Курсовая: Международные экономические организации

прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке.

Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления

интеграции с США, с НАФТА, так как аме­риканские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и су­ществуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще

и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные

сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить

темпы своего разви­тия, провести реформы и уже через 10—15 лет прибли­зиться по

уровню своего развития к промышленно раз­витым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации движения капитала, начался его при­ток, вырос

объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что

мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор се­верных соседей,

особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА,

поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время

просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой

экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет

ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные

организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой

кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и

достаточно мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения

хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией,

Италией, Испанией, в конечном счете приводили к замедлению экономического

роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических

отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми

начали движе­ние к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и

Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные

европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой

экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других европейских

стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате

все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому

влиянию ЕС.

3.Формы экономической интеграции

Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается

с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о Европейском

объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ,

Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория

западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития

начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании

Европейского экономического со­общества (ЕЭС) и Европейского сообщества по

атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем

развития, что во многом определило высокие темпы их экономи­ческого роста на

протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца

50-х гг. до на­стоящего времени протекало неравномерно и относительно

про­тиворечиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при обра­зовании ЕЭС,

реализовывались достаточно последовательно и ус­пешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интегра­ции можно условно

подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золо­тым веком» в

жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным со­зданием таможенного союза,

сравнительно успешным формирова­нием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС

трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка»,

были:

· постепенное устранение всех ограничений в торговле между

странами-участницами;

· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

· ликвидация ограничений для свободного

передвижения «людей, капиталов, услуг»;

· разработка и проведение общей политики в области транспор­та

и сельского хозяйства;

· создание валютного союза;

· унификация налоговой системы;

· сближение законодательства;

· разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая

структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия ев­ропейских сообществ, Европейский

совет, Европейский суд, Евро­пейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка

товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан

таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках

таможенного союза были:

· ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле

стран-участниц

· установлен единый таможенный тариф по отношению к тре­тьим странам;

· достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов,

денеж­ных переводов, предоставления услуг;

· обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода вы­бора

места жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интег­рации. Одновременно

делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления

коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования

через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой

системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для

многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС. Формирование общего

рынка ускорило процесс превращения рациональных монополий стран ЕЭС в

транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров.

Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран — участниц Сообщества от

замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к

внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в исто­рию ЕС тем, что

удалось принять программу европейского валют­ного сотрудничества, создать

механизм внешнеполитических кон­сультаций. Все же проявившиеся негативные

тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской

экономи­ческой интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и

начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С

вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо,

поскольку экономика этой стра­ны находилась на значительно более низком уровне

по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего

расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоеди­нение Испании и Португалии

привело к обострению ранее суще­ствовавших межстрановый диспропорций. На момент

вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину

сред­него по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно

один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из

тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в

развитии западноевропей­ской интеграции, связанными, прежде всего с принятием

Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообще­ства — создание

Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический

альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их

экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и

согла­сование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным

положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого

экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы

хозяйственный единый организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные

процессы стран — членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики

и права, науки и экологии, регионального развития, со­циальных отношений. В

начале 90-х гг. страны — члены ЕС прак­тически завершили создание основ единого

рынка и вплотную при­близились к формированию валютно-экономического и

политичес­кого союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В со­ответствии с

Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение

факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества

возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в

качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 ян­варя 1994 г.

ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с чис­лом стран-участниц, возросшим

до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка.

Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают

создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро,

образование единого западноевропейского простран­ства без внутренних границ.

Состоящий ныне из 15 государств-членов, Европейский союз яв­ляется наряду с США

и Японией одним из главных в мире произ­водителей и потребителей. На его долю,

по данным Евростата, при­ходится 57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же

время доля стран ЕС в мировой торговле за последние два десятилетия падала,

несмотря на увеличение числа членов Союза. Размер годового ВВП на душу

населения, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности, в среднем

составляет для стран ЕС 17,3 тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых

социально-эко­номических достижениях ЕС, его население составляет лишь 7%

мирового.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия про­тиворечий и

трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановое и внутристрановые

диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.

Значительные проблемы возника­ли и возникают в процессе осуществления единой

аграрной поли­тики, единых централизованных цен на основные виды

сельскохо­зяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение

конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение

доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др. С

существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со вступлением в

него новых членов. В марте 1998 г. нача­лись активные переговоры с группой

стран — претендентов на вступление в ЕС. ЕС поворачивается лицом к Восточной

Европе. Будущими новыми членами ЕС могут стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения,

Эстония. Активизировалась Турция в ее стремлении вступить в ЕС. С января 1996

г. вступило в силу соглашение о тамо­женном союзе Турции с ЕС. Все новые

претенденты на членство в ЕС, за исключением Кипра и Турции, представляют еще

только реформирующийся на рыноч­ный и демократический лад постсоциалистический

регион Цент­ральной и Восточной Европы. Переговорный процесс по вступле­нию

новых «восточных» членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно

напряженным и длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению

в ЕС будут весьма высо­кими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели

выделять около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается.

В основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,

развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды, на

обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики

западноевропейской интеграции под эгидой ЕС вы­двинули концепцию развития

экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических

кругов». Что касается кон­цепции «Европы разных скоростей», то интеграционные

процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти скоростях. Самая бы­страя

— это 11 членов валютного союза. Затем идут Великобрита­ния, Швеция, Дания,

Греция, которые на первом этапе воздержатся от введения евро. За ними следуют

«пять плюс один» самых достой­ных из 11 претендентов, последним из которых

является Турция.

Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Вос­точной Азии.

На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран

Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех ази­атских

«драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Ма­лайзия, Индонезия,

Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой

группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран —

участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и

имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также

отрегулированной формой сотрудничества. В пла­нах АСЕАН до 2000 г. снизить

таможенные пошлины стран-участ­ниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований

товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в

2003 г., а при благоприятном развитии событий — к 2000 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной

степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского

экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество

(АТЭС) — это межправи­тельственная организация, объединяющая 21 государство

региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития

экономического сотрудничества в бассейне Тихого океа­на. Первоначально в нее

входили 12 стран: Австралия, Бруней, Ка­нада, Индонезия, Япония, Малайзия,

Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие

годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили,

Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рам­ках его рабочих

органов определяются региональные правила ве­дения торговли, инвестиционной и

финансовой деятельности, про­водятся встречи отраслевых министров и экспертов

по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе

которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения

благ от развертывающихся в ре­гионе интеграционных процессов. По оценкам

экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных

до­ходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее

конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

(АТР), многие специалисты указывают на осо­бые условия и своеобразие ее

развития. К числу основных особен­ностей интеграционных процессов в АТР можно

отнести следую­щие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей

роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это

проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных

региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета —

ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС

(в 1980 г.) намного опе­редило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС

ос­новывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со

своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с сущест­венно разными

уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими

системами. Уникаль­ная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две

великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический

гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной

между­народной структурой интеграционного типа, куда входит эта дер­жава. Важно

отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения,

между которыми требуют благопри­ятных внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегио­нальные

экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоо­кеанский форум и др.), т.е.

допускает разные уровни интегра­ции, например по степени либерализации внешней

торговли;

• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в

СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического

глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс

посте­пенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических

союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри

тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов,

рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекциониз­ма,

стимулируются внутрирегиональные экономические связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок.

Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития

экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и

других ограниче­ний. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне

сво­бодной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рам­ках этой

организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, при­нятому на совещании в

Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной

торговли и либерализация ин­вестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно

развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет проис­ходить в

соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вари­ант, закрепит за

АТЭС роль форума для обсуждения проблем тор­говли в регионе. В этом случае

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты