Реферат: Истоки и корни народа русского

славянами: заключались сармато-венедские браки (Тацит 98 г. н. э. сообщает о

славянах-венедах, живших в устьях Дуная), славяне-венеды заимствовали

сарматский обычаи. Складываются временные сармато-венедские племенные союзы.

Очевидно, сарматы в I-II вв. н.э. перестали быть той неодолимой силой, от

которой лесостепные земледельцы бежали в Ш-II вв. до н.э. за Дунай во Фракию

или в глухие леса на Припяти, Десне и Верхнем Днепре.

в) Роль Римской империи в истории развития Юго-Восточной Европы.

В I-II вв. н.э важную роль в судьбах Юго-Восточной Европы сыграла Римская

империя, заинтересованная в экономических ресурсах Причерноморья. «Мозаику

племен, городов и микрогосударств в северо-восточной части Черноморско-

азовского акватория объединило и привело в некую систему Боспорское царство,

а такую же пеструю мозаику в западной половине объединила усилиями своих

легионов Римская империя. Император Тиберии (14-37 гг. н.э.) занял Фракию,

при Клавдии (в 56 г.) римляне заняли Тиру в устье Днестра, легионы Нерона

оказались в Крыму и, по-видимому, в Ольвии. Власть Рима в ольвийской зоне

Понта окрепла. Торговые связи с лесостепными хлебородными областями получили

некоторую военную поддержку и значительно возросли» (Б.А. Рыбаков, с. 23).

Объективные исторические внешние и внутренние условия в Ш - II вв. до н.э.

складываются для восточных славян неблагоприятно: сарматское иго, отделение

знати и уход ее за Дунай и в Крым подальше от разорительных сарматских набегов,

по этой же причине перемещение рядовых членов племени на север в леса, где они

ассимилируются с менее развитыми в культурном отношении балтскими и другими

славянскими племенами, - все это приводит к обеднению и упадку культуры

восточных славян (зарубинецкая археологическая культура). В I в.н.э.

общеисторическая ситуация в Юго-Восточной Европе выправляется: ослабевает

сарматское иго, черноморские микрогосударства объединяются в Боспорское

царство, Римской империя присоединяет Крым и Фракию, - что способствует

восстановлению и дальнейшему культурному развитию ее народов. Южная часть

зарубинецкой культуры быстрее переходит к новым формам, активнее воспринимает

новшества и возобновляет древние связи с античным миром. Северные же племена

долгое время не ощущают этих новых условий бытия и остаются поэтому при прежних

формах быта.

В свете вышеизложенных исторических событий перейдем к более подробному

рассмотрению экономических и социальных аспектов жизни восточных славян в

начале нашей эры.

3. Экономические и социальные аспекты жизни восточных славян в начале нашей эры

Все предшествующее развитие восточного участка славянской прародины более чем

за тысячу лет было поступательным и не знало крупных и длительных поражений в

борьбе со степными соседями: против киммерийцев были построены мощные

крепости и создано всадничество, а со скифами сложились отношения некоего

равновесия, исключавшие порабощение земледельцев; отношения могли быть

вассальными, федеративными или просто союзными - это пока установить не

возможно, но влияние скифов-кочевников несомненно. Сарматское же нашествие и

оттеснение земледельцев даже из лесостепи длилось около шести столетий и

именно на эти столетия падает зарубинецкая, обедненная форма быта.

Катализатором социального развития среднеднепровского праславянского

населения была в скифское время экспортная хлеботорговля. Сарматское

господство в степях перерезало торговые пути и нарушило экономическое развитие

Ольвии, этого своеобразного «окна в Европу» для среднеднепровских сколотов.

В чем же конкретно выражался упадок культуры восточных славян - потомков

сколотов. Здесь мы может обратиться к Нестору и его «Повести временных лет».

Детально изучив и проанализировав эту работу Б.А.Рыбаков (Древняя Русь.

Анализ вводной части Повести временных лет) приходит к следующему выводу:

«Если бы какой-нибудь путешественник времен Птоломея побывал в богатых селах

полян-черняховцев (следующая за зарубинецкой черняховская археологическая

культура - культура бурного расцвета восточных славян -прим.авт), а потом

посетил бы позднезарубинецкие городища в землях древлян или радимичей с их

примитивным натуральным хозяйством, родовым строем и полным отсутствием

связей с римскими городами Причерноморья, то он должен был бы так же

контрастно описать эти племена, как это сделал Нестор в XII в.

По сравнению с «мудрыми и смыслеными» полянами их лесные соседи, древляне и

радимичи, действительно производили впечатление малокультурных племен,

«живущих стотьскы». Первобытнообщинный строй здесь был в полной силе. Из

летописи мы узнаем то, что невозможно выяснить по археологическим материалам,

но что очень гармонично с ними сочетается: у лесных соседей полян была

примитивная форма брака - умыкание девиц на игрищах, допускалось

многоженство. По перечню того, чего не делали поляне, мы может установить то,

что допускали противопоставляемые им соседи: отсутствие «стыденья» к снохам,

сестрам и свояченицам, пережитки матрилокального брака («хожаще зять по

невесту»). Древляне «убиваху друг друга», в чем, очевидно, следует видеть

родовую кровную месть.

В итоге мы должны признать, что несторовская характеристика лесостепных

(поляне) и лесных славянских племен, как резко различных по уровню своего

развития, верна, но относить ее нужно не к современникам Нестора и Мономаха,

а к отдаленным их предкам времен Римской империи или к еще более ранним

временам» (Б.А.Рыбаков, с. 86).

Резкий упадок славянского общества после сарматского нашествия сказался и на

погребальной обрядности: исчезла знать, исчез обряд ингумации и насыпка

репрезентативных курганных насыпей. Надолго возобладало более демократичное и

традиционное трупосожжение с захоронением праха на «полях погребальных урн.

Инвентарь, сопровождавший умерших, свидетельствует о небогатом быте

представителей зарубинецкой культуры восточных славян, по сравнению с

роскошными курганами сколотской знати «скифской» культуры: посуда с едой и

питьем (горшок, миска, кружка), бронзовые и железные украшения, пряслица; в

северной зоне зарубинецкой культуры, где происходило соприкосновение с

балтийскими племенами, в могилах встречается оружие (копья, топоры).

В начале нашей эры улучшение общеисторической ситуации в Юго-Восточной

Европе, которую мы подробно рассмотрели выше, приводит к восстановлению и

улучшению, а в дальнейшем и к достаточно мощному развитию экономики

Причерноморских народов, а также южных славян-венедов, живших в лесостепной

зоне: восстанавливаются торговые пути, развивается торговля хлебом через

Ольвию с Римской империей и другими причерноморскими народами, что приводит

к имущественному расслоению и появлению социального неравенства у славян

Среднего Поднепровья - новый виток в социальном развитии общества. Хотя тут

следует уточнить, что на подобный уровень социально-экономического развития

наши предки славяне-сколоты уже выходили, о чем свидетельствует

«скифская»(сколотская) археологическая культура, но сарматское иго

затормозило, и даже отбросило в своем развитии назад общество восточных

славян. Можно сказать, что к началу нашей эры наши прародители восточные

славяне выходят на новый исторический виток своего социально-экономического

развития, хотя и не с лучших базовых позиций, по сравнению, скажем, с теми

же западными славянами (пшеворская археологическая культура).

В это время происходит разделение общества восточных славян на две группы

(здесь определяющую роль, безусловно, играет географическое положение

основного места обитания наших предков): более социально и

экономически развитые славяне-венеды - жители мест прежних сколотских царств

по Днепру, которые являлись обедневшими наследниками богатой сколото-скифской

культуры, - они ранее всего начинают преодолевать последствия сарматского

нашествия (возобновляется и развивается торговля с Римской империей, меняется

социальный состав общества - для создания славяно-сарматского союза (о том, что

славянские дружины доходили до устья Дуная, пишет Тацит (98 г.н.э.) нужно было,

чтобы возродилась славянская знать и возобновились пути на юг); и северные

племена лесной зоны - из-за своей отдаленности от места разворачивания

основного исторического действа в Юго-Восточной Европе они не ощущали на себе

его влияния и были как бы «законсервированы» в своем социально-экономическом

развитии.

Здесь чисто историческая часть нашего исследования заканчивается, и хотелось

бы подвести итог, рассмотреть обозначенный период в контексте

общеисторического развития славянского общества.

4. «Сколотско-славянский» период исторического развития восточнославянского

этноса как завершающая стадия первобытнообщинного строя

«Праславянское (сколотское) общество VI-VI вв. до н.э., занимавшее восточную

половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С

этой эпохи, справедливо называемой скифской, начинается полуторатысячелетний

период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси.

Одна и та же область - лесостепное Среднее Поднепровье - была и частью

прародины славян, и «царствами» земледельцев-борисфенитов (праславян-сколотов

по Геродоту - прим.авт.), и наиболее развитой и богатой областью славян во

II-IV вв. н.э.; она же, эта область, стала ядром Киевской Руси... В средние

века именно этот регион носил название «Русской земли» в узком понимании

термина...

За периодами яркого расцвета следовали века упадка и, вероятно угнетения

(например, сарматами), сменявшиеся веками нового процветания и новых невзгод.

Тем не менее, этот длительный предгосударственный (сколотско-славянский) период

следует рассматривать как единое динамичное завершение первобытности в

славянском обществе» (Б.А.Рыбаков, с.756-757).

Определившись с социально-экономическими аспектами жизни наших предков 2000

лет назад и получив общее представление, на каком историческом ветке

развития общества они находились, настало время перейти к более подробному

изучению их культуры.

II. КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НАШИХ ПРЕДКОВ-СЛАВЯН 2000 ЛЕТ НАЗАД

Зрелая и поздняя первобытность представлены неолитическими культурами -

расцвет родового устройства, появление новых отраслей хозяйства (скотоводства

и земледелия), появление больших поселений, деревень и городищ. В неолите

появляется дошедший до наших дней общественно-экономический, культурный,

бытовой, психологический уклад, который называется крестьянской

(земледельческой) цивилизацией. Ее признаки - аграрная экономика, ручной

труд, минимальное потребление и простое быт, зависимость от природно-

климатических ритмов, ествественно-демографическая саморегуляция. Идеология

крестьянской цивилизации - миф, анимистические верования; основная социальная

ячейка - большая семья. Жизнь подчинена ритмам природы и аграрных работ,

стародавним обычаям, которые, кажется, существуют вечно.

Все вышесказанное - общее определение крестьянской цивилизации, которое можно

отнести и к сколотско-славянскому (по определению Б.А.Рыбакова) периоду в

развитии восточных славян, к которому относится выбранный нами временной

отрезок - 2000 лет назад. Культура этого периода неразрывно связана с

религиозным мировоззрением славян, которые принято называть язычеством.

«Язычество», как известно, - крайне неопределенный термин, возникший в

церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим

термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического

уровня религиозные проявления: и мифологизированная религия античного мира, и

представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов,

германцев, кельтов или домусульманская религия татар... Славяно-русскую часть

обширного общечеловеческого языческого массива ни в коем случае нельзя

понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант

первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит

лишь по этногеографическому, локальному принципу, а не по каким-либо

специфическим чертам, которые могут выявиться в процессе последующего

рассмотрения...

В славянском язычестве отложилось многое из того, что следует отнести к общему

индоевропейскому единству; сохранилось кое-что и из более ранних охотничьих

представлений. Все это не несет, разумеется, никакой собственно славянской

специфики... В история язычества мы наблюдаем не смену устаревшего возникающим

новым, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть, несколько

трансформируемое) старое...» (Б.А.Рыбаков, с.753).

В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха дал

интереснейшую периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре

стадии.

а) Периодизация славянского язычества в изложении неизвестного русского

писателя XII века.

1. Культ «упырей» (вампиров) и берегинь» - дуалистический анимизм первобытных

охотников каменного века, одухотворявший всю природу и деливший духов на

враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две

рожаницы (Лада и Леля) предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего

живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия

(энеолит). Род - дальнейшая, патриархальная стадия развития тех же

представлений, переродившихся в бронзовом веке в первобытный земледельческий

монотеизм. Автор XII века считает, что культ Рода был присущ не только

славянам, но и многим народам Ближнего Востока и Средиземноморья. Можно

думать, что в источниках Род выступает и под именем Сварога («Небесный» -

архаичная форма) или Стрибога («Бог-отец» - форма, известная с X в.). По всей

вероятности, еще одним из облаков верховного небесного божества был

индоевропейский Deus Дый. Культ двух рожаниц пережил культ Рода.

3. Куль Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в

дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князя. При

создании государств Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в

княжеско-госудаственном культе Х в.

4. После принятия христианства в 988 г. Язычество продолжало существовать,

отодвинувшись на «украины» государства.

Вот что пишет Б.А.Рыбаков о культуре исторического временного отрезка,

который нас интересует: «В новый и очень яркий период (сколотско-славянский)

своего исторического бытия славянский мир пришел с богатым языческим

наследием, накапливавшимся на протяжении многих тысячелетий первобытности:

давно миновала стадия веры только в вампиров и берегинь, давно существовала

вера в женские божества плодовитости и плодородия; уже утвердилась вера в

Сварога-Рода, осложненная мелкими детализирующими культами, обрядами,

заклинаниями, заговорами, первичными мифами...»(Б.А.Рыбаков, с 756).

Итак, мы видим, что религиозные верования славян-венедов теснейшим образом

связаны с их первобытным прошлым, хотя цивилизация древних охотников сильно

отличается от крестьянской: религиозные представления напрямую связаны со

степенью познания мира, с видом хозяйственной деятельности, так как природа

по-разному воспринималась охотниками и земледельцами, - тем не менее

коллективный дух, коллективное сознание еще слишком сильны в славянах-

земледельцах.

Чтобы разобраться, какой именно культово-религиозным багаж могли иметь наши

предки-славяне за своими плечами в начале нашей эры, нам придется немного

углубиться в теорию первобытных ментальностей. Тем более, что у всех

первобытных религий и культов одна основа - философия первобытного человека,

основанная на его взглядах и представлениях об окружающем его мире и о себе.

Своеобразную подсказку нам дал Б.А.Рыбаков, упомянувший о дуалистическом

анимизме древних праславян. В том, что это такое, нам поможет разобраться

книга историка-этнографа и эволюциониста Эдуарда Тайлора «Первобытная

культура», который создал и разработал теорию анимизма, очень популярную в

20-50-е годы. Не меньшую помощь нам окажет книга «Историческая психология»

В.Шкуратова. Историческая психология - изучение психологического склада

отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в

социальном макровремени, именуемом историей (В.Шкуратов с. 14). Что для нас

наиболее ценно - эта наука развивается на основе взаимодействия исторических

(гуманитарных и социальных) и психологических наук и как нельзя лучше

соответствует нашему стремлению окунуться («вчувствоваться») в жизнь наших

славянских предков.

2. Религиозные представления первобытных людей (теоретические аспекты в

интерпретации этнолога-эволюциониста XiX века Эдварда Тайлора и

психолога-историка Владимира Шкуратова)

Исследования Тайлора о первобытном анимизме и его исторической эволюции имеют

непреходящее значение в истории религий. В 20-е годы его работа «Первобытная

культура» снискала огромное количество приверженцев. Но в последние годы с

развитием психологии и смежных с ней наук теория анимизма как философской

основы первобытной культуры подверглась резкой и небезосновательной критике.

Тем не менее работа Тайлора полезна и интересна с точки зрения развития

представлений о душе и о духах в их эволюции. Мы рассматриваем ее

положения, которые относятся к первобытности, к возникновению и развитию

первобытных представлений о душе-духе. К сожалению, именно эта часть

является наиболее «слабым» местом всей теории с точки зрения современных

научных знаний.

Будучи человеком literacy - «письменной ментальности» - и представителем

научной интеллигенции XIX века Тайлор не был (да и не мог быть) знаком с

особенностями возникновения мышления, образа, памяти у человека oralty,

живущего в эпоху «устной ментальности». Его «первобытный философ»

рассуждает как человек literacy, обладающий основательным философским и

гуманитарным багажом, что уже само по себе «нонсэнс». Главная ошибка и беда

Э.Тайлора, как впрочем многих других его современников, в том, что он как

человек, живущий в XIX веке и обладающий современным логическим типом

мышления, пытался думать и размышлять за первобытную или дикую личность с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты