Реферат: Истоки и корни народа русского

изображения символов света и солнца

[3][AK1] , «громовые знаки», фигура богини-Матери Земли на вершине строения,

конские головы и т.п. Обратим внимание на то, что и в архитектуре и в одежде

был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного

орнамента - оберегались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные

злыдни могли проникнуть к человеку. Элементами таких орнаментов были солярные

знаки (наиболее устойчивым является круг с 6 радиусами («знак Юпитера»),

изображения матери-земли Макоши с поднятыми руками, кони, земледельческие знаки

(ромб, поделенный на 4 части или какие-либо другие фигуры, составляющие ромб) и

т.д.

5. Для защиты дома от злых духов на фронтоне дома наносился резной или

выжженный орнамент с элементами, означающими восходящее солнце, солнце в

зените и заходящее солнце. Это была своего рода космологическая система

(макрокосмос), предполагающая непрерывное движение солнца по небу, что

противопоставлялось потусторонним силам и надежно оберегало дом от их

проникновения. Окна защищались наличниками с соответствующим орнаментом. Во

дворе расставлялись различные оберегающие знаки - идолы, на колья ограды

надевались имевшие магическую силу битые горшки, навешивались счастливые

камни с естественным отверстием («куриный бог»)...

6. Внутреннее убранство дома также имело оберегающие символы - лошадиные

головы на полках, солярные знаки и знаки плодородия, стол, кадки для воды и

сусеки для хранения зерна покрывались расшитыми полотенцами с оберегающим

орнаментом - особенно хорошо защищались предметы быта, относящиеся к приему и

приготовлению пищи, а также к изготовлению одежды.

7. Наравне с домом особо защищалась и одежда, так как она оставалась

единственным оберегающим прикрытием от нечисти вне дома-крепости. В одежде

магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол,

разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов

зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные

магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Особое значение

придавалось амулетам «оберегам», а также различным украшениям со священными

символами.

Все эти выводы Б.А.Рыбаков сделал на основании этнографического материала, а

также исходя из письменных источников, подтвержденных археологическими

материалами различных средневековых кладов и захоронений. Все

вышеперечисленные охранительные меры присутствовали в быту крестьянина

средневековой христианской Руси, что говорит о силе языческих традиций.

Б.А.Рыбаков говорит о том, что оберегающие обряды имеют глубокие исторические

корни, о чем свидетельствует широко представленная магическая символика.

Можно предположить, что подобные особенности быта и жилища имели место и 2000

лет назад, только нужно сделать скидку на скудность и относительную

примитивность быта славян-земледельцев этого периода. Принимая во внимание

мифологическую основу представлений древних восточных славян, существование

злых, вредных духов врагов («упырей»), противопоставляемых добрых духам

предков и их культ в этот период вполне вероятен.

б) Священные места внутри поселка.

Как мы уже знаем, многие празднества и магические обряды проводились всеми

представителями поселка вместе. Хотя люди живут уже семьями, но коллективное

единство общины составляет все еще их жизненную потребность: все основные

обряды проводятся поселком, а более значительные - племенем, как мы увидим

ниже, существуют даже межплеменные места «соборов», предназначенные для

исключительных целей.

Примером зарубинецкого культового места внутри поселка может служить селище

«Грудок» близ Почепа в бассейне Средней Десны, куда в первые века н.э.

направилась славянская колонизация из Среднего Поднепровья.

В середине раскопанного пространства, среди большого количества прямоугольных

жилищ со следами мощных печных труб обнаружена круглая в плане постройка,

диаметр ее 5 м. Среди вещевого материала там найдена редкостная для этой

культуры вещь - египетская печать I - III века нашей эры из голубой пасты с

фигурой лежащего льва (вероятно, «диковина» - предмет гордости и самое ценное,

что осталось у поселян после сарматского разграбления, была отдана

божеству-покровителю и находилась в его святилище). Рядом с круглой постройкой

был открыт дом с интереснейшей посудой в нем: в одном и том же доме найдены и

миска со знаком плодородия и горшок с четырьмя знаками, представляющими

идеограммы вспаханного и засеянного поля[4]

, по горловине сосуда идет кругом орнамент из каплеобразных круглых вдавлений. В

целом орнамент отображает следующее: «небесная влага орошает нивы», т.е.

содержит главную идею аграрно-магических заклинаний. По мнению Рыбакова, это

могло быть местом хранения священной посуды[5]

, а сама церемония варки первых плодов, проводилась в круглом помещении -

святилище.

После реконструкции находок «святилище» получает следующий облик: вход в

круглое строение оформлен двумя подпорами и ступенькой, находится в 12-15

шагах напротив дома со священными сосудами. Внутри в центре расположено

круглое глинобитное сооружение (глина обожжена), которое представляет из себя

очаг или очаг-жертвенник, у жертвенника - большой (главный) идол, в глубине

ротонды слева и справа от главного идола ниши, где располагались идолы

меньшего значения, что свидетельствует о политеистических религиозных

воззрениях славян-земледельцев зарубинецкой культуры. Но что это за боги,

остается только догадываться. И вот здесь Б.А.Рыбаков проводит удивительную

аналогию, о которой мы уже говорили раньше, когда касались вопроса о жилище

древнего славянина, сравнивая внутреннюю обстановку «святилища» с рисунками

русской северной вышивки. У таких вышивок часто присутствовал мотив богини в

храме. На них в середине, во всю высоту показанного как бы в разрезе здания,

изображался огромный идол Макоши с опущенными в земле руками; календарно эта

поза богини может быть приурочена к купальской обрядности (23-29 июля), ко

времени начального созревания колосьев и появления первых плодов этого года

(горох, бобы). Макошь указывает на землю, уже произрастившую растения, тогда

как в вышивках, связанных с весенними обрядами, Макошь воздевает руки к небу,

к верховному божеству с мольбой о солнце и дожде для только что посеянных

семян. Большой центральный идол Макоши сопровожден двумя идолами рожаниц -

Лады и Лели, стоящими по сторонам «Матери Урожая» - Макоши. Исходя из

рисунков вышивки, можно допустить, что святилище не было закрытым помещением,

а представляло навес со столбами, шедшими по кругу, внутри которого

находились три идола и жертвенник. Периметр такой землянки мог служить

круговой земляной скамьей вокруг главного идола и очага, на котором в горшке

со знаками плодородия варилось священное варево из первых плодов.

Совпадение рисунка вышивки с почепским храмом полное! Вышивка дала и то, что

археология редко может дать - все три идола женские. Из чего можно сделать

вывод, что культ матриархальных богинь, если так можно выразиться, с

политеистическими поправками, еще силен. Богини Макошь, Лада и Леля наряду с

богом праотцом Родом не менее почитаемы славянами-земледельцами в начале

первого века нашей эры.

Б.А.Рыбаков на основе этнографического материала, собранного в этих краях

(купальские песни, определенная символика женской одежды, содержание обряда,

символическое жертвоприношение), приходит в выводу, что связь купальских

обрядов с аграрной магией «макушки лета» несомненна. «В сочетании с посудой,

помеченной магическими знаками плодородия, найденной с соседнем со святилищем

доме, весь ритуальных комплекс зарубинецкого поселка «Грудка» (Почепское

селище) может быть истолкован как капище Макоши, называемой применительно к

купальской обрядности 23-29 июля Купалой, что является обычной в фольклоре

персонификацией праздника» (Б.А.Рыбаков, с.129).

в) Культ предков и языческая погребальная обрядность

«Комплекс представлений, связанных с погребением предков, является

общечеловеческим и этнические особенности сказываются в деталях и в

сочетаниях второстепенных признаков или в разновременности появления этих

признаков, тоже в большинстве случаев общих для многих народов» (Б.А.Рыбаков,

с.74).

Из числа таких элементов погребального обряда следует назвать: курганные

насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища (домовина) и

захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

Изготовление домовины прямо связано с идеей второй, посмертной, жизни, а

насыпка полусферических насыпей, по всей вероятности, отражает представления

о трех горизонтальных ярусах Вселенной: курган изображает средний земной

ярус, он является как бы модель кругозора видимого земного пространства;

«зарождается эта идея, как мы знаем, в открытых степных областях и именно

тогда, когда пастушеские племена начинают перемещаться по пастбищам. Куда бы

они ни попали, везде земля представлялась им выпуклым кругом, шаровым

сегментом. И они схематизировали свой видимый мир в форме кургана»

(Б.А.Рыбаков, с. 75). Над курганом-землей находится небо, верхний мир, а под

курганом - подземный мир мертвых. Связь же между посудой для еды и

местопребыванием праха предка была уже нами объяснена выше.

Погребение умерших у древних славян было обставлено многообразной

обрядностью. Эту обрядность нужно подразделить на три группы: во-первых,

обряды, связанные с приведением в надлежащий вид самого умершего и с

изготовлением гроба-домовины; во-вторых, процесс захоронения и, в третьих,

ежегодное поминовение умершего на его могиле (кургане).

Из обрядов первой группы нам известны возрастные различия в женском уборе:

девочек хоронили с очень скромными украшениями, девушек и молодых женщин

хоронили в богатом подвенечном уборе; пожилых женщин (вероятно, от времени

появления у них внуков?) убирали в последний путь скромно.

Приведение покойника в надлежащий вид выражалось глаголом «спрягать», одного

корня со словом «опрятный».

Важным этапом похоронных приготовлений было изготовление гроба или домовины

(гроб тоже называли домовиной). Домовина, как подобие дома, это - не только

деталь погребального обряда, но и выражение определенных религиозных

представлений или, «как несколько витиевато выражаются лингвисты, дом -

«манифест позитивного члена этих оппозиций (мертвое - живое; темное -

светлое) воплощает жизнь как таковую» (Б.А.Рыбаков, с. 113).

Плачи по мертвым - неотъемлемая часть погребального обряда. До нашего времени

дошел обширный фольклорный материал, который составляет специальный раздел

русского фольклора, имеющий глубинные языческие корни. Существовали и

своеобразные специалисты, вернее специалистки по ритуальным причитаниям -

вопленицы. В славянской демонологии существовало два образа плакальщик,

оповещающих народ о смертельном несчастье. В «Слове о полку Игореве» они

названы Карна и Жля. «Кара» - плач по умершим, «карна» - плакальщица, причем

эти слова явно греческого происхождения. Следовательно, вряд ли в начале века

богини печали - вопленицы - носили подобные имена, хотя, возможно, что и да,

ведь с греческой культурой наши предки начали сталкиваться чуть ли не с VII

в. до н.э. и поэтические образы греческих богов и богить могли впечатлить

наших предков и , возможно, какие-то из них были переняты.

После завершения погребения всегда справлялись поминки («тризна»и «страна»).

Неотъемлемой частью древнего быта было ежегодное поминовение всех умерших в

так называемые родительские дни, радуницу. Существовала целая система

годичных молений предкам, в которых тема отдельной семьи и ее была дома

связана с темой всего селения; наиболее заметные действия происходили на

общем сельском погосте. «Вся система годичных поминаний, расставленных в

календарном порядке, представляется мне как бы растянутым во времени

воспроизведением этапов древних языческих похорон по обряду трупосожжения»

(Б.А.Рыбаков, с.120).

Моления предкам открываются имитацией погребального костра - с 19 до 22 апреля

«сожжение костра из соломы, как имитация погребальной «крады великой»,

одновременно сожжение хвойных веток в доме для очищения жилища и живущих в

нем»; получают развитие в начале аграрного цикла работ весною (родоница -

радуница)[6] - «воззвание к умершим, плач

по ним; призыв предков к охране дома и двора, к покровительству молодым семьям;

кормление земли яйцами и брагой»; достигают кульминации в «зеленые святки»

(5-9 мая), когда земледельцы озабочены своими нивами - «еще один плач по

умершим сменяемый буйной тризной с ритуальными «сатанинскими» плясками, пением

и играми, а иногда и драками»; и завершаются благодарственными приносами из

нового урожая осенью, перед зимним замиранием природы - 26 октября

«благодарение предкам; поминки на кладбище с приносом ритуальной еды; угощение

«дедов» каждой отдельной семьи в ее доме». Все это происходило в двух различных

пространствах: одна часть молений предкам связана с домом, с местом, где они,

предки, строили, жили, трудились, праздновали, а другая часть проходит на месте

упокоения их праха, в «городе мертвых», где стоят рядами, как избы в селе,

деревянные избушки-домовины, покрывающие урны с сожженными костями.

Культ предков, постоянно поддерживаемый новыми похоронами уходящего поколения

и овеществленный домовинами на кладбище, был очень важной составной частью

древних языческих представлений и имел аграрно-магическую и охранительную

направленность.

г) Священные горы - места «соборов» или «событий» общеплеменного значения

«Общечеловеческим является почитание гор и проведение на них особых молений,

обращенных к тому или иному верховному божеству» (Б.А.Рыбаков, с. 135). Более

точно фиксированным местом ежегодных обрядов были высокие холмы, горы,

возвышавшие участников сборища на уровнем обычной жизни и как бы приближавшие

их к небесным правителям мира, рожаницам и Роду. Все эти места культа воды,

рощений, гор широко отразились в восточнославянской топонимике, где

встречаются сотни названий «святых гор», «лысых гор», «девичьих гор» и т.п.

Этнологи предполагают, что первое название «Лысая гора» могло быть связано с

тем или иным мужским божеством, а «Девичья гора» - естественно, с женским

божеством, с богиней-девой. Подобных гор очень много.

Но для нашего исследования наибольшей интерес представляет Бабина гора с

огромным Трахтемировским городищем в излучине Днепра с Зарубинским

могильником (эта местность является центром всего среднеднепровского региона

от Десны до Тясмина).

Наименование городища Бабина гора, так же как и наименование Девичьих гор,

может говорить о посвящении этой горы какому-то женскому божеству, но иного

рода, чем богиня-дева. Это могла быть богиня-мать вроде Ма-коши - богини

урожая и судьбы, олицетворение всей земной природы (Матьсыраземля).

Бабина гора - небольшое городище на высокой горе у самого Днепра, со всех

сторон окруженная валами, датировано городище 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Основное пространство внутри валов - огромный естественный амфитеатр,

спускающийся к самой воде. Укрепления идут вдоль подошвы амфитеатра у самого

берега. С оборонительной точки зрения это городище было практически

беззащитным, что наводит на мысль о его ритуальном значении. Рядом с Бабиной

горой расположен на другом холме могильник с трупосожжениями и

трупоположениями. Особенностью этого могильника является захоронение здесь

младенческих черепов без ритуального инвентаря; они составляют 25 % всех

трупоположений. Принимая во внимание эти и другие факты, Б.А.Рыбаков приходит

в выводу, что Бабина гора являлась святилищем женского божества вроде Макоши,

где в исключительных случаях (абсолютное количество младенческих захоронений

невелико - их всего 6) проводилось особое священодействие. Можно

предположить, что особых случаев в то время было предостаточно, так как весь

участок Среднего Поднепровья был зоной сарматских набегов (частокол городища

был сожжен сарматами: там найдены наконечники сарматских стрел). Принимая во

внимание центральное географическое положение, а также упомянутые выше

археологические данные, Б.А.Рыбаков идет дальше и делает предположение, что

это место могло быть религиозным центром, общим для всей области славян-

сколотов, где верховное мужское божество было представлено самим

Трахтемировским городищем (Трахтемир - отец и родоначальник скифов, отец

скифских царей, образовавших 4 царства), а женское - Бабиной горой,

находящейся рядом с ним. «У отдельных племен могли быть свои племенные

святилища: Девичь-гора в Триполье и Лысая гора под Киевом у Полян; Девичь-

гора в Сахновке и святилище Рода в Родне (на устье Роси) у Руси, еще не

слившейся с Полянами. Этот сакральный комплекс должен был быть общим для всей

области борисфенитов от устья Десны до Ворсклы» (Б.А.Рыбаков, с 147).

Теперь мы можем представить, как выглядели языческие славянские святилища

начала нашей эры: практически отсутствует какая-либо архитектура, при этом

особо учитываются естественные особенности ландшафта; наипростейшие атрибуты -

глиняная посуда, каменные очаги-жертвенники

[7]; на этом же очаге варилась священная каша из первых плодов); деревянные

идолы божеств, - все это свойственно обедненным формам зарубинецкой культуры.

О том, что именно происходило на многодневных межплеменных «соборах», можно

лишь догадываться, принимая во внимания скудные свидетельства

немногочисленных письменных источников, которые сообщают о славянских

разгульных игрищах, жестоких жертвоприношениях, безнравственном, с

христианской точки зрения, поведении. Во многих отношениях подобные

характеристики правомерны: как правило, исходя из теории магии и мифа, в

подобных коллективных действах люди теряли над собой контроль, находясь в

состоянии аффекта, возможно вызываемого и употреблением какого-либо зелья;

вид кровавых жертвоприношений вряд ли способствовал развитию эстетического

восприятия, а наоборот порождал агрессивные проявления, являясь своего рода

отдушиной; но что, кажется бесспорным, так это тот факт, что подобные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты