Реферат: История советской космонавтики

проект справедливо вызвал скептические замечания ученых.

Оба эти запуска , как мы видим , не очень много дали науке и носили

скорее "спортивный" и пропагандистский характер . Однако в октябре

того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправилась станция

"Луна-3" , снабженная фотокамерой . Она совершила облет луны и передала

на землю снимки лунной поверхности , в том числе ее обратной стороны

, невидимой с Земли.

Пилотируемые полеты

Запуски первых спутников и "лунников" , безусловно , произвели

громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали

высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет

человека в космос был бы , безусловно , еще более эффектным событием ,

и наши космические "фирмы " приступили к проектированию первого

пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тоже работали над

подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решил перегнать Америку во

всем.

Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого

космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в котором

человек мог несколько суток находится в космосе , а затем

благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет отдавался

скорости разработки и надежности , а не совершенству технических

решений . Корабль "Восток " был устроен сравнительно просто , но

надежно (вспомним , не один пилотируемый "Восток" не потерпел аварии).

Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоем теплоизоляции

(с большим запасом ) , к которому при помощи двух металлических лент

крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился

космонавт и системы жизнеобеспечения . Форма шара была выбрана потому

, что его поведение при входе в атмосферу было хорошо изучено , а

на аэродинамические исследования других форм не было времени .

Система посадки была также довольно проста - сопло тормозного

двигателя наводилось строго на Солнце , двигатель включался и

аппарат устремлялся к Земле . Далее срабатывал один единственный

пиропатрон , разрывавший металлические ленты и отделявшие приборный

отсек , и "шарик" совершал аэродинамическое торможение в атмосфере.

Системы мягкой посадки не было , и поэтому на высоте нескольких

километров пилот катапультировался. Чтобы тормозной двигатель дал

импульс в нужном направлении момент спуска выбирался так , чтобы

солнце занимало в это время соответствующее положение относительно

корабля. Запасного двигателя не было , и поэтому корабль

предполагали запускать на такую орбиту , чтобы через неделю -

две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы.

Первые корабли этой серии были беспилотными . На них отрабатывался

сход с орбиты , а также изучалось поведение подопытных собак. На

одном из этих кораблей благополучно слетали Белка и Стрелка . Два

других "собачьих " экипажа , вследствие неисправностей систем

посадки , на землю вернуть не удалось. Корабли следующей серии

предназначались уже для человека , но в первых двух полетах их

пассажирами был манекен и подопытные собаки. В ходе полета

проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего с орбиты передавали

запись биений человеческого сердца. Эти радиосигналы были пойманы

рядом радиолюбителей , что дало повод для слухов о якобы неудачных

попытках запуска человека в космос , предпринятых в СССР еще до

полета Гагарина.

В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из

летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет

человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был отложен

из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе

взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля) . Погибли десятки

человек , в том числе члены государственной комиссии во главе с

маршалом Неделиным (официально было объявлено , что он погиб в

автокатастрофе ) . Возникла опасность , что американцы обгонят нас -

их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был суборбитальный

полет , но первым человеком в космосе стал бы все же американец).

Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток"

Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно вернулся

на Землю . Правда , полет проходил не так гладко , как сообщал ТАСС.

Корабль был выведен на слишком высокую орбиту , и если бы отказал

тормозной двигатель упал бы на Землю не через 10 дней , как

предполагалось , а через 50 , на что ресурсы системы жизнеобеспечения

рассчитаны не были. К счастью , тормозной двигатель сработал нормально

и корабль устремился к Земле , но один из разъемов , соединявших

спускаемый аппарат с приборным отсеком не разошелся , и отсек

волочился за спускаемым аппаратом пока злосчастный провод не сгорел

в атмосфере.

На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойно

приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт , что

пилоты первых кораблей должны были катапультироваться . Так в одной

работе сказано "космонавты ... могли ... либо оставаться до

приземления в корабле , либо катапультироваться ". В случае , если

космонавт остался бы в корабле , позавидовать ему было трудно - об

этом красноречиво говорят вмятины и трещины , оставшиеся на

спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда

от того , что по правилам Международной авиационной федерации рекорд

фиксируется только в том случае ( а полет Гагарина был , безусловно ,

рекордным), когда пилот в момент посадки находился в летательном

аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно сказано что

пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.

Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустя

почти месяц после Гагарина , а "настоящий " орбитальный полет Дж.

Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени в

Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полет Г.С.Титова

, который продолжался более суток. В ходе этого полета выяснялось

влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе.

Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой болезнью" - когда

человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас известно , что

эти симптомы появляются в первые дни полета и вызваны адаптацией

организма к невесомости , но тогда это вызвало большие опасения и

были разработаны специальные методы тренировки вестибулярного аппарата

космонавтов.

В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля "Восток-3"

, пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже "Восток-4"

пилотируемый П.А.Поповичем . Корабли летели на небольшом удалении так

что космонавты могли видеть корабли друг друга и между ним была

установлена двусторонняя связь. Впервые изображение космонавта в

кабине во время полета было передано по центральному телевидению.

Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно.

В следующем году мы решили доказать всему миру , что каждая

кухарка у нас не только умеет управлять государством , но и

космическим кораблем . Еще в 1961г. в отряд космонавтов были набраны

женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет бывшая

работница текстильной промышленности и парашютист- любитель

В.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским ,

находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После

трехдневного группового полета космонавты благополучно приземлились и

Терешкова стала таким образом первой женщиной-космонавтом.

В 1961г. сразу после полета Гагарина президент США Дж. Ф. Кеннеди

объявил национальную программу , целью которой была высадка

астронавтов на Луну. В первым шагом к осуществлению этой цели должен

был стать проект "Джеммини" , предусматривавший запуск кораблей с

экипажами из двух человек , и отработку ими таких мероприятий , как

выход в открытый космос , стыковка и расстыковка , 14-суточное

пребывание людей в космосе , необходимых для лунных миссий.

Поскольку мы всеми силами старались сохранить лидирующие позиции в

освоении космоса ( или хотя бы видимость лидерства) , необходимо было

также разрабатывать принципиально новый многоместный корабль . Но

полеты "Джеммини" предполагались уже в !965г . и наш новый

корабль "Союз" явно не успевал к этому сроку. Тогда в полет

решено было отправить модернизированный "Восток" , рассчитанный на

экипаж из трех человек.

В октябре !964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на базе

все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход" , на котором

впервые в мире находилось сразу три космонавта : командир

В.М.Комаров , космонавт-исследователь К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров.

Впервые космонавты летели без скафандров (иначе , наверное , и не

поместились бы в тесную кабину) , на корабле появился резервный

тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих

было бы проблематично ) Пробыв в космосе сутки корабль благополучно

приземлился . Примечательно, что в тот год наблюдалось некое затишье -

это был единственный пилотируемый полет (с обоих сторон ).

В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевим и А.А.Леоновым на

борту . На корабле была оборудована раздвижная шлюзовая камера для

выхода в открытый космос , который и был успешно осуществлен

Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12 мин. и при этом

удалялся от корабля на расстояние до 5м. При возвращении в корабль

, правда , возникли проблемы - скафандр раздуло от внутреннего

давления о он не пролезал в люк , к счастью космонавт догадался

сбросить давление и благополучно вернулся в корабль. При возвращении

на Землю также возникла непредвиденная ситуация - вышла из строя

автоматическая система управления посадкой и космонавты впервые на

ручном управлении. Спуск прошел успешно , но корабль опустился не в

заданном районе , и экипаж долго не могли найти . Таким образом с

выходом в открытый космос мы опередили амереканцев , но затем

американцы в 1965-1966 г.г. совершили весьма успешно 10 полетов по

программе "Джеммини" и заняли лидирующие позиции в пилотируемой

космонавтике (в 1966г. общий налет наших космонавтов составлял около

500 ч. , в то время как амереканцев - около 2000 ч. и 12 ч. в

открытом космосе , все эксперименты , планировавшиеся программой

"Джеммини" были успешно выполнены ) .

Наш ответ последовал лишь в !967г. - 23 апреля в космос отправился

новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым . К сожалению , старта

нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев - в январе

1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет. "Союз" был

рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков : приборного ,

в котором находился двигатель и запас горючего для маневрирования и

посадки ; спускаемого аппарата , в котором экипаж находился при старте

, и в котором возвращался на землю ; и орбитального отсек , который

был предназначен для поведения различных экспериментов в космосе и

при необходимости мог служить шлюзовой камерой для выхода в открытый

космос. Корабль был снабжен системой стыковки , которая позволяла

составлять из двух "Союзов" орбитальную станцию. Следующим за полетом

человека шагом в освоении космоса должно было стать создание

долговременной пилотируемой орбитальной станции . Для исследований в

этом направлении и были предназначены корабли серии "Союз".

Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией - во

время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и

спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о землю

. Комаров стал первым космонавтом , погибшем в полете . Разбор

причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся лишь

полтора года спустя . Своеобразным утешение для нас могло служить то

, что у американцев дела с "Аполлоном" тоже не клеелись - в том же

году во время наземных испытаний возник пожар на корабле и погибло

трое астронавтов :В.Гриссом ,Э.Уайт , Р.Чаффи .

После неудачи с первым "Союзом" в октябре 1968г. был запущен ряд

беспилотных кораблей , а затем беспилотный "Союз - 2" , а трое суток

спустя "Союз-3", пилотируемый Г.Т.Береговым . (Следует отметить , что с

тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала в беспилотном

варианте.) . На орбите космонавт осуществлял сближение с беспилотным

кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое суток после

старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился , а два дня спустя

благополучно сел и Береговой .

В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома

Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В.А.Шаталов) и

"Союз-5"(Б.В.Волынов , А.С. Елисеев , Е.В. Хрунов). На орбите корабли

состыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообраз

будущих орбитальных комплексов ( по которым наша страна до сих пор

удерживает первое место в мире ). Елисеев и Хрунов совершили

переход из корабля в корабль , правда довольно странным образом -

через открытый космос . В официальных документах сказано , что так

и планировалось , но у меня по этому поводу большие сомнения ,

возможно такое решение было принято из-за того , что не была

обеспечена герметичность перехода .

В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех кораблей

- с интервалом в сутки были выведены "Союз-6" , "Союз-7" и "Союз-8" ,

которые совершили совместный полет , взаимные маневрирования и

сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены эксперименты по

сварке, резке и обработке материалов в космосе.

Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток , а для

серьезной работы на орбитальных станциях ( и , в перспективе , для

межпланетных полетов ), требовалось гораздо больше . Работы по

продлению сроков полета уже велись , так , был запущен биоспутник с

двумя собаками на борту , которые провели в космосе 22 дня ,

проводилась серия наземных экспериментов по моделированию невесомости

. В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет - А.Г.Николаев и

В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и благополучно

вернулись на землю . Сейчас это звучит смешно , но тогда их называли

"космическими долгожителями" , ведь влияние невесомости на организм

человека было еще плохо изучено и такой полет требовал изрядной

доли мужества.

Однако отвлечемся на время от успехов нашей пилотируемой космонавтики

, приведших в скором времени к созданию первых орбитальных станций

( о них позже) , а посмотрим на один малоизвестный ( до последнего

времени ) , но интереснейший эпизод нашей космической истории.

Лунная гонка

Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ых г.г.

у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене. Сначала

приступили к проектированию облетного корабля , которое велось

параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея . Проект "королевцев"

предусматривал вывод частей корабля на околоземную орбиту

носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и полетом вокруг

Луны. Челомей предполагал прямой рейс , для чего необходимо было

использовать проектируемый в его КБ носитель "Протон". После полета

Гагарина за коллективом Челомея проект облета Луны , а за КБ

Королева - высадку на поверхность. Позднее руководство обеими

программами сосредоточили в ОКБ Королева .

Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон" и

разгонного блока , которые выводили на облетную траекторию корабль ,

сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для уменьшения

массы с него сняли орбитальный отсек и системы сближения и

стыковки. Предполагалось , что космонавты неделю будут находится в

спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время в сидячем положении

- малоприятная перспектива для первых покорителей Луны .

Корабли предназначенные для высадки должны были выводится на орбиту

новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашей ракеты

составляла около 100 т. , экипаж корабля решили сделать минимальным

- 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек понадобилась

система , массой 135 т.).Это было довольно рискованно т.к. на Луну

высаживался всего один космонавт , и в случае возникновения

"нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тут смертельно опасным

могло стать даже случайное падение на спину - в громоздком скафандре

человек не мог подняться без посторонней помощи ) . Лунный корабль ,

получивший обозначение Л3 , предполагалось построить на базе "Союза"

.

Пока наши "фирмы" раскачивались , и предлагали различные проекты

, американцы уже приступили к изготовлению и испытанию опытных

образцов машин (вспомним , что в 1961г. программа высадки на Луну

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты