îðèåíòèðû
âíåøíåé
ïîëèòèêè:
Âåíãðèÿ, êàê
è Ïîëüøà,
çàÿâèëà î
ñâîåì
ñòðåìëåíèè
âîéòè â ÅÝÑ.
Áûëî
èçìåíåíî è
íàçâàíèå
ñòðàíû. Îíà
ñòàëà
íàçûâàòüñÿ
Âåíãåðñêîé
Ðåñïóáëèêîé.
 1991. ãîäó èç
Âåíãðèè
áûëè
âûâåäåíû
ñîâåòñêèå
[44]
* * * * *
Многие руководители стран Восточной Европы настороженно наблюдали за
процессами перестройки в Советском Союзе, событиями в Польше и Венгрии, видя
в них угрозу своему положению (их реакция в этом плане напоминала отношение
брежневского руководства к пражской весне 1968. года). Внесли свою лепту,
несмотря на их географическую отдаленность, и события в Китае на площади
Тяньанмынь летом 1989. года. У руководителей стран Восточной Европы создалась
иллюзия о возможности повернуть события вспять. Авторитарно-бюрократические
режимы в некоторых странах, ощущая угрозу своему положению, попытались
сплотить свои ряды. В результате весной 1989. года замаячили контуры так
называемого антиперестроечного блока (как его окрестила западная пресса) во
главе с Хоннекером, Якешом-Гусаком, Живковым, Чаушеску. В народных массах
реакция на события, происходившие в других странах, была обратной. Такая
реакция порождала обратные действия. И именно в этой упомянутой группе стран
и произошли наиболее бурные события.
Ситуация, складывавшаяся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имела много общего.
Однако известную однотипность им придавала позиция руководства их правящих
партий, либо отказывавшихся вообще идти на какие-либо реформы ( такое
положение, помимо ГДР, было характерно для Румынии, в которой существовавший
режим отличался особой догматичностью), либо имитировавших действия по
проведению назревавших преобразований. Для всех них было присуще четко
наметившееся отставание партии от происходивших в обществе процессов.
Повсеместно, начиная с 1988. года стали возникать неформальные организации .
Общим для всех этих групп было стремление к ограничению (в разной мере)
руководящей роли партии, изменению внутренней и внешней политики страны).
Руководства же этих стран ресценяло подобные группировки как
антикоммунистические, антисоциалистические и даже террористические и отвечало
репрессивными мерами (хотя последние и не приняли крайних форм и массовых
масштабов. [45]
Чехословакия
В Чехословакии после отставки в декабре 1987. года с партийных постов Гусака и
прихода нового руководства КПЧ во главе с М. Якешем резко активизировалась
общественная жизнь. Начались дискуссии о новой политической жизни страны, о
новой конституции ЧССР. Однако руководство КПЧ не спешило с осуществлением
реформ. Обсудить их концепции оно намеревалось на очередном съезде партии.
Вместе с тем руководство КПЧ отказывалось от пересмотра прежних критических
оценок событий 1968. года и неизменно подчеркивало руководящую роль партии в
обществе. Такие установки вразрез шли с быстрой политизацией страны.
[46]
Характерной особенностью Чехословакии было наличие в её общественной жизни
политической оппозиции, которая охватывала как большинство учвстников событий
1968. года, так и другие слои, примкнувшиеся к ней позже. Она находилась в
летаргическом состоянии, хотя после образования политической группы, получившей
название “Хартия-77”, несколко оживилась.
[47]
Положение изменилось в 1988. году. Активизировавшиеся оппозиционные силы перешли
к решительным действиям. Внешним её проявлением стали демонстрации в Праге и
других городах в августе (в связи с 20. летием введения в Чехословакию войск
стран Варшавского Договора), в конце октября (в связи с празднованием 70. летия
образования независимой Чехословакии) и в январе 1989. года (20. летия
годовщина сожжения Яна Палаха). 17. íîÿáðÿ
1989. ãîäà
ñòóäåíòû
ïðîâåëè â
öåíòðå Ïðàãè
äåìîíñòðàöèþ
ïðîòåñòà ñ
òðåáîâàíèåì
ïåðåìåí.
Ïîëèöèÿ
æåñòîêî
èçáèëà
ó÷àñòíèêîâ
äåìîíñòðàöèé.
Ýòî âûçâàëî
öåëóþ áóðþ
ïðîòåñòà.
Óæå 20. íîÿáðÿ
íà
Âàöëàâñêîé
ïëîùàäè â
Ïðàãå
ñîáðàëîñü
ñòîëüêî
ëþäåé, ÷òî
ïóñòèòü â
õîä ïîëèöèþ
óæå íå
ïðåäñòàâëÿëîñü
âîçìîçíûì. 21.
ноября начались массовые демонстрации в Праге. В тот же день был создан
«Гражданский форум», объединивший все оппозиционные силы в чешских землях, и
«Общество против насилия» в Словакии. Попытки властей осудить демонстрации не
имели успеха. Ïëåíóì ÖÊ
ÊÏ×
(Êîììóíèñòè÷åñêàÿ
ïàðòèÿ
×åõîñëîâàêèè)
ïðèíÿë
îòñòàâêó
ïðåçèäèóìà
ÖÊ ïàðòèè.
Çàòåì áûëî
ïî÷òè
ïîëíîñòüþ
çàìåíåíî
ðóêîâîäñòâî
ÊÏ×. Åìó
ïðèøëîñü
âñòóïèòü â
äèàëîã ñ
îïïîçèöèåé.
Оппозиционные силы выдвинули развернутую программу смены государственного и
партийного руководства, выступили за дальнейшие социально-экономические
преобразования. После попытки реорганизации старого правительства 10. декабря
было создано повое правительство М. Чалфы.
[48]
Ïðåäñåäàòåëåì
Ôåäåðàëüíîãî
ñîáðàíèÿ
ñòàë À.
Äóá÷åê. Вслед за последовавшей тогда же
отставкой Гусака в конце декабря президентом ЧССР был избрав Вацлав Гавел.
Начался процесс демонтажа старой системы,
īņģåķåķą
ńņąņü˙
źīķńņčņóöčč ī
šóźīāīä˙łåé
šīėč ļąšņčč,
ļšīāåäåķū
šūķī÷ķūå
šåōīšģū. Ā 1991.
ćīäó čē
×åõīńėąāźčč
įūėč āūāåäåķū
ńīāåņńźčå
āīéńźą. Ńņšąķą
ńņąėą
ķąēūāąņüń˙
×åųńźīé č
Ńėīāąöźīé
Ōåäåšąņčāķīé
šåńļóįėčźīé.
Ńņīėü
ńņšåģčņåėüķūå
ļåšģåķū ā
īįńņąķīāźå
ńīõšąķ˙žłåćīń˙
ģčšą äąėč
īńķīāąķč˙
ķąēāąņü żņč
ńīįūņč˙
“įąšõąņķīé
šåāīėžöčåé”. Ķī
åå šąēāčņčå ķå
īįīųėīńü įåē
ļšīįėåģ.
Źščēčń ļščāåė
ź ķīāīģó
īįīńņšåķčž
āēąčģīīņķīųåķčé
ģåęäó äāóģ˙
ķąšīäąģč-
÷åõąģč č
ńėīāąźąģč. Ā
õīäå
šåāīėžöčč 1989.
ćīäą įūńņšī
āū˙āčėčńü
ńåļąšąņčńņńźčå
ķąńņšīåķč˙. Ā
čžķå 1992. ćīäą ķą
āūįīšąõ č ā
×åõčč, č ā
Ńėīāąźčč
ļīįåäó
īäåšęąėč
ļąšņčč,
āūńņóļčāųčå
ēą ģčšķūé
“šąēāīä”
×åõīńėīāąźčč.
Ā õīäå
ļīńėåäóžłčõ
ļåšåćīāīšīā
įūėč šåųåķū
īńķīāķūå
ļšīöåäóšķūå
āīļšīńū, č ń 1.
˙ķāąš˙ 1993. ćīäą
×åõīńėīāąźč˙
źąź åäčķīå
ćīńóäąšńņāī
ļåšåńņąėī
[49]
ГДР
На фоне явных кризисных явлений в ряде восточноевропейских стран положение в
ГДР в 70.-80. годы внешне выглядело довольно благоприятным. Об этом
свидетельствовали и относительно стабильный производственный процесс, и
сравнительно высокий по сравнению с другими странами Центральной и
Юго-Восточной Европы жизненный уровень. Однако к концу 80. годов ситуация резко
изменилась. Ухудшилось экономическое положение. Правда, официальные
статистические данные указывали на ежегодный рост национального дохода на 4%,
а продукции промышленности- на 6%. Однако, как выяснилось позже, эти данные в
течение ряда лет фальсифицировались. На самом деле государственные планы
систематически не выполнялись, непродуманная инвестиционная политика привела к
серьезным диспропорциям в хозяйстве страны, выросли дефицит государственного
бюджета и внешняя задолженность. Государстненный долг составил огромную сумму в
20,6 млрд. долл.[50]
Ежегодно возрастал отток квалифицированных рабочих, покидавших ГДР. К 1989.
году он достиг рекордных размеров: число уехавших в ФРГ достигло 350 тысяч
человек. Это привело к существенному сокращению объемов производства. Около
250 тысяч рабочих мест стали незанятыми.[51]
Общественно-политический кризис в ГДР, вызревавший долгое время подспудно,
усугубился нежеланием и неспособностью руководства во главе с Э. Хонеккером
признать острую необходимость обновления всей общественно-политической жизни в
стране. Росло недоверие к политике Социалистической единой партии Германии,
разочарование в модели авторитарно-бюрократического «социализма», которую
отстаивало партийное руководство. Этому способствовал и внешний фактор-
воздействие на население ГДР перестройки, демократизации и гласности в СССР, а
также кардинальные изменения в Польше и Венгрии, особенно введение там
многопартийности и отказ от руководящей роли компартий.
[52]
Однако Э. Хонеккер и его окружение не считались с критикой, раздававшейся в их
адрес, превозносили “достижения” ГДР, скрывая от народа факты углубления
кризисных явлений в экономике страны и полностью отгораживаясь от советской
перестройки и изменений в других социалистических странах., выступая с
критикой происходивших там процессов (особенно в Польше и Венгрии). Культ
личности Э. Хонеккера приобретал все более уродливые формы.
[53]
Реакцией на все эти явления стало то что многие лица, утратив надежды на
внутренние изменения в стране стали связывать свои расчеты на будущее с
переселением в ФРГ. Возросла волна беженцев. В январе 1989.
ćīäą было зарегистрировано 400 тыс. заявлений на выезд. В
начале лета 1989 г. это бегство приобрело массовый характер, когда открылась
возможность ухода на Запад через венгерскую территорию. Облегчение режима на
венгеро-австрийской границе привлекло десятки тысяч туристов из ГДР, которые,
приехав в Венгрию, затем направлялись через Австрию в ФРГ. В Чехословакии и
Польше сотни туристов из ГДР проникали в посольства ФРГ и просили
политического убежища.
В начале сентября 1989. года на улицы городов выплеснулась проблема переселенцев
и беженцев. Строгие демарши правительства ГДР, требовавшего от Венгрии
выдворения тысяч туристов из ГДР, которые не желали возвращаться на родину, а
также запреты на выеза из ГДГ и Чехословакии не дали никаких результатов.
Напротив, в ряде городов страны, особенно в Лейпциге (первая
несанкционированная демонстрация 15. января 1989. года.), Дрездене и Берлине,
все чаще стали проводиться митинги с требованиями политических реформ,
демократии и свободы. В ответ на попытки властей применить силу для разгона
митингов и массовых демонстраций росло народное возмущение. Оно достигло
кульминации, когда более 70 тысяч демонстрантов в Лейпциге 9. октября 1989 года
потребовали привлечь к ответственности лиц, виновных в разгоне
контрдемонстрации в Берлине в день 40. летия ГДР.
[54]
Правительство Венгрии после переговоров с властями ГДР приняло решение
открыть границу с Австрией для скопившихся на венгерской территории
«туристов» из ГДР, требовавших выезда в ФРГ. Только за первые три дня
границу пересекло более 15. тыс. человек.
Пытаясь удержаться у власти, часть руководства ГДР начала искать выход из
создавшейся ситуации на путях политического лавирования. 11. октября было
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9