Курсовая: Сословно-представительная монархия в России

[3]. Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней

думы» и личной канцелярии ( Тайного приказа ), по всем основным вопросам

советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.

Характерной особенностью 17 века явилась более тесная связь личного состава

Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности

начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по

совместительству.

На заседаниях Боярской думы утверждались решения приказов (статейные списки).

Дума была высшей служебной инстанцией государства.

Боярская дума просуществовала весь 17 век, хотя её значение в последнее

десятилетие века сильно упало.

3. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ .

С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и прежде всего

поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение

земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто и

разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской

думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы включали

представителей поместного дворянства и посадских верхов.

В оценке значения земских соборов в дореволюционной историографии

господствовали в основном два направления. Если славянофильная историография

(А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) идеализировала земские соборы как

«советы всей земли», осуществлявшие единение царя с «землёй», то большинство

буржуазных исследователей (Б.Н. Чичерин, П. Павлов-Сильванский, В.И.

Сергеевич, В.Н. Латкин) скептически относилось к земским соборам, считая их

бесправными органами, созываемыми царями лишь в случае острой необходимости.

Появление земских соборов означало установление в России сословно-

представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских

государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то,

что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов ) в них была

гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских

органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в

Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха.

Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов,

земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В

противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские

соборы служили орудием укрепления самодержавия.

Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную

слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного

аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть

вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального

класса и верхов посада.

Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в

феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня и было достаточно

напряжённо. Были три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось

заседание Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным

уголовным делам) детей боярских наместником. Б.А. Романов пишет, что земский

собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие,

дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие

дворяне.

После собора 1549 года, как видно из речи Грозного на Стоглавом соборе,

началось устроение «по всем землям ... государства» старост, целовальников,

сотских, пятидесятских, т.е. введение земского самоуправления. Эти

мероприятия Грозный противопостовляет тем «земским нестроениям», которые

охватили страну после смерти его отца Василия 3, когда были «предния законы

порушены». Земский собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего

«самовластия», произвола (того, что «учинено по своим волям»), положил начало

и земской

*****************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

************************************************** Этот «совет» зиждился на

общности интересов, направленных к защите феодального строя.

Особенность земского собора 1565 года заключается в том, что он собрался не

по инициативе царя, а по инициативе сословий, в отсутствии царя, уехавшего в

Александровскую слободу. Отъезд Грозного из столицы вызвал активизацию

действий сословных групп, причём отнюдь не стихийного характера, а в

организованных формах собора. Этот собор, рождённый к жизни необходимостью

решить основной государственный вопрос - о главе государства, нельзя назвать

иначе чем «земским» (он рассматривал «великое земское дело»).

После волнений чёрных людей 1547 года был созван земский собор, который

должен был обеспечить феодальный правопорядок. В 1565 году задачей собора

было парализовать возможность волнений. Инициативу этого взяли на себя

представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила, ранее

не входившая в состав земского собора - купцы и посадские верхи.

В январе 1565 года земский собор в Москве действует не как совещание при

царе, а как орган, ведущий переговоры с царём.

До нас дошли довольно подробные известия о земском соборе, собранном во время

Ливонской войны в 1566 году. Создание коалиции Ливонского ордена с Польшей,

Швецией и Данией, первые неудачи войны и предложение Польшей невыгодного мира

вызвали потребность в созыве земского собора. Сохранившаяся приговорная

грамота собора даёт возможность подсчитать его состав: Собор состоял из

Боярской думы (30 человек), духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33

человека), дворян (20 человек), и торговых людей (75 человек). Последние две

группировки, по-видимому, ещё не избранные на местах, а приглашённые на собор

правительством, составляли почти три четверти и определили те социальные

силы, которые в будущем играли наиболее активную роль в истории земских

соборов.

Крайне скудны сведения о соборах 70-80-х годов 16 века.

После смерти царя Фёдора Ивановича в начале 1598 года был собран земский

собор, на котором присутствовало 417 человек: члены боярской думы, верхи

духовенства во главе с патриархом, дворяне и посадские. Ввиду прекращения

старой династии Рюриковичей по предложению патриарха собравшиеся «обрали ...

на царство» Бориса Годунова.

В начале 17 века, в годы польско-шведской интервенции и народных волнений,

земские соборы носили характер узких по составу, наспех собранных заседаний,

выдававших свои решения за мнение «всей земли».

Очень пёстрое по классовому составу совещание, собранное Д. Пожарским в

Ярославле во время похода второго ополчения на Москву в 1612 году, называло

себя также земским собором («Советом всея земли»).

Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских интервентов из

Москвы, был наиболее многолюдным из всех земских соборов (700-800 человек).

Это был единственный Земский собор , на котором присутствовали представители

стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян. На соборе развернулась борьба

различных группировок, предлагающих кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г.

Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В. Воротынского и даже В. Шуйского.

Победила группировка, поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына

«тушинского» патриарха Филарета, связанного родственными узами с династией

Рюриковичей. Шестнадцатилетний малограмотный Михаил Романов импонировал

некоторым боярам, один из которых (Ф.И. Шереметьев) выразил эту мысль в частном

письме в таких словах: «Выберем де Мишу Романова, он ещё молод и разумом не

дошёл ... и будет поваден» [4]. 7

февраля 1613 года большинство собора высказалось за Михаила Романова, ставшего

основателем новой царской династии.

Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-представительной

монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства

решались с помощью земских соборов.

В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого

финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство

особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса.

Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в

начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными

вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной

казны и внешнеполитические дела.

С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские

соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами

внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637

годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о

дополнительных налогах на ведение войны.

На многолюдном соборе 1642 года члены Боярской думы, верхи духовенства, а

также представители провинциальных дворян, стрелецких голов и торговых людей

занимались изысканием средств помощи казакам, захватившим в устье Дона мощную

крепость крымского хана Азов. Разрешение вопроса «за Азов с турским и

крымским царём разрывать ли, и Азов у донских атоманов и казаков принимать

ли» зашло в тупик. После длительных пререканий сословных групп, входящих в

состав собора, было вынесено решение отказать казакам в помощи. На этом же

соборе представители поместного дворянства и городов подали челобитные,

выражая свои сословные притязания.

Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях

городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от

дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без

урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые

(т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в

управлении и в суде.

Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским

подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной

монархии 17 века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской

верхушки.

Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в

сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года.

Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство

срочно созвать Земский собор.

Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с

Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении

Украины с Россией.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически

совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы

способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного

аппарата. Созывая Земский собор, правительство расчитывало на получение от

его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную

поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих

мероприятий правительства.

Дворяне-помещики и посадские через земские соборы разрешали свои дела, минуя

приказную волокиту. Земский собор собирался чаще всего в одной из кремлёвских

палат ( Грановитой, Столовой и других ). Открывали собор дьяк или сам царь.

Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора (например, на соборе в 1642

году). Ответ на вопросы повестки давался по «отдельным статьям» каждым

сословием. На Земском соборе 1649 года бояре и духовенство заседали отдельно

от остальных депутатов.

Земские соборы становились иногда ареной борьбы группировок господствующего

класса, отдельных сословий. Характерен в этом отношении Земский собор 1642

года, на котором каждая сословная группа, не желавшая нести военную или

материальную тяжесть войны с Турцией и Крымом, ссылалась друг на друга.

Впрочем, между помещиками и верхами посада на ряде земских соборов

установилась своеобразная солидарность («единачество») на почве общего

недовольства несовершенством законодательства и государственного аппарата,

засилья бояр.

Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645

год) и дней (1642 год) до нескольких месяцев (1648-1649 года) и даже лет

(1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 года).

Решения Земского собора оформлялись в соборный акт - протокол за печатями

царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-

экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине 17

века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального

хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной

монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не

нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и

внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях

окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским

соборам. С 60-х годов 17 века земские соборы переродились в более узкие по

сост

оссии.

Подавляющее большинство дореволюционных историков относило возникновение

приказов уже к концу 15 века, связывая их происхождение с разросшимися

функциями «Казны», ростом значения в деле управления Боярской думы,

механическим переводом в Москву органов управления присоединённых княжеств.

История приказной системы управления привлекала и советских историков ( С.В.

Бахрушина, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, П.А. Садикова, А.А. Зимина, И.И.

Смирнова, Н.Е. Носова, С.О. Шмидта, А.Н. Леонтьева и других ).

Впервые в советской историографии вопросы возникновения приказной системы

управления поставил А.А. Зимин, связавший создание приказной системы с

реформами Ивана Грозного в 50-х годах 16 века.

[5]

Осуществление отдельных функций государства в 15 веке поручалось боярам, а

также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти

нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер.

Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки.

Первоначально в 15 веке эти должностные лица осуществляли свои задачи без

вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались «для письма» (с

начала 16 века) чиновники помельче - подьячие, объединённые в особом

помещении-канцелярии - «избе», «дворе». Процесс образования «изб», «дворов» -

канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца 15 века и до середины

16 века) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие своих канцелярий

- «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». Так, в

первом из возникших «дворов» (Казённом) впредь до образования соответствующих

«изб» велись разрядные, поместные, разбойные, ямские и другие дела.

Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим её должностным лицом

представляла зародыш будущего приказа. С середины 16 века «избы» - канцелярии

стали превращаться в постоянно действующие центральные бюрократические

государственные учреждения - приказы. Это нашло отражение и в увеличении

круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической иерархии и внутренней

структуры, складывании определённых приказных порядков деятельности и форм

делопроизводства.

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия,

состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя

московского, а также служилых людей - дворян и детей боярских. Объединение

русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства с татарами,

турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали

постоянного усилия и усовершенствования вооружённых сил.

Ряд первых центральных государственных учреждений русского национального

государства имели военное назначение. К этой группе относились Разрядный,

Поместный приказы, а также Оружейная палата.

Во второй половине 16 века появились другие приказы этой группы: Стрелецкий,

Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.

Разрядный приказ возник при дьяке «с разрядом»

[6]. О разрядном дьяке мы находим намёки ещё в росписи воевод новгородского

похода 1478 года, а о существовании разрядного приказа сохранились известия с

1531 года. В одной из разрядных книг сообщается о том, что в лето 7039 (1531

года ) «князь великий наложил опалу свою на князя Ивана Воротынского ... и

велел их с Тулы дьяку Афанасию Курицыну привести к Москве в Разряд»

[7]

Разрядный приказ ведал личным составом армии русского государства: заведовал

её комплектованием, учётом, денежными и поместными окладами. На особых

смотрах, проводимых приказом для дворян и детей боярских, определялась

способность их к воинской службе. Каждого нового служилого человека

(«новика») на смотре «верстали» на военную службу, т.е. определяли размер его

земельного и денежного жалованья. Первоначально существовало до 25 «статей»

этого «верстания»; к концу 16 века их число было сведено до 6. Для

определения в «статью» учитывались происхождение, опыт предыдущей службы и

т.д.

Служилые люди обязаны были выходить на смотры и войну «конны, людны и

оружны», т.е. выставлять вооружённых слуг или холопов, вначале «по силе», а

со временем издания Уложения о службе 1555 года «со ста четвертей добрые

угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в дальний поход о дву

конь». Смотря по службе приказ увеличивал или уменьшал оклад служилых людей,

повышал или понижал их в чине. За неисправную службу или отсутствие

(«нетство») приказ мог не только понизить, но и отобрать данные за службу «в

оклад» земли.

Этот приказ тщательно вёл книги всем служилым людям в государстве с

обозначением их поместного и денежного жалованья. Списки дворянам и детям

боярским, составлявшиеся при «разборе», «верстании» и «раздаче» им жалованья,

назывались «десятнями».

Разрядный приказ давал распоряжения относительно похода и содержания войска,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты