Реферат: Истоки и корни народа русского

первобытным или мифологическим типом мышлением. И разница здесь не в самих

мыслительных процессах. Философ и этнолог К.Леви-Строс характеризует их

различие следующим образом: «Логика мифологического мышления так же

неумолима, как логика позитивная и, в сущности, мало от нее отличается.

Разница здесь не столько в качестве логических операций, сколько в самой

природе явлений, подвергаемых логическому анализу... в мифологическом

работает та же логика, что и в мышлении научном, и человек всегда мыслил

одинаково «хорошо». Прогресс - если этот термин по-прежнему будет применим -

произошел не в мышлении, а в том мире, в котором жило человечество, всегда

наделенное мыслительными способностями, и в котором оно в процессе долгой

истории сталкивалось со все новыми явлениями» (В.Шкуратов, с. 258). То есть

мы видим, что современный человек и человек первобытный подходят к решению

того или иного вопроса с разных эволюционных позиций, и чтобы найти,

докопаться до того, из чего же первобытный человек исходит в своих

рассуждениях, необходимы более обширные знания, чем этнологические данные.

Подобными данными (истории, археологии, психологии, социологии, этнологии) и

располагает «историческая психология», хотя такой науки в современном

человекознании еще нет, а есть исследования на стыке истории и психологии, мы

все-таки для упрощения будем пользоваться этим термином.

Попытка Э.Тайлора «вдуматься» в причины, породившие те или иные первобытные

воззрения, являлась смелой и даже революционной и приуменьшать ее значение в

развитии естественных наук нельзя. Там же, где положения теории анимизма

Э.Тайлора расходятся с современными представлениями, мы будем давать

интерпретации тех же положений психологом-историком В.Шкуратовым из его

книги «Историческая психология». Но хотелось бы отметить, что положения

современной теории не опровергают, а, скорее, дополняют теорию анимизма.

а) Анимизм (учение о духовных существах) - особенность и философская основа

естественной религии (теория Эдуарда Тайлора).

У Э.Тайлора теория анимизма распадается на два главных догмата, составляющих

части одного цельного учения. Первый из них касается души отдельных существ

, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела. Другой -

остальных духов, «поднимаясь до высоты могущественных богов». «Анимист

признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и

жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом. Так как, далее,

анимисты думают, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних

доставляют им радость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их

существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к

действительному почитанию их или желанию их умилостивить» (Э.Тайлор,

с.211-212).

По-видимому, мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более

занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять, что

составляет разницу между живущим и мертвым телом, «что составляет

причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти»? Они также задавались

вопросом, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и

видениях? Древние «дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой

напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть

призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь

дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет

его образ, или второе «я». И то и другое, таким образом, отделимо от тела:

жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак

показывается людям вдали от него» (Э.Тайлор, с.212).

Дикарям-философам нетрудно было сделать и второй шаг...Дело заключалось просто в

том, чтобы соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще

телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть

проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как

связанные между собой. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое

может быть названо призрачной душой, духом-душой. Понятие о

личной душе, или духе, у примитивных обществ может быть определено следующим

образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей

природу нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и

мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно

владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и в

настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место.

Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу

и является людям спящим и бодрствующим. Преимущественно как фантазм, как

призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела

других людей, животных и даже вещей, овладевать ими в влиять на них»

(Э.Тайлор, с.213).

Неизбежный выводом из анимизма (одушевления) представляется верование в

продолжение существования души за гробом.

Здесь мы прервемся и дадим трактовку зарождения понятий духа и души с точки

зрения теории пансоматизма, которую В.Шкуратов представил в своей книге.

«Первобытность, подобно любой исторической эпохе, помещает человека в отношения

с природой и обществом при помощи культурных норм. Особенность доистории в том,

что главный материал, который поставляет инструменты для воздействия на природу

- это само тело, часть природы. Природу и культуру, сошедшиеся так

близко, трудно представить...Опорой человеческого порядка служит тело,

смыкающее природу и общество через свои фундаментальные потребности...Освоению

природы, социальному обустройству и самопознанию сопутствуют манипуляции с

корпоратурой (телом). Человек распределяет по частям, органам и функциям,

рассекает (в представлениях и буквально) свою непосредственную биологическую

данность, а затем воссоединяет ее уже в окультуренном единстве...

Тело имеет культурно-психологическое качество, это не просто мясо и кости, а

носитель опыта, который может разделяться в пространстве и передаваться

другим людям, не теряя при этом физической наглядности и вполне ощутимой

питательности (каннибальский способ приобщения к мудрости или храбрости

другого человека).

Отыскиваются и другие подобия психофизиологического существования. Человек

дублирует свои текущие состояния, ищет двойников. Рождение близнецов вызывает

любопытство и замешательство. Первое устойчивое раздвоение, которое человек

наблюдает со стороны, дарит ему смерть. Труп - неподвижное подобие живого

тела. Труп можно передвигать, как вещь, изучать, разбирать. Древнейшее

значение греческого слова «сома» (тело) - труп...

Архаичнейшие из знаков - это трупы и части трупов. Зрелище прекратившейся

жизни вызывает проблеск сознания и первое культурное суждение, правда пока в

форме действия: первый известный нам ритуал, в центре которого находится

человек - похороны. Бдение над телесной оболочкой, с которой нельзя

обходиться, как со здравствующим, влечет вопросы: куда он ушел и что от него

осталось? Проекция этих вопросов - иной мир и другая жизнь, которую ведут

люди в измененном качестве...» (В.Шкуратов, сс. 203, 204, 206).

Первоначально суть человека усматривается в его теле. Сравнение живого с трупом

дает пищу для размышлений о душе. Эти представления мало схожи с нашим

пониманием религиозной и этической сущности человека. Для первобытного

человека душа физически наглядна...Душа понимается как другое тело, его слабый

ущербный, но внешне подобный двойник. Эта запасная телесность оказывается

кстати, когда с основной что-то случается. Сон, обморок или смерть - моменты,

когда двойник облачком пара или дыма вылетает из своего жилища и устремляется в

место, отведенное ему подобным. Душа - сколок с тела, и ее функция -

представлять последнего по принципу hic et illi («здесь и там»). Усиленная

разработка этого принципа вызывает к жизни множество артефактов-двойников...

«Пройдет много времени, пока душа из телесного двойника станет тем, что мы

понимает под ней сейчас. Освобождаясь от уподобления физическому облику и

частям организма (первобытные люди наделяли душами и отдельные органы), она

становилась жизненной силой, олицетворением того, что движет телесную

оболочку человека...

Индивидуальность живет распределением и собиранием своих составных частей в

разных пространственно-временных плоскостях, и найти ее в той эпохе, где всякий

опыт выражался непосредственно и наглядно, для нас трудно...Первобытная

личность целостна, но только выражается ее целостность не в едином понятии, а в

едином теле. Размышление имеет меньшее значение для собирания самости, чем

действие в непосредственной, двигательно-активной форме» (В.Шкуратов,

с.207).

Но вернемся опять к Тайлору и его теории о духах и душе.

Верование в жизнь после смерти распадается на два главных учения (оба эти учения

тесно связаны между собой, даже переходят друг в друга, они одинаково

распространены по всему миру и «имеют глубокие корни в самых низших слоях

человеческой культуры»): учение о переселении душ (реинкорнация)

и учение о самостоятельном существовании личной души после смерти.

«Подобно тому, как первое представление о душе должно было быть представлением

о душе человека, которое затем по аналогии распространилось на души животных,

растений и т.д., так и первоначальное представление о переселении душ

заключалось в прямом и логичном заключении, что человеческие души возрождаются

в новых человеческих телах, причем они узнаются по семейному сходству в

последующих поколениях. Затем эта мысль была расширена до степени возрождения

души в образе животных и т.д...» (Э.Тайлор, с.263).

Теория механизма вселенной у дикарей рассматривает явления природы как

произвольные действия составляющих ее личных духов. «Вовсе не свободный

вымысел, а разумное умозаключение, что следствие имеет свою причину, заставило

дикарей населить этими эфирными призраками свои собственные жилища и убежища,

всю обширную землю и простирающееся над нею небо. Духи лишь олицетворенные

причины. Подобно тому как причиной обычной жизни и действий людей

считались души, причиной всех счастливых и бедственных событий,

постигающих человечество, и многообразных физических проявлений внешнего

мира признавались существа, сходные с человеческой душой, - духи,

происхождение которых, в сущности, одинаково, несмотря на все поразительное

разнообразие их силы и деятельности» (Э.Тайлор, с.312). Здесь необходимо

отметить, что духовные существа создавались воображением человека по образцам

его первобытных понятий о своей человеческой душе; духи нужны были ему, чтобы

объяснить явления природы с точки зрения его первобытной, детской философии, к

которой вполне подходит название теории «одушевленной природы». Для первобытных

людей духовные существа, духи и тени умерших, демоны и божества составляли

живые личные причины мировой жизни. «Они (наши предки) могли приписывать

дружественным или враждебным духам все доброе и злое в своей собственной жизни

и все поразительные явления природы. Они жили в тесном общении с живыми и

могущественными душами своих умерших предков, с духами потоков и рощ, равнин и

гор. Они знали, что живое могучее солнце изливает на них лучи света и тепла,

что живое могучее море гонит свои грозные волны на берег, что великие Небо и

Земля охраняют и производят все существующее. Подобно тому, как человеческое

тело считалось живущим и действующим силою обитающей в нем души, или духа, так

и все явления окружающего их мира имеют своим источником вмешательство

различных духовных существ» (Э.Тайлор, с.356).

Теперь посмотрим на проблему одушевления природы и природных явлений в

первобытном обществе с позиций пансоматизма. Последнее не опровергает Тайлора,

а , скорее, дополняет его трактовки и смещает акцент на особенность

первобытного человека мыслить телесно-предметными категориями, когда любой

образ зафиксирован на физическом теле. Кстати, Тайлор замечает эту

«предметную» особенность мировоззрений первобытного и дикого человека: «Учения

и обряды примитивных обществ представляют, согласно с их философскими

взглядами, результаты прямой физической очевидности и в то же время

акты практического смысла» (Э.Тайлор, с. 252), - но, к сожалению, это была

всего лишь констатация очевидного факта, а пойти дальше и попытаться

воспроизвести рассуждения на предметно-действенном уровне для него не

представлялось возможным.

Поскольку познание окружающего мира у первобытного человека происходило через

познание своего тела, то в его представлении все живое должно было иметь

подобную его телу структуру, а именно: живая форма (тело) обладает

определенными свойствами (растет, двигается, размножается, может издавать звуки

(владеет речью...), его можно расчленить на составляющие части, у нее есть

невидимый душа-двойник. Поэтому все, что имеет тело, обладающее

свойствами, которыми обладает человеческое тело (движется, растет, говорит и

т.д.) должно быть живым и иметь свой двойником - душу. Подобная структура

объясняет одушевление животных, деревьев и растений (обладают свойствами тела -

растут, движутся...), рек (движутся, разговаривают...) и любых других телесных

форм со свойствами человеческого тела.

Но первобытного человека окружали не только те или иные телесные формы, он

постоянно сталкивался с природными явлениями, такими как дождь, ветер, снег,

гроза, гром, град, землетрясение, роса и др., которые по сути своей являлись

проявлениями или свойствами чего-то. Но чего? Как мог объяснить себе это

первобытный человек, который пока еще изучает и знает более менее хорошо свое

тело, и связывает те или иные функциональные проявления тела с его

отдельными частями: ноги ходят, руки манипулируют с предметами, глаза видят и

могут порождать воду - слезы и т.д. Тогда ветер - это дыхание огромного рта,

гром - огромные руки кидают камни, дождь - срезы, текущие из огромных глаз

или же «естественные воды» огромного тела, гроза - огромные руки высекают

огонь и т.д. А если есть часть, значит есть где-то и тело, только его не

видно, так как оно высоко на небе. Так рождается живое существо, отвечающее

за природные явления, оно огромное, грозное и, как и все живое, должно иметь

душу.

Мы знаем, что первобытный человек наделял духом-двойником не только тело, но

и его части. Поэтому части тела великана-природы также наделялись своим

духом: дух дыхания (губ)-ветра; дух рук, высекающих огонь - грозы; дух

органа, рождающего воду - дождя и т.д.

Почему же люди стали поклоняться тем или иным духам? В начале, по-видимому,

поклонения как такового не было, а были попытки наладить контакт с другими

жителями земли - его природными соседями (с животными, с растениями, с

природным великаном и т.п.). Человек, развиваясь психически, вычленяет из

окружающего его мира сначала себя (свои ощущения), потом себе подобных, а

затем другие физические тела, все, что можно, уподобляет себе (все чужое,

непонятное вызывает страх, а если это нечто похоже на тебя, то и бояться его

не стоит), а затем пытается строит определенные (социальные) отношения с

предметами-телами этого мира. И вот тут мы должны вспомнить, что в понимании

первобытного человека все живое обладает «ущербным» невидимым двойником (а

ведь чужое все-таки пугает), а общаться с двойником-духом менее страшно, чем

с самим телом. Но как позвать дух? Тело - его части - дух - это все-таки

почти одно и тоже, поэтому достаточно воспользоваться какой-то частью тела

(например черепом или лапой), поговорить с духом этой части, чтобы дух, а

значит и тело узнали, что от него хотят.

Разногласия между людьми вели к ссорам, ссоры - к дракам, а значит к телесным

повреждениям и физическим страданиям. Разъяренное животное могло убить или

тяжело ранить человека. Гнев или ярость человека или кого-либо другого вели

к увечьям, страданиям и смерти. Следовательно, увечья и смерть людей,

вызванные тем или иным природным явлением, должны были объясняться физическим

направленным действием того или иного разгневанного духа этого природного

явления или же самого природного великана. Но как умилостивить и успокоить

тот или иной разбушевавшийся природный дух? Да так же, как, например, можно

наладить контакт с рассерженным родственником - подарком и уговорить.

Итак, одушевление природы было необходимо первобытному человеку, который

вступал в новый, осознаваемый им, мир и пытался строить отношения с частями

этого мира как с себеподобными существами.

Все представления первобытных людей не выходили за пределы его

непосредственной функциональной сферы, с развитием последней они усложнялись

и усовершенствовались. Так представления о живых душах-двойниках, пройдя ряд

изменений и дополнений, получили свое выражение в ярких мифологических

образах.

Духи - мифологические божества получили свое постоянное место жительства:

небо, земля или подземное царство, - в соответствие с системой

космологических представлений, причем настолько прочное, что в тех или иных

религиозных концепциях сохраняли его на протяжении многих веков вплоть до

настоящего времени.

Итак, в общих чертах мы познакомились с основными положениями теории

анимизма Э.Тайлора, которые касались возникновения и развития первобытных

представлений о душе, с поправками к ней, исходя из более современной

теории пансоматизма, хотя последняя не является общепринятой и бесспорной, но

тем не менее оригинальна и заслуживает внимания.

В заключение хотелось бы дать следующий отрывок из книги Э.Тайлора, который

представляется важным: «Рассматривая религию одного языческого народа за

другим, мы ясно видим, что человек являлся типом, моделью божества, и поэтому

человеческое общество и управление было образцом, по которому создано

общество богов и управление в нем... Над бестелесными душами и духами

предков, местными гениями скал, источников и деревьев, над толпой добрых и

злых духов и всей остальной духовной иерархией стоят более могучие божества,

влияние которых не ограничивается местными или индивидуальными интересами и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты