Курсовая: Сословно-представительная монархия в России

«городовое дело», т.е. административно-финансовые обязанности в городах (сбор

податей , строительство и ремонт городов ). Отныне функции наместника

значительно сокращаются.

В 1533 году, когда умер Василий 3, оставив наследником 3-летнего Ивана 4,

обострился династический вопрос. Фактической правительницей при малолетнем

князе осталась его мать Елена Глинская. Однако до фактического упрочения

своей власти ей было далеко. Её регенство оспаривали брат Василия 3 Юрий и

дядя Елены Михаил Глинский. Молодой вдове удалось расправиться сними, как и с

потенциально опасным Андреем Старицким. Однако в 1538 году она внезапно

умирает (подозревали отравление), и борьбу за власть начинают боярские

группировки Шуйских и Бельских. Их ожесточённое столкновение дезорганизовало

деятельность неокрепшего государственного аппарата и во многом предопределило

будущий характер Ивана Грозного. Вакханалия боярского беспредела и усобиц

продолжалась до 1547 года.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим следующие предпосылки образования

сословно-представительной монархии в России:

1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и

увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти.

2. Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского

землевладения требовалось усиление великокняжеской власти.

3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.

4. Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало

ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского.

5. В связи с предпосылками образования единого рынка для страны

становилось жизненно необходимо преодаление пережитков феодальной

раздробленности.

6. Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не

обеспечивала необходимого уровня государственного управления.

7. Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего

объединения страны.

8. Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской

власти.

В основе объединения русских земель в единое национальное государство были

свои особенности, которые повлияли на процесс образования сословно-

представительной монархии. Создание русского централизованного государства

опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование

нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование

центролизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней

опасностью.

Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и

сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию,

содержанию и службе вооружённых сил.

Кроме того, в условиях возраставшей феодальной экспуатации и обострения

классовой борьбы феодалы, особенно служилое дворянство, были неспособны

собственными силами подавить сопротивление экспуатируемого большинства. Для

этого потребовалось усиление суда и полиции, создание и укрепление

соответствующих им карательных учреждений в центре и на местах.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ .

1. ЦАРЬ .

Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё время существования

сословно-представительной монархии, ибо она зависела от воли и характера

каждого конкретного правителя, а также от различных внутриполитических

ситуаций. В 1547 году Иван Грозный был венчан на царство в Успенском соборе

Московского кремля. Принятие царского титула укрепляло авторитет центральной

власти, ставило русского царя в один ряд с могущественными государями

Западной Европы и Востока. За время его правления в стране были проведены

мероприятия направленные на укрепление самодержавной власти и ослабление

политической власти бояр.

На

пе***************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

*****************************************************************************

****************************************************вший судебные функции

наместников. К отправлению правосудия привлекались представители зажиточной

части местного посадского населения и черносошных крестьян. Дела дворян

изымались из судов наместников. Вводилась смертная казнь за разбой, к

которому причислялись и антифеодальные выступления. «Судебник» был дополнен

статьями, предусматривающими ответственность за судебные злоупотребления и

взяточничество.

В 1550-1556 годах были проведены реформы в армии, направленные на организацию

единых боеспособных вооружённых сил и ослабление командных позиций боярства

за счёт усиления вармии роли дворянского сословия.

Реформы государственного управления пятидесятых годов значительно подорвали

политическую власть боярства и способствовали укреплению царской власти и

центрального аппарата.

Однако боярство, имея огромные вотчины, сохранило за собой экономическую

независимость. Подрыв политического могущества бояре рассматривали как

ущемление своих законных прав, а в возвышении дворянства видели угрозу для

своего привилегированного положения. Всё это вызывало озлобление родовитой

феодальной знати против царской власти.

Иван Грозный последовательно проводил политику подавления боярского

сопротивления. Он выдвинул задачу подрыва экономической мощи феодальной

аристократии путём ликвидации её обширного вотчинного землевладения и

наделения за этот счёт землёй дворянства. Эту цель преследовало введение

опричнины (1565).

Изучение обстоятельств создания в Русском государстве опричнины подводит к

очень сложному вопросу о противоречивости политического развития России в 16

веке. В 50-60-х годах в стране утвердились сословно-представительные

институты и тут же она делает шаг в сторону деспотического режима. Однако то

обстоятельство, что система опричной военной диктатуры была принята органом

сословного представительства, вовсе не означало перехода от одной формы

государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.

Через полтора года, в 1566 году, в трудное военное время, Грозный снова

обратился за содействием к земскому собору. Очевидно, введение опричнины

представляло собой опыт применения на практике одного из возможных вариантов

государственности. Середина 16 века - время появления ряда государственных

проектов. Иван Пересветов, Андрей Курбский, сам царь высступают с

предложениями политического характера, используют опыт Византии, Турции,

Польши и т.д., и прежде всего наблюдения над русской действительностью. А в

жизни совершалось противоречивое взаимодействие двух линий эволюции

государственного строя, из которых одна вела к сословно-представительной

монархии общеевропейского типа, другая - к абсолютизму с отчётливыми чертами

восточной деспотии.

Учреждение опричнины было для Грозного шагом к укреплению самодержавия.

Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым

добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной

власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия

расчищала путь к абсолютизму.

Но и в дальнейшем Грозный не смог обойтись без помощи сословных учреждений. В

60-х годах 16 века в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским

государством, и напряжённой Ливонской войны правительство обращается к

земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений. В июне 1566

года в Москве был созван земский собор о войне и мире с Польско-Литовским

государством.

После смерти Грозного наступает известное ослабление самодержавия, усиление

борьбы в среде правящих верхов, дворцовые смуты. Господствующие сословия

стремятся поднять роль земского собора как органа, который должен содействовать

укреплению центральной власти в стране, в частности, участвовать в решении

вопроса о престолонаследии. Русский приказный деятель, эмигрант 17 века

Г.К.Котошихин выделяет особый период в истории Русского государства начиная с

избрания («обирания») на царство Фёдора Ивановича (1584 год) и до воцарения

Алексея Михайловича, считая этот период временем ограниченной монархии .

[1]

Соборное уложение 1649 года закрепившее социально-экономические сдвиги

Русского государства, отрозило и возросшую власть самодержавного монарха. 2 и

3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные

против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на

территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым

впервые в право Русского государства понятием государственного преступления.

Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против

жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против

царя и государства (восстание, измена, заговор и т.п.).

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из

органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов,

воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской

думы.

В практике законодательной деятельности Русского государства со второй

половины 17 века появилось понятие «именной указ», т.е. законодательный

акт, данный только царем, без участия боярской думы. Из 618 указов, данных в

правление Алексея Михайловича со времен издания «Соборного Умножения», 588

указов были именными, а боярских приговоров было принято только 49. Из

анализа этих актов видно что, все именные указы носили характер

второстепенных актов верховного управления и суда: служебных назначений,

указов воеводам, утверждения наказаний или отмены их и т. д. Боярские же

приговоры были наиболее важными законодательными актами, связанными с

феодальным землевладением, крепостным правом, основами финансовой политики и

прочими важнейшими сторонами деятельности государства. Таким образом,

основные законодательные акты того времени проходили ещё через Боярскую думу.

Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных

потрясений. В царствование слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682 года

) значение Боярской думы даже временно возрасло: из 284 указов его правления

114 были даны с боярским приговором.

Итак, несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы, в системе

аппарата Русского государства во второй половине 17 века идёт процесс

возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области

верховного управления.

Характер заседаний Боярской думы резко изменился. Члены её не рисковали

теперь проявлять какое-либо «высокоумничанье».

С 50-60-х годов установилась практика докладов царю начальниками важнейших

приказов. Так, в 1669 году по понедельникам царю докладывали начальники

Разрядного и Посольского приказов, по вторникам - Большой казны и Большого

прихода, по средам - Казанского и Поместного и т.д.

Свидетельством возраставшей власти царя к середине 17 века явилось создание

Приказа тайных дел.

Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько

подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце

1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных

дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении

важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Другим важным мероприятием правительства на пути дальнейшего укрепления

единодержавия было создание центрального органа финансового контроля. Крупные

хищения государственных средств чиновниками приказов побудили правительство

учредить в 1655 году Счётный приказ. Нерегулярно, каждый раз по специальному

указу дьяки и подьячие всех приказов должны были являться в Счётный приказ с

приходными и расходными книгами для проверки правильности и законности

финансовых операций. Этот финансовый контроль вызвал недовольство приказной

бюрократии, и Приказ в 1678 году пришлось упразднить.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что с середины 16 до конца 17 века

произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение

политической власти бояр, что дало возможность Петру Первому совершить

переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной

монархии к самодержавию.

2 . БОЯРСКАЯ ДУМА

В осуществлении своей власти великие князья, а затем цари опирались на

крупных феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в

случае войны собственные вооружённые силы. Выражением их политической

самостоятельности в централизованном государстве являлся, прежде всего,

феодальный иммунитет (право осуществлять в своих владениях некоторые

государственные функции: сбор налогов, суд без вмешательства великокняжеской

или царской администрации).

Великий князь московский и цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской

аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе

(«Боярская дума - литер

ь и менее знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного

служилого дворянства - думные дворяне («дети дворянские, которые в думе

живут») и верхов служилой бюрократии - думные дьяки. Первоначально в Думе

было четыре думных дьяка - по посольским, разрядным, поместным делам и делам

Казанского приказа. Думные дьяки вели делопроизводство Боярской думы.

Поскольку князь (царь) разделял власть с крупнейшими феодалами страны, постольку

функции Боярской думы были неотделимы отего прерогатив. Боярская дума разрешала

важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497

года и судебники 1550, 1589 годов. Статья 98 Судебника 1550 года считала

приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: «а которые будут

дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада

и со всех бояр приговор вершаться» .[2]

Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 года царь «приговорил со всеми бояры»,

ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах «царь указал и бояре

приговорили».

Боярская дума была законодательным органом. Вместе с великим князем, а затем

царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. В

большинстве законов 16 века есть такая формулировка: «уложил царь со своими

бояры».

Будучи высшим органом управления страной, Боярская дума осуществляла общее

руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по

вопросам организации армии, земельным делам. Переговоры с иностранными

послами вела специальная ответная комиссия из членов Боярской думы. Итог этих

переговоров выносился на рассмотрение и решение великого князя (царя) и

Боярской думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в

личной половине дворца ( Передней, Столовой или Золотой палатах ), реже вне

дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или

Александровской слободе.

Укрепляя свою власть, великие князья и цари 16 века стремились ослабить роль

и значение боярской аристократии. Уже с середины 16 века из Боярской думы

выделилась так называемая «комната», «ближняя дума» - более узкий состав

верных царю людей, с которыми он решал важнейшие тайные, экстренные и

придворные дела. С мнениями, внушёнными этой «ближней думой», царь выступал

на заседаниях Боярской думы.

В 1547-1560 годах, в правление Ивана Грозного, действовал неофициальный совет

в составе поместного дворянина царского «ложничего» А. Адашева, священника

Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева, князя А. Курбского

и других лиц. С помощью этой «Избранной рады», как впоследствии называл её

Курбский, Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную, военную,

земскую и другие ), определил основное направление внешней политики и на

некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов

законодательства и управления.

Деятельность опричнины в оба её периода (1565-1572, 1573-1584 года ) была

направлена на преодаление пережитков феодальной раздробленности, подрыв

экономической и политической мощи боярской аристократии. Место истреблённых

представителей наиболее строптивых феодальных фамилий в Боярской думе заняли

родственники царя, менее знатные представители феодального класса:

окольничие, думные дворяне, думные дьяки.

После смерти Ивана Грозного значение Боярской думы опять возросло. Заметную

роль играет Боярская дума в отдельные периоды иностранной интервенции и

крестьянской войны начала 17 века. В правление боярского царя Василия

Шуйского в 1606 - 1610 годах, кроме Боярской думы, в Москве существовала

особая Дума в тушинском лагере. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610

года к власти пришла Боярская дума. Фактически всё управление государством

осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы ( Ф. И.

Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого и других ). Это боярское

правление получило у современников наименование «семибоярщины». В договорах,

заключённых с польскими интервентами 4 февраля и 17 августа 1610 года, бояре

пытались подчеркнуть это возросшее значение Боярской думы.

Несмотря на возросшее к началу 17 века значение поместного дворянства,

боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская

дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с

царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии.

Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничьих

думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только

думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание

представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов.

Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства,

управления и суда. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя

самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты