проект справедливо вызвал скептические замечания ученых.
Оба эти запуска , как мы видим , не очень много дали науке и носили
скорее "спортивный" и пропагандистский характер . Однако в октябре
того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправилась станция
"Луна-3" , снабженная фотокамерой . Она совершила облет луны и передала
на землю снимки лунной поверхности , в том числе ее обратной стороны
, невидимой с Земли.
Пилотируемые полеты
Запуски первых спутников и "лунников" , безусловно , произвели
громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали
высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет
человека в космос был бы , безусловно , еще более эффектным событием ,
и наши космические "фирмы " приступили к проектированию первого
пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тоже работали над
подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решил перегнать Америку во
всем.
Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого
космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в котором
человек мог несколько суток находится в космосе , а затем
благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет отдавался
скорости разработки и надежности , а не совершенству технических
решений . Корабль "Восток " был устроен сравнительно просто , но
надежно (вспомним , не один пилотируемый "Восток" не потерпел аварии).
Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоем теплоизоляции
(с большим запасом ) , к которому при помощи двух металлических лент
крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился
космонавт и системы жизнеобеспечения . Форма шара была выбрана потому
, что его поведение при входе в атмосферу было хорошо изучено , а
на аэродинамические исследования других форм не было времени .
Система посадки была также довольно проста - сопло тормозного
двигателя наводилось строго на Солнце , двигатель включался и
аппарат устремлялся к Земле . Далее срабатывал один единственный
пиропатрон , разрывавший металлические ленты и отделявшие приборный
отсек , и "шарик" совершал аэродинамическое торможение в атмосфере.
Системы мягкой посадки не было , и поэтому на высоте нескольких
километров пилот катапультировался. Чтобы тормозной двигатель дал
импульс в нужном направлении момент спуска выбирался так , чтобы
солнце занимало в это время соответствующее положение относительно
корабля. Запасного двигателя не было , и поэтому корабль
предполагали запускать на такую орбиту , чтобы через неделю -
две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы.
Первые корабли этой серии были беспилотными . На них отрабатывался
сход с орбиты , а также изучалось поведение подопытных собак. На
одном из этих кораблей благополучно слетали Белка и Стрелка . Два
других "собачьих " экипажа , вследствие неисправностей систем
посадки , на землю вернуть не удалось. Корабли следующей серии
предназначались уже для человека , но в первых двух полетах их
пассажирами был манекен и подопытные собаки. В ходе полета
проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего с орбиты передавали
запись биений человеческого сердца. Эти радиосигналы были пойманы
рядом радиолюбителей , что дало повод для слухов о якобы неудачных
попытках запуска человека в космос , предпринятых в СССР еще до
полета Гагарина.
В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из
летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет
человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был отложен
из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе
взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля) . Погибли десятки
человек , в том числе члены государственной комиссии во главе с
маршалом Неделиным (официально было объявлено , что он погиб в
автокатастрофе ) . Возникла опасность , что американцы обгонят нас -
их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был суборбитальный
полет , но первым человеком в космосе стал бы все же американец).
Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток"
Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно вернулся
на Землю . Правда , полет проходил не так гладко , как сообщал ТАСС.
Корабль был выведен на слишком высокую орбиту , и если бы отказал
тормозной двигатель упал бы на Землю не через 10 дней , как
предполагалось , а через 50 , на что ресурсы системы жизнеобеспечения
рассчитаны не были. К счастью , тормозной двигатель сработал нормально
и корабль устремился к Земле , но один из разъемов , соединявших
спускаемый аппарат с приборным отсеком не разошелся , и отсек
волочился за спускаемым аппаратом пока злосчастный провод не сгорел
в атмосфере.
На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойно
приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт , что
пилоты первых кораблей должны были катапультироваться . Так в одной
работе сказано "космонавты ... могли ... либо оставаться до
приземления в корабле , либо катапультироваться ". В случае , если
космонавт остался бы в корабле , позавидовать ему было трудно - об
этом красноречиво говорят вмятины и трещины , оставшиеся на
спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда
от того , что по правилам Международной авиационной федерации рекорд
фиксируется только в том случае ( а полет Гагарина был , безусловно ,
рекордным), когда пилот в момент посадки находился в летательном
аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно сказано что
пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.
Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустя
почти месяц после Гагарина , а "настоящий " орбитальный полет Дж.
Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени в
Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полет Г.С.Титова
, который продолжался более суток. В ходе этого полета выяснялось
влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе.
Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой болезнью" - когда
человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас известно , что
эти симптомы появляются в первые дни полета и вызваны адаптацией
организма к невесомости , но тогда это вызвало большие опасения и
были разработаны специальные методы тренировки вестибулярного аппарата
космонавтов.
В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля "Восток-3"
, пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже "Восток-4"
пилотируемый П.А.Поповичем . Корабли летели на небольшом удалении так
что космонавты могли видеть корабли друг друга и между ним была
установлена двусторонняя связь. Впервые изображение космонавта в
кабине во время полета было передано по центральному телевидению.
Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно.
В следующем году мы решили доказать всему миру , что каждая
кухарка у нас не только умеет управлять государством , но и
космическим кораблем . Еще в 1961г. в отряд космонавтов были набраны
женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет бывшая
работница текстильной промышленности и парашютист- любитель
В.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским ,
находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После
трехдневного группового полета космонавты благополучно приземлились и
Терешкова стала таким образом первой женщиной-космонавтом.
В 1961г. сразу после полета Гагарина президент США Дж. Ф. Кеннеди
объявил национальную программу , целью которой была высадка
астронавтов на Луну. В первым шагом к осуществлению этой цели должен
был стать проект "Джеммини" , предусматривавший запуск кораблей с
экипажами из двух человек , и отработку ими таких мероприятий , как
выход в открытый космос , стыковка и расстыковка , 14-суточное
пребывание людей в космосе , необходимых для лунных миссий.
Поскольку мы всеми силами старались сохранить лидирующие позиции в
освоении космоса ( или хотя бы видимость лидерства) , необходимо было
также разрабатывать принципиально новый многоместный корабль . Но
полеты "Джеммини" предполагались уже в !965г . и наш новый
корабль "Союз" явно не успевал к этому сроку. Тогда в полет
решено было отправить модернизированный "Восток" , рассчитанный на
экипаж из трех человек.
В октябре !964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на базе
все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход" , на котором
впервые в мире находилось сразу три космонавта : командир
В.М.Комаров , космонавт-исследователь К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров.
Впервые космонавты летели без скафандров (иначе , наверное , и не
поместились бы в тесную кабину) , на корабле появился резервный
тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих
было бы проблематично ) Пробыв в космосе сутки корабль благополучно
приземлился . Примечательно, что в тот год наблюдалось некое затишье -
это был единственный пилотируемый полет (с обоих сторон ).
В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевим и А.А.Леоновым на
борту . На корабле была оборудована раздвижная шлюзовая камера для
выхода в открытый космос , который и был успешно осуществлен
Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12 мин. и при этом
удалялся от корабля на расстояние до 5м. При возвращении в корабль
, правда , возникли проблемы - скафандр раздуло от внутреннего
давления о он не пролезал в люк , к счастью космонавт догадался
сбросить давление и благополучно вернулся в корабль. При возвращении
на Землю также возникла непредвиденная ситуация - вышла из строя
автоматическая система управления посадкой и космонавты впервые на
ручном управлении. Спуск прошел успешно , но корабль опустился не в
заданном районе , и экипаж долго не могли найти . Таким образом с
выходом в открытый космос мы опередили амереканцев , но затем
американцы в 1965-1966 г.г. совершили весьма успешно 10 полетов по
программе "Джеммини" и заняли лидирующие позиции в пилотируемой
космонавтике (в 1966г. общий налет наших космонавтов составлял около
500 ч. , в то время как амереканцев - около 2000 ч. и 12 ч. в
открытом космосе , все эксперименты , планировавшиеся программой
"Джеммини" были успешно выполнены ) .
Наш ответ последовал лишь в !967г. - 23 апреля в космос отправился
новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым . К сожалению , старта
нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев - в январе
1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет. "Союз" был
рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков : приборного ,
в котором находился двигатель и запас горючего для маневрирования и
посадки ; спускаемого аппарата , в котором экипаж находился при старте
, и в котором возвращался на землю ; и орбитального отсек , который
был предназначен для поведения различных экспериментов в космосе и
при необходимости мог служить шлюзовой камерой для выхода в открытый
космос. Корабль был снабжен системой стыковки , которая позволяла
составлять из двух "Союзов" орбитальную станцию. Следующим за полетом
человека шагом в освоении космоса должно было стать создание
долговременной пилотируемой орбитальной станции . Для исследований в
этом направлении и были предназначены корабли серии "Союз".
Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией - во
время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и
спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о землю
. Комаров стал первым космонавтом , погибшем в полете . Разбор
причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся лишь
полтора года спустя . Своеобразным утешение для нас могло служить то
, что у американцев дела с "Аполлоном" тоже не клеелись - в том же
году во время наземных испытаний возник пожар на корабле и погибло
трое астронавтов :В.Гриссом ,Э.Уайт , Р.Чаффи .
После неудачи с первым "Союзом" в октябре 1968г. был запущен ряд
беспилотных кораблей , а затем беспилотный "Союз - 2" , а трое суток
спустя "Союз-3", пилотируемый Г.Т.Береговым . (Следует отметить , что с
тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала в беспилотном
варианте.) . На орбите космонавт осуществлял сближение с беспилотным
кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое суток после
старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился , а два дня спустя
благополучно сел и Береговой .
В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома
Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В.А.Шаталов) и
"Союз-5"(Б.В.Волынов , А.С. Елисеев , Е.В. Хрунов). На орбите корабли
состыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообраз
будущих орбитальных комплексов ( по которым наша страна до сих пор
удерживает первое место в мире ). Елисеев и Хрунов совершили
переход из корабля в корабль , правда довольно странным образом -
через открытый космос . В официальных документах сказано , что так
и планировалось , но у меня по этому поводу большие сомнения ,
возможно такое решение было принято из-за того , что не была
обеспечена герметичность перехода .
В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех кораблей
- с интервалом в сутки были выведены "Союз-6" , "Союз-7" и "Союз-8" ,
которые совершили совместный полет , взаимные маневрирования и
сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены эксперименты по
сварке, резке и обработке материалов в космосе.
Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток , а для
серьезной работы на орбитальных станциях ( и , в перспективе , для
межпланетных полетов ), требовалось гораздо больше . Работы по
продлению сроков полета уже велись , так , был запущен биоспутник с
двумя собаками на борту , которые провели в космосе 22 дня ,
проводилась серия наземных экспериментов по моделированию невесомости
. В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет - А.Г.Николаев и
В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и благополучно
вернулись на землю . Сейчас это звучит смешно , но тогда их называли
"космическими долгожителями" , ведь влияние невесомости на организм
человека было еще плохо изучено и такой полет требовал изрядной
доли мужества.
Однако отвлечемся на время от успехов нашей пилотируемой космонавтики
, приведших в скором времени к созданию первых орбитальных станций
( о них позже) , а посмотрим на один малоизвестный ( до последнего
времени ) , но интереснейший эпизод нашей космической истории.
Лунная гонка
Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ых г.г.
у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене. Сначала
приступили к проектированию облетного корабля , которое велось
параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея . Проект "королевцев"
предусматривал вывод частей корабля на околоземную орбиту
носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и полетом вокруг
Луны. Челомей предполагал прямой рейс , для чего необходимо было
использовать проектируемый в его КБ носитель "Протон". После полета
Гагарина за коллективом Челомея проект облета Луны , а за КБ
Королева - высадку на поверхность. Позднее руководство обеими
программами сосредоточили в ОКБ Королева .
Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон" и
разгонного блока , которые выводили на облетную траекторию корабль ,
сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для уменьшения
массы с него сняли орбитальный отсек и системы сближения и
стыковки. Предполагалось , что космонавты неделю будут находится в
спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время в сидячем положении
- малоприятная перспектива для первых покорителей Луны .
Корабли предназначенные для высадки должны были выводится на орбиту
новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашей ракеты
составляла около 100 т. , экипаж корабля решили сделать минимальным
- 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек понадобилась
система , массой 135 т.).Это было довольно рискованно т.к. на Луну
высаживался всего один космонавт , и в случае возникновения
"нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тут смертельно опасным
могло стать даже случайное падение на спину - в громоздком скафандре
человек не мог подняться без посторонней помощи ) . Лунный корабль ,
получивший обозначение Л3 , предполагалось построить на базе "Союза"
.
Пока наши "фирмы" раскачивались , и предлагали различные проекты
, американцы уже приступили к изготовлению и испытанию опытных
образцов машин (вспомним , что в 1961г. программа высадки на Луну