Курсовая: Кризис коммунизма в странах Восточной Европы

опу­бликовано заявление ЦК СЕПГ о готов­ности обсуждения требований

гласности, демократии, свободы выезда за границу и других вопросов.

Однако напряжение в стране не спада­ло. Тогда был сделан еще один шаг. 18.

ок­тября пленум ЦК СЕПГ освободил Э. Хо­неккера от обязанностей генерального

се­кретаря и вывел из политбюро его ближайших сторонников Г. Миттага и X.-И.

Херманна. Хонеккера освободили также от поста председателя Государст­венного

совета ГДР. На обе должности, которые до этого занимал Хонеккер, был избран

Эгон Кренц- один из близких к Хонеккеру деятелей, секретарь ЦК СЕПГ и член

политбюро.[55]

Объявленные новым руководством ме­ры по обновлению управления страной бы­ли

совершенно недостаточными. Хотя был провозглашен курс на реформы и

демократизацию, но реально ничего не предпринималось. Руководство явно не

поспевало за ходом событий, теряло над ними контроль.

Еще одна попытка спасти себя была предпринята руководством СЕПГ 8. нояб­ря.

Пленум ЦК существенно обновил со­став политбюро. В него вошел Ханс Модров-

первый секретарь Дрезденского ок­ружного комитета СЕПГ, известный своим

критическим отношением к старому руко­водству партии и пользовавшийся

авто­ритетом среди населения.[56]

17. ноября Народная палата ГДР утвердила состав нового правительства стра­ны.

Его возглавил X. Модрои. Правитель­ство было сформировано на коалиционной

основе: из 28 министров 12 представляли СЕПГ, а остальные 16 министров- другие

партии (Христианско-демократический союз,

Либерально-демократическая пар­тия, Национально-демократическая пар­тия и

Демократическая крестьянская пар­тия).

Правительство начало свою деятель­ность в совершенно новой ситуации. Резко

изменились взаимоотношения с другим германским государством- ФРГ. 9. нояб­ря

1989 года руководство ГДР приняло ре­шение об открытии своих западных гра­ниц

для свободных поездок в ФРГ и За­падный Берлин. «Берлинская стена» пере­стала

играть свою роль грозного препят­ствия. Ее стали разбирать на сувениры.

[57]

Однако кризисная обстановка в стране не спадала. Напротив, она еще более

уг­лубилась в связи со ставшими известными фактами злоупотребления властью и

кор­рупции в годы режима Хонеккера. ЦК СЕПГ принял решение об исключении из

партии и предании суду бывших руково­дителей партии Э. Хонеккера и Г. Мит­тага,

премьер-министра В. Штофа, мини­стра госбезопасности Э. Мильке и других

партийных и государственных деятелей. К ответственности были привлечены также

руководители профсоюзов. Христианско-демократического союза и

Национально-демократической партии.[58]

Новое руководство СЕПГ не смогло сдержать распада своей партии. За два

последних месяца 1989. года из нее вышло около половины членов (900 тыс. из 2

млн. человек). Народной палатой ГДР было принято решение изъять из

конституции страны положение о “руководящей роли СЕПГ”

Полная недееспособность руководите­лей СЕПГ в новых условиях привела 3. декабря

к коллективной отставке полит­бюро и ЦК партии во главе с Э. Кренцем, а через

три дня Кренц вынужден был оставить и пост председателя Государст­венного

совета. Состоявшийся в середине декабря 1989. года чрезвычайный съезд СЕПГ

избрал новое руководство партии. Из пре­жнего состава ЦК в новое правление

партии (101 человек) вошло всего три чело­века. Изменилось и название партии.

Она стала называться “Социалистическая еди­ная партия Германии — партия

демокра­тического социализма”. Однако вскоре первая часть названия

перестала фигу­рировать. Председателем партии стал мо­лодой адвокат Г.Гизи,

объявивший о ее коренной перестройке.[59]

Вслед за реорганизацией СЕПГ прои­зошли другие важные перемены в поли­тической

жизни ГДР. Были созданы новые партии и организации, заявившие о своем намерении

бороться за места в будущем парламенте страны. Большую активность проявляли.

Социал-демократическая пар­тия, а также организации “Новый форум”,

“Демократическое пробуждение”, “Объе­динение левых”, “Инициатива за мир и права

человека” и др.

В развернувшейся предвыборной борь­бе четыре бывших союзника СЕПГ-

Хри­стианско-демократический союз, Либе­рально-демократическая партия,

Нацио­нально-демократическая партия и Демо­кратическая крестьянская партия-

объя­вили о своем выходе из традиционного блока с коммунистами.

Эти четыре партии, а также новые по­литические объединения заявили об отказе от

социалистического пути развития ГДР. Перспективу ближайшего развития они

ви­дели в “спасении страны через воссоединение Германии”. Лозунг объединения

Германии стал главным программным пунктом всех политических течений. На этой

волне в стране поднялись и право-экстремистские силы. Все оппозиционные к СЕПГ-

ПДС партии пользовались ак­тивной поддержкой со стороны политиче­ских и

государственных учреждений ФРГ и Западного Берлина. Ведущие деятели ФРГ,

включая канцлера Г. Коля, прини­мали прямое участие в митингах и

демон­страциях, проводившихся на территории ГДР.

[60]

Вопрос об объединении двух герман­ских государств стал в центре внимания всей

политической жизни страны. Под­держиваемые руководством ФРГ многие политические

силы ГДР выступили за немедленные меры по созданию единого гер­манского

государства. Не отрицая самой перспективы объединения, некоторые более

умеренные деятели рассматривали ýòîò

ïðîöåññ êàê

äëèòåëüíûé,

поэтапный с созданием “договорного общества”,

ñîïðÿæåííîãî

ñ

êîíôåäåðàòèâíûìè

îòíîøåíèÿìè

äâóõ

ãåðìàíñêèõ

ãîñóäàðñòâ

è

ïðåäñòàâëÿëî

ñåáå

îáúåäèíåíèå

Ãåðìàíèè â

êîíòåêñòå

îáúåäèíåíèÿ

âñåé Åâðîïû è

÷åðåç âûõîä

Ãåðìàíèé èç

âîåííûõ

áëîêîâ.

Об изменении своего отношения к гер­манскому вопросу заявило и правительство X.

Модрова. Была признана ошибочной официальная концепция наличия двух немецких

наций- социалистической и капиталистической. Правительство ГДР заявило о

стремлении развивать широкое сотрудничество с ФРГ и Западным Бер­лином и

выразило свою заинтересован­ность в получении от ФРГ экономической помощи.

Одновременно провозглашалась верность ГДР своим союзническим обяза­тельствам.

Признавалась нерушимость европейских границ.

[61]

Дальнейшую судьбу страны, ход ее эко­номического и политического развития, ее

внешнюю политику должны были решить выборы в Народную палату ГДР, назна­ченные

на 18. марта 1990. года. Весь ход избирательной кампании свидетельствовал об

оттеснении СЕПГ - ПДС от руковод­ства страной. Это показали и результаты

выборов в парламент. Партия демократи­ческого социализма стала

оппозицион­ной.

Большинство голосов на выборах полу­чил Христианско-демократический союз

(40,9%), затем следовали социал-демокра­ты (21,8%). Партия демократического

со­циализма завоевала 16,3% голосов. Со­ответственно определилось и

распределе­ние мест, полученных различными пар­тиями в Народной палате. Партии

правого блока во главе с ХДС обеспечили себе 193 места из общего числа 400

мест, СДПГ- 87, а ПДС- 65 мест.

Ïðàâèòåëüñòâî

ñôîðìèðîâàë

õðèñòèàíñêèé

äåìîêðàò

Ëîòàð äå

Ìåçüåð.

[62]

Кардинальные изменения в ГДР в конце 1989.- начале 1990. года показали, что

германский вопрос вновь заявил о себе не только как задача, стоявшая перед

двумя германскими государствами, но и как сложнейшая международная проблема. От

ее решения стала в прямой зависимости определяться и судьба Европы, и новая

система обеспечения международной безо­пасности. Германская проблема стала

предметом обсуждения между четырьмя великими державами- участниками мир­ного

урегулирования после окончания вто­рой мировой войны — СССР, США,

Вели­кобританией и Францией.[63]

12. сентября 1990. года четыре державы- победительницы и представители ГДР и ФРГ

подписали в Москве Договор об окончательном урегулировании в отношении

Гер­мании, который фактически подвел черту под итогами второй мировой войны в

Ев­ропе. Договор и другие документы зафик­сировали признание нерушимости

европей­ских границ, запрет на обладание Гер­манией средствами массового

уничтоже­ния, определили пределы численности бун­десвера и временное сохранение

(до конца 1994. года) вооруженных сил СССР в вос­точной части объединенной

Германии. Ñ 1. èþíÿ 1990.

ãîäà íà âñåé

òåððèòîðèè

Ãåðìàíèè

áûëà

ââåäåíà

åäèíàÿ

âàëþòà-

çàïàäíîãåðìàíñêàÿ

ìàðêà. Процесс объединения Германии

сопровож­дался принятием 1. октября министрами иностранных дел четырех держав и

двух германских государств Документа о пре­кращении с объединением Германии

дей­ствия четырехсторонних, прав и ответ­ственности в отношении Берлина и

Гер­мании в целом. Çàòåì íà

òåððèòîðèè

ÃÄÐ áûëè

âîññòàíîâëåíû

6 çåìåëü. 3.

îêòÿáðÿ,

ïî÷òè ïîñëå 41.

ëåòíåãî

ñóùåñòâîâàíèÿ,

ÃÄÐ èñ÷åçëà

ñ

ïîëèòè÷åñêîé

êàðòû ìèðà.

[64]

Румыния

Если в ГДР, Болгарии и Чехословакии бурные события не сопровождались

кровопролитием и проходили в цивилизованных формах, то в Румынии они приняли

другой характер.

Тоталитарный режим, установленный семейством Чаушеску, действовавшей в духе

чисто сталинских традиций и господствовавший почти четверть века, привел

Румынию к тяжелому кризису. Вопреки официальной статистике, рисовавшей в 80.

годы радужную картину развития, экономика страны находилась в состоянии

стагнации. Полностью провалились фантастические программы модернизации

производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, внедрения

достижений научно-технического прогресса. Страна ощущала острую нехватку

топливно-энер­гетических и сырьевых ресурсов. На 30- 40% были недогружены

производственные мощности в промышленности.

[65]

Тяжелейшим бременем для румынского народа была все возраставшая финансо­вая

задолженность западным державам. К началу 80. годов она составила 10,2 млрд.

долларов. Увеличение долга с наивной целью улучшения экономической ситуации,

совершенно неэффективное использование полученных кредитов привели к увеличению

числа промышленных объектов без учета необходимости структурной пере­стройки и

модернизации экономики.[66]

А без этого нельзя было обеспечить погашение полученных кредитов. Выплата

долгов вела к сокращению импорта и уве­личению экспорта остро необходимых для

внутреннего потребления товаров, прежде всего продовольствия и

нефтепродуктов. С 1975. по 1989. года Румыния выплатила западным кредиторам

около 21 млрд. долларов, в том числе более 7 млрд. долларов в счет процентов

за кредиты.

Необходимостью выплаты долгов руко­водство страны объясняло политику

“затя­гивания поясов” и тяжелейшие жизнен­ные условия большинства румынского

на­селения. Из года в год неуклонно ухудшалось продовольственное снабжение

тру­дящихся. Но не только непосильная за­долженность, а и все другие просчеты в

экономической политике в конечном сче­те определялись господствовавшей в

стра­не административно-командной системой, тоталитарным режимом,

прикрывавшимся социалистическими лозунгами и опирав­шимся на компартию,

превращенную Н. Чаушеску в инструмент власти его семейного клана. А ведь в

партии насчи­тывалось около 4. млн. человек, т. е. каж­дый пятый житель и

каждый третий заня­тый на производстве являлся ее членом.

[67]

Румынский диктатор Николае Чауше­ску категорически отрицал саму возмож­ность

каких-либо изменений в управлении хозяйством, да и вообще в жизни страны. Он

заявлял, что в Румынии уже давно якобы проведены реформы, к которым в 80. годы

приступили другие восточно­европейские страны. Пытаясь поднять эффективность

сельского хозяйства, Чау­шеску еще больше ужесточил систему директивного

управления госхозов и огосударствленных кооперативов, развернул кампанию

“систематизации” деревень, предусматривавшую ликвидацию 7. тысяч деревень и

переселение их жителей в “агропромышленные центры”. Системати­чески проводилась

насильственная ас­симиляция венгерского населения, прожи­вающего в

Трансильвании.[68]

Тоталитарная система власти, низкий жизненный уровень, положение на грани

голода- все это вызывало рост социаль­ного напряжения в стране, резкого

недо­вольства методами строительства “все­сторонне развитого социализма”,

провозглашенного господствовавшим кланом. Об этом же свидетельствовало

принявшее массовый характер бегство граждан венгерской и румынской

национальностей за пределы страны: к марту 1989. года примерно 30 тыс.

человек скопилось на территории Венгрии и примерно такое же число беженцев

проследовало в другие европейские страны. Выступления рабочих на угольных

шахтах Решицы, заводах Брашова и в других местах жестоко подавлялись. Робкие

про­тесты представителей румынской интелли­генции игнорировались или вели к

суро­вым репрессиям.

В стране не было орга­низованной оппозиции, но даже здесь выступление ряда

бывших политических деятелей — «письмо шести», обнародованное в начале 1989.

года и содержавшее резкую критику состояния дел в стране, показывало

напряженность обстановки.Но все же подавляющая часть населения готова была

выступить против ненавистного режима. Однако ослепленный властью диктатор, хотя

и из­рядно напуганный радикальными измене­ниями в соседних странах, продолжал

верить в незыблемость установленного им строя.

[69]

Даже на фоне начавшихся перемен в Восточной Европе Чаушеску демонстрировал

абсолютное нежелание последовать примеру соседей, ссылыясь на право Румынии

идти своим путем. 20. ноября 1989. года, когда уже рухнула берлинская стена и

свершилась "бархатная революция" в Чехословакии, в Бухаресте состоялся XIV

съезд Румынской компартии. Чаушеску в своем докладе ни слова не сказал о том,

что произошло в соседних странах. Съезд был про­возглашен “съездом великих

побед и тор­жества социализма”. Безудержно восхва­ляемый на съезде “герой из

героев”, “лю­бимый сын нации”, “титан мысли”, Н. Чау­шеску объявил о переходе

страны к “но­вому этапу”- завершению строительства “всесторонне развитого

социалистического государства”. Съезд принял новые планы развития

социалистического общества до 2010. года.

[70]

Подлинно новый этап в развитии Ру­мынии действительно начался через три

недели после завершения съезда. Но он был связан уже не с программой съезда,

не с самой партией и не с ее лидером. Начало ему положил восставший против

диктатуры народ.

В середине декабря Чаушеску отправился с официальным визитом в Иран. В это

время 16.-17. декабря в Трансильванском городе Темишоара, после того как

служба безопасности пыталась выселись местного священника Ласло Текеши.

События в Тимишоаре всколыхнули всю страну. Начались стихийные демонстрации

в его поддержку. Армия и служба безопасности жестоко подавили их. Вернувшийся

из Ирана Чаушеску объявил эти события результатом происка внешних врагов и

назначил на следующий день митинг в поддержку действий властей. Собравшиеся

на площади люди, выслушав речь, стали однако выкрикивать

антиправительственные лозунги. Произошли первые столкновения с милицией.

Начались стихийные выступления.

Про­тив восставших были направлены отряды спецназначения и личной охраны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты