое не могут заглянуть никакие телескопы.
Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще в начале
1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станции
входило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г. возле
Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшая планету , а
станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемый аппарат , который
разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера-4" доставила к планете
спускаемый аппарат , рассчитанный на давление в 10 атм.. Он спускался
до высоты , где давление достигало 18 атм. , а затем разрушился .
Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и "Венера 6" также не достигли
поверхности планеты , будучи раздавлены в атмосфере , хотя были
рассчитаны на 25 атм.
В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконец
поверхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23 мин.
Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , а температура -
около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкая посадка в
плотной атмосфере также не вызывает больших затруднений но трудности
по обеспечению работы аппаратов в поистине адских условиях делают
исследование Венеры крайне сложным . Говорят , что если бы
конструкторы с самого начала знали , с какими условиями они
столкнутся , то они не взялись бы за это дело.
В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхность
планеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полеты
станций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР
М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получить
изображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнить
условия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г.