Курсовая: Международные экономические организации

новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень

таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и

действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин

предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и

предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ

позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках

"Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической

деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе

с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование

деятельности в соответствующей области про­исходит без создания постоянно

действующих надна­циональных систем управления или принятия специ­альных общих

решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами

стран-участниц по политическим проблемам и руководителя­ми министерств и

ведомств (внешнеторговых, финансо­вых и др.) — по экономическим. Эти решения

уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая

скоординированность шагов и обязатель­ность сторон. С правовой точки зрения

международные договоренности обретают преференциальное по отно­шению к

внутренним законодательным актам положе­ние.

Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это,

естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и целый ряд негатив­ных моментов, замедляющих

процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не

всегда благоприятно воз­действует на качество и технический уровень изделий

отечественной промышленности. Либерализация им­порта создает серьезную угрозу

для национальных про­изводителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех

из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и

качественными им­портными товарами. Без поддержки их со стороны го­сударства

велика опасность того, что иностранные про­изводители вытеснят отечественных со

своего же внут­реннего рынка, несмотря на применяемые средства за­щиты.

Следует, однако, отметить, что возникает опас­ность закрепления иностранных

компаний в промышленных структурах "страны пребывания".

• Следующей ступенью международной экономи­ческой интеграции является

таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении

таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В

соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких

таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и

создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются

недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае

предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных

барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю

между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между

странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в

союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не

предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения

различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются

самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной

внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в

части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более

совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят

серьезные изменения И структуре производства и потребления стран-участниц.

Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным

тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют

товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в

свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и

производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС

производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных

преимуществ".

Возможны два варианта развития событий: устанав­ливаемый на внешних границах

ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа,

существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже.

Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказы­ваться от более

дешевого внешнего источника снабже­ния в пользу внутрисоюзных ресурсов, более

дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых раз­личных соображений,

например, из стратегических по­сылок: страны сообща решают приступить к

интенсив­ной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы

уйти от внешней зависимости. Приня­тие таких мер заставляет разработчиков

технологий ид­ти на проведение совместных исследований, переори­ентирует потоки

ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать

допол­нительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф

стран-участниц ТС, то с уче­том результирующих цен происходит переориентация их

внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для

усиления конкурен­ции внутренних и внешних производителей, если необ­ходимо

"подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной

продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа опре­деленным

образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает,

что регулиро­вание внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие

внутреннего рынка товаров и услуг. Проис­ходит снижение или замедление роста

цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и постав­щиками

импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе

союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ре­сурсов чисто технически

решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами.

"Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать бо­лее приемлемые условия для

привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное

воздействие на экономический рост. Функционирова­ние ТС требует изменений в

подходе к управлению ин­теграционными процессами. Как уже указывалось вы­ше,

деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих

органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошли­нам и совместному осуществлению

координационных мер требует существенного пересмотра подходов к раз­витию

многих отраслей национальной экономики в ка­ждой стране. Во-вторых, необходима

координация раз­вития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что

ведет к появлению новых различных про­блем в других сферах деятельности.

В-третьих, возника­ет потребность в переговорах по согласованию не толь­ко

таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних

рынков к возникаю­щим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании

наднациональных органов, которые будут раз­рабатывать, координировать,

контролировать деятель­ность отдельных сфер внешней торговли и производст­ва.

Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также следующее. Функцио­нирование ТС отнюдь не

предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра

про­изводимых и потребляемых товаров. В сферу интегра­ционной деятельности на

этом этапе постепенно попа­дают самые различные отрасли и секторы экономики.

Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне,

обеспечивающее производ­ственную интеграцию. Интеграция происходит и в

валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на

первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего

фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые фи­нансовые институты, банки,

страховые компании игра­ют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной

политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность,

отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интегра­ции является единый рынок

(ЕР). К настоящему време­ни этот этап интеграционного развития реализован в

Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические

выводы и оценки. Не ис­ключено, что в перспективе, по мере продвижения впе­ред

других подобных интеграционных структур, воз­никнут новые ситуации, присущие

этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практи­ки ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими

факторами, так и политиче­скими. (Кстати, данное положение будет верно и для

последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не

только для ЕС.) Не­смотря на исчезновение в определенной мере тарифных

препятствий по обмену, существуют и нетарифные: раз­личия в технических нормах,

законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при созда­нии

ТС, например, в Европе, не предвиделось возник­новения подобных трудностей. В

период особенно сла­бого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д.

Эксперты подчеркивают, что создание "действи­тельно единого" внутреннего рынка

требует гармониза­ции большого количества законодательств и норм, ка­сающихся

многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма

сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха

необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление

наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7

обяза­тельных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако

именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами

и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим

странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно.

Тре­тья задача — разработка общей политики развития от­дельных отраслей и

секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько

это важно для последующего закрепления интеграции, ка­ков будет социальный

резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и

по­требностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в

качестве избранных сфер были оп­ределены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей

силы, услуг и информации, допол­няющих беспрепятственное перемещение товаров.

Не­обходимо обозначить и следующую пятую задачу, ре­шаемую при создании ЕР:

формирование общих фон­дов содействия социальному и региональному разви­тию,

что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя,

ориентацию на удов­летворение "потребностей на местах", позволяющую реально

ощутить преимущества интеграционных про­цессов. Эти экономические шаги

обусловливают согла­сование серьезных мер по гармонизации и унификации

национальных законов. При этом особое место отво­дится введению системы мер,

предотвращающих нару­шения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем

самым предопределялась необходимость формиро­вания специальных, в том числе

наднациональных, ор­ганов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,

Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европей­ский Совет. Другие интеграционные

группировки, вероятно, бу­дут иметь иные органы управления и контроля. Задачи,

которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит ре­шать интеграционным

группировкам, потребуют созда­ния и использования соответствующего

инструмента­рия.

• Строительство ЕР должно завершиться создани­ем подлинно единого

экономического, правового и ин­формационного пространства и дать импульс для

пере­хода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических

разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически

отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как из­вестно, в Европе ЕР был создан

к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и

Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схема­тичном виде выглядит следующим

образом. Основные направления политики стран-членов и Союза опреде­ляются

совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за

ходом экономи­ческого развития каждой страны и Союза в целом. При

несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям

ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционирова­нию

ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены

должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим

установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом по­следнего этапа формирования ЭВС

предусматривается проведение единой валютной политики, введение еди­ной валюты

— ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе

с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков

стран, входящих в ЭВС.

Другим практическим примером международной ин­теграции является

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано

Согла­шение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать

суть ос­новных положений Соглашения и сравнить с основопо­лагающими посылками

документов Евросоюза, то оче­видно главное: демонтируются не только таможенные

барьеры, НАФТА открывает путь к созданию континентального единого рынка для

свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам

специалистов не исключено, что уже через 15 лет про­изойдет слияние трех

национальных рынков и сформи­руется зона свободной торговли с населением более

375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не

созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные

сущест­вующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в

процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет

про­диктовано необходимостью

Создание НАФТА было в большей мере иницииро­вано решениями политиков, хотя

значение экономиче­ских императивов при этом нисколько не приуменьша­ется. В

начале 90-х годов с окончанием "холодной вой­ны" радикальным образом

изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире:

исчез­ли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции

России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляют­ся

попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под

американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической

мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных

экономических и научно-техни­ческих потенциалов стран ряда регионов с

аналогичны­ми показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно

долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к

политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение

интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи

Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятель­ность

организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,

просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка,

идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономиче­ского сообщества и

т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не

насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы

предупредить возможные негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства

на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов

на своем континенте.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на

огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно

благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит

асимметрич­ный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности

1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА

заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика,

обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки

относящаяся к разви­вающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный

и южный партнеры многократно уступают США.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом

обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень

высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС,

доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля

Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к

выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления

интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность

канадских фирм ста­ла приближаться к аналогичному показателю для аме­риканских.

Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была

предваритель­но, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабаты­вающей и

добывающей промышленности. Правительст­во Канады считает, что участие в НАФТА

позволит бо­лее тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продук­ции, повысить

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты